Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 23:56, контрольная работа
Общественная жизнь сложна и исследована далеко не полностью. На первый взгляд, кажется что поведение и поступки отдельного человека независимы и непредсказуемы, но это не так. Поступки человека, так или иначе, подчиняются определенным его привычкам, желаниям, потребностям, и, несмотря на всю свободу действий, каждый отдельный индивид, подстраивается под среду, в которой существует. А это значит, что поступки человека, в принципе, прогнозируемы (за исключением некоторых спонтанных действий).
Понятие общественного сознания. Общественное и индивидуальное сознание, их единство и различие.
Закономерности развития общественного сознания.
Структура общественного сознания: уровни, сферы, формы.
Роль общественного сознания в историческом процессе.
Индивидуальное сознание
- это сознание отдельного индивида,
отражающее его индивидуальное бытие
и через посредство его в той
или иной степени общественное бытие.
Общественное сознание является совокупностью
индивидуальных сознании. Наряду с
особенностями сознании отдельных
индивидов оно несет в себе
общее содержание, присущее всей массе
индивидуальных сознании. Как совокупное
сознание индивидов, выработанное ими
в процессе их совместной деятельности,
общения, общественное сознание может
быть определяющим только по отношению
к сознанию данного индивида. Это
не исключает возможности выхода
индивидуального сознания за пределы
наличного общественного
Индивидуальное сознание определяется
индивидуальным бытием, возникает под
воздействием сознания всего человечества.
2 основных уровня индивидуального сознания:
1. Начальный (первичный) – «пассивный»,
«зеркальный». Формируется под воздействием
на человека внешней среды, внешнего сознания.
Главные формы: понятия и знания, в целом.
Главные факторы формирования индивидуального
сознания: воспитателная деятельность
окружающей среды, образовательная деятельность
общества, познавательная деятельность
самого человека.
2. Вторичный – «активный», «творческий».
Человек преобразует и организовывает
мир. С этим уровнем связано понятие инителлекта.
Конечным продуктом этого уровня и сознания
в целом являются идеальные объекты, возникающие
в человеческих головах. Основные формы:
цели, идеалы, вера. Главные факторы: воля,
мышление – ядро и системообразующий
элемент.
Между первым и вторым уровнями существует
промежуточный «полуактивный» уровень.
Главные формы: феномен сознания – память,
которая носит избирательный характер,
она всегда востребована; мнения; сомнения.
Каково же соотношение между индивидуальным и общественным сознанием? Некоторые полагают, что реальной сферой общественного сознания, его единственным носителем является конкретный Индивид. Другие, напротив, считают, что общественное сознание есть нечто надличностное и потому в его трактовке нет необходимости обращаться к отдельному индивиду. Для того чтобы разобраться в этом, вернемся немного назад и повторим: общественное сознание — это атрибут общества. Как особый вид реальности, общественное сознание сопоставимо с бытием общества, находясь с ним в одном и том же «поле пространства». Говоря об общественном сознании, мы имеем в виду не сознание отдельного индивида, а духовную жизнь вообще, всеобщее духовное достояние, зафиксированное в языке и других формах культуры. Но жизнь надличностного духа вышла из ума и души индивидов; всякий индивид участвует в нем, правда лишь опосредованно. Большие и менее заметные усилия человеческой мысли способствуют образованию великой реки общественного сознания, хотя в названии этой реки нет уже и помину о маленьких ручейках. Что было бы с Волгой, если бы маленькие речки и ручьи лишили ее своих вод? Точно так же и с соотношением индивидуального и общественного сознания.
Разумеется, не каждое индивидуальное сознание в своей объективированной форме входит в общий массив общественного сознания. Это зависит от глубины и социальной значимости духовной деятельности данной личности, от потребности духа времени в ее творчестве. Одно дело — сознание, мысли великой исторической личности (гениальных государственных деятелей, мыслителей, писателей и т.д.), участвующей в созидании духовной жизни эпохи, а другое — мысли жалкого эпигона. Они никого или мало кого трогают, а поэтому и не остаются в запасниках социальной памяти. А к трудам гения нередко обращаются всю жизнь, постоянно питаясь живительными соками его творчества. Труды значимых умов входят в сферу сверхличного сознания и живут долго, в веках. Как сказал И.В. Гете:
Места, где жил великий человек,
Священны: через сотни лет звучат
Его слова, его деянья — внукам[6].
Если теперь вновь поставить
вопрос о том, где же пребывает
общественное сознание, то ответ должен
быть таким: общественное сознание пребывает
в системе «человек — деятельность — обще
Закономерности развития общественного сознания.
Основными закономерностями общественного сознания являются:
1. Общественное сознание зависит от общественного бытия и определяется материальными условиями жизни общества. Эта зависимость прослеживается в гносеологическом и социологическом аспектах. Гносеологический аспект означает, что общественное сознание – духовное психическое отражение общественного бытия в разнообразных социальных чувствах, настроениях, интересах, взглядах, теориях, которые возникают в конкретно-исторических обществах у большинства людей. Социологический аспект означает, что роль общественного сознания определяется общественным бытием.
2. Относительная
Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется в преемственности духовного развития человечества, которые разрабатываются на основе достижения предшествующих эпох; общественного сознания, способного опережать общественное бытие (особо присущи науке и идеологии); общественное сознание может отставать от общественного бытия (пережитки прошлого, которые особенно долго и упорно удерживаются в сфере общественной психологии); в активной роли общественных идей и теорий, человеческих чувств, желаний, стремлений, воле; во взаимодействии различных форм общественного сознания. Все виды общественного сознания взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга, указанные закономерности позволяют рассматривать общественное сознание как целостный духовный феномен в его динамическом состоянии.
Структура общественного сознания.
В структуре общественного сознания обычно выделяют три взаимосвязанных уровня: обыденный, общественную психологию и общественную идеологию, а также формы общественного сознания, к которым относят политическую идеологию, правосознание, мораль (нравственное сознание), искусство (эстетическое сознание), религию, науку и философию: 1. Обыденное сознание
возникает в процессе 2. Общественная психология
— эмоциональное отношение люде 3. Общественная идеология —
концептуально- Таким образом, общественная
идеология — В любом своем проявлении она по существу или формально, правильно или ложно, но всегда связана с потребностями всего общества, является выражением его целей, ценностей, идеалов, его программ, противоречий и путей их разрешения. Как таковая, общественная идеология всегда необходима,обязательна для любого общества — классового, неклассового, «открытого», «закрытого» и т.п. Она всегда была, есть и будет. Ибо всегда есть жизненная потребность в знании особенностейразвития общества, актуальных проблем и общих задач, этапов социального изменения и перспектив общественного развития. В наши дни некоторые теоретики (и на Западе, и у нас)выступили с идеей конца идеологии («доидеологизация»). Этосвязывается ими или с «природной ложностью» идеологии, или с окончанием противостояния в мире капитализма и социализма, или с ее тоталитарно-классовым существом. Формы общественного сознания представляют собой способы духовного освоения действительности. Основные критерии их разграничения: 1. По предмету отражения — наука и философия отражают действительность, но на разных концептуально-методологических уровнях (низшем и высшем). 2. По формам (видам) отражения — наука отражает действительность в виде понятий, гипотез, теорий, законов, а искусство — в виде художественных образов. 3. По выполняемым функциям — искусство выполняет эстетические и воспитательные функции, наука — познавательные, мораль — нравственные и т.п. 4. По общественной
роли. Наука — «локомотив» прогресса, Все уровни и формы общественного сознания взаимодействуют друг с другом и влияют друг на друга в ходе взаимодействия общественного бытия и общественного сознания. В заключение отметим, что общественное сознание есть отражение общественного бытия, социальной реальности в целом. Однако общественное сознание и каждая из его форм имеют определенную самостоятельность относительно общественного бытия, свою логику и особые закономерности своего развития. Это проявляется в: а) преемственности,
сохранении рационального, позитивного б) взаимном влиянии различных форм общественного сознания; в) отставании или опережении форм сознания от общественного бытия; г) активном обратном
воздействии общественного |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Переход к сознанию представляет собой начало нового, высшего, этапа развития психики. Сознательное отражение в отличие от психического отражения, свойственного животным, - это отражение предметной действительности в ее отдельности от наличных отношений к ней субъекта, т.е. отражение, выделяющее ее объективные устойчивые свойства.
В сознании образ действительности
не сливается с переживанием субъекта:
в сознании отражаемое выступает
как “предстоящее” субъекту. Об
Каждый индивид на протяжении всей своей жизни через отношения с другими людьми, путем обучения и воспитания испытывает влияние общественного сознания, хотя и относится к этому влиянию не пассивно, а избирательно, активно.
Общественные нормы сознания духовно влияют на индивида, формируют его мировоззрение, нравственные установки, эстетические представления. Общественное сознание можно определить как общественный разум, который развивается и функционирует по своим законам.
Несмотря на огромные
усилия, затраченные философией
и другими науками, проблема
человеческого сознания (индивидуального
и общественного) далека от
своего решения. Много
Список использованной литературы:
1. Спиркин А. П. Философия:
2. Философия: учебник для вузов / Под. ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА. 2006. -
3. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. -- М.: Норма, 2005.
4. Губин В.Д. Основы философии: Учеб. пособие. -- 2-е изд; -- М: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008.
5. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., испр. и доп. — M.: Юристъ. 2004
6. Гете И.В. Собрание сочинений. М.; Л., 1932-1937. Т. 4. С. 160.