Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 18:19, реферат
Индийская философия является одной из самых древних в истории мировой цивилизации. Она представляет собой совокупность философских теорий всех индийских мыслителей, древних и современных, индусов и неиндусов, теистов и атеистов. Все древние школы философии, имеют последователей, для которых традиция - не только часть культуры мышления, но и образа жизни. Становление философских школ было длительным процессом. Мифы и предания, прозрения пророков и вдохновенная поэзия Вед - все это не рассказы прошлого, а живой опыт, актуальный для каждого поколения.
Введение 3
1. История древнеиндийской философии 5
2. Основные ортодоксальные учения древнеиндийской философии 7
2.1. Санкхья 8
2.2. Йога 10
2.3. Вайшешика и Ньяя 12
2.4. Миманса и Веданта 15
Заключение 18
Список литературы 21
титульный
Содержание
Индийская философия является одной из самых древних в истории мировой цивилизации. Она представляет собой совокупность философских теорий всех индийских мыслителей, древних и современных, индусов и неиндусов, теистов и атеистов.
Все древние школы философии, имеют последователей, для которых традиция - не только часть культуры мышления, но и образа жизни. Становление философских школ было длительным процессом. Мифы и предания, прозрения пророков и вдохновенная поэзия Вед - все это не рассказы прошлого, а живой опыт, актуальный для каждого поколения.
Со времен раннего средневековья сложилась традиция делить всефилософские школы на ортодоксальные и на неортодоксальные. Из ортодоксальных школ шесть считаются главными: это миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика и веданта. К неортодоксальным относятся буддийские, джайнистские и многочисленные материалистические и атеистические школы, наиболее распространенной из которых была школа чарвака (Локаята). Эти философские школы имели общее название «даршан».
Хотя различные школы и были противоположны друг другу, все же индийские мыслители находят между ними известное сходство. Они считают, что все люди имеют разные наклонности и что эту разницу необходимо принимать во внимание в религиозных, философских и общественных вопросах и учитывать вытекающее отсюда различие в естественных правах человека (адхикара-бхеда).
Восточная философия исследует проблему человека с точки зрения практики, жизнедеятельности людей, их образа жизни, в ней содержится много частных проблем, связанных с самосознанием людей, поэтому эта тема является актуальной и в наши дни.
Цель работы – охарактеризовать традиционные школы древнеиндийской философии, понять, как они повлияли на развитие современной философии. Индийская философия отличается поразительной широтой кругозора, которая свидетельствует о ее неуклонном стремлении к отысканию истины.
Для достижения поставленной темы рассмотрим такие задачи:
Объект работы – философские учения Древней Индии.
Предмет работы – ортодоксальная философия Древней Индии.
Для написания данной работы использовалась литература отечественных авторов, и интернет источники.
История индийской культуры уходит вглубь веков. Древнеиндийская культура была создана многими народами, населявшими Индию в III-I тыс. до н. е. В свою очередь, индийская культура влияла на культурное развитие соседних народов. Наша осведомленность о религиозных верований и взглядов древних индейцев объясняется большим количеством религиозных сборников, сохранились.
На территории Индии сложились мелкие государственные образования. Древнеиндийское общество было кастовым, мировоззрением его была мифология, изложенная в Ведах - сборниках гимнов. Веды освящали кастовый строй и провозглашали господство касты жрецов (брахманов) над всеми другими кастами, в том числе военной аристократией - кшатриями. Отсюда название ведийской мифологии - брахманизм. Основной мотив ведийской литературы - господство духовного над материальным, брахманов над другими кастами1.
В древнеиндийском обществе произошли ощутимые социально-политические изменения: развивались ремесла и торговля, росли города, вместо мелких государств возникали крупные государственные объединения. Доминирующее положение в обществе перешло к кшатриев: войны способствовали осознанию ими своей социальной значимости, что побудило их взять власть в свои руки. Все это обусловило изменения и в мировоззренческой сфере: брахманизм уступил место религиозным течениям - джайнизма и буддизма, возникшие как идеологический протест против кастовой природы брахманизма, сложности его обрядов. Джайнизм и буддизм были мировоззрениями, понятными и приемлемыми для простых людей.
Одновременно с изменениями социальных отношений и мировоззренческих идей формируются основные школы индийской философии. Первые философские школы и течения возникли в древнейших регионах человеческой цивилизации в начале VI в. до н.э. в Древней Индии, Древнем Китае и Греции.
Как и в других странах, философия в Индии возникает в связи с кризисом мифологии. Но переход от раннеклассового к развитому классового общества происходило в Индии постепенно. Поэтому и в сфере идеологии не было резких скачков: большинство философских систем сохраняет мифологические темы, развивает их. Создателями большинства философских школ были жрецы-аскеты, чем объясняются такие особенности индийской философии, как проповедь аскетизма и мистического созерцания, пассивность и самоуглубления. Эти особенности обусловлены не спецификой духа индусов, а социальными условиями развития индийского общества.
Среди многих школ индийской философии четко очерчиваются два их типа: ортодоксальные, классические (даршан) и неортодоксальные, неклассические (настика)2. Ортодоксальные школы признают безусловный авторитет Вед. К Ортодоксальным, классическим (даршан) философским школам относятся веданта, миманса, вайшешика, санкхья, ньяя и йога. Основой мира они провозглашают Брахмана, Бога, духовную субстанцию.
Неортодоксальные, хотя и заимствуют из Вед некоторые идеи, не признают их святости. К ним относятся буддизм, джайнизм и чарвака-локаята. Буддизм - мировая религия, морально-этическое учение со значительными философскими вкраплениями так и большинство школ индийской философии, считает, что жизнь - это страдание.
В общем, онтологические схемы самых влиятельных школ (веданта, миманса) представляли собой логизация мифа - перевод мифологических образов в логические абстракции. В некоторых школах (вайшешика, санкхья, чарвака-локаята) сделаны первые наивные обобщения о вещественную строении мира и даже выдвинута идея атомизма. Индийские мыслители очень мало внимания уделяли государству, праву, социальной проблематике. Ведущее место отводили этическим учением.
Таким образом, особенности восточного философского мышления связаны со специфическим для индийской и китайской культур пониманием места человека в мире. Идеалом человеческого бытия в этих традициях выступает не столько реализация себя в предметной области, сколько нацеленность на вживание в окружающую среду и обращенность человеческой активности на свой собственный внутренний мир, что и обусловливает рационально-практическую направленность философии Древнего Китая и религиозно-мифологический характер основных философских школ Древней Индии.
Ортодоксальными называются те школы индийской философии, которые признают веды священными книгами и базируются на них. Основой мира они провозглашают Брахмана, Бога, духовную субстанцию. Сначала брахман представал как лицо Бога, впоследствии он трансформировался в духовную субстанцию, основу всего сущего. Так, уже в Упанишадах (комментариях к Ведам) отмечается: «То, чем порождаются эти существа, чем живут рожденные, во что они входят, умирая, то и старайтесь узнать, то и есть Брахман»3. Брахман порождает, воспроизводит и поддерживает все сущее. Но он безличным началом. Носителем принципа индивидуальности является атман, который обустраивает миропорядок, является внутренним правителем.
Среди ортодоксальных выделяют школы, базирующиеся только на ведах – миманса и веданта, а также школы, которые кроме вед признают еще и иные источники знания: веданта, миманса, вайшешика, санкхья, ньяя и йога.
Рассмотрим подробнее ортодоксальные философские школы Древней Индии.
Санкхья – одно из самых ранних философских учений Древней Индии. Термин «санкхья» может быть переведён как «число», «перечисление», «расчёт». Санкхья – одна из шести ортодоксальных школ древнеиндийской философии. Философия санкхья строится как перечисление основных элементов бытия в порядке их становления: от первоначал – ко всему многообразию мира. Основателем санкхьи считается мудрец по имени Капила. Но его «Санкхья сутра» не сохранилась. Древнейший из дошедших до нас текстов – «Санкхья - карика». Её автор – Ишвара Кришна.4
Классическая санкхья дуалистична, согласна ей мировоззрение имеет два изначальных источника5:
Классическая санкхья атеистична: «Мир не создавался, следовательно, не было его создателя. Причиной мира был мир…»6. Чтобы выявиться, пракрити должна подвергнуться выявлению пуруши, который, сам будучи бездеятельным, влияет и пракрити, побуждая её к действию. Когда пракрити не была проявлена, то гунны (качество, свойство) находились в равновесии, в состоянии пралайя (растворение). Влияние пуруши на практики нарушает это равновесие.
Дальнейшее выявление происходит как бы в двух направлениях: физическом и психическом. На первой ступени выявляются в физическом аспекте махас (величие, мощь), а в психическом – буддхи (ум, разум). Но при этом самостоятельность махаса складывается, в классической санхье эта линия не находит развития. Из буддхи выявляется ахамкара, в котором также могут преобладать как саттва, так и тамас.7
Из ахамкары, в котором преобладает гуна тамас, выявляются пять танматр, т.е. тонких, не воспринимаемых чувствами сущностей пяти первоэлементов, из которых далее выявляются пять грубых вещественных сущностей: земля, вода, воздух, огонь и эфир8.
Из ахамкары, в котором преобладает саттва, выявляются пять индрий, т.е. пять органов восприятия и еще пять органов действий, а также ум.
В результате получается 25 сущностей: пуруша, пракрита, буддхи, ахамкара, манас, 5 танматр и 5 соответствующих им бхут, а также 5 органов действий и 5 органов восприятия. Итак, в санкхье 25 категорий.
Среди этих категорий особое место занимает пуруша. Он превыше всего. Он и есть наше подлинное «Я».
Учение йоги сформировалось около VI-V вв. до н.э. Йога ставит на первом место практический путь спасения души, освобождение и от бремени реалий мира. В области метафизики йогические построения в основном повторяют положения санкхья. Новым элементом является только ишвара, который в йоге не наделен всеми чертами божества - обладателя реального мира (как в веданте), однако влияет на людей.
Основоположником классической йоги считается великий мудрец Патанджали, живущий около II в. до н.э. Значение йоги как метода постижения высшей истины признаётся почти во всех школах индийской философии, как ортодоксальных, так и неортодоксальных. Применение йоги считалось лучшим способом очищения тела и ума, что необходимо для практической реализации философии. Приёмы, выработанные в йоге, используются во всех остальных течениях индийской философии, кроме мимансы и чарваки9.
Как философское учение йога во многом смыкается с учением санкхьи, принимая её теорию познания и онтологию. В этом смысле йогу можно считать практическим применением теории санкхьи. Но в отличии от санкхьи в основе практики йога лежит представление о "Я" как чистое сознание, которая, участвуя в процессе познания, начинает отождествлять себя с деятельностью интеллекта - Читти (в санкхьи - буддхи) и последствиями этой деятельности - отражениями реалий мира. Путь спасения лежит в освобождении "Я" от воздействия Читти10.
Высшая цель йоги состоит в достижении освобождения. Партанджали считал, что это возможно только благодаря осознания отличия нашего подленного «я» от физического мира, включая наше тело, ум и эмпирическое «я». Для этого необходимо ограничить или подавить их функции, в результате происходит успокоение читты, и «я» может приобрести опыт и самосознание божественного «Я». Это божественное «Я» стоит выше всякой физической реальности с её пространственно - временным и причинно-следственным устройством, находится вне зла и страданий, смерти и разрушения.11
Йога направлена на то, чтобы освободить нас от господства над нами нашего тела и тем самым от нашей индивидуальности и растворить наш личный страдающий дух в самом безличном пуруше путем специальной деятельности, йогической практики. Сторонники йоги утверждают, что занятие йогой позволяют человеку приобрести сверхъестественные способности: способность ясновидения и телепатии, способность делаться невидимым, появляться одновременно в разных местах и проходить через каменные стены, приручать любых животных и т.д. Но обретение этих способностей ни в коем случае не являются самоцелью.
Разновидностей йоги много12:
В отличие от веданты, мимансы и йоги школа вайшешика, а также близкая к ней школа ньяя главное внимание уделяют собственно философским проблемам. Признавая авторитет Вед и традиционный способ спасения души, сторонники вайшешики создали оригинальную онтологию. Легендарному основателю учения Кананди (в переводе "тот, кто поедает атомы") приписывается создание "вайшешиков-сутры" (ок. III-I вв. До н.э.), в 10-ти книгах которой последовательно рассматриваются основные категории, субстанции и их качества, атомы, движение, проблемы этики, логики и теории познания13.