Общество и его философский анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 11:41, контрольная работа

Краткое описание

Понятие «общество», «общественный», «социальный», чрезвычайно распространены, хотя их смысл часто оказывается весьма многозначным и недостаточно ясным. Прежде всего, необходимо различать термины «общность» и «общество». Общность определяется как форма совместного бытия или взаимодействия людей, связанных общим происхождением, языком, судьбой и взглядом. Таковы семья и народ. Общество понимается как продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных на основе общности, а совместных интересов и договоре.

Вложенные файлы: 1 файл

КР Юля.doc

— 67.00 Кб (Скачать файл)

       2. идёализированный объект абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов (например, «абсолютно черное тело», «идеальный газ» и т. п.);

       3. логика теории, нацеленная на  прояснение структуры и изменения знания;

      4. совокупность законов и утверждении,  выведенных из основоположений данной теории в соответствии с определенными принципами.

        Ключевой элемент теории закон, поэтому ее можно рассматривать как систему законов, выражающий сущность изучаемого объекта во всей его целостности и конкретности.

      Закон связь (отношение) между явлениями, процессами, которая является: объективной, существенной, конкретно-всеобщей, необходимой, внутренней, повторяющейся, устойчивой. Стабильность, инвариантность законов всегда соотносится с конкретными условиями их действия, изменение которых снимает данную инвариантность я порождает новую, что я означает изменение законов, их углубление, расширение или суждение сферы их действия, их модификации и т.п. Тем самым любой закон есть конкретно-исторический феномен.

      В научном исследовании широко используются так называемые общелогические методы и приемы исследования. Среди них можно выделить следующие:

  • Анализ – реальное или мысленное разделение объекта на составные части, и синтез — их объединение в единое целое.
  • Абстрагирование — процесс отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выдёлением интересующих исследователя свойств.
  • Идеализация – мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных (идеализированных) объектов, принципиально не осуществимых в действительности («точка», «идеальный газ», «абсолютно черное тело» и т. п.). Идеализация тесно связана с абстрагированием и мысленным экспериментом.
  • Индукция — движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их обобщением в выводах) и дедукция – восхождение процесса познания от общего к единичному.
  • Аналогия (соответствие, сходство) — установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами. На основании выявленного сходства делается соответствующий вывод — умозаключение по аналогии. Его общая схема: объект В обладает признаками а, в, с, д; объект С обладает признаками в, с, д; следовательно, объект С, возможно, обладает признаком а. Тем самым аналогия дает не достоверное, а вероятное знание.
  • Моделирование — метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте — модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности (вещного или мыслительного) — оригинала модели.
  • Системный подход — совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем. К числу этих требований относятся:

      1) выявление зависимости каждого элемента от его места и функций в системе с учетом того, что свойства целого несводимы к сумме свойств его элементов;

      2) анализ того, насколько поведение системы обусловлено как особенностями ее отдельных элементов, так и свойствами ее структуры;

        З) исследование механизма взаимодействия системы и среды;

      4) изучение характера иерархичности, присущего данной системе;

      5) обеспечение всестороннего многоаспектного описания системы;

      6)рассмотрение  системы как динамичной, развивающейся  целостности.

      В настоящее время наблюдается  неуклонный рост интереса социальным, человеческим, гуманистическим аспектам науки, складывается особая дисциплина этика науки, укрепляются представления о необходимости соответствия научных концепций красоте и гармонии и т. п. Особенно важны нравственные оценки в условиях научно-технического прогресса, позволяющего заглядывать и вмешиваться в генное строение человека (генная инженерия), совершенствовать биотехнологию и даже конструировать новые формы жизни. Иначе говоря, не только могущего способствовать совершенствованию человека, но и таящею в себе потенциальную угрозу для существования человечества.

      Сегодня все более широко в научный  оборот внедряется понятие «этос науки», обозначающее совокупность моральных императивов, норм, принятых в данном научном сообществе и определяющих поведение ученого.  

       Литература

    1. Большаков А.В., Грехнев В.С., Добрынина В.И. Основы философских знаний. Учебное пособие для средних учебных заведений.  М., 1995 г.
    2. Ильин В.В. Теория познания. Эпистемология, М., 1994 г.
    3. Философия. История философии. Часть 2. Основные проблемы философии. М., 1996 г.
    4. Философия. Учебник для ВУЗов. Растов-на-Дону.1995 г.

Информация о работе Общество и его философский анализ