Основной круг философских проблем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:23, реферат

Краткое описание

Исторические хроники утверждают, что её автором является древнегреческий учёный и философ Пифагор. Он, будучи на спортивных соревнованиях, любуясь красотой молодых тел, ловкостью и отвагой спортсменов, задумался о расширении ценностных представлений человечества. Общество должно характеризоваться не только стремлением к динамике тела, но и красоте ума, а также к его высшему выражению – мудрости.

Содержание

Оглавление
Введение 3
Круг проблем философии 4
Проблема бытия в философии 5
Проблема человека в философии 8
Проблема взаимодействия человека и мира 13
Заключение 16
Список литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 39.21 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

 

Кафедра философии

 

 

 

 

 

Реферат на тему: «Основной круг философских проблем»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казань, 2012

Оглавление

Введение 3

Круг проблем философии 4

Проблема бытия в философии 5

Проблема человека в философии 8

Проблема взаимодействия человека и мира 13

Заключение 16

Список литературы 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Термин «философия» состоит  из двух корней: «phillo» - люблю, «cophia» - мудрость.

Исторические хроники  утверждают, что её автором является древнегреческий учёный и философ  Пифагор. Он, будучи на спортивных соревнованиях, любуясь красотой молодых тел, ловкостью  и отвагой спортсменов, задумался  о расширении ценностных представлений  человечества. Общество должно характеризоваться  не только стремлением к динамике тела, но и красоте ума, а также  к его высшему выражению –  мудрости.

Аналогичный древнеиндийский  термин «даршака» трактуется как видение истины, а славяне употребляли слово: «любомудрие». Как понятие, философия формируется позже, когда происходит осознание её предназначенности. Это учение о всеобщих законах природы, общества, человека, его деятельности, сознания, мышления.

Каждая наука имеет  свой предмет исследования. Например, физика изучает только физические явления, биология – проблемы живого, медицина – лишь способы лечения болезней людей, но не его самого во всей совокупности свойств. Наукам присущи различные  уровни обобщения, но они не выходят  за рамки определённой части, сегмента окружающей действительности. В связи  с этим данные виды знания называют частными, конкретными, специальными.

Философия же охватывает широчайший круг проблем, поэтому целью данного  реферата является, показать какие  именно проблемы она решает, и объяснить  важность этих проблем.

 

 

 

 

 

 

Круг  проблем философии

Философия осмысливает результаты развития специальных наук, сводит в единую систему зависимостей массив исследований по областям знания, создавая всеобъемлющий комплекс универсальных  законов мироздания. Поэтому предмет  философии можно обозначить как  исследование конкретных знаний о мире, а также мир во всей совокупности его процессов и человека, познающего этот мир, себя и своё место в нём. Исходя из данного определения предмета, можно очертить круг наиболее фундаментальных  философских проблем:

мир – проблема бытия (существования), субстанции (первоосновы), материи (вещества), движения, пространства, времени, диалектики (учения о развитии);

человек – проблема сущности человека, его природы, жизнедеятельности, сознания, мышления, познания смысложизненных ориентиров;

взаимодействие мира и  человека – проблема их взаимовлияния, соотношения материи и сознания, мышления и бытия, взаимосвязи общества, природы и человека.

Соответственно, многообразию проблем в философии сложился ряд аспектов, исследующих разные стороны взаимодействия мира и человека:

онтологический (греч. – ontos - сущее, logos - учение) – анализирующие процессы бытия;

гносеологический (греч. –  gnosis - знание, logos - учение) рассматривающий процесс и результаты познания мира;

антропологический (греч. –  antropos - человек, logos - учение) – систематизирующий философские знания о человеке;

социально-философский (лат. – socialis - общественный) – изучающий законы функционирования и развития общества;

аксиологический (греч. – axia - ценность, logos - учение) – формирующий учение о ценностях мира, бытия самого человека;

праксиологический (греч. – praktikos - деятельность, logos - учение) – конкретизирующий специфику практической деятельности людей;

логический (греч. – logos - слово, мысль, учение) – представляющий законы человеческого мышления.

 

Имеются ещё и этический, эстетический, эвристический, культурологический, историко-философский аспекты. Они  не менее рельефны и важны, но их конкретизация значительно затруднит  усвоение темы. Каждый из этих аспектов представлен большим количеством  исследований, позиций, направлений, идей, школ, точек зрения. Подобного разнообразия не может продемонстрировать ни одна конкретная наука, так как не имеет  столь широкого предметного поля. Его сложность и многогранность предопределяют различные позиции  в отношении вопроса – является ли философия наукой?

Проблема бытия  в философии

       Проблема  бытия – важнейшая проблема  философии. Антология – учение  о бытии. Философия с глубокой  древности билась над этой  проблемой. Впервые категория  бытия появилась у элиатов. При осмыслении проблем реальности люди фиксируют две части: я и не я. Мир выступает как нечто, состоящее из двух частей– я и не я – все это бытие. Категория бытия противостоит категории небытия. У элиатов бытие определяется как мышление. Бытие отождествляется иногда с сознанием. В экзестенционазизме философия отождествляется с полной свободой.

       Существует несколько подходов к трактовке бытия и небытия:

Существует и бытие, и  небытие (представители этого подхода  – атомисты). По Платону бытие  – мир идей, небытие – это  чувстсвенный мир. Для Героклита, бытие и небытие – это две категории, перетекающие друг в друга.

Есть такая категория -  существование, т.е. мышление, восприятие (по Беркли), возможность быть выраженным в логических терминах. В физике существование определяется как  то, что может быть описано физическими  законами. В Древнем Китае считали, что существовать– значит действовать. В математике существование связано с непротиворечивостью, в другом направлении матаматики существование связано с возможностью конструирования модели чего-либо. В философии жизни существование связано с волей жизни (Шопенгауэр), с волей к власти (Ницше). В экзестенциализме существование определяется через бунт, существование– напряженное внутренние переживание. В диалектико-материалистической философии существование и сущность связаны. Сущность – это качественная определенность любого явления.

Для характеристики бытия  очень важной является категория  субстанции, которая связана с  акциденцией (свойство, признак). Для  понятия субстанции можно выделить следующие подходы:

А. Субстанция – неизменная реальность.

Б. Субстанция – изменчивая и подвижная реальность.

       Аспекты бытия:

Вещи.

Свойства.

Отношения.

Другой важной категорией бытия является категория материи, которая соотносится с категорией сознания. Материя – фундаментальная  философская категория. С позиции  идеализма материя – это произвольное образование от духовной субстанции. Для субъективного идеализма  материя – это постоянная возможность ощущения.

Существует три  концепции материи:

Субстанциональная: материя  определяется через вещи. На этой позиции  были первые философы (Демокрит). Они понимали материю через вещество.

Атрибутивная: материя определялась через свойства, через первичные  качества (масса, размеры) и через  субъективные свойства, т.е. через вторичные  качества (вкус, цвет).

Диалектико-материалистическая: материя определяется через отношение  с сознанием. Представитель этой концепции – Ленин. Материя –  это философская категория для  обозначения реальности, которая  существует независимо от нашего сознания и которая копируется нашими органами чувств. Это определение устраняет  противоречия между философией и  наукой. Эта концепция возникла в  конце 19 века вместе с прорывом научного знания. Вместе с открытием электрона  произошел крах материализма. В материю  входят не только вещества, но и поля. Основными свойствами материи являются:

Обьективность.

Познаваемость.

Структурность.

Субстанциональность.

Важнейшие свойства материи  – это атрибуты. Главный атрибут  материи – это движение. Движение – это способ существования материи. Важнейшие характеристики движения:

Всеобщность.

Универсальность

Объективность.

Абсолютность (нет вещей  неподвижных).

Противоречивость (движение есть единство устойчивости и изменчивости, устойчивость относительна, а изменчивость – абсолютна).

Для Аристотеля движение было внешним по отношению к материи. Материя – это самодвижущаяся реальность. В нематериалистической концепции движение понимается как  проявление объективного духа.

       Атрибуты  материи:

Пространство и время.

Движение существует по трем основаниям:

а. По носителю

б. По взаимодействию.

в. По законам.

Существуют три  основные формы движения материи

биологическая       (носители – клетка, организм)

химическая            (носитель – молекула)

физическая            (вакуум, поля, элементарные частицы, атомы, молекулы, макротела, планеты, галактики  и т.д.; на всех вышеперечисленных  уровнях существуют формы взаимодействия: например, межмолекулярное взаимодействие).

Формы движения материи связаны  причинно-следственными связями, более  высокая форма основана на более низких формах.

В философии в понимании  реальности существует подход механицизм – сведение всех законов мира к  принципам механики, трактовка более высокой реальности с позиции более низкой реальности.

Рассмотрим другие атрибуты материи – пространство и время.

Пространство – форма  бытия материи, которая характеризует  ее структурность. Время – форма  бытия материи, которая выражает длительность ее существования. В различных  формах движения материи временные  характеристики неоднозначны.

Проблема человека в философии

Сущность человека – это  путь творчества, самопожертвования, интенсивного самосознания. В христианском мироощущении человеческая сущность – это образ  Божий. Э. Фромм выражает сущность человека в понятии бытия в противоположность обладанию. Для К. Маркса сущность человека – это универсальное отношение к миру, способность быть «всем». Для Ортеги-и-Гассета сущность человека – это постоянный риск, опасность, постоянное выхождение за пределы себя, способность человека к трансцендированию, к разрушению устойчивого образа «я», это не «вещное» бытие. Вещь всегда тождественна сама себе. Человек не может стать кем угодно. «Человеку естественно хотеть быть лучше и больше, - писал Вл. Соловьев, - чем он есть в действительности, ему естественно тяготеть к идеалу сверхчеловека. Если он взаправду этого хочет, то и может, а если может, то и должен. Но не есть ли это бессмыслица – быть лучше, выше, больше своей действительности? Да, это бессмыслица для животного, так как для него действительность есть то, что его делает и им владеет; но человек, хотя тоже есть произведение уже данной, прежде него существовавшей действительности, вместе с тем может воздействовать на нее изнутри, и, следовательно, эта его действительность есть так или иначе, в той или другой мере то, что он сам делает…».

 

Итак, сущность человека –  это результат его свободного выбора из двух возможностей, которые  предоставлены ему его собственным  существованием, его «природой». Можно  ли сказать, что в каждом индивиде присутствует человеческая сущность? Думается, это некорректное выражение. Признав правомерным этот вопрос, мы будем вынуждены ответить и  на другой: можно ли сказать, что  в одном индивиде «больше человека», а в другом – меньше? «Сущность  человека» - это понятие из мира должного, это притягательный образ сверхчеловека, это образ Божий. Даже Марксово, казалось бы, вполне приземленное определение сущности человека как совокупности человеческих отношений («Тезисы о Фейербахе»), при внимательном рассмотрении обнаруживает идеальную нормативность, недоступность для полного и окончательного воплощения. Как отдельный человек может воплотить в своей конечной жизни простоту и монолитность жизни в первобытной общине, иерархизированность взаимоотношений сословного общества, динамичность капиталистических отношений, дух сотрудничества социализма? Из всех земных существ, заметил Вл. Соловьев, один человек способен критически оценить сам способ своего бытия, как не соответствующий тому, что должно быть. Сущность человека, соответственно, это тот «образ человеческий», который может стать ценностным ориентиром индивида, свободно совершающего свой жизненный выбор. Сущность человека – это не совокупность определенных качеств, которыми определенный индивид может завладеть навсегда.

Свобода, следовательно, свободное  действие является тем мостиком, который  соединяет изначальную конфликтность  человеческой природы, существования  человека и его сущность. Свобода, свободное действие – это самодетерминированность, самоопределение, способность быть и оставаться причиной самого себя. Попытка представить абсолютно свободное, ничем и никем не определяемое действие сталкивается с парадоксами. Даже если мы говорим о Творце мира, то свободно созданный в акте «творчества» из «ничего» мир превращается в «обстоятельства». В нечто внешнее, с чем надо считаться.

 

Когда же речь идет о человеке, то его жизнь неотделима от внешних  обстоятельств. Но эти обстоятельства разнообразны, они представляют различные возможности действия человеку, который совершает выбор. За совершением конкретного поступка, за выбором конкретного способа действий стоит выбор, истоки которого коренятся в самой человеческой природе, - выбор ценностных ориентиров, смысла, направленности всей жизни в целом. «Мы свободны по принуждению», - писал Ортега-и-Гассет.

 

Таким образом, помимо первого  понимания свободы как самодетерминированности существует и второе понимание свободы как способности к выбору одного из двух типов детерминации. Или человек подчиняется «голосу природы», голосу собственных страстей, желаний, голосу инстинкта самосохранения, или решается идти по пути детерминированности себя чем-то, находящимся за пределами природного и социального мира, - высшими ценностями истины, добра, красоты, по пути «сверхчеловеческого», трансцендентного.

Информация о работе Основной круг философских проблем