Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 20:26, практическая работа
1. Три аспекта бытия науки: наука как генерация нового знания, как социальный институт, как особая сфера культуры.
В литературе существует более двухсот определений науки, раскрывающих различные стороны научного процесса. Для обобщения различных подходов к пониманию сущности науки можно рассмотреть ее в единстве трёх аспектов:
а) наука как генерация нового знания,
б) наука как социальный институт,
в) наука как особая сфера культуры.
Рассмотрим эти аспекты по отдельности.
В литературе существует более двухсот определений науки, раскрывающих различные стороны научного процесса. Для обобщения различных подходов к пониманию сущности науки можно рассмотреть ее в единстве трёх аспектов:
а) наука как генерация нового знания,
б) наука как социальный институт,
в) наука как особая сфера культуры.
Рассмотрим эти аспекты по отдельности.
Наука как генерация нового знания
Деятельность – это целенаправленная активность. Специфика научной деятельности заключается в том, что это когнитивная, т.е. познавательная деятельность. Целью данной деятельности является получение нового научного знания. Чаще всего считается, что целью науки являются истинные знания, т.е. такие знания, содержание которых соответствует действительности.
В науке известны три основные модели изображения процесса научного познания:
1. эмпиризм,
2. теоретизм,
3. проблематизм.
Эмпиризм (Ф. Бэкон) полагает, что научное познание начинается с фиксации эмпирических данных. Затем выдвигается гипотеза и на её базе формируется теория. Таким образом, процесс познания осуществляется как движение от единичных фактов к общим положениям.
Теоретизм (Г. Лейбниц, Т. Кун) полагает, что исходным пунктом научного познания является какая-то общая идея. Затем, на базе этой общей идеи, объясняются эмпирические данные.
Проблематизм (К. Поппер) полагает, что наука движется от проблемы к проблеме. Научная проблема – это существенный вопрос, ответ на который предполагает получение новой информации.
Наука как социальный институт
В качестве особого социального института наука формируется лишь в XVII-XVIII вв. Социальные институты предполагают наличие определенных организаций, формальных структур. Именно в XVII в. появляются первые академии наук (в России – в XVIII в.). Начинают выходить специальные научные журналы.
Функционирование науки в качестве социального института предполагает также наличие специфических моральных норм. Совокупность этих моральных норм составляет этос науки.
Согласно учению Р. Мертона, этос науки включает в себя следующие основные ценности (нормы):
1. Универсализм - означает объективный характер научного познания. Научное знание должно соответствовать наблюдениям и ранее удостоверенным научным знаниям. Универсализм предполагает демократический и интернациональный характер науки.
2. Коллективизм предполагает, что плоды науки принадлежат всему обществу. Наука является результатом коллективного творчества.
3. Бескорыстность означает, что главной целью деятельности ученых является служение истине.
4. Организованный скептицизм означает, что профессиональной обязанностью ученого является обязанность критиковать научные взгляды своих коллег. Истинный ученый по своей натуре скептик.
Наука как особая сфера культуры
Культура – это все рукотворное, всё, что создано умом и трудом человека. Она подразделяется на две части: материальную и духовную.
Наука является областью духовной культуры. Духовная культура связана с функционированием и развитием идей и ценностей.
Выделяется четыре основные сферы духовной культуры:
1. мораль;
2. искусство;
3. религия;
4. наука.
Мораль предполагает стремление к добру; искусство предполагает стремление к красоте, гармонии; религия предполагает стремление к сверхъестественному; наука предполагает стремление к истине.
Наука как сфера культуры взаимодействует со всеми другими сферами культуры. Она соприкасается с искусством, моралью, философией и религией.
Большое значение для понимания специфики науки как формы культуры имеет идея К. Поппера о трёх мирах:
Третий мир является продуктом человеческой деятельности. Но в то же время третий мир относительно автономен и независим от человека. Результаты деятельности человека начинают вести самостоятельную жизнь. С научными теориями происходит то же, что и с нашими детьми. Они становятся в значительной степени независимыми от своих родителей. Третий мир возможен только на базе существования языка. Научные идеи облекаются языковыми формами. Поэтому третий мир – это в значительной степени лингвистический мир. Третий мир способен к бесконечному прогрессу, так как человек с помощью языка постоянно творит новые идеи, понятия, ценности.
В логико-эпистемологическом подходе к науке выражена ее тесная связь с философским знанием.
Эпистемология (от греч. episteme - знание) – теория научного познания как важнейшего и специфического вида познавательной деятельности. Греческое понятие «эпистема» обозначало «знание» (т.е. «доказанное утверждение») в противовес понятию «докса» (мнение – утверждение, которое могло быть истинным, но могло быть и ложным).
Целью научного познания выступает производство именно эпистемной, то есть доказанной, информации, логически непротиворечивого знания (или всеобщих истин) в отличие от обыденного, практически утилитарного или других видов знания. Соответственно, основной проблемой эпистемологии является вопрос о возможности получения необходимо-истинного и всеобщего знания.
Сущностью логико-эпистемологического подхода является абсолютизация теоретической науки и пренебрежение опытным, экспериментальным типом познания. Логико-эпистемологический подход к науке сложился в античности в философской системе Аристотеля, и впоследствии был развит Галилеем. Аристотель (383-321 гг. до н.э.) понимал науку как систему логически связанных, рационально обоснованных положений и утверждений. Аристотель разработал логику как инструмент научного познания, что способствовало развитию аппарата логического рационального обоснования, доказательства. Основа аристотелевской науки – рациональная дедукция, то есть познание в форме логического доказательства путем апелляции к реально удостоверяемым причинам и основаниям.
Наука тесно связана с философией, дающей знание об умопостигаемых сущностях и выполняющей функцию синтеза знаний в целостную картину мира. Наука, опираясь на философию способна познать глубинные свойства бытия. Ученые при этом исходили из того, что все явления действительности представляют собой процессы, осуществляющиеся в пространстве и времени, что все они причинно обусловлены и подчиняются определенным законам, на основе которых можно дать их точное описание. Главное – разработать такой метод научного исследования, использование которого в любых науках даст возможность получить новые знания. Г. Галилей (1564-1642) первый показал, что опытные данные в своей первозданности вовсе не являются исходным элементом познания, что они всегда нуждаются в определенных теоретических предпосылках. Иначе говоря, опыт всегда предваряется некоторыми теоретическими допущениями. Галилеевская наука прогнозирует опыт на основе использования средств математики, идеализации, с помощью которых выделяются элементы реальности, недоступные непосредственному восприятию (например, мгновенная скорость). Галилеевская наука опирается на математику как способ создания теоретических схем явлений на основе их математических измерений. Таким образом, основа галилеевской науки – математика, а основа научного исследования – измерение (выявление) количественных различий между объектами.
Позитивизм (от лат. positivus - положительный) прошел сложный путь в своем развитии, возникнув в середине ХIХ века как особое понимание предмета философии и ее функций, а также как метод исследования, отказывающийся от абстрактного, спекулятивного знания, опирающийся на факты и признающий только факты как основу научного исследования.
Методологические основы позитивистской философии
Основная идея позитивизма: истинное знание о мире дают только экспериментальные науки, поэтому философия должна отказаться от попыток объяснить мир.
Основоположник позитивистской философии - французский философ Огюст Конт (1798-1857). В разработке методологических основ позитивизма О. Конт опирался на идею французского философа А. Сен-Симона о трех стадиях интеллектуального развития человечества, с которыми связано развитие общества и культуры. Различие каждой стадии обусловлено спецификой приоритетного способа объяснения мира.
В соответствии с позитивистской ориентацией О. Конт считает, что наука об обществе должна также опираться на эмпирические факты. Он впервые вводит в научный аппарат понятие «социология», обозначающее подлинное, основанное на фактах, учение об обществе. По аналогии с естествознанием Конт называет социологию «социальной физикой», включающей такие разделы, как «социальная статика» и «социальная динамика». К социологии как новой науке об обществе предъявлялось требование изучать законы наблюдаемых явлений, а не искать трансцендентные причины, основывать достоверность своих знаний на фактах в их связи, а не на философской интерпретации смысла истории.
Современный позитивизм или неопозитивизм, является одним из ведущих направлений философской мысли ХХ века. Особенно значительным является его влияние среди научно-технической интеллигенции ряда западных стран. В начальный период своего существования неопозитивизм выступает в форме логического позитивизма.
Главной особенностью неопозитивизма, отличающей его от предшествующих этапов развития позитивизма, является новый подход к предмету философии. Неопозитивисты отказались от махистского учения об «элементах мира» и провозгласили, что философия вообще не должна обсуждать вопрос о существовании внешнего мира и тем более не должна заниматься его изучением. Все наши знания о мире дают только конкретные, эмпирические науки. Это исходное положение неопозитивизма методологическим истоком имеет контовское учение о стадиях развития науки с ориентацией Конта на «положительное», конкретное, эмпирическое знание, знание о фактах. Философия не может высказать о мире ни одного нового положения сверх того, что говорят о нем частные науки, не может создать никакой картины мира. Ее задача состоит в логическом анализе и прояснении тех суждений науки и здравого смысла, в которых может быть выражено наше знание о мире, в анализе способа употребления языковых форм и выражений.
Основные идеи логического позитивизма, оказавшие огромное влияние на последующее развитие позитивизма, изложены в работе Л. Витгенштейна «Логико-философский трактат» (1921). Главная задача этой работы заключается в том, чтобы методом логического анализа отделить предложения науки, которые имеют смысл, от тех, которые с научной точки зрения его лишены, и «очистить» науку от бессмысленных предложений.
Основой для решения этой задачи является выделение в составе науки трех основных типов суждений (предложений):
Информация о работе Основные концепции современной философии науки