Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 19:01, реферат
Краткое описание
З. Фрейд (1856-1939) первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания. Психоаналитическая теория как таковая служит примером психодинамического подхода — она отводит ведущую роль сложному взаимодействию между инстинктами, мотивами и влечениями, которые конкурируют или борются друг с другом за главенство в регуляции поведения человека. Понятие динамики применительно к личности подразумевает, что поведение человека является скорее детерминированным, чем произвольным или случайным.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................ 3 ГЛАВА 1. ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА З. ФРЕЙДА 1.1. История жизни З. Фрейда........................................................................ 5 1.2. Основные положения и принципы психоанализа.............................. 6 1.3. Структурная модель личности......................................................... 7 Глава 2. НОВАЦИИ ПСИХОДИНАМИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ: АЛЬФРЕД АДЛЕР И КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ. 2.1. Последователи З. Фрейда....................................................................... 13 2.2. Индивидуальная философия А. Адлера.............................................. 14 2.3. Учение о коллективном бессознательном К.Г.Юнга....................... 17 ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................... 25 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................... 27
Рассмотрение человека как
органичной целостности требует единого
психодинамического принципа. А. Адлер
вывел его из самой жизни, а именно из того
обстоятельства, что жизнь невозможно
представить себе без непрерывного движения
в направлении роста и развития. Только
в движении по направлению к личностно
значимым целям индивидуум может быть
воспринят как единое и самосогласующееся
целое.
Утверждая, что человек стремится
к совершенству, А. Адлер исходил из соображения,
что люди не отталкиваются от внутренних
или внешних причин, а скорее, тянутся
вперед — они всегда находятся в движении
к личностно значимым жизненным целям.
Цели, которые люди ставят перед собой,
а также индивидуальные пути их достижения
дают ключ к пониманию того, какое значение
они придают своей жизни. По мнению А. Адлера,
эти жизненные цели в значительной степени
выбираются индивидуально, а следовательно,
в постоянном стремлении к совершенству
люди способны планировать свои действия
я определять собственную судьбу. Достигая
намеченных целей, они не только повышают
самооценку, но также находят свое место
в жизни.
Признавая значение наследственности
и окружающей среды в формировании личности,
Адлер настаивал на том, что индивидуум
— нечто большее, чем только продукт этих
двух влияний. А именно он считал, что люди
обладают творческой силой, которая
обеспечивает возможность распоряжаться
своей жизнью, — свободная, осознанная
активность является определяющей чертой
человека. Эта творческая сила влияет
на каждую грань человеческого опыта:
восприятие, память, воображение, фантазию
и мечты. Она делает каждого человека самоопределяющимся
индивидуумом, архитектором своей собственной
жизни.
Именно эта убежденность в творческой
природе и свободе человека более чем
что либо другое побуждает многих психологов
считать А. Адлера предвестником современной
гуманистической философии жизни.
Адлеровское целостное видение
природы человека было всеобъемлющим.
Он понимал человека не только как целостную
систему взаимосвязей, взятую в отдельности,
но также как интегральную составную часть
больших систем — семьи, сообщества: “Индивидуальная
психология рассматривает и исследует
индивидуума включенным в общество. Мы
отказываемся рассматривать и изучать
человека изолированно от него”. Ведущим
в теории А. Адлера является положение,
согласно которому все поведение человека
происходит в социальном контексте, и
суть человеческой природы можно постичь
только через понимание социальных отношений.
Более того, у каждого человека есть естественное чувство общности, или социальный интерес,
— врожденное стремление вступать
во взаимные социальные отношения сотрудничества.
Таким образом, теория индивидуальности
А. Адлера психология полагает необходимой
гармонию объединения и сотрудничества
между человеком и обществом, а конфликт
между ними считает неестественным. Акцент
на социальных детерминантах поведения
настолько важен в концепции А. Адлера,
что он приобрел репутацию первого социального
психолога в современной теории личности.
Твердо придерживаясь феноменологической
традиции, А. Адлер считал, что поведение
всегда зависит от мнения людей о себе
и об окружении, в которое они должны вписываться.
Люди живут в ими же созданном мире, в соответствии
с их собственной “схемой апперцепции”.
Далее А. Адлер доказывал, что люди мотивированы фиктивными целями
— личными мнениями о настоящих и будущих
событиях, регулирующими их поведение.
Например, человек может в своей жизни
руководствоваться кредо “честность
— лучшая политика”, или “каждый за себя”,
или уверенностью в том, что в загробной
жизни добродетель будет вознаграждена,
а порок наказан. Он полагал, что люди ведут
себя в соответствии с этими личными убеждениями,
независимо от того, являются они объективно
реальными или нет: “Ядовитая змея подползает
к моей ноге или я только думаю, что она
ядовитая — эффект будет один и тот же”.
В адлеровской схеме поведение четко отражает
индивидуальное субъективное восприятие
реальности и его теория продолжает играть
большую роль в анализе личности как субъекта
деятельности.
Учение о коллективном бессознательном К.Г.Юнга.
Работы З. Фрейда, несмотря на
их дискуссионный характер, вызвали желание
у группы ведущих ученых того времени
поработать вместе с ним в Вене. Некоторые
из этих ученых со временем отошли от психоанализа,
чтобы искать новые подходы к пониманию
человека. Карл Густав Юнг считается самым
выдающимся из таких “отступников”.
Как и З. Фрейд, К.Г. Юнг посвятил
себя изучению влияния динамических неосознаваемых
влечений на человеческое поведение и
опыт. Однако, в отличие от первого, Юнг
утверждал, что содержание бессознательного
есть нечто большее, чем подавленные сексуальные
и агрессивные побуждения. Согласно юнговской
теории личности, получившей название аналитической психологии, индивидуумы
мотивированы интрапсихическими силами
и образами, происхождение которых уходит
вглубь истории. Это врожденное бессознательное
содержит имеющий глубокие корни духовный
материал, который и объясняет присущее
всему человечеству стремление к творческому
самовыражению и физическому совершенству.3
Другой источник разногласий
между З. Фрейдом и К.Г. Юнгом — отношение
к сексуальности как к преобладающей силе
в структуре личности. З. Фрейд трактовал либидо
в основном как сексуальную энергию, а
К.Г. Юнг рассматривал его как диффузную
творческую жизненную силу, проявляющуюся
самыми различными путями — как, например,
в религии или стремлении к власти. В понимании
К.Г. Юнга энергия либидо концентрируется
в различных потребностях — биологических
или духовных — по мере того, как они возникают.
Как и А. Адлер, К.Г. Юнг отвергал заявление
Фрейда о том, что мозг представляет собой
“приложение к половым железам”.
Воззрения К.Г. Юнга на личность
человека являются, возможно, наиболее
сложными, неортодоксальными и наиболее
полемическими в персонологической традиции.
Он создал уникальную, представляющую
огромный научный интерес теорию, заметно
отличающуюся от всех других подходов
к изучению человеческой личности. “Моя
жизнь — это история самореализации бессознательного”.
Вторую половину своей жизни он посвятил
путешествиям по всему миру и чтению лекций.
Изучение разных культур в Америке, Африке
и Азии дало ему возможность расширить
свое понимание природы человека. Аналитическая
психология в конечном счете нашла очень
широкую аудиторию в разных странах, а
многие его книги не утратили своей актуальности
и сегодня. В результате переработки К.Г. Юнгом
психоанализа появился целый комплекс
сложных идей из таких разных областей
знания, как психология, философия, астрология,
археология, мифология, теология и литература.
Широта интеллектуального поиска в сочетании
с непростым авторским стилем К.Г. Юнга
является причиной того, что его психологическая
философия считается наиболее трудной
для понимания.
К.Г. Юнг утверждал, что душа (в теории
Юнга термин, аналогичный личности) состоит
из трех отдельных, но взаимодействующих
структур: эго, личного бессознательного
и коллективного бессознательного.
Эго является центром сферы сознания.
Оно представляет собой компонент psyche,
включающий в себя все те мысли, чувства,
воспоминания и ощущения, благодаря которым
мы чувствуем свою целостность, постоянство
и воспринимаем себя людьми. Эго служит
основой нашего самосознания, и благодаря
ему мы способны видеть результаты своей
обычной сознательной деятельности.
^ Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и
воспоминания, которые когда-то осознавались,
но теперь подавлены или забыты. В него
входят и те чувственные впечатления,
которым недостает яркости для того, чтобы
быть отмеченными в сознании. Таким образом,
юнговская концепция личного бессознательного
в чем-то похожа на таковую у Фрейда. Однако
К.Г. Юнг пошел дальше Фрейда, сделав упор
на том, что личное бессознательное содержит
в себе комплексы, или
скопления эмоционально заряженных мыслей,
чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом
из его прошлого личного опыта или из родового,
наследственного опыта. Согласно представлениям
Юнга, эти комплексы, скомпонованные вокруг
самых обычных тем, могут оказывать достаточно
сильное влияние на поведение индивидуума.
Например, человек с комплексом власти
может расходовать значительное количество
психической энергии на деятельность,
прямо или символически связанную с темой
власти. То же самое может быть верным
и в отношении человека, находящегося
под сильным влиянием матери, отца или
под властью денег, секса или какой-нибудь
другой разновидности комплексов. Однажды
сформировавшись, комплекс начинает влиять
на поведение человека и его мироощущение.
К.Г. Юнг утверждал, что материал личного
бессознательного у каждого из нас уникален
и, как правило, доступен для осознания.
В р езультате компоненты комплекса или
даже весь комплекс могут осознаваться
и оказывать чрезмерно сильное влияние
на жизнь индивидуума.
И наконец, К.Г. Юнг высказал
мысль о существовании более глубокого
слоя в структуре личности, который он
назвал коллективным бессознательным.
Коллективное бессознательное представляет
собой хранилище латентных следов памяти
человечества и даже наших человекообразных
предков. В нем отражены мысли и чувства,
общие для всех человеческих существ и
являющиеся результатом нашего общего
эмоционального прошлого. Как говорил
сам К.Г. Юнг, в коллективном бессознательном
содержится все духовное наследие человеческой
эволюции, возродившееся в структуре мозга
каждого индивидуума. Таким образом, содержание
коллективного бессознательного складывается
благодаря наследственности и одинаково
для всего человечества. Важно отметить,
что концепция коллективного бессознательного
была основной причиной расхождений между
К.Г. Юнгом и З. Фрейдом.
Юнг высказал гипотезу о том,
что коллективное бессознательное состоит
из мощных первичных психических образов,
так называемых архетипов (буквально,
“первичных моделей”). Архетипы — врожденные
идеи или воспоминания, которые предрасполагают
людей воспринимать, переживать и реагировать
на события определенным образом. В действительности,
это не воспоминания или образы как таковые,
а скорее, именно предрасполагающие факторы,
под влиянием которых люди реализуют в
своем поведении универсальные модели
восприятия. Архетип это прообраз,
идея, бессознательные образы самих инстинктов.
Другими словами, они являются образцами
инстинктивного поведения.
Врожденной здесь является
именно тенденция реагировать эмоционально,
когнитивно и поведенчески на конкретные
ситуации — например, при неожиданном
столкновении с родителями, любимым человеком,
незнакомцем, со змеей или смертью. В ряду
множества архетипов, описанных К.Г. Юнгом,
стоят мать, ребенок, герой, мудрец, божество
Солнца, плут, Бог и смерть и т.д. К.Г. Юнг
полагал, что каждый архетип связан с тенденцией
выражать определенного типа чувства
и мысли в отношении соответствующего
объекта или ситуации. Например, в восприятии
ребенком своей матери присутствуют аспекты
ее актуальных характеристик, окрашенные
неосознаваемыми представлениями о таких
архетипических материнских атрибутах,
как воспитание, плодородие и зависимость.
К.Г. Юнг предполагал, что архетипические
образы и идеи часто отражаются в сновидениях,
а также нередко встречаются в культуре
в виде символов, используемых в живописи,
литературе и религии. В особенности он
подчеркивал, что символы, характерные
для разных культур, часто обнаруживают
поразительное сходство, потому что они
восходят к общим для всего человечества
архетипам. Например, во многих культурах
ему встречались изображения мандалы (круги),
являющиеся символическими воплощениями
единства и целостности человеческого
“Я”. К.Г. Юнг считал, что понимание архетипических
символов помогает ему в анализе сновидений
пациента.
Наиболее известным вкладом
К.Г. Юнга в понимание структуры человеческой
личности считаются описанные им две основные
направленности мышления - экстраверсия и интроверсия.
Согласно К.Г. Юнгу, обе эти ориентации
сосуществуют в человеке одновременно,
но одна из них обычно немного преобладает,
что и обеспечивает ее доминирование.
В экстравертной установке проявляется
направленность мышления на внешний мир
- на других людей и предметы - они интереснее,
значимее и информативней. Экстраверт
подвижен, разговорчив, быстро устанавливает
отношения и привязанности, внешние факторы
являются для него движущей силой. Интроверт,
напротив, погружен во внутренний мир
своих мыслей, чувств и опыта. Он созерцателен,
сдержан, стремится к уединению, склонен
удаляться от объектов, его интерес сосредоточен
на себе самом. Изолированно друг от друга
эти две установки не существуют - они
присутствуют обе и находятся в оппозиции
друг к другу: одна проявляется как ведущая,
вторая - как вспомогательная.
Вскоре после того, как К.Г. Юнг
сформулировал концепцию экстраверсии
и интроверсии, он пришел к выводу, что
с помощью этой пары противоположных ориентаций
невозможно достаточно полно объяснить
все различия в отношении людей к миру.
Поэтому он расширил свою типологию, включив
в нее психологические
функции. Четыре основные функции,
выделенные им - это мышление, ощущение,
чувство и интуиция.
Мышление и чувство К.Г. Юнг отнес
к разряду рациональных, поскольку они
позволяют образовывать суждения о реальном
и непосредственном жизненном опыте. Мыслящий
тип судит о ценности тех или иных вещей,
основываясь на логике и аргументах. Противоположная
мышлению функция - чувство - информирует
нас о реальности на языке положительных
или отрицательных эмоций. Чувствующий
тип фокусирует свое внимание на эмоциональной
стороне жизненного опыта и судит о ценности
вещей в категориях “плохой или хороший”,
“приятный или неприятный”, “побуждает
к чему-то или вызывает скуку”. По К.Г.
Юнгу, когда мышление выступает в роли
ведущей функции, личность ориентирована
на построение рациональных суждений,
цель которых - определить, является ли
оцениваемый опыт истинным или ложным.
А когда ведущей функцией является чувство,
личность ориентирована на вынесение
суждений о том, является ли этот опыт
прежде всего приятным или неприятным.
Вторую пару противоположных
функций - ощущение и интуиция - К.Г. Юнг
назвал иррациональными, потому что они
просто пассивно “схватывают”, регистрируют
события во внешнем (ощущение) мире или
во внутреннем (интуиция) мире, не оценивая
их и не объясняя их значение. Ощущение
представляет собой непосредственное,
безоценочное реалистическое восприятие
внешнего мира. Ощущающий тип особенно
проницателен в отношении вкуса, запаха
и прочих ощущений из окружающего мира.
Напротив, интуиция характеризуется неосознанным
восприятием текущего момента опыта. Интуитивный
тип полагается на предчувствия и догадки,
схватывая суть, а не внешнюю форму жизненных
событий.