Немецкая философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 20:50, шпаргалка

Краткое описание

1. Основоположником немецкого классического идеализма считается Иммануил Кант (1724 - 1804) - немецкий (прусский) философ, профессор Кенигсберского университета.
Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода:
• докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.);

Вложенные файлы: 1 файл

Немецкая философия.docx

— 43.42 Кб (Скачать файл)

• видел спасение человека в моральном воспитании и жестком  следовании моральному закону (категорическому  императиву);

• был сторонником распространения  демократии и правового порядка  — во-первых, в каждом отдельном  обществе; во-вторых, в отношениях между  государствами и народами;

• осуждал войны как  наиболее тяжкое заблуждение и преступление человечества;

• считал, что в будущем  неизбежно наступит "высший мир" — войны будут либо запрещены  правом, либо станут экономически невыгодными.

10. Историческое  значение философии Канта в том, что им было:

• дано основанное на науке (механике Ньютона) объяснение возникновения  Солнечной системы (из вращающейся  туманности разряженных в пространстве элементов);

• выдвинута идея о наличии  границ познавательной способности  разума человека (антиномии, "вещи в  себе");

• выведено двенадцать категорий - предельно общих понятий, которые  составляют каркас мышления;

• сформулирован категорический императив — моральный закон;

• выдвинута идея демократии и правового порядка как в каждом отдельном обществе, так и в международных отношениях;

• осуждены войны, предсказан "вечный мир" в будущем, основанный на экономической невыгодности войн и их правовом запрете.

 

Философское учение Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770—1831) представляет собой высшую ступень  в развитии классического немецкого  идеализма.

Гегель родился в Штутгарте  в семье финансового чиновника. Окончив богословский факультет  Тюбингенского университета, он отказался от карьеры пастора и занялся углубленным изучением философии. В 1818 г. Гегель получил кафедру в Берлинском университете. Основные его произведения — "Феноменология духа" (1807 г.), "Наука логики" (1812—1816 гг.), "Энциклопедия философских наук" (1817 г.). Главное произведение мыслителя по вопросам государства и права — "Философия права" (1821 г.).

Исходным методологическим принципом его доктрины явилось  положение о том, что истинное (абсолютное) знание может быть достигнуто лишь в рамках философской системы, раскрывающей содержание всех своих  категорий и понятий в их логической взаимосвязи. "Истинное действительно только как система", — подчеркивал философ. Целостность такой системы призвана была обеспечить диалектика — метод исследования структуры теоретических понятий и переходов между ними. Как полагал Гегель, диалектика позволяет построить научную теорию путем последовательного развития мысли от одного понятия к другому. Философ называл диалектику единственно истинным способом познания.

Гегель создал грандиозную  философскую систему, которая охватывала всю совокупность теоретических  знаний того времени. Основными частями  гегелевской философии являются: логика, философия природы и философия  духа. Каждая из них в свою очередь  делится на несколько учений.

Государство и право были отнесены теоретиком к предмету философии  духа. Последняя освещает развитие сознания человека, начиная с простейших форм восприятия мира и кончая высшими проявлениями разума. В этом поступательном развитии духа Гегель выделил следующие ступени: субъективный дух (антропология, феноменология, психология), объективный дух (абстрактное право, мораль, нравственность) и абсолютный дух (искусство, религия, философия). Право и государство философ рассматривал в учении об объективном духе.

"Наука о праве есть  часть философии. Поэтому она  должна развить из понятия  идею, представляющую собой разум  предмета, или, что то же самое, наблюдать собственное имманентное развитие самого предмета". Теория права, полагал Гегель, подобно другим философским дисциплинам, приобретает научный характер благодаря тому, что в ней применяются методы диалектики. Предметом же данной науки является идея права — единство понятия права и осуществления этого понятия в действительности.

В противоположность Канту, трактовавшему идеи права и государства  как сугубо умозрительные, априорные  конструкции разума, Гегель доказывал, что истинная идея представляет собой  тождество субъективного (познавательного) и объективного моментов. "Истиной  в философии называется соответствие понятия реальности". Или в  другой формулировке: идея есть понятие, адекватное своему предмету.

Задачу философии Гегель видел в том, чтобы постигнуть государство и право как продукты разумной деятельности человека, получившие свое воплощение в реальных общественных институтах. Философия права не должна заниматься ни описанием эмпирически  существующего, действующего законодательства (это предмет позитивной юриспруденции), ни составлением проектов идеальных  кодексов и конституций на будущее. Философской науке надлежит выявить  идеи, лежащие в основании права  и государства. "Наше произведение, — писал Гегель в "Философии  права", — поскольку в нем  содержится наука о государстве  и праве, будет поэтому попыткой постичь и изобразить государство как нечто разумное внутри себя. В качестве философского сочинения оно должно быть дальше всего от того, чтобы конструировать государство, каким оно должно быть..."

Свое понимание предмета и метода философии права Гегель выразил в знаменитом афоризме, который  воспринимался многими последующими теоретиками как квинтэссенция  его социально-политической доктрины: "Что разумно, то действительно; и  что действительно, то разумно".

В политической литературе XIX в. это суждение Гегеля вызвало прямо  противоположные интерпретации. Представители  леворадикальных течений нередко  использовали его при обосновании  идей переустройства общества на разумных началах, тогда как идеологи консервативных сил усмотрели в нем принцип, позволяющий оправдать существовавшие порядки. Совершенно иной смысл вкладывал в это положение сам Гегель. Под действительностью он понимал не все существующее в обществе, а лишь то, что сложилось закономерно, в силу необходимости. Действительность, пояснял философ, "выше существования". В произведениях Гегеля речь шла о том, что за всеми исторически преходящими и случайными общественными отношениями необходимо обнаружить их имманентный закон и сущность. С постижением"сущности государства мыслитель связывал и решение вопроса о разумном (должном) политическом строе. "Познание того, какими предметы должны быть, возникает только из сущности, из понятия вещи". Гегелевское решение проблемы сущего и должного в социальных отношениях позднее получило название эссенциализма (от лат. "essentia" — сущность).

Перенесенный в сферу права, эссенциализм приводит Гегеля к отрицанию основополагающего принципа естественно-правовой школы — противопоставления естественного права положительному. Право и основанные на нем законы, писал философ, "всегда по форме позитивны, установлены и даны верховной государственной властью". Гегель продолжал использовать термин "естественное право", однако употреблял его в особом значении — как синоним идеи права. В трактовке, предложенной мыслителем, естественное право оказывалось уже не совокупностью предписаний, которым должны соответствовать законы государства, а философским видением природы (сущности) правовых отношений между людьми. "Представлять себе различие между естественным, или философским, правом и позитивным правом таким образом, будто они противоположны и противоречат друг другу, было бы совершенно неверным". Естественное право относится к положительному так, как правовая теория относится к действующему праву.

Идеей права философ считал всеобщую свободу. Следуя традиции, сложившейся  в идеологии антифеодальных революций, Гегель наделял человека абсолютной свободой и выводил право из понятия  свободной воли. "Система права  есть царство реализованной свободы", — указывал он. Вместе с тем Гегель отверг концепции, определявшие право  как взаимное ограничение индивидами своей свободы в интересах  общего блага. Согласно учению философа подлинной свободой обладает всеобщая (а не индивидуальная) воля. Всеобщая свобода требует, чтобы субъективные устремления индивида были подчинены  нравственному долгу, права гражданина — соотнесены с его обязанностями  перед государством, свобода личности — согласована с необходимостью.

Гегель включал в понятие  права гораздо более широкий  круг общественных явлений, чем это  было принято в философии и  юриспруденции начала XIX в. Особыми видами права у него выступают формальное равенство участников имущественных отношений, мораль, нравственность, право мирового духа. Философия права Гегеля, по сути дела, являлась общесоциальной доктриной, в которой поднимался широкий круг вопросов относительно положения человека в обществе.

Процесс утверждения всеобщей свободы, по Гегелю, составляет содержание всемирной истории. На страницах "Философии  права" Гегель анализирует состояние  свободы в современную ему  эпоху, т.е. в Новое время (историческое развитие свободы он прослеживал  в философии истории). Будучи теоретической  наукой, философия права освещает концептуальное (понятийное) содержание проблемы всеобщей свободы. В соответствии с принципами диалектики развитие свободы  до степени всеобщности рассматривается  здесь как логическое развертывание  самой идеи права, как восходящее движение мысли от абстрактных, односторонних  понятий к конкретным — более глубоким и полным. Гегель при этом специально оговаривал, что ход теоретических рассуждений о праве не совпадает с хронологической последовательностью возникновения правовых образований в истории.

Идея права, по мнению Гегеля, в своем развитии проходит три  ступени: абстрактное право, мораль и нравственность.

Первая ступень — абстрактное  право. Свободная воля первоначально  является сознанию человека в качестве индивидуальной воли, воплощенной в  отношениях собственности. На этой ступени  свобода выражается в том, что  каждое лицо обладает правом владеть  вещами (собственность), вступать в  соглашение с другими людьми (договор) и требовать восстановления своих  прав в случае их нарушения (неправда и преступление). Абстрактное право, иными словами, охватывает область  имущественных отношений и преступлений против личности. Его общим велением служит заповедь: "Будь лицом и  уважай других в качестве лиц".

Абстрактное право имеет  формальный характер, поскольку оно  наделяет индивидов лишь равной правоспособностью, предоставляя им полную свободу действий во всем, что касается определения  размеров имущества, его назначения, состава и т.п. Предписания абстрактного права формулируются в виде запретов.

Основное внимание в этом разделе "Философии права" уделено  обоснованию частной собственности. Признавая неограниченное господство лица над вещью, Гегель воспроизводит  идеи, получившие закрепление в Кодексе  Наполеона 1804 г. и других законодательных  актах победившей буржуазии. Лишь благодаря  собственности человек становится личностью, утверждал философ. Одновременно с этим Гегель подчеркивает недопустимость обращения в собственность самого человека. "В природе вещей, —  писал он, — заключается абсолютное право раба добывать себе свободу".

Гегель отвергает платоновские проекты обобществления имущества  и критикует эгалитаристские лозунги. Уравнение собственности Гегель считал неприемлемым.

Вторая ступень в развитии идеи права — мораль. Она является более высокой ступенью, потому что  абстрактные и негативные, предписания  формального права в ней наполняются  положительным содержанием. Моральное  состояние духа возвышает человека до сознательного отношения к  своим поступкам, превращает лицо в деятельного субъекта. Если в праве свободная воля определяется внешним образом, по отношению к вещи или воле другого лица, то в морали — внутренними побуждениями индивида, его намерениями и помыслами. Моральный поступок поэтому может вступить в коллизию с абстрактным правом. Например, кража куска хлеба ради поддержания жизни формально подрывает собственность другого человека, однако заслуживает безусловного оправдания с моральной точки зрения.

На данной ступени свобода  проявляется в способности индивидов  совершать осознанные действия (умысел), ставить перед собой определенные цели и стремиться к счастью (намерение  и благо), а также соизмерять свое поведение с обязанностями перед  другими людьми (добро и зло). В  учении о морали Гегель решает проблемы субъективной стороны правонарушений, вины как основания ответственности  индивида.

Третья, высшая, ступень осмысления права человеком — нравственность. В ней преодолевается односторонность  формального права и субъективной морали, снимаются противоречия между  ними. Согласно взглядам философа человек  обретает нравственную свободу в  общении с другими людьми. Вступая в различные сообщества, индивиды сознательно подчиняют свои поступки общим целям. К числу объединений, формирующих нравственное сознание в современную ему эпоху, философ относил семью, гражданское общество и государство.

Гегель рассматривает  гражданское общество и государство  как несовпадающие сферы общественной жизни. Оригинальность этой концепции  состояла в том, что под гражданским  обществом в ней понималась система  материальных потребностей, обусловленных  развитием промышленности и торговли. Философ относит образование  гражданского общества к современной  ему эпохе, а его членов называет по-французски "bourgeois" (буржуа). В "Философии права" подчеркивалось также, что "развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства".

Отождествляя гражданский  строй с буржуазным, Гегель изображает его как антагонистическое состояние, как арену борьбы всех против всех (здесь им используются формулировки, применявшиеся Гоббсом для характеристики естественного состояния). По учению Гегеля гражданское общество включает в себя отношения, складывающиеся на почве частной собственности, а  также законы и учреждения (суд, полиция, корпорации), призванные гарантировать  общественный порядок. В целом гражданское  общество, считал Гегель, представляет собой объединение индивидов "на основе их потребностей и через правовое устройство в качестве средства обеспечения  безопасности лиц и собственности".

Информация о работе Немецкая философия