Общество - как объект социальной философии. Пути понимания природы общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 16:14, реферат

Краткое описание

Целями данной работы являются:
проанализировать объект социальной философии – общество;
рассмотреть философские теории об обществе;
исследовать структуру общества и основные сферы его жизни;
в заключение работы подвести итоги проделанному исследованию.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 57.86 Кб (Скачать файл)

      Общество как чрезвычайно сложное образование обладает четкой внутренней расчлененностью составляющих его частей и их тесной взаимосвязью, иными словами, в обществе существует сложная иерархия, соподчиненность его элементов. В качестве элементов общества (т. е. простейших, первичных и вместе с тем всеобщих его составляющих, частей) принято выделять:

  • социальные субъекты,
  • виды их деятельности,
  • общественные отношения. [1]

      Под социальными субъектами понимаются активно действующие и познающие, обладающие сознанием и волей индивиды или социальные группы. Уже в характеристике данного элемента обнаруживается внутренняя противоречивость взаимосвязь и переплетение субъективного и объективного в социальной жизни. Когда термин «субъект» применяется к индивиду (индивидам), то подразумевается его (их) активное отношение к различным явлениям, которые, в противоположность, обозначаются как «объекты», т. е. то, что испытывает воздействие со стороны субъекта. Но когда термин «субъект» применяется к социальной группе, то в качестве объекта ее активности оказываются отдельные индивиды, а не только природные явления или социальные институты. В свою очередь, сами социальные группы являются объектами воздействия со стороны других групп. Таким образом, при характеристике социальных субъектов следует учитывать соотношение субъективного и объективного. [7]

      Социальная деятельность это специфически человеческое проявление активности, в рамках которой человек творчески преобразует, целесообразно изменяет окружающий мир (как природу, так и общество), одновременно изменяя, развивая и свою социальную сущность. Важнейшая особенность социальной деятельности заключается в том, что она, осуществляясь в действиях конкретных отдельных индивидов, носит совместный, коллективный характер. Именно это качество позволяет рассматривать социальную деятельность как своеобразную субстанцию всего социального. Социальная деятельность, будучи элементом общественного организма в целом, действительно представляет сложную систему. Распространено выделение таких ее областей (типов), как материальная производственная деятельность; духовная деятельность; регулятивная, или управленческая деятельность; деятельность по обслуживанию людей, или социальная. Несмотря на их взаимосвязь, взаимопроникновение, актуальным для философии остается вопрос об их соотношении друг с другом.[5]

       Социальные отношения - это определенные связи, выражающие зависимость между социальными субъектами, возникающие в процессе социальной деятельности и имеющие непосредственно общественный характер. [11] Социальные отношения чрезвычайно разнообразны это производственные, межклассовые и внутриклассовые, международные и внутриполитические, религиозные и нравственные и т. д. Общественные отношения носят во многом объективный характер, поскольку возникают на основе объективных потребностей людей и объективных условиях их существования. Они развиваются вместе с развитием условий их жизни и деятельности. Разумеется, система общественных отношений не обязательно жестко однозначно определяет каждый шаг поведения человека. Однако в конечном счете она прямо или косвенно обуславливает основное содержание и направленность его деятельности и поведения. Даже самая выдающаяся, творчески активная личность действует под влиянием сложившихся общественных отношений, семейно-бытовых и других. Таким образом, в качестве системообразующих факторов существования и развития общества выступают деятельность людей (социальных групп и отдельных личностей ) и их общественные отношения. [9]

       На своем микроуровне общество выступает как совокупность индивидов, взаимодействующих между собой, и поэтому находящихся в определенных связях и отношениях. Но общество не исчерпывается своим микроуровнем. Общество состоит не только из своих элементов (отдельных людей), но и из макроструктурных единиц профессионального, демографического, экономического, политического, мировоззренческого содержания. Все макроструктуры, начиная от малых групп людей и коллективов и вплоть до наций, народов, классов и других общностей людей максимальной широты, определенным образом соотносятся друг с другом. [13]

        В социологии нет, пожалуй, ничего более сложного, чем понимание природы макросоциальных единиц и их взаимодействия между собой. Природа структурных единиц общества кажется весьма причудливой уже потому, что у них нет какой-то общей головы и общего тела, между тем есть общее сознание. Макросоциальные образования состоят из отдельных людей, но эти люди разъединены пространственно и, вроде бы, не составляют единства. Секрет загадочности природы макроструктурных единиц общества, как, кстати, и общества в целом, состоит в системном характере этих единиц и общества, в постоянном воспроизведении их как некоторых интегральных эффектов.

      На основе психики и сознания отдельных индивидуумов образуется психика и сознание социальных групп людей. Социальные макроструктуры обладают психикой и сознанием не потому, что у них есть какая-то загадочная, былинных размеров голова, а потому что они выступают системным образованием по отношению к отдельным индивидуумам. Читатель имеет возможность выявить системный характер языка, культуры, практики, искусства, науки, этики. [1]

 

                    Рисунок 1 –« социальное бытие общества (социальная структура)»

 





 



 



 

  1. Этническая структура общества.

      В основе этнической структуры общества лежит понятие «этноса» как исторически сложившейся на определенной территории общности людей, объединенных общей территорией, языком, культурой, бытом, традициями. Первобытное общество выработало свои, обусловленные потребностями жизни, общности людей. Род и племя являются первой исторической формой этноса. Главным признаком такой общности является кровнородственная связь. Более высокой формой исторической общности людей является народность – здесь в основу легли не родственные, а соседские связи. Таким образом, это уже не только этническая, а социально-этническая общность, имеющая свой язык, культуру, территорию, зачатки экономических связей. [4] Высшая форма развития этноса – нация – появилась в эпоху развития индустриального общества и формирования национальной экономики (общность экономической жизни того или иного народа, возникающая на основе хозяйственной специализации различных районов страны и упрочения торгово-обменных связей между ними).

  1. Демографическая структура общества.

      В качестве центрального понятия здесь выступает понятие «народонаселение» - непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей. Народонаселение наряду с географической средой является первейшим условием жизни и развития общества. Ускоренные или замедленные темпы общественного развития в значительной степени зависят от таких демографических показателей, как общая численность населения, его плотность, темпы роста, половозрастная структура, состояние психического здоровья, миграционная подвижность.

      Численность первобытных людей росла крайне медленно. Полагают, что к началу мезолита (около 15 тыс. лет назад) первобытные люди насчитывали лишь несколько миллионов человек. Темпы роста составляли примерно 10-20 % за тысячелетие. [13] Причиной этого были высокая рождаемость и высокая смертность населения. Темпы роста численности населения мира определялись главным образом колебаниями смертности, основными причинами которой были голод, болезни и войны. У народов, которые в эпоху неолита перешли от собирательства к земледелию и скотоводству, создались благоприятные условия для снижения смертности от голода. Поэтому всюду, где не было опустошительных войн, эпидемий и стихийных бедствий, население возрастало, пока какое-нибудь новое социальное потрясение не нарушало этот рост. В средние века численность населения мира продолжала расти все еще невысокими темпами. К концу первого тысячелетия она обычно оценивается в 250-300 млн. человек. Примерно с середины 14 века в Европе началась эпоха Возрождения. С этого времени, вплоть до середины ХХ века темпы роста населения были достаточно высокими. [4] В 1900 году численность населения мира насчитывала 1656000 человек. Этому способствовало промышленное развитие, повышение уровня жизни населения, развитие медицины. В ХХ столетии внимание ученых-демографов привлек так называемый «демографический взрыв» - резкое увеличение численности населения. В настоящее время население мира насчитывает более 6 млрд. человек.

      Стремительный рост населения представляет собой одно из наиболее важных по своим отдаленным последствиям исторических явлений нашей эпохи. Необходимость решения экономических, социальных и политических проблем выдвинула потребность в обоснованных и возможно более точных демографических прогнозах. Такие прогнозы позволят предусмотреть будущие потребности населения, правильно перераспределить трудовые и экономические ресурсы. [2]

  1. Классовая структура общества.

      Класс – это крупная социальная группа, объединяющая внутри себя людей с общим социально-экономическим и политическим статусом. Различные классы существенно отличаются друг от друга по своему статусу (положению). Классы являются наиболее важным элементом социальной структуры во всех послепервобытных обществах. Очень часто говоря о социальной структуре общества имеют в виду именно классовую структуру.

  1. Стратификационная структура общества.

      Единственным и главным критерием расслоения общества, по мнению К. Маркса, было обладание собственностью. Поэтому стратификационная структура общества сводилась к двум уровням: классу собственников на средства производства (рабовладельцы, феодалы, буржуазия) и классу, лишенному собственности на средства производства (рабы, пролетарии) или имеющему очень ограниченные права на собственность (крестьяне). [4] Интеллигенция и некоторые социальные группы рассматривались как промежуточные слои между классами.

  1. Профессионально-образовательная структура.

      Общество приобрело профессионально-образовательную структуру лишь с окончательным утверждением трех великих общественных разделений труда. Образование выступает как необходимый компонент воспроизводства общественного человека, его социализации. Вместе с тем, в философской и социологической литературе нет однозначного решения вопроса о статусе интеллигенции – чрезвычайно важном компоненте в профессионально-образовательной структуре общества. Интеллигенция не является ни классом, ни внутриклассовым слоем, ни межклассовой прослойкой. [ 10] Интеллигенция есть многослойная общность людей, профессионально занимающихся умственным, по преимуществу сложным, творческим трудом. Поэтому интеллигенция является одновременно и профессиональной, и образовательной общностью. Это – общность людей с высоким образовательным уровнем, ибо такого уровня требует сам характер их труда. В силу этого именно в интеллигенции сосредоточен основной интеллектуальный потенциал общества. И общество, которое, не понимая этого, с пренебрежением относится к своей интеллигенции, не имеет перспектив.

  1. Поселенческая структура общества.

      Это понятие выражает отношение людей к территории их обитания, а еще точнее – отношения людей между собой в связи с их принадлежностью к одному и тому же либо к разным типам поселений (отношения внутрисельские, внутригородские, межпоселенческие). При характеристике поселенческой структуры общества принято выделять городское и сельское население. Эти две категории населения отличаются не только в социально-экономическом, но и в географическом отношении. Плотность сельского населения определяется соотношением численности жителей селения и площади их земельного пользования. Жизнь и деятельность горожан протекает, как правило, в пределах городской черты. Если разделить число жителей города на его площадь, то мы получим показатели городской плотности. Разделение населения на городское и сельское может быть произведено лишь приближенно, так как само понятие городского населения в разных странах трактуется по-разному. Например, в России городом считается лишь тот населенный пункт, которому официально, обычно по совокупности признаков (численность, основное занятие жителей, тип застройки и др.), присвоено звание города. В других странах городом считается каждый населенный пункт, имеющий свыше определенного числа жителей. [5]

 

                                                        1.3 Основные сферы общества

       Сложный характер развития общества определяется его весьма сложной структурой, действием в нем многих неоднородных факторов. В ней осуществляются различные по своему характеру и содержанию виды общественной деятельности. В результате складываются различные сферы жизни общества. Основные из них:

1. Экономическая жизнь  общества;

2. Политическая сфера  жизни общества;

3. Правовая сфера жизни  общества;

4. Духовная сфера жизни  общества;

5. Социальная сфера жизни  общества . [6]

      Экономическая сфера – одна из важнейших сфер жизни общества. Экономическая сфера есть экономическое пространство, на котором организуется хозяйственная жизнь общества (страны), осуществляется взаимодействие сфер экономики, а также международное экономическое сотрудничество. Здесь непосредственно воплощается в жизнь экономическое сознание людей, их материальная заинтересованность в результатах своей производственной деятельности, а также их творческие способности. Здесь же реализуется деятельность институтов управления экономикой. [8]

       В экономической сфере осуществляется взаимодействие всех объективных и субъективных факторов развития экономики. Значение данной сферы, по мнению многих (марксизм) является основополагающим для развития общества.

      Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, а именно, это есть:

а) сфера функционирования материального производства,

б) распределения материальных благ,

в) обмена деятельностью,

г) а также реализация всей совокупности производственных отношений  людей, в том числе отношений  собственности на средства производства. [12]

      Экономическая сфера диалектически взаимосвязана с другими сторонами жизни общества (политической, духовной, социальной), активно влияет на них.

      Важное значение в экономической жизни общества играет способ производства материальных благ. Способ производства материальных благ – есть исторически определенный способ добывания материальных благ. По мнению К.Маркса, он составляет основу и главное содержание экономической жизни общества. [13]

      Политическая сфера жизни общества есть пространство политической деятельности различных социальных групп (классов, национальных общностей, политических партий, движений, общественных организаций). Их деятельность происходит на почве сложившихся политических отношений и направлена на осуществление их политических интересов. Эти их интересы касаются прежде всего политической власти, а также реализации их политических прав и свобод. В интересах одних субъектов – упрочнение существующей политической власти; других – ее устранение. Третьи стремятся разделить политическую власть с иными субъектами. В итоге все желают в той или иной форме оказать влияние на политические процессы в собственных интересах. Для этого каждый из действующих политических субъектов стремится расширить свои политические права и свободы. Это раздвигает границы их политической деятельности, создает большие возможности для реализации их политических интересов и воплощения их политической воли. Современные политические процессы существенно политизируют сознание многих людей и повышают их политическую активность. Это усиливает роль и значение политической сферы в жизни общества. [1]

Информация о работе Общество - как объект социальной философии. Пути понимания природы общества