Немецкая классическая философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 14:16, реферат

Краткое описание

Философия Канта развивается в эпоху, предшествующую Великой французской революции. Она представляет собой большую проблему, как и отражаемая ею эпоха. Социальные проблемы европейской буржуазии разрешились революцией, являющейся наиболее напряжённой формой человеческой деятельности.

Содержание

1. Особенность формирования и развития немецкой классической философии.
2. Философские воззрения Канта, его этические воззрения.
Основные понятия.
Библиографический список.

Вложенные файлы: 1 файл

Философия контрольн работ №2.docx

— 73.01 Кб (Скачать файл)

   Последователем Спинозы был также Гердер, а по мнению Меринга ("Легенда о Лессинге") - и Лейбниц.

    Отчасти непосредственно, отчасти через этих выдающихся людей Германии Спиноза оказал большое влияние и на философию конца XVIII и начала XIX в. Особенно велико было его значение для Шеллинга, Гегеля, Фейербаха. Природа у Шеллинга - та же субстанция Спинозы, но одушевлённая и сверкающая красками. Если субстанция Спинозы есть метафизически переряженная природа, то у Шеллинга она переряжена поэтически и диалектически. Ряд своих работ он изложил даже "геометрическим методом" (аксиомы, теоремы и т. д.). Наконец, Гегель уже в "Феноменологии духа" в качестве основной задачи философии выдвигает необходимость соединения (синтеза) субстанции Спинозы и субъекта Фихте. "На мой взгляд, который должен быть оправдан только изложением самой системы, всё дело в том, чтобы понять и выразить истинное не как субстанцию только, но равным образом как субъект", - говорит он в предисловии к "Феноменологии духа". Положение Лессинга в преобразованном виде мы находим в гегелевском "истинное есть целое".

 В чём причина такого длительного и глубокого влияния Спинозы на Германию?

   Во-первых, Спиноза - один из самых ярких, наряду с Декартом и Лейбницем, рационалистов - представителей разума и мышления. Немецкие же философы из двух противоположных линий - рационализма и эмпиризма - склонялись, в силу основной своей тенденции, именно к рационализму.

    Во-вторых, Спиноза - пантеист. Развитие естествознания сделало природу у Гёте, Шеллинга и других самоценной реальностью. Но ни Гёте, ни, ещё раньше, Лессинг, ни Шеллинг, не признавали материализма. "Мессией природы", освободителем её от теологических и идеалистических привесков выступил позже Фейербах. Предшественники воспринимали природу как тождество мышления и материи (или протяжения), то есть в духе пантеизма Спинозы.

     В-третьих, влияние Спинозы объясняется стремлением эпохи к синтезу, систематизации, энциклопедии всех накопленных знаний. "Истинное есть целое" - это не случайное замечание, а одна из основных тенденций развития познания в эпоху немецкой классической философии, - тенденция, прообразом которой была система Спинозы.

    Рассмотренные философские и просветительские идеи в соединении с своеобразными условиями Германии XVIII в., её литературой и естествознанием и были теми основами, на которых развились своеобразные системы немецкой философии.

___

    Антино́мия (др.-греч. ἀντι- — против и νόμος — закон; противоречие в законе или противоречие закона самому себе) — ситуация, в которой противоречащие друг другу высказывания об одном и том же объекте имеют логически равноправное обоснование, и их истинность или ложность нельзя обосновать в рамках принятой парадигмы, то есть противоречие между двумя положениями, признаваемыми одинаково верными, или, другими словами, противоречие двух законов. Термин «антиномия» был предложен Гоклениусом.

 

    Идея антиномического мышления возникла в древнегреческой философии (Платон, Аристотель), хотя чаще употреблялся термин «апория»; тогда же были сформулированы некоторые семантические антиномии, например, «Лжец» (Евбулид изМилета). В простейшем варианте «Лжеца» человек произносит: «Я лгу», или «То что я сейчас говорю, является ложью», или же «Это высказывание ложно». Если высказывание ложно, то говорящий сказал правду, и сказанное им не является ложью. Если же высказывание не является ложным, а говорящий утверждает, что оно ложно, то это его высказывание ложно. Таким образом, если говорящий лжет, он говорит правду, и наоборот. Парадокс «Лжец» произвел громадное впечатление на современников Евбулида. Существует даже легенда, что некий Филит Косский, отчаявшись разрешить этот парадокс, покончил с собой, а известный древнегреческий логик Диодор Кронос, дав обет не принимать пищу до тех пор, пока не найдёт решение «Лжеца», умер, так и не разрешив проблему.

  Формулированию и анализу антиномии много внимания уделяли схоластические логики.

    Кант использовал понятие «антиномия» для оправдания основного тезиса своей философии, согласно которому разум не может выйти за пределы чувственного опыта и познать «вещи в себе» (Ding an sich, буквально — вещь по себе). По учению Канта, такого рода попытки приводят разум к противоречиям, так как делают возможным обоснование как утверждения (тезиса), так и отрицания (антитезиса) каждой из следующих «антиномий чистого разума»:

  1. Мир конечен — мир бесконечен.
  2. Каждая сложная субстанция состоит из простых частей — не существует ничего простого.
  3. В мире существует свобода — в мире не существует свободы, но господствует только причинность.
  4. Существует первопричина мира (Бог) — не существует первопричины мира.

    Кант объясняет «антиномию» как противоречие, в которое теоретический разум (нем. Vernunft) впадает сам с собою или собственно с рассудком (нем. Verstand), когда он идею абсолютного относит к миру как совокупности всех явлений. Отсюда именно являются противоречивые законы и мнимоосновательные теории, ведущие к принятию положений, непостижимых для нашего рассудка.

   Как мы уже видели, антиномии обнимают следующие вопросы: конечны ли или бесконечны — вселенная, пространство,время? Имеются ли неделимые атомы, или материя может делиться до бесконечности? Существует ли только необходимость в природе, или возможна также свободная причинность? Находится ли во вселенной или вне её необходимая сущность или нет? Так как антиномия в данном случае состоит в том, что можно привести одинаково убедительные доказательства в пользу как утвердительного, так и отрицательного ответа на эти вопросы, то разрешение антиномии необходимо приводит к выводу, что человеческое познание в последних встречает преграду, которой ни перешагнуть, ни победить не может.

    По Канту, мы знаем о пространстве, времени, материи, причине и т. д. только как о явлениях (феноменах), но ничего не знаем: каковы вещи-в-себе (ноумены). Поэтому мы должны отказаться от догматического изучения этих вопросов; идея абсолютного и бесконечного имеет только значение регулирующего принципа, то есть она сама не служит источником расширения знания, а только руководящею нитью для всё более и более прогрессирующего расширения знания. Помимо антиномий чистого разума, Кант сформулировал ряд принципиальных антиномий морального, религиозного и эстетического сознания.

    Гегель отметил важность значения кантовских антиномий, поскольку они отражают диалектический характер его взглядов. Антиномии, или противоречия, по его утверждению, существуют «во всех предметах всякого рода, во всех представлениях, понятиях и идеях».

    Антиномии Канта не являются «антиномиями» в смысле современной формальной логики, поскольку обоснование и тезиса иантитезиса в них не поддается представлению в форме логически правильных рассуждений. На рубеже 19 и 20 веков в логике и математике (Теория множеств) был обнаружен ряд подлинных антиномий, что явилось одной из причин активизации исследований по основаниям логики и математики.

Антиномии возникают не вследствие субъективной ошибки, но связаны с  диалектичностью процесса познания. Традиция антиномического мышления связана также с христианской богословской традицией, в которой  непостижимость основных догматических положений часто формулируется в виде антиномий (П. Абеляр, П. А. Флоренский, А. Ф. Лосев и др.).

__

    Априо́ри (лат. a priori — буквально «от предшествующего») — знание, полученное до опыта и независимо от него (знание априори, априорное знание), т.е. знание, как бы заранее известное. Этот философский термин получил важное значение втеории познания и логике благодаря Канту. Идея знания априори связана с представлением о внутреннем источнике активностимышления. Учение, признающее знание априори, называется априоризмом. Противоположностью априори является апостериори(лат. a posteriori — от последующего) — знание, полученное из опыта (опытное знание). В современной философии априори (как и апостериори) считается видом дескриптивного знания[источник не указан 209 дней].

    Термин имеет долгую историю и не раз менял своё значение; в определении приведён самый употребительный смысл. Слово «априори» в русском языке  может выступать и как   наречие  (синоним — прилагательное «априорный»), и каксубстантивированное наречие — несклоняемое существительное среднего рода (синоним: «знание априори», «априорное знание»). Вне философского контекста это выражение часто употребляется как синоним «первоначально» («заранее»); «бездоказательно»; «умозрительно»; «предварительно».

 

    Наиболее ранним использованием в философии того, что могло бы рассматриваться как понятие знания априори, является «учение о припоминании» Платона, затрагиваемое в диалоге Менон. Согласно этой теории знание, которое в современных терминах можно назвать априорным, внутренне присуще человеческому уму, наследуется им.

    Возникновение собственно термина «априори» связано с философией Аристотеля. Он различал доказательство от последующего и доказательство от предшествующего.

   В дальнейшем это различие исследовали Северин Боэций, средневековые арабские философы (Ибн Рушд, Ибн Сина).

   Латинский термин «априори» введён в средневековой схоластике. Европейские схоласты, следуя высказанному Аристотелем взгляду, называли познание вещей как действий из их причин, то есть из того, что составляет их предпосылку, «познанием априори», а познание вещей как причин из её действий — апостериори. В их числе можно назвать Альберта Великого и Фому Аквинского.

 

   В новоевропейской философии термин меняет свой смысл; решающее влияние на это изменение оказал спор рационализма иэмпиризма.

 

    Лейбниц изменил смысл этого термина, придя к тому выводу, что познание вещей из их причин полно только тогда, когда оно восходит к последним и высшим причинам, которые он назвал «вечными истинами». Поэтому познание априори он приравнивал к умозрительному познанию, а познание апостериори — к опытному познанию.

    Умозрительное познание беспредпосылочно, самоочевидно для разума, является непосредственным усмотрением истины (интеллектуальной интуицией).

 

    Благодаря Х. Вольфу и вольфианству термин «априори» в лейбницевском смысле стал широко употребляться в немецкой философии.

 

Важнейшее значение имеет  проведённое Кантом различие между  аналитическими и синтетическими априорными суждениями (между аналитическим и синтетическим априори). Вообще в аналитическом суждении субъект уже содержит предикат, а всинтетическом суждении предикат приписывается чему-то внеположенному (то есть субъект не мыслится в самом предикате). Высшим основоположением, которому подчиняются аналитические суждения (принципом, делающим их достоверными), является логический закон противоречия (то есть они истинны, если не противоречат себе).

Синтетические априорные  суждения расширяют наше знание и  в то же время общезначимы. Они  являются идеалом всякого знания. Соответственно, формулируется вопрос, как возможны априорные синтетические  суждения (на каком основании производится синтез), ведь они не могут быть получены из опыта (апостериори), а только из чистого разума (априори). Синтетические априорные суждения возможны, поскольку подчиняются как высшему основоположению трансцендентальному единству апперцепции («синтетическому единству многообразия созерцания в возможном опыте», чистому Я, рассудку,трансцендентальному субъекту), которым является априорное суждение «я мыслю». Оно является условием возможности подведения многообразия чувственного представления под априорные понятия единства, высшим условим единства всех понятий рассудка, вообще высшим условием всех синтезов. В результате суждение приобретает объективную значимость и становится не просто истинным, а необходимо истинным суждением.

 

В трансцендентальной диалектике Кант исследует вопросы, каковы априорные формы чистого разума как особойпознавательной способности, как возможны априорные синтетические суждения в метафизике, и как возможна метафизика в качестве науки. Существуют априорные понятия чистого разума — трансцендентальные идеи, отличие которых от категорийрассудка состоит в том, что они не соответствуют никакому предмету и выходят за пределы опыта в стремлении завершить всякое рассудочное познание высшим единством.

Познание в метафизике производится с помощью априорных  синтетических диалектических умозаключений, высшим основоположением которых является сам разум. Эти умозаключения делятся на три вида: категорические умозаключения(паралогизмы) обосновывают идею субстанциальности души, гипотетические (антиномии) — идею Вселенной как целого,дизъюнктивные (идеал) — идею Бога.

Поскольку категорический императив — высшее предписание этики Канта (прежде всего, в «Критике практического разума») — не основан на опыте, его часто называют априорным моральным законом, а саму этику Канта — априорной этикой.

      Естествознание исследует только действующие причины (механические причины), но этого недостаточно для описанияорганической жизни и человеческой деятельности. В «Критике способности суждения» Кант вводит понятие особого видапричинности — целевые причины, цели природы. Однако целесообразность природы не познаётся в опытном исследовании природы, но является «особым априорным понятием, которое имеет свое происхождение исключительно в рефлектирующей способности суждения»[3]. Это понятие может выступать лишь в качестве регулятивного принципа.

      Вещь в себе (нем. Ding an sich; англ. thing-in-itself; фр. chose en soi; лат. cosa in se), но́умен (греч. νούμενον «постигаемое» от νοέω «постигаю») — философский термин, обозначающий явления и объекты умопостигаемые, в отличие от чувственно постигаемых (данных нам в объективной реальности) феноменов; вещь как таковая («сама по себе»), вне зависимости от нашего восприятия.

По другому толкованию «вещь в себе» — это нечто, сущность и смысл которого известны только умопостигающему.

   Русский перевод нем. Ding an sich как «вещь в себе», появившийся в XIX веке под влиянием других европейских языков (где фигурирует именно предлог «в»; немецкое же слово «an» значит, прежде всего, «к»), стал привычным во всех работах о Канте, это выражение вошло из философского языка в повседневный обиход.

     Однако в XX веке данный перевод неоднократно вызывал критику как недостаточно точный (собственный, вне философского контекста, смысл немецкого an sich или французского en soi — «сам по себе», «самостоятельный», какого значения русское сочетание «в себе» не имеет) и, тем самым, навлекающий излишнюю мистику на учение Канта (можно понять эти слова так, что существует некая особая вещь, замкнутая «в себе» и непознаваемая по определению, в то время как речь идёт о собственной сути всякой вещи, независимо от нашего взгляда на неё). Поэтому в ряде переводов Канта конца XX века используется более точный перевод «вещь сама по себе».

Информация о работе Немецкая классическая философия