Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 19:01, реферат
Краткое описание
З. Фрейд (1856-1939) первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания. Психоаналитическая теория как таковая служит примером психодинамического подхода — она отводит ведущую роль сложному взаимодействию между инстинктами, мотивами и влечениями, которые конкурируют или борются друг с другом за главенство в регуляции поведения человека. Понятие динамики применительно к личности подразумевает, что поведение человека является скорее детерминированным, чем произвольным или случайным.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................ 3 ГЛАВА 1. ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА З. ФРЕЙДА 1.1. История жизни З. Фрейда........................................................................ 5 1.2. Основные положения и принципы психоанализа.............................. 6 1.3. Структурная модель личности......................................................... 7 Глава 2. НОВАЦИИ ПСИХОДИНАМИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ: АЛЬФРЕД АДЛЕР И КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ. 2.1. Последователи З. Фрейда....................................................................... 13 2.2. Индивидуальная философия А. Адлера.............................................. 14 2.3. Учение о коллективном бессознательном К.Г.Юнга....................... 17 ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................... 25 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................... 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................................
27
ВВЕДЕНИЕ
Во второй половине XIX века психология
отделилась от философии и стала самостоятельной
научной дисциплиной. Главной ее целью
в то время являлось раскрытие основных
элементов психической жизни взрослого
человека при помощи метода интроспекции
(самонаблюдения). Это направление, получившее
название структурной школы, основано Вильгельмом
Вундтом, открывшим в 1879 году первую психологическую
лабораторию в г.Лейпциге. В качестве основной
задачи психологии В. Вундт выдвигал разложение
процессов сознания на основополагающие
элементы и изучение закономерных связей
между ними. Поэтому психологи того времени
были просто ошеломлены появлением радикально
иного подхода к изучению людей, разработанного
почти без посторонней помощи Зигмундом
Фрейдом, тогда еще молодым венским врачом.
Вместо того, чтобы в соответствии с традицией
поставить в центр психической жизни человека
сознание, З. Фрейд сравнил ее с айсбергом,
ничтожно малая часть которого, подобно
сознанию в психической жизни человека,
выступает над поверхностью воды. В противоположность
господствовавшему в позапрошлом веке
взгляду на человека как на существо разумное
и осознающее свое поведение, он выдвинул
иную теорию: люди находятся в состоянии
беспрестанного конфликта, истоки которого
лежат в другой, более обширной сфере психической
жизни — в неосознаваемых сексуальных
и агрессивных побуждениях.
З. Фрейд (1856-1939) первым охарактеризовал
психику как поле боя между непримиримыми
силами инстинкта, рассудка и сознания.
Психоаналитическая теория как таковая
служит примером психодинамического подхода
— она отводит ведущую роль сложному взаимодействию
между инстинктами, мотивами и влечениями,
которые конкурируют или борются друг
с другом за главенство в регуляции поведения
человека. Понятие динамики применительно
к личности подразумевает, что поведение
человека является скорее детерминированным,
чем произвольным или случайным. Предполагаемый
психодинамическим направлением детерминизм
распространяется на все, что мы делаем,
чувствуем или о чем думаем, включая даже
события, которые многие люди рассматривают
как чистые случайности - оговорки, описки
и тому подобное. Данное представление
подводит нас к главной и решающей теме,
разрабатываемой данным психологическим
направлением - оно подчеркивает значение
бессознательных психических процессов
в регуляции поведения человека. Согласно
З. Фрейду, не только наши поступки часто
являются иррациональными, но также само
значение и причины нашего поведения редко
бывают доступными осознанию.
Трудно дать оценку современным
представлениям о структуре личности
человека, не отдав должного признания
теории З. Фрейда. Независимо от того, принимаем
мы или отвергаем какие-то (или все) его
идеи, невозможно оспорить тот факт, что
влияние З. Фрейда на западную цивилизацию
XX века было глубоким и прочным, более
того, у З. Фрейда найдется не много конкурентов.
Его взгляд на природу человека нанес
ощутимый удар господствовавшим во времена,
когда он жил и работал, представлениям
викторианского общества; он предложил
трудный, но притягательный путь к достижению
понимания таких аспектов психической
жизни человека, которые считались темными,
скрытыми и, по-видимому, недоступными.
За почти 45 лет активной научной
деятельности и клинической практики
З. Фрейд создал: 1) первую развернутую теорию
личности; 2) обширную систему клинических
наблюдений, основанных на его терапевтическом
опыте и самоанализе; 3) оригинальный метод
лечения невротических расстройств; 4)
метод исследования тех психических процессов,
которые почти невозможно изучить какими-либо
другими способами. В этой главе мы рассмотрим
теорию З. Фрейда и лежащие в ее основе
исходные положения.
ГЛАВА 1. ФИЛОСОФСКОЕ
ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА З. ФРЕЙДА
1.1. История жизни
З. Фрейда.
Зигмунд Фрейд (Sigmund Freud) родился
6 мая 1856 года в маленьком австрийском
городке Фрайберге в Моравии (на территории
современной Чехии). Наиболее важными
его произведениями являются “Лекции
по введению в психоанализ” (1920), “По ту
сторону принципа удовольствия” (1920),
“Я и Оно” (1923), “Будущее одной иллюзии”
(1927), “Неудовлетворенность в культуре”
(1930), “Новые лекции по введению в психоанализ”
(1933), “Очерк психоанализа”, опубликованный
посмертно в 1940 году, и многие другие. З. Фрейд
был исключительно одаренным писателем,
о чем свидетельствует награждение его
премией Гете по литературе в 1930 году.
Первая мировая война оказала
огромное влияние на жизнь и представления
З. Фрейда. Работа в клинике с госпитализированными
солдатами расширила его понимание разнообразия
и тонкости психопатологических проявлений.
Усиление антисемитизма в 1930-х годах также
оказало сильное влияние на его взгляды
о социальной природе человека. В 1932 году
он был постоянной мишенью для нападок
гитлеровцев (в Берлине нацисты устроили
несколько публичных сожжений его книг).
Только благодаря дипломатическим усилиям
влиятельных граждан Вены ему было разрешено
покинуть этот город вскоре после вторжения
нацистов в 1938 году.
Последние годы жизни З. Фрейда
были тяжелыми. С 1923 года он страдал распространяющейся
раковой опухолью глотки и челюсти, но
настойчиво работал, несмотря на то, что
перенес 33 тяжелые операции. Его ожидало
еще одно испытание на стойкость: во время
гитлеровской оккупации Австрии в 1938 году
его дочь Анна была арестована гестапо.
Только благодаря случайности ей удалось
освободиться и воссоединиться со своей
семьей в Англии.
Отчасти под влиянием атмосферы
первой мировой войны и новой волны антисемитизма,
в возрасте 64 лет Фрейд создал теорию об
универсальном человеческом инстинкте
— стремлении к смерти. Однако, невзирая
на пессимизм в отношении будущего человечества,
он продолжал четко формулировать свои
идеи в новых книгах.
З. Фрейд умер 23 сентября 1939 года
в Лондоне, где он оказался как перемещенный
еврейский эмигрант. Опубликованное в
Англии издание собраний сочинений З. Фрейда
в двадцати четырех томах распространилось
по всему миру.
1.2. Основные положения
и принципы психоанализа.
Термин “психоанализ” имеет
три значения: 1) теория личности и психопатологии,
2) метод терапии личностных расстройств
и 3) метод изучения неосознанных мыслей
и чувств индивидуума. Это соединение
теории с терапией и с оценкой личности
пронизывает все аспекты представлений
З. Фрейда о человеческом поведении. Все
эти сложноструктурированные теоретические
построения основываются на некотором
числе исходных положений и принципов.
Прежде всего стоит обратить внимание
на его представления о том, как организована
человеческая психика.
В течение длительного периода
развития психоанализа З. Фрейд применял
так называемую топографическую
модель личностной организации, согласно
которой в структуре психической деятельности
любого человека можно выделить три уровня:
сознание, предсознательное и бессознательное.
Рассматривая их в единстве, З. Фрейд использовал
представление об этих уровнях для оценки
степени осознаваемости таких психических
явлений, как мысли и фантазии.
Уровень сознания состоит
из ощущений и переживаний, которые вы
осознаете в данный момент времени. З. Фрейд
настаивал на том, что только незначительная
часть психической жизни (мысли, восприятие,
чувства, память) входит в эту сферу. Что
бы в данный момент времени ни переживалось
в сознании человека, это следует рассматривать
как результат процесса избирательной
сортировки, в значительной степени регулируемого
внешними сигналами. Более того, определенное
содержание осознается лишь в течение
короткого периода времени, а затем быстро
погружается на уровень предсознательного
или бессознательного по мере того, как
внимание человека перемещается на другие
сигналы. Сознание охватывает только малый
процент всей информации, хранящейся в
мозге.
Область предсознательного, иногда
называемая “доступной памятью”, включает
в себя весь опыт, который не осознается
в данный момент, но может легко вернуться
в сознание или спонтанно, или в результате
минимального усилия. Например, вы можете
вспомнить все, что вы делали в прошлую
субботу вечером; все города, в которых
вам довелось жить; свои любимые книги
или аргумент, который вы высказали вчера
своему другу. С точки зрения З. Фрейда,
предсознательное наводит мосты между
осознаваемыми и неосознаваемыми областями
психического.
Самая глубокая и значимая область
человеческого разума — это бессознательное. Бессознательное
представляет собой хранилище примитивных
инстинктивных побуждений плюс эмоции
и воспоминания, которые настолько угрожают
сознанию, что были подавлены или вытеснены
в область бессознательного. Примерами
того, что может быть обнаружено в бессознательном,
служат забытые травмы детства, скрытые
враждебные чувства к родителю и подавленные
сексуальные желания, которые вы не осознаете.
Согласно З. Фрейду, такой неосознаваемый
материал во многом определяет наше повседневное
функционирование.
З. Фрейд не первым обратил внимание
на значение бессознательных процессов
в поведении человека, но в отличие от
своих идейных предшественников, он первым
доказал это опытным путем. Он подчеркивал,
что бессознательное следует рассматривать
не как гипотетическую абстракцию, а скорее,
как реальность, которую можно продемонстрировать
и проверить. Фрейд, твердо верил в то,
что действительно значимые аспекты поведения
человека оформляются и направляются
импульсами и побуждениями, всецело находящимися
вне сферы сознания. Эти влияния не только
не осознаются, но, более того, если они
начинают осознаваться или открыто выражаться
в поведении, это встречает сильное внутреннее
сопротивление индивидуума. Неосознанные
переживания в отличие от предсознательных
полностью недоступны для осознания, но
они в значительной степени определяют
действия людей. Однако неосознанный материал
может выразиться в замаскированной или
символической форме, подобно тому, как
неосознаваемые инстинктивные побуждения
косвенно находят удовлетворение в снах,
фантазиях, игре и работе. Эту догадку
Фрейд использовал в своей работе с больными.
1.3. Структурная
модель личности.
В начале 20-х годов ХХ-го столетия
З. Фрейд пересмотрел свою концептуальную
модель психической жизни и ввел в анатомию
личности три основные структуры: ид, эго и суперэго. Данное
трехчастное деление личности известно
как структурная модель психической
жизни, хотя З. Фрейд полагал, что эти составляющие
следует рассматривать скорее как некие
процессы, чем как особые структурные
единицы личности. З. Фрейд понимал, что
предложенные им конструкты гипотетичны,
поскольку уровень развития нейроанатомии
в то время не был достаточным для того,
чтобы определить их локализацию в центральной
нервной системе.
Слово “ид” происходит
от латинского “оно” и, по З. Фрейду,
означает исключительно примитивные,
инстинктивные и врожденные аспекты личности.
Ид функционирует целиком в бессознательном
и тесно связано с инстинктивными биологическими
побуждениями (еда, сон, дефекация и т.д.),
которые наполняют наше поведение энергией.
Согласно З. Фрейду, ид — это темная, биологическая,
хаотичная, не знающая законов, не подчиняющаяся
правилам часть человеческой личности.
Ид сохраняет свое центральное значение
для индивидуума на протяжении всей его
жизни. Будучи примитивным в своей основе,
оно свободно от всяких ограничений. Являясь
самой старой исходной структурой психики,
ид выражает первичный принцип всей человеческой
жизни — немедленную разрядку психической
энергии, производимой биологически обусловленными
побуждениями (особенно сексуальными
и агрессивными). Последние, когда они
сдерживаются и не находят разрядки, создают
напряжение в личностном функционировании.
Немедленная разрядка напряжения получила
название принципа удовольствия. Ид
подчиняется этому принципу, выражая себя
в импульсивной, иррациональной и нарциссической
(преувеличенно себялюбивой) манере, невзирая
на последствия удовлетворения для других
или вопреки самосохранению. Поскольку
ид не ведает страха или тревоги, оно не
прибегает к предосторожностям в выражении
своей цели — этот факт может, как полагал
З. Фрейд, представлять опасность для индивидуума
и для общества.
З. Фрейд рассматривал ид в качестве
посредника между соматическими (телесными)
и психическими процессами в организме,
который выполняет роль резервуара для
всех примитивных инстинктивных побуждений
и черпает свою энергию прямо из телесных
процессов. Он описал два механизма, посредством
которых ид избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы. В
первом случае ид отвечает автоматически
на сигналы возбуждения и, таким образом,
сразу снимает напряжение, вызываемое
раздражителем. Примеры подобных врожденных
рефлекторных механизмов — кашель в ответ
на раздражение верхних дыхательных путей
и слезы, когда в глаз попадает соринка.
Однако надо признать, что рефлекторные
действия не всегда снижают уровень раздражения
или напряжения. Так, ни одно рефлекторное
движение не даст возможности голодному
ребенку достать пищу. Когда рефлекторное
действие не может снизить напряжение,
вступает в действие другая функция ид,
называемая первичным процессом представления.
Ид формирует психический образ объекта,
первоначально связанного с удовлетворением
основной потребности. В примере с голодным
ребенком данный процесс может вызвать
образ материнской груди или бутылочки
молока. Другие примеры первичного процесса
представления обнаруживаются в сновидениях,
галлюцинациях или психозах, а также в
психической деятельности новорожденных
младенцев.