Общественное сознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 23:56, контрольная работа

Краткое описание

Общественная жизнь сложна и исследована далеко не полностью. На первый взгляд, кажется что поведение и поступки отдельного человека независимы и непредсказуемы, но это не так. Поступки человека, так или иначе, подчиняются определенным его привычкам, желаниям, потребностям, и, несмотря на всю свободу действий, каждый отдельный индивид, подстраивается под среду, в которой существует. А это значит, что поступки человека, в принципе, прогнозируемы (за исключением некоторых спонтанных действий).

Содержание

Понятие общественного сознания. Общественное и индивидуальное сознание, их единство и различие.
Закономерности развития общественного сознания.
Структура общественного сознания: уровни, сферы, формы.
Роль общественного сознания в историческом процессе.

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 37.docx

— 41.86 Кб (Скачать файл)

Тема 37. Общественное сознание.

  1. Понятие общественного сознания. Общественное и индивидуальное сознание, их единство и различие.
  2. Закономерности развития общественного сознания.
  3. Структура общественного сознания: уровни, сферы, формы.
  4. Роль общественного сознания в историческом процессе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Общественная жизнь сложна и исследована далеко не полностью. На первый взгляд, кажется что поведение  и поступки отдельного человека независимы и непредсказуемы, но это не так. Поступки человека, так или иначе, подчиняются определенным его привычкам, желаниям, потребностям, и, несмотря на всю свободу действий, каждый отдельный  индивид, подстраивается под среду, в которой существует. А это  значит, что поступки человека, в  принципе, прогнозируемы (за исключением  некоторых спонтанных действий).

В общественные отношения  одновременно вступает огромное количество людей. Как показывает история, наиболее значимые поступки совершаются коллективно. При этом действия массы людей, конечно  же, состоят из поступков отдельных  индивидов, но в сравнении с коллективом, действия каждого человека достаточно малы. Выделяется скорее определенная линия поведения коллектива, наблюдаются  определенные законы и закономерности жизни, которые поддаются изучению. Общество в целом, разнообразные  проявления и формы общественной жизни изучает ряд философских  и социально-экономических наук. Одним из атрибутов общества является общественное сознание.

Целью работы является рассмотрение понятия «общественное сознание», его сущности, структуры, определение  некоторых закономерностей, происходящих в обществе.

Тема «Общественное сознание»  является актуальной, так как рассматривается  сложная совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, взглядов, идей, теорий, в которых отражается общественное бытие, реальный процесс жизни людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие общественного сознания. Общественное и индивидуальное сознание, их единство и различие.

 

Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных от ношений. Но и общество может быть названо обществом лишь тогда, когда сложились его основные элементы, в том числе и общественное сознание. Общество есть материально-идеальная реальность. [1]

Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций, т.е. всего того, что составляет содержание общественного сознания, образует духовную реальность, выступает  составной частью общественного  бытия. Но хотя материализм и утверждает определенную роль общественного бытия  по отношению к общественному  сознанию, однако нельзя упрощенно  говорить о первичности первого  и вторичности другого. Общественное сознание возникло не спустя какое-то время после возникновения общественного  бытия, а одновременно и в единстве с ним. Без общественного сознания общество просто не могло бы возникнуть и развиваться, потому что оно  существует как бы в двух проявлениях: отражательной и активно-творческой. [2]

Сущность сознания как  раз в том и состоит, что  оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его. Но, подчеркивая единство общественного  бытия и общественного сознания, нельзя забывать и об их различии, специфической  разъединенности, относительной самостоятельности. [1]

Особенностью общественного  сознания является то, что оно в  своем влиянии на бытие может, как бы оценивать его, вскрывать  его потаенный смысл, прогнозировать, через практическую деятельность людей  преобразовывать его. А поэтому  общественное сознание эпохи может  не только отражать бытие, но и активно  способствовать его преобразованию. В этом заключается та исторически  сложившаяся функция общественного  сознания, которая делает его необходимым  и реально существующим элементом  любого общественного устройства. Никакие  реформы, если они не подкрепляются  общественным осознанием их смысла и  необходимости, не дадут ожидаемых  результатов, а только повиснут в  воздухе.

Связь между общественным бытием и общественным сознанием  многогранна и разнообразна. Так, вещи, созданные человеком, представляют собой опредмечивание соответствующих  идей, органически содержат, таким  образом, в себе элементы общественного  сознания. Отражая общественное бытие, общественное сознание способно активно  влиять на него через преобразовательную деятельность людей. [3]

Относительная самостоятельность  общественного сознания проявляется  в том, что оно обладает преемственностью. Новые идеи возникают не на пустом месте, а как закономерный результат духовного производства, на основе духовной культуры прошлых поколений. Будучи относительно самостоятельным, общественное сознание может опережать общественное бытие или отставать от него. Например, идеи использования фотоэффекта возникли за 125 лет до того, как было изобретено Дагерром фотографирование. Идеи практического использования радиоволн осуществлялись почти через 35 лет после их открытия и т.д. [2]

Общественное сознание представляет собой особый социальный феномен, отличающийся собственными, свойственными лишь ему  характеристиками, специфическими закономерностями функционирования и развития.

Общественное сознание, отражая  всю сложность и противоречивость общественного бытия, является тоже противоречивым, имеет сложную структуру. С появлением классовых обществ  оно приобрело классовую структуру. Различия в социально-экономических  условиях жизни людей, естественно, находят свое выражение в общественном сознании. [4]

В государствах многонациональных  существует национальное сознание различных  народов. Взаимоотношения между  различными нациями отражаются в  сознании людей. В тех обществах, где национальное сознание превалирует  над общечеловеческим, верх берет  национализм и шовинизм.

Общественное  сознание.

Сознание является не только индивидуальным, личностным, но и включает в себя общественную функцию. Структура общественного сознания сложна и многопланова, и находится в диалектическом взаимодействии с сознанием индивидуума.  
В структуре общественного сознания выделяются такие уровни, как теоретическое и обыденное сознание. Первый образует общественную психологию, второй – идеологию.

Обыденное сознание формируется  стихийно в повседневной жизни людей. Теоретическое сознание отражает сущность, закономерности окружающего природного и социального мира. Общественное сознание выступает в различных формах: общественно-политические взгляды и теории, правовые взгляды, наука, философия, мораль, искусство, религия.

Дифференциация общественного  сознания в современном виде –  результат длительного развития. Первобытному обществу соответствовало  примитивное, недифферинциированное  сознание. Умственный труд не был отделен  от физического и умственный труд был непосредственно вплетен  в трудовые отношения, в повседневную жизнь. Первыми в историческом развитии человека возникли такие формы общественного  сознания, как мораль, искусство, религия. Затем, по мере развития человеческого  общества, возникает весь спектр форм общественного сознания, который  выделяется в особую сферу общественной деятельности.    

 Рассмотрим отдельные  формы общественного сознания:

— политическое сознание представляет собой систематизированное, теоретическое выражение общественных взглядов на политическую организацию общества, на формы государства, на отношения между различными социальными группами, классами, партиями, на отношения с другими государствами и нациями;

— правовое сознание в теоретической форме выражает правосознание общества, природу и назначение правовых отношений, норм и учреждений, вопросы законодательства, суда, прокуратуры. Ставит своей целью утверждение правового порядка, соответствующего интересам определенного общества;

- мораль – система взглядов и оценок, регулирующих поведение индивидуумов, средство воспитания и укрепления определенных нравственных устоев и отношений;

- искусство – особая форма деятельности человека, связанная с освоением действительности через художественные образы;

- религия и философия – наиболее удаленные от материальных условий формы общественного сознания. Религия древнее философии и является необходимым этапом развития человечества. Выражает окружающий мир через систему мировоззрения, основанного на вере и религиозных постулатах.  
     Общественное и индивидуальное сознание находятся в тесном единстве. Общественное сознание носит межиндивидуальный характер и не зависит от отдельной личности. Для конкретных людей оно носит объективный характер.  
Каждый индивид на протяжении всей своей жизни через отношения с другими людьми, путем обучения и воспитания испытывает влияние общественного сознания, хотя и относится к этому влиянию не пассивно, а избирательно, активно.

Общественные нормы сознания духовно влияют на индивида, формируют  его мировоззрение, нравственные установки, эстетические представления. Общественное сознание можно определить как общественный разум, который развивается и  функционирует по своим законам.

Взгляды индивида, наиболее полно отвечающие интересам эпохи  и времени, после завершения индивидуального  существования становятся достоянием общества. Например, творчество выдающихся писателей, мыслителей, ученых и др. Индивидуальное сознание в этом случае, проявляющееся в творчестве конкретного  человека, приобретает статус общественного  сознания, пополняет и развивает  его, придавая ему черты определенной эпохи.  
Сознание невозможно вывести из одного лишь процесса отражения объектов природного мира: отношение “субъект-объект” не может породить сознания. Для этого субъект должен быть включен в более сложную систему социальной практики, в контекст общественной жизни. Каждый из нас, приходя в этот мир, наследует духовную культуру, которую мы должны освоить, чтобы обрести собственно человеческую сущность и быть способными мыслить по-человечески. Мы вступаем в диалог с общественным сознанием, и это противостоящее нам сознание есть реальность, такая же, как, например, государство или закон. Мы можем взбунтоваться против этой духовной силы, но так же, как и в случае с государством, наш бунт может оказаться не только бессмысленным, но и трагичным, если мы не будем учитывать те формы и способы духовной жизни, которые нам объективно противостоят. Чтобы преобразовать исторически сложившуюся систему духовной жизни, нужно ею сначала овладеть.

Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с возникновением общественного бытия. Природе в  целом безразлично существование  человеческого разума, а общество не могло бы без него не только возникнуть и развиваться, но и просуществовать  ни одного дня и часа. В силу того, что общество есть объективно-субъективная реальность, общественное бытие и  общественное сознание как бы “нагружены”  друг другом: без энергии сознания общественное бытие статично и даже мертво. Но, подчеркивая единство общественного бытия и общественного сознания, нельзя забывать и их различие, специфическую разъединенность. Историческая взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания в их относительной самостоятельности реализуется таким образом, что, если на ранних этапах развития общества общественное сознание формировалось под непосредственным воздействием бытия, то в дальнейшем это  
воздействие приобретало все более опосредованный характер - через государство, политические, правовые отношения и др., а обратное воздействие общественного сознания на бытие приобретает, напротив, все более непосредственный характер. Сама возможность такого непосредственного воздействия общественного сознания на общественное бытие заключается в способности сознания правильно отражать бытие.  
     Сознание как отражение и как активно-творческая деятельность представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и того же процесса: в своем влиянии на бытие оно может, как оценивать его, вскрывая его потаенный смысл, прогнозировать, так и через практическую деятельность людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но активно способствовать его перестройке. В этом и заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания, которая делает его объективно необходимым и реально существующим элементом любого общественного устройства.  
     Обладая объективной природой и имманентными законами развития, общественное сознание может, как отставать, так и опережать бытие в рамках закономерного для данного общества эволюционного процесса. В этом плане общественное сознание может играть роль активного стимулятора общественного процесса, либо механизма его торможения. Мощная преобразовательная сила общественного сознания способна воздействовать на все бытие в целом, вскрывая смысл его эволюции и предсказывая перспективы. В этом плане оно отличается от субъективного (в смысле субъективной реальности) конечного и ограниченного отдельным человеком индивидуального сознания. Власть общественного целого над индивидом выражается здесь в обязательном принятии индивидом исторически сложившихся форм духовного освоения действительности, тех способов и средств, с помощью которых осуществляется производство духовных ценностей, того смыслового содержания, которое накоплено человечеством веками и вне которого невозможно становление личности.  
                                           
             Индивидуальное сознание. 

Информация о работе Общественное сознание