Онтология и логика Гегеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 15:57, реферат

Краткое описание

Философия Г. Гегеля отличается от попыток философов материалистов раскрыть сущность мира через единичности. Г. Гегель обращается к античной традиции элеатов, которые попытались объяснить бытие через единое. Философ видел свою задачу в том, чтобы выработать такое толкование единого, которое могло бы не только совместить его с единичным, но и последовательно объяснить само совмещение.
Г. Гегель представил специфическую теорию мира – спекулятивную онтологию, которая должна была охватить и выразить процессуальность и изменчивость мыслимого. Он наделял спекулятивные понятия и принципы объективным содержанием, тем самым утверждая принцип тождества бытия и мышления.

Содержание

Введение 3
Онтология и логика Гегеля 4
Заключение 9
Список литературы 10

Вложенные файлы: 1 файл

Онтология и логика Гегеля.docx

— 36.87 Кб (Скачать файл)

 

Санкт-Петербургский  Государственный Экономический  Университет

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по философии

«Онтология и логика Гегеля»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка I курса

Группы  РС1301

Кандорская  Екатерина Андреевна

Преподаватель: Федчук Д. А.

 

 

 

Санкт-Петербург, 2013

 

 

 

Оглавление

 

Введение 3

Онтология и логика Гегеля 4

Заключение 9

Список литературы 10

 

 

 

Введение

Философия  Г. Гегеля отличается от попыток философов материалистов раскрыть сущность мира через единичности. Г. Гегель обращается к античной традиции элеатов, которые попытались объяснить бытие через единое. Философ видел свою задачу в том, чтобы выработать такое толкование единого, которое могло бы не только совместить его с единичным, но и последовательно объяснить само совмещение.

Г. Гегель представил специфическую теорию мира – спекулятивную онтологию, которая должна была охватить и выразить процессуальность и изменчивость мыслимого. Он наделял спекулятивные понятия и принципы объективным содержанием, тем самым утверждая принцип тождества бытия и мышления.

В качестве единого у Г. Гегеля выступает Абсолютное, т.е. то, что лежит в основе всего и  определяет всё существование. Логика является первым этапом самораскрытия абсолютной идеи.

Логика – наука о  чистом понятии и абстрактной  идее. Через логику абсолютная идея раскрывается в её всеобщем содержании в виде системы категорий, начиная  от бытия и небытия, наличного  бытия, качества, количества, меры, заканчивая конкретными понятиями – химизма, биологизма, познания и т.д. Г. Гегель отмечал, что простой механический набор понятий не передаёт всей сложности  реальных отношений. Задача логики –  обнаружить эту реально существующую систему отношений, лежащую как  в основе бытия, так и тождественного с ним сознания. Система категорий  даёт возможность понять не только мир как целое, но и каждое его  наиболее общее отношение, которое  выражается той или иной категорией.

Феноменология и логика рассматриваются  в работе в русле единого процесса формирования гегелевской философии, взятого в аспекте реализации основных программ немецкого идеализма, и прежде всего программы идеалистической  истории самосознания.

Разрабатывая новую логику, Г. Гегель заявлял себя и как христианского мыслителя (пусть даже знающего христианство лишь в формах западной религиозности), и как философа, восстанавливавшего античный способ мышления, генетически близкий России. Стремление к возрождению античного миропонимания, которым отмечен духовный потенциал науки логики, было вполне созвучно неогуманистическому движению в немецкой культуре конца XVIII - начала XIX,вв., к которому примыкал Гегель и которому он сам дал мощный толчок.1

 

 

Онтология и логика Гегеля

"Субъективность" - центральная  тема философии Гегеля. Она образует  тот проблемный фокус, в котором  в значительной степени сконцентрированы  содержание и специфика гегелевской  философской системы, сплетены  воедино ее основные принципы. Разработанная Гегелем целостная  концепция субъективности также  знаменует собой новые повороты  мысли и попытки решения традиционных  философских вопросов.

Сложность анализа гегелевского толкования понятия "субъективность" связана с тем, что его содержание не определяется Гегелем строго систематически; разработка им смысловых характеристик  понятия носит в большей степени  тетический характер.

Понимание субъективности Гегелем  связано с особым, логицистско-диалектическим способом трактовки общих философских  тем и идей; его формирование было во многом вызвано необходимостью разрешения трудностей и противоречий, которые  накопились в истории философской  мысли.

Анализ понимания субъективности Гегелем включает:

      1. с одной стороны, конкретную историко-философскую реконструкцию - в рамках гегелевской системы - содержания этого понятия и представление его в концептуальной целостности,
      2. с другой - осмысление и оценку гегелевского системного подхода к субъективности в контексте историко-философской традиции, и прежде всего с точки зрения реализации им идеалистической программы самосознания, решение задач которой было непосредственным мотивом гегелевского философского творчества.

Концепция субъективности у  Гегеля встроена в канву его философской  системы. Для философии субъективности в качестве необходимой встает проблема отношения друг к другу понятия  всеобщей субъективности как принципа логики, понятия субъективности как "рода" и понятия реальной, индивидуальной субъективности. По существу, это вопрос о связи глубинных логических оснований и внешних структур гегелевского текста. Вопрос, который  нам предстоит конкретно рассмотреть  на материале логики и феноменологии.

Философское учение Гегеля есть своеобразный способ разработки и применения принципа системности к теоретическому содержанию философии. При этом его  своеобразие заключается в том, что философия развертывается на основе логики, а потому и сама действительность ставится в фундаментальную зависимость  от логики, логических принципов и  правил.

В самой логике субъективность представлена не просто в виде абстрактного всеобщего понятия, а как логический принцип, содержанием которого выступало  единство всеобщего, особенного, единичного. Благодаря такому построению субъективность как бы становилась идеальной  предпосылкой мира и самой логицистской системы. Но эта "предзаданность" носила всего лишь логический характер. Ибо в логике только задаются логические структуры субъективности. Вот почему важнейшим для Гегеля было показать развертывание логического в  действительности как его самореализацию, что означает наполнение логического  реальным, конкретным, действительным содержанием.

 

Г. Гегель достаточно четко определил системное место и значение логики, развивая ее как фундамент и парадигму своей философской системы. Гегелевская логика является спекулятивно-идеалистической теорией абсолютной субъективности, реально являющейся осуществлением гегелевской философской программы критики метафизики.

Первый гегелевский проект логики относится к 1801/02 гг.: датой  рождения новой логической системы  стал 1812 - год опубликования 1-го тома "Науки логики" (в первом издании).

Гегелевские ранние проекты  логики – своеобразные наброски или "подходы" к реализации сформулированной в немецком идеализме программы  построения истории самосознания, подходы, которые в аспекте развития самой  логики ведут к формированию принципиально  новой ее модели, нашедшей свое выражение  в "Науке логики".

"Феноменология духа" (1807) является одной из содержательных вех в истории создания логики Гегеля, содержательно находится в центре гегелевских поисков новой модели логики.

На раннем этапе Гегель находится еще в большей степени  под влиянием логических моделей  своих непосредственных предшественников, и особенно Канта. В собственных  поисках он во многом интуитивен и  непоследователен. Логика трактуется им как пропедевтическая дисциплина, призванная выполнять роль введения в метафизику. Гегель еще не готов разрабатывать логику как науку, как систематическую теорию, ибо неясной остается проблема ее обоснования.

В июне 1807 г., т.е. сразу после публикации "Феноменологии духа", Гегель анонсирует "систему логики как спекулятивную философию". Гегель кардинально реформирует логику.

Свою работу над заявленной в качестве второго тома "Системы  философии" книгой по логике Гегель начал уже в Гамбурге, куда он приехал из Йены, покинутой вследствие французского нашествия, и где он дописывал последние страницы "Феноменологии", ее знаменитое Предисловие. Отвечая на письмо своего друга Ф.-И. Нитхаммера, возглавлявшего с 1806 г. в Баварии ведомство по делам школы и церкви, 8 июля 1807 г. Гегель пишет: "...Я работаю, насколько это возможно, над моей всеобщей логикой и закончу ее не так скоро; я чувствую, что мне будет стоить еще много труда овладение ей настолько, чтобы она стала элементарной (в смысле: доступной. М.Б.).'.."2

"Феноменология духа" имеет сложную структуру, движение "Феноменологии" проходит несколько циклов. Но специфичность этих циклов имеет только феноменологические основания, то есть обусловлена различным соотношением модусов сознания, тогда как формы предметности, конституируемые в этих циклах, совпадают. Например, предмет реальной философии и науки, так же как и предмет Логики, выступает в ходе феноменологического движения несколько раз, каждый раз он выступает в новом феноменологическом контексте, в качестве предмета нового формообразования, но структурно, по форме соотношения и опосредования в нём элементов, это один и тот же предмет.

"Феноменология духа" описывает движение трёх уровней предметности, каждый из которых завершается "бесконечностью", конституированием логической предметности. В соответствии с этим произведение состоит из трёх частей ("кругов"), тождественных по своему логическому содержанию.

Свои научные поиски в годы Нюрнбергского периода жизни (1808—1816 гг.) Гегель совмещал с деятельностью в качестве ректора гимназии. Педагогическая деятельность Гегеля оказалась немаловажной для разработки его философии. И не только в смысле конкретного практического применения идей и развития своеобразной теории воспитания и образования, общие основы которой были сформулированы им в "Феноменологии". Педагогическая деятельность в известной степени стимулировала логико-теоретические размышления Гегеля.

Вся его работа в эти  годы пронизана мыслью о кардинальной логической реформе, которая позволила  бы логике раскрыть ее фундаментальную  роль в философской системе. Гегелевская  реформа действительно привела  в итоге к выработке новой  модели логики, которая стала основой  гегелевских системных построений. Новая логика, разработанная как  особая философская дисциплина, вобрала  в себя учение о движении категорий  и законов, диалектическое учение о  формах мышления и познания, теорию научного рассмотрения.

Одновременно написанные Гегелем в нюрнбергский период жизни  фрагменты, посвященные логической проблематике ("О познании", "О  механизме, химизме, организме и  познании", "Учение о заключениях"), и его разработки для преподавания логики в гимназиях, выполнены в  традициях Йенской логики. Высказываемые  в них идеи, манера изложения и  способ структурирования материала  находятся здесь еще в прямой зависимости от идей и структур ранних йенскихлогических набросков. При этом исследователи-источниковеды по праву рассматривают Нюрнбергские фрагменты как непосредственные заготовки для "Науки логики". Заготовки в том смысле, что они выполнялись в период и в процессе работы Гегеля над "Наукой логики". Таким образом, Гегель в нюрнбергский период все еще находится в поисках концептуальных оснований своей логики. Он ищет тот

"конструирующий" принцип, который позволил бы  ему системно изложить содержание, развертывающееся в научном познании.

Гегель "задал" концепцию  своей логики и прояснил вопросы, касающиеся ее содержания и обоснования. Ведь выбор и разработка Гегелем  феноменологии в качестве основания  своей философской системы на определенном этапе ее развития были одновременно выражением неудовлетворенности  Гегеля ранней моделью логики, признанием неспособности логики, разработанной  в йенский период, выполнить роль фундамента системы и осознанием необходимости разработки новой  логики, которая сумела бы осуществить  идею спекулятивной философии. Именно в "Феноменологии" Гегель закладывает основы такой логики, мысля феноменологический анализ ее введением.

Основные принципы новой  логики, позволившие толковать и развертывать ее как парадигму всей философской системы, Гегель формулирует в "Науке логики".

Подробный анализ содержания преобразований, которые осуществил Гегель в логической части философии  и которые снискали ему славу  реформатора логики.

Гегелевская логика имеет  три фундаментальных отличия  от прежних 

логических  построений:

      1. В отличие от традиционной аристотелевой логики, Гегель разрабатывает содержательную диалектическую логику. Это означает:
  • во-первых, наполнение всех логических форм (категорий, определений, суждений, заключений и т.д.) реальным действительным содержанием. (Замысел Гегеля состоял здесь в том, чтобы логически воссоздать "жизненность" процесса духовного, "оживить" царство духа.)
  • во-вторых, переход к "самоконструирующему" обоснованию понятия научности (последнее традиционно рассматривалось в качестве основной задачи логики). Научное рассмотрение, согласно Гегелю, только тогда может быть доказательным и объективным, когда оно является результатом диалектического развертывания собственного содержания. Отсюда - важный для Гегеля принцип самообращенности конца в начало.
      1. "Наука логики" разрабатывается Гегелем как метафизика, причем особая метафизика, метафизика Абсолюта, или "чистая спекулятивная философия". Это выражается в том, что логика выполняет метафизические функции диалектического фундирования как системы теоретических знаний, так и системы реальных наук.  В терминах философского понятия логика осмысляет "чистую" диалектику развития Абсолюта, дает логическое изображение абсолютного духа.
      1. Коренным отличием новой логики является ее систематическое развертывание в качестве науки. Здесь речь идет не об особом парадигмальном статусе логики в структуре философского знания, а о системном замысле развертывания самого логического исследования. "Наука логики" разрабатывается Гегелем как система, которая самим процессом своего развития обосновывает и определяет понятие научности.3

Данные отличительные особенности являются внутренними измерениями гегелевской логики, ее содержательными характеристиками. Они позволяют понять суть гегелевской переориентации в трактовке логики, ее новизну.

Однако чтобы проникнуть в сам логический замысел Гегеля, недостаточно лишь зафиксировать специфику  его трактовки логики. Необходимо также выявить те реальные проблемные основания, которые побудили Гегеля пересмотреть традиционный подход к  логике и начать развивать ее как  спекулятивно-диалектическую науку.

Информация о работе Онтология и логика Гегеля