Общество и его философский анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 11:41, контрольная работа

Краткое описание

Понятие «общество», «общественный», «социальный», чрезвычайно распространены, хотя их смысл часто оказывается весьма многозначным и недостаточно ясным. Прежде всего, необходимо различать термины «общность» и «общество». Общность определяется как форма совместного бытия или взаимодействия людей, связанных общим происхождением, языком, судьбой и взглядом. Таковы семья и народ. Общество понимается как продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных на основе общности, а совместных интересов и договоре.

Вложенные файлы: 1 файл

КР Юля.doc

— 67.00 Кб (Скачать файл)
  1. Общество  и его философский  анализ.

       Понятие «общество», «общественный», «социальный», чрезвычайно распространены, хотя их смысл часто оказывается весьма многозначным и недостаточно ясным. Прежде всего, необходимо различать термины «общность» и «общество». Общность определяется как форма совместного бытия или взаимодействия людей, связанных общим происхождением, языком, судьбой и взглядом. Таковы семья и народ. Общество понимается как продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных на основе общности, а совместных интересов и договоре.

       Общество - совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности.

       Для того, чтобы представить общество во всем многообразии его явлений и процессов, а также уяснить различные подходы к его изучению, необходимо познакомиться с рядом основных положений и понятий, с помощью которых могут быть объяснены структура общества, т.е. характер взаимосвязей и взаимозависимостей его сторон, а также механизмы его функционирования и развития.

       Представители разных направлений социальной философии  исходят из понимания общества как определенной социальной системы. Рассматривая общество как систему взаимодействий людей, они расходятся в понимании основ этого. Одни принимают за основу духовные начала деятельности и поведения людей (сознание, духовные потребности, духовные ценности и т.д.), другие видят эту основу в материальных потребностях и материальных условиях общественной жизни.

       Как бы там ни было, общество — это, прежде всего, совместная жизнь многих людей, активно взаимодействующих между собой по поводу удовлетворения своих жизненно необходимых потребностей. В результате между ними складываются определенные отношения, касающиеся средств и способов удовлетворения их потребностей, исходя из существующих условий жизни. Со временем данные отношения приобретают устойчивый характер, и само общество предстает как совокупность общественных отношений.

       В качестве системообразующих факторов существования и развития общества выступают деятельность людей (социальных групп и отдельных личностей) и их общественные отношения.

       Деятельность  людей и их общественные отношения  составляют основное содержание их общественного  бытия как реального процесса их общественной жизни.

       Можно выделить объективную и субъективную сторону общественного бытия.

       Объективная его сторона — это то, что существует вне и независимо от сознания и воли людей. К ней относятся условия природной среды, потребности людей в пище, тепле, жилище, продолжении рода и т.д., которые они не могут отменить и которые заставляют их действовать в определенном направлении. К объективной стороне общественного бытия относится и то состояние материального производства, социальной структуры и политической системы общества, которое каждое новое поколение людей застает уже сложившимся. Для него это объективная данность, в условиях которой оно вынуждено начинать свою общественную жизнь.

       Субъективная  сторона общественного бытия людей — это их сознание и воля. К сознанию и воле понятие «бытие» применимо только в том смысле, что они есть, существуют. Они присутствуют в деятельности людей, в их общественных отношениях и являются их наиболее существенными родовыми признаками, отличающими их от животных. В то же время сознание людей, будучи неотъемлемым атрибутом их общественной жизни, есть, скорее, не непосредственно общественное бытие в его предметном существовании, а его мысленное отражение — идеальная копия, выраженная в образах и представлениях людей, их взглядах и теориях о явлениях и процессах общественной жизни.

       Вопрос  о соотношении общественного  бытия людей как реального процесса их общественной жизни и их общественного сознания — один из основополагающих методологических вопросов социальной философии. Ответ на него предполагает, в частности, выяснение того, насколько полно и глубоко общественное сознание людей отражает их общественное бытие.

       Понимание общественного сознания как отражения  общественного бытия указывает на объективную основу его развития.

       Любое современное общество придает развитию материального производства первостепенное значение. Именно на этой основе решаются проблемы повышения уровня жизни людей, что означает не только достаточное удовлетворение вышеуказанных потребностей, но также решение проблем здравоохранения, образования, быта и отдыха, социального обеспечения и развития духовной культуры. Материальное производство создает необходимые условия материального обеспечения функционирования социальной и духовной сфер жизни общества.

       Материальное  производство непосредственно обусловливает  развитие социальной структуры общества, т.е. существование определенных классов, других социальных групп и слоев общества.

       Способ  производства как прямо, так и  косвенно, в том числе через существующую социальную структуру, обусловливает содержание и направленность происходящих в обществе политических процессов.

       Исходя  из этого, можно сказать, что, в конечном счете, общество развивается по объективным законам общественного производства. Именно в конечном счете, ибо на развитие любого социально-политического и духовного явления оказывают влияние не только производственно-экономические, но многие другие объективные и субъективные обстоятельства.

       Способ  производства материальных благ имеет  две стороны: производительные силы и производственные отношения.

       Производительные  силы — это, прежде всего, люди с их знаниями, умениями и навыками к труду, а также средства производства, включающие в себя орудия труда, сырье и материалы, транспорт, здания, сооружения, с помощью которых осуществляется производство.

       Производственные  отношения есть

  1. отношения между людьми в процессе производства. Это в первую очередь отношения собственности на средства производства.
  2. отношения обмена деятельностью между людьми на базе сложившегося разделения труда.
  3. отношения распределения созданных в обществе материальных благ.

       Производственные  отношения складываются, исходя из объективных потребностей людей и потребностей самого производства.

       Свое  толкование общества как системы  дано в учении К. Маркса об общественно-экономической формации.

       Общественно-экономическую  формацию можно истолковать как общество на определенном этапе его развития с характерными для него способом производства, социальной структурой, политической системой и духовной жизнью. Выделяются такие общественно-экономические формации, как первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Каждая из них характеризуется, как качественно определенный тип общества, как ступень общественного прогресса. В то же время Маркс не настаивал на том, что все страны должны пройти поочередно указанные формации.

       Формационный  подход к изучению общества может  сочетаться с так называемым цивилизационным подходом, направленным прежде всего на изучение культуры того или иного общества, тенденций развития современной цивилизации. Выделяют западную и восточную цивилизации, христианскую и исламскую цивилизации, современную индустриальную цивилизацию и т.д.

       2. Наука 

      Наука-это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи.

       Наука это и творческая деятельность по получению нового знания и результат такой деятельности: совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов и процесс их производства. Собрание, сумма разрозненных, хаотических сведений не есть научное знание. Как и другие формы познания, наука – социально-историческая деятельность, а не только «чистое знание». Особенностями научной деятельности  являются универсальность, уникальность, персонифицированность, дисциплинированность, демократизм, коммуникабельность (В. В. Ильин).

      По  предмету и методу познания можно выделить науки о природе – естествознании, и обществе обществознание (гуманитарные, социальные науки), о познании, мышлении (логика, гносеология и др.). Отдельную группу составляют технические науки. Очень своеобразной наукой является современная математика.

        Могут быть и другие критерии  для классификации наук. Так, по своей удаленности от практики науки можно разделить на два крупных типа: фундаментальные, где нет прямой ориентации на практику и прикладные непосредственное применение результатов научного познания для решения производственных и социально-практических проблем. Вместе с тем границы между отдельными науками и научными дисциплинами условны и подвижны.

      Основные особенности научного познания:

    1. Обнаружение объективных законов действительности;
    2. Объективность, устранение возможности субъективистских моментов, во многих случаях для реализации «частоты» рассмотрения своего предмета;
    3. Воплощение в практике;
    4. Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального арсенала – важный показатель научности;
    5. Использование материальных средств, инструментов, приборов, а также «духовные» средства (логика, математические методы, диалектика, кибернетика и т.д.);
    6. Для научного познания необходимы – строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.

      Научное познание есть процесс, т.е. развивающаяся  система знания. Которая включает в себя два основных уровня –  эмпирический и теоретический:

      На  эмпирическом уровне преобладает живое созерцание, рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная фатофиксирующая деятельность - характерные признаки эмпирического познания.

      Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента – понятий, теорий, законов и других форм и «мыслительных операций».

       Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна.

       Наука как целостная динамическая система  знания не может успешно развиваться, не обогащаясь новыми эмпирическими данными, не обобщая их в системе теоретически средств, форм и методов познания. В определенных точках развития науки эмпирическое переходит в теоретическое и наоборот.

       Эмпиризм  сводит научное знание как целое  к эмпирическому его уровню, принижая или вовсе отвергая теоретическое  знание.

       Рассматривая  теоретическое познание следует определиться с его основными компонентами, а именно проблема-гипотеза-теория.

       Проблема – форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Иначе говоря, это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа.

       Гипотеза – форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования.

         Теория – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.  

      Любая теория это целостная развивающаяся система истинного знания (включающая и элементы заблуждения), которая имеет сложную структуру и выполняет ряд функций. В современной методологии науки выделяют следующие основные элементы теории:

        1. исходные основания фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т. п.;

Информация о работе Общество и его философский анализ