Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 15:57, реферат
Философия Г. Гегеля отличается от попыток философов материалистов раскрыть сущность мира через единичности. Г. Гегель обращается к античной традиции элеатов, которые попытались объяснить бытие через единое. Философ видел свою задачу в том, чтобы выработать такое толкование единого, которое могло бы не только совместить его с единичным, но и последовательно объяснить само совмещение.
Г. Гегель представил специфическую теорию мира – спекулятивную онтологию, которая должна была охватить и выразить процессуальность и изменчивость мыслимого. Он наделял спекулятивные понятия и принципы объективным содержанием, тем самым утверждая принцип тождества бытия и мышления.
Введение 3
Онтология и логика Гегеля 4
Заключение 9
Список литературы 10
Санкт-Петербургский Государственный Экономический Университет
Реферат по философии
«Онтология и логика Гегеля»
Выполнила: студентка I курса
Группы РС1301
Кандорская Екатерина Андреевна
Преподаватель: Федчук Д. А.
Санкт-Петербург, 2013
Оглавление
Введение 3
Онтология и логика Гегеля 4
Заключение 9
Список литературы 10
Философия Г. Гегеля отличается от попыток философов материалистов раскрыть сущность мира через единичности. Г. Гегель обращается к античной традиции элеатов, которые попытались объяснить бытие через единое. Философ видел свою задачу в том, чтобы выработать такое толкование единого, которое могло бы не только совместить его с единичным, но и последовательно объяснить само совмещение.
Г. Гегель представил специфическую теорию мира – спекулятивную онтологию, которая должна была охватить и выразить процессуальность и изменчивость мыслимого. Он наделял спекулятивные понятия и принципы объективным содержанием, тем самым утверждая принцип тождества бытия и мышления.
В качестве единого у Г. Гегеля выступает Абсолютное, т.е. то, что лежит в основе всего и определяет всё существование. Логика является первым этапом самораскрытия абсолютной идеи.
Логика – наука о
чистом понятии и абстрактной
идее. Через логику абсолютная идея
раскрывается в её всеобщем содержании
в виде системы категорий, начиная
от бытия и небытия, наличного
бытия, качества, количества, меры, заканчивая
конкретными понятиями –
Феноменология и логика рассматриваются
в работе в русле единого процесса
формирования гегелевской философии,
взятого в аспекте реализации
основных программ немецкого идеализма,
и прежде всего программы
Разрабатывая новую логику, Г. Гегель заявлял себя и как христианского мыслителя (пусть даже знающего христианство лишь в формах западной религиозности), и как философа, восстанавливавшего античный способ мышления, генетически близкий России. Стремление к возрождению античного миропонимания, которым отмечен духовный потенциал науки логики, было вполне созвучно неогуманистическому движению в немецкой культуре конца XVIII - начала XIX,вв., к которому примыкал Гегель и которому он сам дал мощный толчок.1
"Субъективность" - центральная
тема философии Гегеля. Она образует
тот проблемный фокус, в
Сложность анализа гегелевского
толкования понятия "субъективность"
связана с тем, что его содержание
не определяется Гегелем строго систематически;
разработка им смысловых характеристик
понятия носит в большей
Понимание субъективности Гегелем связано с особым, логицистско-диалектическим способом трактовки общих философских тем и идей; его формирование было во многом вызвано необходимостью разрешения трудностей и противоречий, которые накопились в истории философской мысли.
Анализ понимания
Концепция субъективности у
Гегеля встроена в канву его философской
системы. Для философии субъективности
в качестве необходимой встает проблема
отношения друг к другу понятия
всеобщей субъективности как принципа
логики, понятия субъективности как
"рода" и понятия реальной, индивидуальной
субъективности. По существу, это вопрос
о связи глубинных логических
оснований и внешних структур
гегелевского текста. Вопрос, который
нам предстоит конкретно
Философское учение Гегеля есть своеобразный способ разработки и применения принципа системности к теоретическому содержанию философии. При этом его своеобразие заключается в том, что философия развертывается на основе логики, а потому и сама действительность ставится в фундаментальную зависимость от логики, логических принципов и правил.
В самой логике субъективность представлена не просто в виде абстрактного всеобщего понятия, а как логический принцип, содержанием которого выступало единство всеобщего, особенного, единичного. Благодаря такому построению субъективность как бы становилась идеальной предпосылкой мира и самой логицистской системы. Но эта "предзаданность" носила всего лишь логический характер. Ибо в логике только задаются логические структуры субъективности. Вот почему важнейшим для Гегеля было показать развертывание логического в действительности как его самореализацию, что означает наполнение логического реальным, конкретным, действительным содержанием.
Г. Гегель достаточно четко определил системное место и значение логики, развивая ее как фундамент и парадигму своей философской системы. Гегелевская логика является спекулятивно-идеалистической теорией абсолютной субъективности, реально являющейся осуществлением гегелевской философской программы критики метафизики.
Первый гегелевский проект логики относится к 1801/02 гг.: датой рождения новой логической системы стал 1812 - год опубликования 1-го тома "Науки логики" (в первом издании).
Гегелевские ранние проекты логики – своеобразные наброски или "подходы" к реализации сформулированной в немецком идеализме программы построения истории самосознания, подходы, которые в аспекте развития самой логики ведут к формированию принципиально новой ее модели, нашедшей свое выражение в "Науке логики".
"Феноменология духа" (1807) является одной из содержательных вех в истории создания логики Гегеля, содержательно находится в центре гегелевских поисков новой модели логики.
На раннем этапе Гегель
находится еще в большей
В июне 1807 г., т.е. сразу после публикации "Феноменологии духа", Гегель анонсирует "систему логики как спекулятивную философию". Гегель кардинально реформирует логику.
Свою работу над заявленной в качестве второго тома "Системы философии" книгой по логике Гегель начал уже в Гамбурге, куда он приехал из Йены, покинутой вследствие французского нашествия, и где он дописывал последние страницы "Феноменологии", ее знаменитое Предисловие. Отвечая на письмо своего друга Ф.-И. Нитхаммера, возглавлявшего с 1806 г. в Баварии ведомство по делам школы и церкви, 8 июля 1807 г. Гегель пишет: "...Я работаю, насколько это возможно, над моей всеобщей логикой и закончу ее не так скоро; я чувствую, что мне будет стоить еще много труда овладение ей настолько, чтобы она стала элементарной (в смысле: доступной. М.Б.).'.."2
"Феноменология духа" имеет сложную структуру, движение "Феноменологии" проходит несколько циклов. Но специфичность этих циклов имеет только феноменологические основания, то есть обусловлена различным соотношением модусов сознания, тогда как формы предметности, конституируемые в этих циклах, совпадают. Например, предмет реальной философии и науки, так же как и предмет Логики, выступает в ходе феноменологического движения несколько раз, каждый раз он выступает в новом феноменологическом контексте, в качестве предмета нового формообразования, но структурно, по форме соотношения и опосредования в нём элементов, это один и тот же предмет.
"Феноменология
духа" описывает движение трёх уровней
предметности, каждый из которых завершается
"бесконечностью", конституиров
Свои научные поиски в годы Нюрнбергского периода жизни (1808—1816 гг.) Гегель совмещал с деятельностью в качестве ректора гимназии. Педагогическая деятельность Гегеля оказалась немаловажной для разработки его философии. И не только в смысле конкретного практического применения идей и развития своеобразной теории воспитания и образования, общие основы которой были сформулированы им в "Феноменологии". Педагогическая деятельность в известной степени стимулировала логико-теоретические размышления Гегеля.
Вся его работа в эти
годы пронизана мыслью о кардинальной
логической реформе, которая позволила
бы логике раскрыть ее фундаментальную
роль в философской системе. Гегелевская
реформа действительно привела
в итоге к выработке новой
модели логики, которая стала основой
гегелевских системных
Одновременно написанные Гегелем в нюрнбергский период жизни фрагменты, посвященные логической проблематике ("О познании", "О механизме, химизме, организме и познании", "Учение о заключениях"), и его разработки для преподавания логики в гимназиях, выполнены в традициях Йенской логики. Высказываемые в них идеи, манера изложения и способ структурирования материала находятся здесь еще в прямой зависимости от идей и структур ранних йенскихлогических набросков. При этом исследователи-источниковеды по праву рассматривают Нюрнбергские фрагменты как непосредственные заготовки для "Науки логики". Заготовки в том смысле, что они выполнялись в период и в процессе работы Гегеля над "Наукой логики". Таким образом, Гегель в нюрнбергский период все еще находится в поисках концептуальных оснований своей логики. Он ищет тот
"конструирующий"
принцип, который позволил бы
ему системно изложить
Гегель "задал" концепцию своей логики и прояснил вопросы, касающиеся ее содержания и обоснования. Ведь выбор и разработка Гегелем феноменологии в качестве основания своей философской системы на определенном этапе ее развития были одновременно выражением неудовлетворенности Гегеля ранней моделью логики, признанием неспособности логики, разработанной в йенский период, выполнить роль фундамента системы и осознанием необходимости разработки новой логики, которая сумела бы осуществить идею спекулятивной философии. Именно в "Феноменологии" Гегель закладывает основы такой логики, мысля феноменологический анализ ее введением.
Основные принципы новой логики, позволившие толковать и развертывать ее как парадигму всей философской системы, Гегель формулирует в "Науке логики".
Подробный анализ содержания преобразований, которые осуществил Гегель в логической части философии и которые снискали ему славу реформатора логики.
Гегелевская логика имеет три фундаментальных отличия от прежних
логических построений:
Данные отличительные особенности являются внутренними измерениями гегелевской логики, ее содержательными характеристиками. Они позволяют понять суть гегелевской переориентации в трактовке логики, ее новизну.
Однако чтобы проникнуть в сам логический замысел Гегеля, недостаточно лишь зафиксировать специфику его трактовки логики. Необходимо также выявить те реальные проблемные основания, которые побудили Гегеля пересмотреть традиционный подход к логике и начать развивать ее как спекулятивно-диалектическую науку.