Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2012 в 00:33, реферат
Цель реферата – рассмотреть общую характеристику Древнего Востока. Середина I тысячелетия до н.э. – тот рубеж в истории развития человечества, на котором в трех очагах древней цивилизации – в Китае, Индии и Греции – практически одновременно возникает философия. Рождение ее было длительным процессом перехода от мифологического мировосприятия к мировоззрению, опирающемуся на знание, обретенное в интеллектуальном поиске. Это нашло своё выражение особенно в том, что человек ещё слабо представлял себе различие между собой и природой, между индивидом и коллективом.
I. Введение 3
1. Философия Древней Индии 4
2. Философия Древнего Китая 10
3. Сравнительная характеристика Древнего Востока 14
II. Заключение 19
Список литературы 21
В РВ
и Упанишадах содержатся и другие
идеи, которые можно рассматривать
как зачатки будущих
Остановимся кратко на одной из школ философии Древней Индии гораздо более позднего периода - Ш в. до н.э. Эта школа содержит учения об атомах (она носит название Вайшешика). К тому времени идея атомов уже существовала в античной Греции, но нет обоснованных сведений о том, могли ли идеи Древней Греции повлиять на формирования взглядов основателя Вайшейшики – Канаду, который, как об этом говорят источники, был страшно беден и не мог, видимо, обращаться с теми, кто обладал монополией на знания.
И тем не менее, хотя его идеи сходны с идеями древнегреческих философских Левкиппа, Демокрита, Эпикура, они несут на себе печать оригинальности. В чем же состоят эти идеи? Канада (по некоторым сведениям возможен и другой автор – Кашияна) считал, что существуют тончайшие частички четырех стихий: земли, воды, света (в некоторых источниках - огня) и воздуха. Они назывались параманавас. Это и были атомы - некие минимумы субстанции (материи). Они находятся в движении по причине внешнего толчка; кроме того, они обладают свойством соединяться в устойчивые и неустойчивые комбинации. К первым относятся соединения атомов одной стихии, земли например; ко вторым - разных стихий, например, земли и воды.
В соответствии с принадлежностью к той или иной стихии атомам приписываются качества: атомам земли - запах, вкус, цвет, осязание; атомам воды - вкус, цвет, осязание; атомам огня - цвет, осязание; атомам воздуха -осязание. Надо сказать, что здесь плохо различаются сами стихии и чувства, которые они вызывают. Но зато для каждого органа чувств насчитывается около десяти атомов. Однако, есть суждение и противоречивого свойства, а именно - атомы не воспринимаются органами чувств, а только сверхчувственным сознанием йогов.
Атом, являясь беспричинным, сам по себе выступает причиной мира. Он вечен; он является единицей меры; он не проницаем, но он обволакивается эфиром, который пронизывает все макрообъекты. Здесь эфир выступает как некий аналог пространства.
Таким
образом, в объяснении физического
мира /природы/ и познания в лице
учения об атомах проявляется более
высокая основа, приближенная к научной
абстракции, что говорит о переходе
философии с традиционного
В Китае
зародилось три великих учения: конфуцианство,
даосизм, китайский буддизм.
Возрождение философии началось с книги
перемен. Вселенная троична: небо + человек
+ земля.
Под человеком понимается император. Земля – квадрат, в центре которого находится Китай.
Энергия
вселенной – цы. В которой выделяют
2 начала, инь и ян.
Конфуций прокомментировал книгу перемен,
его трактат «десять крыльев». Основная
направленность – в прошлое, внимание
уделяется практическим проблемам – управление
государством. Характеристика благородного
мужчины, который должен обладать человеколюбием,
соблюдать этикет ( нормы поведения). Знание
сопоставляется с знанием древних текстов.
Ценится верность, каждый должен знать
свое место.
Конфуций
уделал большое внимание проблемам
этики и политики.
Основными категориями конфуцианства
являются понятия благородного мужа, человеколюбия
и правил ритуала.
Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны благородные мужи во главе с государем — «сыном неба». Благородный муж — это образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали.
Именно по этим критериям Конфуций предлагал выдвигать людей на государственную службу. Главная задача благородных мужей — воспитать в себе и распространить повсеместно человеколюбие. Человеколюбие включало в себя: попечение родителей о детях, сыновнюю почтительность к старшим в семье, а также справедливые отношения между теми, кто не связан родственными узами. Перенесенные в сферу политики, эти принципы должны были послужить фундаментом всей системы управления.
Воспитание
подданных — важнейшее
Конфуций
был решительным противником
управления на основе законов. Он осуждал
правителей, делавших ставку на устрашающие
правовые запреты, и выступал за сохранение
традиционных религиозно-моральных
методов воздействия на поведение
китайцев. «Если руководить народом
посредством законов и
Даосизм – трактат « Книга о Дао и Дэ». Основателем течения является Лао Дзы – архивариус. Главная категория – Дао (путь). Под дао понимается универсальный закон мира, который является движущей силой всего.
Философский
принцип увой (недеяния) Принцип Дао
Де – метод философствования.
Учение о бессмертии – культ бессмертия.
Основы даосизма, философии Лао-цзы излагаются в трактате «Дао Дэ цзин» (IV—III вв. до н. э.). В центре доктрины — учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао многозначно, это бесконечное движение. Дао — своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но всё происходит от него, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно даёт начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао.
Каждый
человек, чтобы стать счастливым,
должен встать на этот путь, попытаться
познать Дао и слиться с
ним. Согласно учению даосизма, человек—микрокосм
вечен так же, как и универсум—макрокосм.
Физическая смерть означает только то,
что дух отделяется от человека и
растворяется в макрокосме. Задача
человека в своей жизни добиться,
чтобы произошло слияние его
души с мировым порядком Дао. Каким
же образом можно достичь такого
слияния? Ответ на этот вопрос содержится
в учении Дао.
Пути Дао присуща сила Де. Именно через
силу “У вэй” Дао проявляется в каждом
человеке. Эту силу нельзя истолковывать
как усилие, а наоборот, как стремление
избегать всякого усилия. “У вэй” — означает
«недеяние», отрицание целенаправленной
деятельности, идущей вразрез с естественным
порядком. В процессе жизни необходимо
придерживаться принципа недеяния - принципа
увей. Это не бездействие. Это деятельность
человека, которая согласовывается с естественным
ходом миропорядка. Всякое действие, противоречащее
Дао означает пустую трату сил и приводит
к неудаче и гибели. Таким образом, даосизм
учит созерцательному отношению к жизни.
Блаженства достигает не тот, кто стремится добрыми делами завоевать расположение Дао, а тот, кто в процессе медитации, погружения в свой внутренний мир стремится вслушаться в самого себя, а через себя вслушаться и постичь ритм мироздания. Таким образом, цель жизни осмысливалась в даосизме как возвращение к вечному, возвращение к своим корням.
Нравственный идеал даосизма — это отшельник, который с помощью религиозной медитации, дыхательных и гимнастических упражнений добивается высокого духовного состояния, позволяющего ему преодолеть все страсти и желания, погрузиться в общение с божественным Дао.
Дао
проявляется через обыденную
жизнь и воплощается в
Китайский буддизм – микс понятий.
Буддизм стал проникать в Китай на рубеже н. э. Существовали предания о появлении там буддистских проповедников ещё в III веке до н. э., однако они не могут считаться достоверными.
Первыми
распространителями буддизма были купцы,
приходившие в Китай по Великому
шёлковому пути из центральноазиатских
государств. Монахи-миссионеры, вначале
из Центральной Азии, а позднее
— из Индии, появляются в Китае
до II-III веков.
Уже к середине II века с буддизмом знакомится
императорский двор, о чем свидетельствуют
жертвоприношения Лао-цзы (основателю
даосизма) и Будде, совершенные императором
Хуань-ди в 165. По преданию, первые буддийские
сутры были привезены на белой лошади
в Лоян, столицу империи Поздняя Хань,
в царствование императора Мин-ди (58-76);
здесь же позднее появился первый в Китае
буддийский монастырь — Баймасы.
В конце
I века зарегистрирована деятельность
буддистов ещё в одном городе
позднеханьской империи — Пэнчэне.
В нач. II века была составлена «Сутра
42 статей» — первая попытка изложения
на кит. языке основ буддийского
учения.
Насколько можно судить по первым переведенным
буддийским. текстам, первоначально в
Китае проповедуется буддизм переходного
типа от хинаяны к махаяне, и особое внимание
уделяется практике медитации. Позднее
в Китае утверждается буддизм в форме
махаяны.
Первоначально
буддизм воспринимался в Китае
как одна из форм национальной китайской
религии — даосизма. Это привело
к возникновению легенды о
«просвещении варваров», смысл которой
в том, что ушедший на Запад
основатель даосизма Лао-цзы якобы
стал в Индии учителем Будды и
подлинным основателем
В Индии первоначально
Во многом аналогичным
было становление древнекитайской
философии. Здесь также ломка
традиционных общинных отношений, вызванная
экономическим прогрессом, создала
благоприятную почву для
Информация о работе Общая характеристика философии Древнего Востока