Немецкая классическая философия: общая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 19:23, реферат

Краткое описание

Немецкая классическая философия представляет собой значимый период в западноевропейской философии эпохи Нового времени, который сложно переоценить. Новоевропейская философия, начавшись с трудов Ф. Бэкона и Р. Декарта, прошла путь критического переосмысления, в результате чего были сформулированы основополагающие мировоззренческие принципы, задавшие вектор развития культуры на многие десятилетия вперед. Рефлексия над идейно-нравственными идеалами общества, перспективами его развития, убежденность в рациональном устройстве мироздания – все это позволяет оценить немецкую классическую философию, с одной стороны, как интеллектуальное движение, имеющее сильный просветительский пафос, а с другой стороны, как движение, стремящееся преодолеть те тупики и недостатки, в которые зашла просвещенческая идеология.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Немецкая классическая философия: общая характеристика………………..5
2. Трансцендентально-критическая философия И. Канта……………………..8
3. Философские взгляды И. Фихте……………………………………………..12
4. Система трансцендентального идеализма Ф. Шеллинга…………………..14
5. Сущность объективного идеализма и диалектики Г. Гегеля………………18
Заключение……………………………………………………………………….22
Библиография……………………………………………………………………23

Вложенные файлы: 1 файл

6510-готовая работа.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

Гегель выстраивает всеобъемлющую систему философии, которая охватывает все области существующего человеческого знания. Философ при этом разделяет классическое определение философии как поиска и обретения Абсолютного знания. Он признает догму о тождестве бытия и мышления, согласно которой мысль, в ее логическом движении адекватна и совпадает с познаваемой Абсолютной «стихией». Такая установка позволяет ему в результате трактовать сущее как то, что в своей основе содержит мысль, и что все существующее в действительности включает в себя некоторую разумность (здесь можно вспомнить его знаменитое высказывание: « все действительное разумно, а все разумное действительно»).23

К статусу религии и этики у Гегеля отношение иное, нежели у И. Канта. Развитие Абсолютной идеи, продуцирующее мир, согласно философу, должно быть доказано, представлено в виде некоторого линейного процесса. Ни религия, ни искусство не могут выступать в качестве высшего откровения в процессе познания Абсолютной идеи. Этому может служить исключительно философия. «До этого пункта дошел мировой дух; каждая ступень имеет свою особую форму в истинной системе философии: ничто не потеряно, все принципы сохранены, так как последняя философия есть совокупность всех форм, Эта конкретная идея есть результат усилий духа сделаться объектом для самого себя, познать самого себя путем самого серьезного труда, продолжавшегося почти две с половиной тысячи лет: столько труда было разуму познать самого себя».24

Процесс развития, у Г. Гегеля имеет форму поступательного движения через преодоление противоречия. Учение о развитии, которое достигается постановкой и снятием этого противоречия философ именует диалектикой. Диалектическое развитие по Г. Гегелю имеет три ступени:

 - тезис,

- антитезис – противоположность тезиса;

- синтез – третья ступень развития.

В конечном пункте противоположные моменты сохраняются в своем единстве как внутренние моменты синтетического целого. Господство так называемой триады позволяет также обозреть гегелевскую философскую систему в целом, образованную тремя разделами:  логикой, натурфилософией, философия духа.

В результате анализа гегелевской философии можно констатировать определенную рекурсивность, свойственную гегелевской системе. Процесс познания отталкивается от единичного и через познание, включающее три ступени: жизнь, познание и абсолютную идею. Содержанием такой идеи выступает вся пройденная система знания. По мнению исследователя Г. Кейнца, гегелевская схема есть реализованный парадокс, который включает сложную сеть одновременных самовоспроизведений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Значимость немецкой критической философии сложно переоценить. В рамках данной работы были сформулированы и решены следующие задачи: была дана общая характеристика немецкой классической философии, выявлено общее, что объединяет труды представителей данного периода; были рассмотрены основные положения трансцендентально-критической философии И. Канта, определена его роль как родоначальника немецкой классической философии; проанализированы философские взгляды И. Фихте; определена специфика системы трансцендентального идеализма Ф. Шеллинга; выявлена сущность объективного идеализма и диалектики Г. Гегеля.

Следует еще раз подчеркнуть значение немецкой классической философии в развитии философской мысли западной цивилизации. Созданные за сравнительно короткий исторический срок и образуя преемственный ряд, эти системы задали мощный импульс интеллектуального развития последующих столетий.

Особо ценными достижениями выступают следующие идеи. Прежде всего, философы стали понимать развитие диалектики не только как способа критики «чистого разума» (И. Кант), но и как универсального метода познания и целостной системы логических категорий. Вместе с тем, применение диалектического метода стало относиться и к историческому процессу, также была предпринята попытка сформулировать законы общественного развития, правда, на базе объективного идеализма. В-третьих, обоснование получила вера в исторический прогресс, в  плодотворность научного, в том числе философского познания. И, наконец, развитие получила идея гуманизма, ценность глубокого уважения к человеку, который должен пониматься как цель, а не средство (И. Кант).

 

 

Библиография

 

  1. Гулыга, А. В. Немецкая классическая философия.- М., 1986.
  2. Гулыга, А.В. Шеллинг. - М., 1982.
  3. Каменский, З.А.Русская философия начала XIX века и Шеллинг. М., 1980.
  4. Канке, В. Философия: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений.— М.: Логос, 2001.
  5. Кант, И. Критика чистого разума.  Перевод  Н. О. Лосского с вариантами переводов на русский  и европейские языки  - М.: Наука. - 1999.
  6. Кант, И. Сочинения в 6 Т. -  М.: Мысль, 1965.
  7. Философия: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений.— М.: Логос, 2001.— 272 с.
  8. Реале, Дж., Антисери, Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 3. Новое время. - СПб.,1997. Т. 4. - Гл. 2, 3.
  9. Философия. Под ред. Лавриненко В.Н. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юристъ, 2004. — 511 с.
  10. Философия.Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТОН - Остожье, 2001.
  11. Фихте, И. Г. Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии. М., 1993.
  12. Фихте, И.Г. Сочинения: В 2-х т. – Т. 1. – СПб.: Мифрил, 1993.

1 Канке, В. Философия: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений.— М.: Логос, 2001.— С. 65.

2 Философия. Под ред. Лавриненко В.Н. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юристъ, 2004. — 511 с.

3 Гулыга, А. В. Немецкая классическая философия. М., 1986. – С. 34.

4 Реале, Дж., Антисери, Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 3. Новое время. - СПб.,1997. Т. 4. – С. 102.

5 Канке, В. Философия: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений.— М.: Логос, 2001.— С. 68.

6 Кант, И. Критика чистого разума.  Перевод  Н. О. Лосского с вариантами переводов на русский  и европейские языки  - М.: Наука. - 1999. – С. 14.

7 Кант, И. Критика чистого разума.  Перевод  Н. О. Лосского с вариантами переводов на русский  и европейские языки  - М.: Наука. - 1999. – С. 87.

8 Кант, И. Критика чистого разума.  Перевод  Н. О. Лосского с вариантами переводов на русский  и европейские языки  - М.: Наука. - 1999. – С. 77.

9 Кант, И. Критика чистого разума.  Перевод  Н. О. Лосского с вариантами переводов на русский  и европейские языки  - М.: Наука. - 1999. – С. 123-124.

10 Кант, И. Сочинения в 6 Т. - М.: Мысль, 1965. - Т. 4. Ч. I. - С.311.

11 Фихте И. Г. Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии. М., 1993. - С. 5.

12 Кант, И. Критика чистого разума.  Перевод  Н. О. Лосского с вариантами переводов на русский  и европейские языки  - М.: Наука. - 1999. – С. 324.

13 Фихте, И. Г. Сочинения: В 2-х т. – Т. 1. – СПб.: Мифрил, 1993. – С. 78.

14 Гегель, Г. Т. 4. С. 7–8.

15 Шеллинг, Ф. Соч. в 2 т. М., 1987–1989. Т. 1. С. 288.

16 Шеллинг, Ф. Соч. в 2 т. М., 1987–1989. Т. 1. С. 232.

17 Шеллинг, Ф. Соч. в 2 т. М., 1987–1989. Т. 1. С. 233.

18 Шеллинг, Ф. Соч. в 2 т. М., 1987–1989. Т. 1. С. 237.

19 Шеллинг, Ф. Соч. в 2 т. М., 1987–1989. Т. 1. - С. 283.

20 Каменский, З.А.Русская философия начала XIX века и Шеллинг. - М., 1980.

21 Гулыга, А.В. Шеллинг. – М., 1982. - С. 289.

22 Реале, Дж., Антисери, Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 3. Новое время. - СПб.,1997. Т. 4. – С. 136.

 

23 Канке, В. Философия: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений.— М.: Логос, 2001. – С. 90.

24 Реале, Дж., Антисери, Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 3. Новое время. - СПб.,1997. Т. 4. – С. 141.

 


Информация о работе Немецкая классическая философия: общая характеристика