Ортодоксальная философия Древней Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 18:19, реферат

Краткое описание

Индийская философия является одной из самых древних в истории мировой цивилизации. Она представляет собой совокупность философских теорий всех индийских мыслителей, древних и современных, индусов и неиндусов, теистов и атеистов. Все древние школы философии, имеют последователей, для которых традиция - не только часть культуры мышления, но и образа жизни. Становление философских школ было длительным процессом. Мифы и предания, прозрения пророков и вдохновенная поэзия Вед - все это не рассказы прошлого, а живой опыт, актуальный для каждого поколения.

Содержание

Введение 3
1. История древнеиндийской философии 5
2. Основные ортодоксальные учения древнеиндийской философии 7
2.1. Санкхья 8
2.2. Йога 10
2.3. Вайшешика и Ньяя 12
2.4. Миманса и Веданта 15
Заключение 18
Список литературы 21

Вложенные файлы: 1 файл

Ортодоксальная философия Древней Индии.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

В основе учения лежат шесть категорий, которые олицетворяют шесть видов  реальности, они же объекты познания: субстанция, качество, действие, общее, особенное и присущие. Позже к ним добавилась седьмая - небытие.

Субстанции является первоосновой и первопричиной мира, и реализуются в 9-ти формах: 5-ти материальных - земля, вода, огонь, воздух и эфир (акаша) и 4-х нематериальных - манас (ум), пространство, время, атман. Субстанции составляют единство качеств и действий. Одно из качеств является специфической для данной субстанции (атрибут), другие могут меняться. Субстанциональные качества пяти материальных стихий соотносятся с органами чувств людей: земля - обоняние, вода - вкус, огонь - зрение, акаша (воздух) - слух14.

Сами материальные субстанции состоят  из атомов (ану). Исходное ану толковались как предельное малые материальные объекты сферической формы, которые являются носителями качеств и способны соединяться. Сочетание трех атомов дает первый объект, доступный органам ощущения (пылинка в луче света), которые сами состоят из однородных по качеству восприятия атомов: орган вкуса не один язык, а вода на его поверхности.

Вайшешика отделяет движение от материи, оставляя последний только способность его сохранения (инерция). Само действие осуществляется Махишваром с помощью адршит (ненаблюдаемой сила). Ка-Нанда различал пять видов движения: вверх, вниз, расширение, сжатие, перемещение. Далее к ним добавились сознательные, т.е. вызванные человеком, и бессознательные, т.е. вызванные стихиями, виды движения. Процесс движения является переход из одной точки пространства в другую за определенное время. Таким образом, пространство и время, которые являются вечными и бесконечными, возникают нам в процессе движения как дискретные и конечные15.

Развита онтология разработанным  категориям механически сочетается с мифологической космогонии. В центре мира находится Макешвара, из атомов создает материальные стихии, дальше Ишвара создает золотое яйцо, из которого возникает все остальное предметов, и Брахма, который в свою очередь порождает Праджанати и варны людей. Когда цикл развития завершается, Макешвара разрушает мир на атомы, чтобы дать душам возможность отдохнуть от процесса перерождения. Далее все повторяется.

Учение Вайшешика имело  не только развитую онтологию, но и  интересную натуралистическую теорию познания, которая во многом совпадает  с гносеологией школы ньяя.

Возникновение школы  ньяя относят обычно к I в. н.э., когда был создан трактат "Ньяя-сутра", авторство которого традиция приписывает готам (Гаутама) по прозвищу Актанада - "то, что смотрит под ноги". Многие исследователи связывают возникновение ньяя с необходимостью создания теории спора. Действительно, логические проблемы аргументации занимают видное место среди исследуемых этому учению вопросов.

Ньяя полностью  признает существование бога. Бог  – устроитель мироздания, вечное и  бесконечное «Я», которое создает, сохраняет и разрушает мир. Цель бога – благо всех существ. Главное целью человеческого существования является достижение состояния освобождения, т. е. полного избавления от всех страданий. Для этого необходимо освободить человеческое «я» от привязанности к телу и любым вещам. Это возможно только благодаря познанию реальности, в которой пребывает человеческое «я»16.

Ньяя и вайшешика  выходят из общих положений и  приходят к близким последствий. Одно вроде дополняет другое: если Вайшешика больше внимания уделяет онтологии, то ньяя сосредоточила свои усилия в области логики и теории познания. Несмотря на близость по содержанию систем, обе школы существовали самостоятельно.

Ньяя, как и вайшешики, признает реальность окружающего мира и возможность его познания. Видов познания выделяют четыре:

1) восприятие, которое бывает внутренним - ум (манас) и внешним - органы чувств;

2) заключение, что является  логическим умозаключением;

3) сравнение, т.е. сопоставление  вещи и ее наименование;

4) свидетельство авторитета, которое применяется, когда объектом познания является объект, не воспринимается.

Недостоверное познания рассматривается как память, сомнение, ошибки и гипотетические аргументы.

Особое внимание сторонники ньяи уделяли разработке логических проблем. Они создали теорию вывода на основании пятичленного силлогизма. В ней они проанализировали основания для вывода, виды выводов, виды логических ошибок, а также структуру предложения. И теория познания, и разработка проблем логики служили средством обоснования пути спасения - в этом вопросе ньяя последует за другими дар-шанами. Атман, взаимодействуя через разум (манас) и тело с миром, втягивается в круговорот перерождений. Освобождение души, возможно, через правильное познание, которое позволит остановить страдания и достичь состояния чистого сознания, не связанного с манасом.

2.4. Миманса и Веданта

Миманса, выполняя задачи защиты ведической наследия, пошла  путем доведения "божественного" характера древних текстов. Для этого была предложена оригинальная теоретическая концепция, в которой субстанцией мира признается слово, определенный звуковой ряд.

Вечность слова обосновывает вечность вед, поэтому святая обязанность  каждого человека есть строгое соблюдение буквы древних текстов, в первую очередь выполнять свой долг (дхарму), что позволяет накапливать внутреннюю силу (апурву), которая помогает освободиться от кармы, а поэтому и от страданий. Кроме соблюдения дхармы, необходимо выполнять религиозный культ, приносить жертвы богам17.

В мимансе, как  и в других школах индийской философии, органы познания делятся на внешнее восприятие – пять органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) и внутреннее – манас (ум). Поведение в соответствии с предписаниями вед и бескорыстное выполнение человеком ведических обрядов постепенно уничтожает карму и делает возможным освобождение души после смерти тела. При этом в ранней мимансе освобождение понималось как нечто положительное – достижение состояния неомраченного блаженства, а в поздней – как отрицательное, т. е. прекращение рождений, а значит, и страданий. При исполнении любого предписанного ведами ритуала в душе человека возникает некая потенция, приносящая в будущем благоприятные плоды, которыми можно будет насладиться в загробном существовании.

Следует различать  «пурва-мимансу» и «уттара-мимансу». Пурва-миманса и уттара-миманса прямо исходят из авторитета «Вед», которые, по их мнению, так же вечны, как мир, и истинность которых самоочевидна. Однако уттара-миманса исходит из четвёртого слоя «Вед» - из «Упанишад», а пурва-миманса – из второго слоя, т.е. из «Брахманов»18.

Веданта, в отличие  от мимансы, ориентировалась на Упанишады  и ее основой было учение о Брахму и атман. Ведантист должен выработать в себе шесть нравственных качеств: спокойствие духа, умеренность, отрешенность, терпение, сосредоточенность и веру. В своем историческом развитии это учение прошло три стадии:

1) непосредственное толкование  Упанишад 

2) создание "Веданта-сутры", обычно приписывается Бадаяраяни (приб.ІІ-III ст.)

3) в начале средневековья  (VII-IX вв. ) - формирование трех основных  направлений, различающихся по способу решения проблемы соотношения брахми и Атмана.

Последовательный монизм исповедует адвайта-веданта (Шанкара), где брахман и атман рассматриваются  как абсолютная тождественность. Менее жесткую позицию имеет вишишта-веданта (Рамануджа), а в адвайта-веданте (Мадхва) они имеют статус отдельных субстанций19.

В эпоху Гупт веданта  составляла конгломерат многочисленных школ, между которыми еще не было существенных разногласий, ибо основным содержанием их учений была апелляция  к священному тексту Вед в обосновании традиционных этических норм и правил поведения. Путь к спасению лежал через постижение брахману, что возможно из-за отказа от благодарения (прежде всего от материального) и овладение шестью качествами: спокойствием духа, умеренностью, отстраненностью, терпением, сосредоточенностью, верой. Путь к спасению открыт всем дважды рожденным, если они будут стремиться к освобождению души, но щонайлегше это сделать тем, кто принадлежит к варне брахманов.

Одним из важнейших был  вопрос об осознании различия между феноменологическим миром и истинным бытием. Атман может слиться с брахманом (и тем самым прекратится процесс переселения душ) только путем освобождения от условностей восприятие мира20. Поскольку атман, как чистое сознание, рационально только выразить, то возвращение души к своим основ возможно лишь через достижение какого-то умонастроения, когда все психические характеристики личности будут восприниматься как внешние по отношению к сознанию, тогда заблуждение (иллюзия) внешнего мира сворачивается и атман сливается с брахманом. Достаточно запоздалое обращение веданты к разработке вопросов метафизики объясняет большое количество заимствований из других систем: мимансы, санкхи, а также буддизма, особенно в области логики. Но, в свою очередь, веданта, опираясь на классические представления и поэтому, имея многочисленных сторонников, оказала большое влияние на всю духовную культуру Индии. Максимального воздействия она достигла в средние века, став фактически официальной идеологией индуизма.

 

Заключение

Подводя итог своей  работы, хочу отметить, что индийская философия - это истинно "живые плоды", продолжающие питать своими соками мировую человеческую мысль. Индийская философия сохранила полную преемственность. И ни одна философия не оказала такого сильного воздействия на Запад, как индийская.

Философия Древней  Индии возникла примерно во втором тысячелетии до н. э., когда северную часть Индии стали заселять индоевропейские  племена - арии. Древнейшим памятником индоарийской культуры являются Веды. Веды передавались в устной форме. Устный характер ведийской традиции предопределил многие особенности индийского мышления. Поэтому Индия на тысячи лет опередила Европу в осмыслении и анализе языка. Главная ценность древнеиндийской философии состоит в её обращении к внутреннему миру человека, она открывает мир возможностей нравственной личности, в этом-то, вероятно, и кроется тайна её притягательности и живучести.

В современной  Индии с почтением относятся  к культурному наследию. Для этой страны характерна живучесть древних традиций и не удивительно, что многие достижения древнеиндийской цивилизации вошли в общекультурный фонд индийцев. Они стали неотъемлемым компонентом и мировой цивилизации, а сама Индия остается одной из самых любимых и загадочных стран в мире, «страной мудрецов».

Среди многих школ индийской философии четко очерчиваются два их типа: ортодоксальные, классические (даршан) и неортодоксальные, неклассические (настика). Ортодоксальные школы признают безусловный авторитет Вед. Неортодоксальные, хотя и заимствуют из Вед некоторые идеи, не признают их святости. К ним относятся буддизм, джайнизм и чарвака-локаята. Ортодоксальными называются те школы индийской философии, которые признают веды священными книгами и базируются на них.

Основой мира они провозглашают Брахмана, Бога, духовную субстанцию. Среди ортодоксальных выделяют школы,  базирующиеся только на ведах – миманса и веданта, а также школы, которые кроме вед признают еще и иные источники знания: веданта, миманса, вайшешика, санкхья, ньяя и йога.

Санкхья – одна из шести ортодоксальных школ древнеиндийской  философии. Философия санкхья строится как перечисление основных элементов бытия в порядке их становления: от первоначал – ко всему многообразию мира.

Учение йоги сформировалось около VI-V вв. до н.э. Йога ставит на первом место практический путь спасения души, освобождение и от бремени реалий мира. Как философское учение йога во многом смыкается с учением санкхьи, принимая её теорию познания и онтологию. В этом смысле йогу можно считать практическим применением теории санкхьи. Но в отличии от санкхьи в основе практики йога лежит представление о "Я" как чистое сознание, которая, участвуя в процессе познания, начинает отождествлять себя с деятельностью интеллекта – Читти и последствиями этой деятельности - отражениями реалий мира.

Миманса, выполняя задачи защиты ведической наследия, пошла  путем доведения "божественного" характера древних текстов. Для этого была предложена оригинальная теоретическая концепция, в которой субстанцией мира признается слово, определенный звуковой ряд.

Веданта, в отличие  от мимансы, ориентировалась на Упанишады  и ее основой было учение о Брахму и атман. Ведантист должен выработать в себе шесть нравственных качеств: спокойствие духа, умеренность, отрешенность, терпение, сосредоточенность и веру.

В отличие от веданты, мимансы и йоги школа вайшешика, а также близкая к ней школа  ньяя главное внимание уделяют собственно философским проблемам. Признавая авторитет Вед и традиционный способ спасения души, сторонники вайшешики создали оригинальную онтологию. В основе учения лежат шесть категорий, которые олицетворяют шесть видов реальности, они же объекты познания: субстанция, качество, действие, общее, особенное и присущие. Позже к ним добавилась седьмая - небытие.

Вайшешика отделяет движение от материи, оставляя последний только способность его сохранения (инерция). Само действие осуществляется Махишваром с помощью адршит (ненаблюдаемой сила).

Ньяя полностью  признает существование бога. Бог  – устроитель мироздания, вечное и  бесконечное «Я», которое создает, сохраняет и разрушает мир. Цель бога – благо всех существ. Главное целью человеческого существования является достижение состояния освобождения, т. е. полного избавления от всех страданий. Для этого необходимо освободить человеческое «я» от привязанности к телу и любым вещам. Это возможно только благодаря познанию реальности, в которой пребывает человеческое «я».

Информация о работе Ортодоксальная философия Древней Индии