Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 19:38, реферат
Цель исследования – выявление и анализ основных методов построения научных теорий. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
- выявить природу и механизмы развития ;
- проанализировать
- показать
- провести анализ процесса становления постнеклассического типа
- раскрыть особенности
- рассмотреть проблематику, связанную с
-обосновать понятия ""
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие научной теории 4
1.1. Определение и функции теории 4
1.2. Функции научной теории 5
1.3. Классификация теорий 5
2. Основные методы построения теорий в историческом контексте 6
2.1. 6
2.2. 7
3. Универсальные приемы при построении теории 9
3.1. Абстрагирование идеализация 9
3.2. Схематизация и моделирование 9
3.3. 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ИЗПОЛЬСУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 14
федеральное агентство ПО РЫБОЛОВСТВУ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВРСИТЕТ»
Кафедра философии
Реферат
по дисциплине: «История и философия науки»
по теме: «Основные методы построения научных теорий»
Аспирант: Мищенко Е.С. | |
Рецензент: к.ф.н., Мачкарина О.Д. |
Мурманск
2010
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ 3
заключение 13
СПИСОК ИЗПОЛЬСУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 14
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Подобная возможность развития аппарата научной абстракции в рамках и на основе Т. делает последнюю мощнейшим средством решения фундаментальных задач познания действительности.
Чтобы ответить V на вопрос, сформулированный в проблеме, в качестве 1 пробного решения выдвигают гипотезу, которая в ходе ) дальнейшего исследования может превратиться в закон I или потребовать построения целой теории. Впоследствии \ истинность этой теории должна быть проверена на опыте. | Такова одна из наиболее распространенных общих схем научного исследования.
эмпирические методы исследования выступают на первый план и поэтому сама схема познания видоизменяется: ученый идет от эмпирии к теории, хотя при отборе необходимой эмпирической информации руководствуется некоторыми теоретическими представлениями.
Ряд авторов, ограничиваясь анализом традиционных, устоявшихся форм рационального познания (понятия, суждения и умозаключения), такие специальные формы и методы научного" исследования, как гипотеза, закон и теория, зачастую совершенно не рассматривают или же искусственно сводят к первым. По этим причинам в работе сделана попытка обсудить прежде всего специфические для научного познания методы исследования.
Метод представляет определенную последовательность действий, приемов и операций, выполнение которых необходимо для достижения поставленной цели. В то
Цель исследования – выявление и анализ основных методов построения научных теорий. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
- выявить природу и механизмы развития ;
- проанализировать
- показать
- провести анализ
процесса становления
- раскрыть особенности
- рассмотреть проблематику, связанную с
-обосновать понятия ""
-Охарактеризовать сущность, проблемы и тенденции
Теоретическую основу исследования составили результаты философских и конкретно-научных исследований в философии и методологии науки, а именно: работы отечественных авторов В.С.Степина, Г.И. Рузавина, В.А. Смирнова и др., труды зарубежных философов К. Поппера, Т. Куна, И. Лакатоса, А. Эйнштейна и др.
При написании работы использовались
сравнительно-сопоставительный,
Структура работы. Работа состоит из введения, плана, трех разделов, которые объединяют 9 подразделов, заключения и списка использованных источников из 42 наименований. Полный объем основной части – 181 страница.
В Философском словаре под редакцией И.Т. Фролова дано следующее определение: «Теория (греч. Theoría – рассмотрение, исследование), в широком смысле – комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-л. явления; в более узком и специальном смысле – высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существующих связях определённой области действительности – объекта данной теории»1.
По своему строению теория представляет собой внутренне дифференцированную, но целостную систему знания, которую характеризуют логическая зависимость одних элементов от др., выводимость содержания Т. из некоторой совокупности утверждений и понятий – исходного базиса теории – по определенным логико-методологическим принципам и правилам.
Переход от эмпирической стадии науки к теоретической, когда появляются и развиваются теории в собственном смысле, осуществляется через ряд промежуточных форм теоретизации, в рамках которых формируются первичные теоретические конструкции. Согласно В.С. Степину, «Содержательная структура научных теорий определена системной организацией идеализированных (абстрактных) объектов (теоретических конструктов)... В сети абстрактных объектов…можно выделить особые подсистемы, построенные из небольшого набора базисных конструктов. В своих связях они образуют теоретические модели исследуемой реальности. Эти модели включаются в состав теории и образуют ее «внутренний скелет». Относительно них формулируются теоретические законы. Такого рода модели, составляющие ядро теории, можно назвать теоретическими схемами»2.
При рассмотрении теории в
завершенной форме как
Методологически центральную роль в формировании теории играет лежащий в ее основе идеализированный объект – теоретическая модель существенных связей реальности, представленных с помощью определенных гипотетических допущений и идеализаций (в классической механике – система материальных точек, в молекулярно-кинетической теории – множество замкнутых в определенном объеме хаотически соударяющихся абсолютно упругих молекул). Данный объект содержит определенную программу исследования, которая реализуется в построении теории. Соотношения элементов идеализированного объекта – это теоретические законы, которые формулируются не непосредственно на основе опытных данных, а путем определенных мыслительных действий с идеализированным объектом. Процесс развертывания содержания теории предполагает максимальное выявление возможностей, заложенных в ее исходных посылках, в структуре ее идеализированного объекта. Теория выступает как реальное знание о мире только тогда, когда она получает эмпирическую интерпретацию. Последняя способствует осуществлению опытной проверки выявлению объяснительно-предсказательных возможностей теориипо отношению к реальной действительности4.
Рузавин красный
В гносеологии под теоретической деятельностью подразумевают все формы и процессы познания, связанные с абстрагированием, обобщением, выдвижением гипотез и другими видами рационального познания. Такое понимание опирается на наличие в познавательной деятельности двух основных этапов, или ступеней: эмпирической и теоретической, которые нередко ошибочно отождествляют с чувственными и рациональными видами познания. Теоретическая деятельность в науке не ограничивается, разумеется, исключительно построением и обоснованием теорий. В ней важную роль играют также процессы абстрагирования и образования исходных понятий, определения производных понятий, выдвижения и обоснования гипотез, установления принципов и законов
Но поскольку теория содержит в своем составе обобщения, гипотезы и другие допущения, которые в лучшем случае приблизительно верно описывают действительность, то она не может "гарантировать абсолютной достоверности своих выводов.
Второй аспект анализа теорий касается формирования, развития и обобщения научного знания, лежащего в основе теории. С ними непосредственно связаны так же вопросы проверки и подтверждения теорий, установления границ их применения, степени глубины отражения в них действительности. Все эти проблемы в существенной мере опираются на принцип развития, и поэтому их нельзя решить не только одними формально-логическими средствами, но и вообще методами, ориентированными на статический подход к научному знанию. Такие процессы, как генезис теоретического знания, его эволюция и развитие, могут быть правильно поняты лишь в их динамике.
Научная теория, будучи системой абстрактных понятий и утверждений, представляет собой не непосредственное, а идеализированное отображение действительности. Понятия и утверждения теории в строгом смысле слова описывают не свойства и отношения реальных явлений или систем, а особенности поведения идеализированной схемы
Взаимосвязь между основными объектами теоретической модели выражается обычно с помощью фундаментальных законов и принципов теории. Именно они вместе с исходными понятиями и допущениями и составляют концептуальное ядро, или базис, теории.
В математических теориях в качестве концептуального ядра выступают основные понятия и аксиомы; в естественнонаучных теориях — исходные понятия, допущения (гипотезы) и основные законы, или принципы.
Теория представляет собой концептуальную систему, с помощью которой отображаются определенные закономерности функционирования и развития соответствующих реальных систем.
Представители субъективно-идеалистического направления отказываются видеть в теориях отображение реальной действительности. В зарубежной философской литературе это направление обычно характеризуется как инструменталистский подход к теории. Такой подход, при котором теория рассматривается лишь как некоторый интеллектуальный инструмент, удобное вычислительное средство, характерен для логических позитивистов, прагматистов, бихевиористов, конвенционалистов. В наши дни инструменталистские идеи получили широкое распространение среди зарубежных ученых в связи с трудностями, возникшими при истолковании новейших открытий физики.
1.3. Типы классификации теорий
Научные теории, как и законы, можно классифицировать по разным признакам. Приведем несколько распространенных вариантов.
а) Все существующие теории можно разделить на два больших класса. К первому из них можно отнести логико-математические (формальные, абстрактные) теории. Сюда войдут все математические теории, теории формальной логики. Ко второму классу принадлежат содержательные (конкретные, описательные, фактуальные) теории, которые используют эмпирические методы исследования, больше опираются на факты, чем на умозрения. Сюда следует включить теории естественных и технических дисциплин, многие теории социальных и гуманитарных наук.
б) С логической точки зрения теории можно классифицировать как дедуктивные и недедуктивные. В математике и математическом естествознании все теоремы получаются с помощью дедукции из аксиом. В опытных науках дедукция используется в той мере, в какой в ней применяются математические методы. Однако существенно новые результаты в этих науках получают с помощью либо проблематической индукции, либо аналогии и некоторых других умозаключений, которые часто называют индуктивными в широком смысле слова. Характерная особенность таких умозаключений состоит в том, что их посылки не полностью обосновывают заключения, а делают его лишь вероятным, или правдоподобным, в той или иной степени.
в) По глубине проникновения
в сущность исследуемых явлений теории
делят на феноменологические(
Информация о работе Основные методы построения научных теорий