Немецкая философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 20:50, шпаргалка

Краткое описание

1. Основоположником немецкого классического идеализма считается Иммануил Кант (1724 - 1804) - немецкий (прусский) философ, профессор Кенигсберского университета.
Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода:
• докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.);

Вложенные файлы: 1 файл

Немецкая философия.docx

— 43.42 Кб (Скачать файл)

Гражданское общество, по Гегелю, делится на три сословия: землевладельческое (дворяне — собственники майоратных владений и крестьянство), промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники) и  всеобщее (чиновники).

Вследствие различия интересов  индивидов, их объединений, сословий гражданское  общество, несмотря на имеющиеся в  нем законы и суды, оказывается  не способным урегулировать возникающие  социальные противоречия. Для этого  оно должно быть упорядочено стоящей  над ним политической властью  — государством. Гегель осознавал, что социальные антагонизмы не могут  быть устранены одними правовыми  средствами, и предлагал решить проблему общественного согласия методами политики. В его учении государство как  раз и предстает таким нравственным целым (идейно-политическим единством), в котором снимаются противоречия, имеющие место в правовом гражданском  сообществе. Запутанность гражданского состояния, указывал философ, "может  быть приведена в гармонию только с помощью покоряющего его  государства".

Гегель различает в  государстве объективную и субъективную стороны.

С объективной стороны  государство представляет собой  организацию публичной власти. В  учении о государственном устройстве Гегель выступает в защиту конституционной  монархии и критикует идеи демократии. Разумно устроенное государство, по его мнению, имеет три власти: законодательную, правительственную  и княжескую власть (власти перечислены  снизу вверх). Перенимая принцип  разделения властей, Гегель в то же время подчеркивает недопустимость их противопоставления друг другу. Отдельные  виды власти должны образовывать органическое, неразрывное единство, высшим выражением которого служит власть монарха.

Законодательное собрание, по Гегелю, призвано обеспечить представительство  сословий. Его верхняя палата формируется  по наследственному принципу из дворян, тогда как нижняя — палата депутатов  — избирается гражданами по корпорациям  и товариществам.

Представительство граждан  в законодательном органе необходимо для того, чтобы довести до сведения правительства интересы различных  сословий. Решающая роль в управлении государством принадлежит чиновникам, осуществляющим правительственную  власть. Как считал Гегель, высшие государственные  чиновники обладают более глубоким пониманием целей и задач государства, чем сословные представители. Восхваляя  чиновничью бюрократию, Гегель называл  ее главной опорой государства "в  отношении законности".

Княжеская власть объединяет государственный механизм в единое целое. В благоустроенной конституционной  монархии, по словам философа, правит закон, и монарху остается только добавить к нему субъективное "я хочу".

С субъективной стороны государство  является духовным сообществом (организмом), все члены которого проникнуты духом  патриотизма и сознанием национального  единства. Основанием такого государства  Гегель считал народный дух в форме  религии. Мы должны, писал он, почитать государство как некое земное божество. Государство— это шествие бога в мире; "его основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю".

Политический идеал Гегеля отражал стремление немецкого бюргерства к компромиссу с дворянством  и установлению конституционного строя  в Германии путем постепенных  реформ сверху.

В учении о внешнем государственном  праве (международном праве) Гегель подвергает критике кантовскую идею вечного мира. Придерживаясь в  целом прогрессивных взглядов на отношения между государствами, проводя идеи необходимости соблюдения международных договоров, Гегель в  то же время оправдывает возможность  решения споров международного характера  путем войны. К этому он добавляет, что война очищает дух нации. В такого рода представлениях Гегеля сказалась его положительная оценка войны Германии с наполеоновской Францией.

Учение Гегеля оказало  огромное влияние на развитие политико-правовой мысли. Содержащиеся в нем прогрессивные  положения послужили теоретической  основой развития либеральных и  радикальных концепций, в том  числе младогегельянского движения, и дали им мощный толчок. Вместе с тем в учении Гегеля была заложена и возможность его консервативной интерпретации.

Философия Людвига Фейербаха  – завершение периода немецкой классической философии, начало перехода к материализму

 

 

1. Общее понятие философии  Л. Фейербаха, ее значение.

 

Философия Людвига Фейербаха (1804 – 1872) считается завершающим  этапом немецкой классической философии, видными представителями которой  были Кант, Гегель, Шеллинг и Фихте, и началом материалистической эпохи  в немецкой и мировой философии.

 

Главное направление философии  Фейербаха – критика немецкого  классического идеализма и обоснование  материализма.

 

Материализм как направление  философии возник задолго до Фейербаха (Древняя Греция – Демокрит и Эпикур; Англия нового времени – Бэкон, Локк; Франция – просветители-материалисты), однако указанные материалистические философские школы были, главным образом, внутренним национальным явлением своего времени и отличались непоследовательностью и противоречиями, находились под сильным влиянием теологии, искали компромисс между материалистическими идеями и существованием Бога (формой подобного компромисса был, в частности, деизм).

 

Философия Людвига Фейербаха  стала первым случаем глубоко  последовательного материализма, основными  чертами которого были:

 

полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового  религиозного влияния;

 

попытка объяснить Бога и  религию с материалистической точки  зрения, исходя из человеческой природы;

 

материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека;

 

большой интерес к социально-политическим вопросам;

 

убеждение в познаваемости  окружающего мира.

 

Философия Фейербаха стала  водоразделом между немецкой классической философией и немецким материализмом XIX в., предтечей марксизма. Сформировавшаяся под большим влиянием философии Фейербаха марксистская философия (К. Маркс, Ф. Энгельс) вышла за национальные рамки Германии и стала общемировой философией, особенно популярной в середине и конце XIX – первой половине ХХ вв. В ряде стран, пошедших по коммунистическому пути развития (СССР, Китай, Восточная Европа, некоторые страны Азии и Африки), материалистическая философия (выросшая на основе философии Фейербаха, Маркса, Энгельса и др.) стала официальной и общеобязательной.

 

2. Критика Фейербахом гегелевской  философии.

 

Ранний период философии  Фейербаха характерен критикой идеалистической  философии, особенно Гегеля. Так, Фейербах:

 

отвергает идею тождества  бытия и мышления;

 

не признает наличия абсолютной идеи – самостоятельной субстанции и первопричины материального мира;

 

логически доказывает невозможность  отчуждения (превращения) абсолютной идеи в материальный мир – окружающий мир очевиден и осязаем, в то время  как абсолютная идея – лишь догадка  разума, выдумка Гегеля;

 

не признает единства философии  и религии;

 

отвергает диалектику (ошибка Фейербаха).

 

Философию Гегеля Фейербах считает  искусственной, подверженной предрассудкам, обращенной в прошлое, не соответствующей  новейшим достижениям науки.

 

3. Антропология Фейербаха.

 

В противовес объективному идеализму  Гегеля Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. Суть этой теории в том, что:

 

единственно существующими  реальностями являются природа и  человек;

 

человек является частью природы;

 

человек есть единство материального  и духовного;

 

человек должен стать главным  интересом философии;

 

идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;

 

Бога как отдельной  и самостоятельной реальности не существует; Бог – плод воображения  человека;

 

природа (материя) вечна и  бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима;

 

все, что нас окружает (предметы, явления), - различные проявления материи.

 

4. Проблема Бога в философии  Фейербаха.

 

Особое место в философии  Фейербаха занимает проблема Бога. В отличие от прежних философов-материалистов, искавших компромисс между своими материалистическими  взглядами и идей существования  Бога, - деистов и др., Фейербах:

 

выступает с атеистических  позиций;

 

тесно увязывает проблему Бога с антропологией;

 

Можно выделить следующие  основные положения атеистическо-антропологической теории Л.Фейербаха:

 

Бога как самостоятельной  реальности нет;

 

Бог – порождение сознания человека;

 

религия – глубоко разработанная  мифологически-фантастическая идеология  и не имеет ничего общего с реальностью;

 

распространение религии  стало возможным благодаря невежеству человека, его тяжелым жизненным  условиям;

 

корни религии – в чувстве  бессилия человека перед внешним  миром, его зависимости от него и  незащищенности;

 

мысль о Боге – сверхсильном разумном существе – утешает человека, притупляет его страх и аффекты;

 

Бог – идеальный образ  человека, созданный человеком, это  то, чем хотел бы себя видеть человек;

 

Бог в действительности не является творцом, Он – творение человека, его разума, в то время как истинный творец (а не творенье) – человек.

 

5. Гносеология Фейербаха.

 

Также Л. Фейербахом были затронуты  вопросы познания (гносеология).

 

Фейербах был оппонентом И. Канта, который выдвинул теорию об ограниченных познавательных способностях разума человека и непознаваемости  внутренней сущности вещей и явления  окружающего мира (агностицизм). Наоборот, согласно Фейербаху окружающий мир  познаваем, а познавательные возможности  разума безграничны. Однако безграничность возможностей познания разума наступает  не сразу, а развивается постепенно, по мере эволюции человека, накопления опыта, роста научно-технического прогресса.

 

Суть данной идеи (о постепенном  увеличении познавательных способностей разума и в перспективе их бесконечности) философ выразил словами: «То, что  не познаваем мы, познают наши потомки».

 

Основу познания, по Фейербаху, составляют субъективные чувственные  ощущения, в основе которых лежит  объективная реальность и которые  осознаются разумом. Таким образом, гносеология Фейербаха базируется на материалистических принципах при  соединении и уравнении эмпирического  и рационального подходов.

 

6. Социально-политическая  философия.

 

Социально-политические взгляды  Фейербаха были обусловлены его  антропологической философией. Суть этих взглядов в следующем:

 

человек – уникальное биологическое  существо, наделенное волей, разумом, чувствами, желаниями;

 

полнокровная реализация человеком своего «Я» возможно только во взаимодействии с «Ты» (то есть другими  людьми) – человек может жить только в обществе;

 

основой связей между людьми в обществе, стержнем общества должна стать религия;

 

данная религия должна быть основана не на вере в выдуманное сверхъестественное существо – в  Бога, а на иных принципах;

 

 необходимо отбросить  традиционную религию (христианство, мусульманство и т.д.) и заменить  ее религией любви людей к друг другу и религией любви внутри семьи как наиболее отвечающей природе человека;

 

смыслом жизни человека должно стать стремление к счастью.


Информация о работе Немецкая философия