Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 15:57, реферат
Философия Г. Гегеля отличается от попыток философов материалистов раскрыть сущность мира через единичности. Г. Гегель обращается к античной традиции элеатов, которые попытались объяснить бытие через единое. Философ видел свою задачу в том, чтобы выработать такое толкование единого, которое могло бы не только совместить его с единичным, но и последовательно объяснить само совмещение.
Г. Гегель представил специфическую теорию мира – спекулятивную онтологию, которая должна была охватить и выразить процессуальность и изменчивость мыслимого. Он наделял спекулятивные понятия и принципы объективным содержанием, тем самым утверждая принцип тождества бытия и мышления.
Введение 3
Онтология и логика Гегеля 4
Заключение 9
Список литературы 10
Гегелевская концепция логики представляет собой систематическое развитие идеалистической теории субъективности. Причем такое развитие, которое ведет к разрешению проблем и трудностей трансцендентального идеализма.
Реальным основанием гегелевских
философских поисков было критическое
отношение и спор с идеалистическими
теориями "Я" и самосознания. Они
традиционно трактовались в качестве
фундаментальной науки, предшествующей
логике. В силу чего формы, законы и
категории чистой логики должны были
быть выведены из первоначальных определений
"Я" или самосознания. Здесь-то
и возникал свойственный трансцендентально-
Таким образом, гегелевское
движение к новой спекулятивно-
Общим мотивом, единой идеей, объединяющей все теоретическое движение, был у Гегеля поиск принципиально нового концептуального понимания субъективности, выработка такого ее понятия, которое в качестве содержательного принципа можно было бы положить в основание системного развития философской науки. Такой принцип был найден Гегелем в понятии абсолютной субъективности и диалектически развит в терминах спекулятивной логики. "Наука логики" есть, поэтому, теория абсолютной субъективности, взятая в ее абсолютной чистоте и совершенной структуре.
Гегелевская спекулятивная логика должна рассматриваться и оцениваться в ее собственных исторических границах. Поэтому логика связана с теми учениями или концепциями, которые могут быть из нее выведены или развиты на ее основании не непосредственно, а косвенно-опосредованно.
Границы системы философии Гегеля определяются в результате следующим образом. Система философии состоит из двух частей:
Однако поскольку в более широком культурном контексте философия не только пребывает «в себе», но и может непосредственно выполнять научно- и культурно-систематические функции, система философии Гегеля может рассматриваться и как трёхчастная структура, состоящая из:
При этом, конечно, следует помнить, что это не последовательность, поскольку Логика и реальная философия описывают различные уровни конституируемой Феноменологией предметности.4
Гегелевская логика есть попытка,
оставаясь в рамках идеализма, разработать
совершенную теорию субъективности
и тем самым реализовать
1 Масленников Д.В. Логика Гегеля // Религия. Религиоведение. Богословие в российском образовании. Сборник статей. – СПб., 1997. – С. 90.
2Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа. – М., 1977.
3Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. – М., 1975.
4Ильенков Э.В. Гегель и проблема предмета логики. – М., 1973. – С. 122.