Онтология и логика Гегеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 15:57, реферат

Краткое описание

Философия Г. Гегеля отличается от попыток философов материалистов раскрыть сущность мира через единичности. Г. Гегель обращается к античной традиции элеатов, которые попытались объяснить бытие через единое. Философ видел свою задачу в том, чтобы выработать такое толкование единого, которое могло бы не только совместить его с единичным, но и последовательно объяснить само совмещение.
Г. Гегель представил специфическую теорию мира – спекулятивную онтологию, которая должна была охватить и выразить процессуальность и изменчивость мыслимого. Он наделял спекулятивные понятия и принципы объективным содержанием, тем самым утверждая принцип тождества бытия и мышления.

Содержание

Введение 3
Онтология и логика Гегеля 4
Заключение 9
Список литературы 10

Вложенные файлы: 1 файл

Онтология и логика Гегеля.docx

— 36.87 Кб (Скачать файл)

Гегелевская концепция логики представляет собой систематическое  развитие идеалистической теории субъективности. Причем такое развитие, которое ведет  к разрешению проблем и трудностей трансцендентального идеализма.

Реальным основанием гегелевских  философских поисков было критическое  отношение и спор с идеалистическими теориями "Я" и самосознания. Они  традиционно трактовались в качестве фундаментальной науки, предшествующей логике. В силу чего формы, законы и  категории чистой логики должны были быть выведены из первоначальных определений "Я" или самосознания. Здесь-то и возникал свойственный трансцендентально-идеалистическим  системам Фихте и Шеллинга круг в  аргументации, которого, собственно, и  стремился избежать Гегель с помощью  новой концепции логики. Ведь формы, законы и категории логики в трансцендентальном идеализме являлись трансцендентально  обоснованными и уже предпосланными как действительные. Поэтому никакие  попытки уточнения механизма  обоснования логики или раскрытия  имманентности логических категорий  самосознанию, - что хотел сделать  Фихте, - не приводят к разрешению проблемы аргументационного круга, если оставаться в рамках развитого трансцендентальным идеализмом понимания теории субъективности.

Таким образом, гегелевское  движение к новой спекулятивно-диалектической логике, которая пришла на смену  традиционному формально-логическому  мышлению, не было прямолинейным, одновекторным  процессом. Выработанная Гегелем концепция  логики явилась результатом долгого, во многом противоречивого, драматического развития философских идей, состоящего из многочисленных, по-разному мотивированных этапов и теоретических переломов.

Общим мотивом, единой идеей, объединяющей все теоретическое  движение, был у Гегеля поиск принципиально  нового концептуального понимания  субъективности, выработка такого ее понятия, которое в качестве содержательного  принципа можно было бы положить в  основание системного развития философской  науки. Такой принцип был найден Гегелем в понятии абсолютной субъективности и диалектически  развит в терминах спекулятивной  логики. "Наука логики" есть, поэтому, теория абсолютной субъективности, взятая в ее абсолютной чистоте и совершенной  структуре.

Гегелевская спекулятивная  логика должна рассматриваться и  оцениваться в ее собственных  исторических границах. Поэтому логика связана с теми учениями или концепциями, которые могут быть из нее выведены или развиты на ее основании не непосредственно, а косвенно-опосредованно.

 

Заключение

Границы системы философии  Гегеля определяются в результате следующим  образом. Система философии состоит из двух частей:

  1. Феноменология,
  2. Логика.

 

Однако поскольку в  более широком культурном контексте  философия не только пребывает «в себе», но и может непосредственно выполнять научно- и культурно-систематические функции, система философии Гегеля может рассматриваться и как трёхчастная структура, состоящая из:

  1. Феноменологии,
  2. Логики,
  3. реальной философии.

 

При этом, конечно, следует  помнить, что это не последовательность, поскольку Логика и реальная философия  описывают различные уровни конституируемой  Феноменологией предметности.4

Гегелевская логика есть попытка, оставаясь в рамках идеализма, разработать  совершенную теорию субъективности и тем самым реализовать идеалистическую  программу систематической истории  самосознания. Развивая теорию субъективности как спекулятивную логику, Гегель решает важнейшую задачу этой программы, а именно проясняет и показывает, как в содержании представлений  возникает Я, или находящаяся  в отношении к себе субъективность. 

Список  литературы

  1. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских  наук. Т. 1. Наука логики. – М., 1975.
  2. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа. – М., 1977.
  3. Ильенков Э.В. Гегель и проблема предмета логики. – М., 1973.
  4. Масленников Д.В. Логика Гегеля // Религия. Религиоведение. Богословие в российском образовании. Сборник статей. – СПб., 1997.

 

1 Масленников Д.В. Логика Гегеля // Религия. Религиоведение. Богословие в российском образовании. Сборник статей. – СПб., 1997. – С. 90.

2Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа. – М., 1977.

3Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. – М., 1975.

4Ильенков Э.В. Гегель и проблема предмета логики. – М., 1973. – С. 122.


Информация о работе Онтология и логика Гегеля