Основные направления западной философии ХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 19:17, реферат

Краткое описание

Цель данной работы состоит в изучении основных направлений западной философии в ХХ веке, связанных с человеком, его жизнью и внутренним миром.
Для достижения поставленной цели требуется выполнить следующие задачи:
изучить характеристику и особенности западной философии в ХХ столетии;
изучить основные направления западной философии ХХ века, такие как экзистенциализм, фрейдизм и неофрейдизм.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
Характеристика западной философии ХХ века…………………4
Основные направления западной философии ХХ века…………6
Философия жизни: экзистенциализм……………………...6
Фрейдизм………………………………………………...….10
Неофрейдизм………………………………………………..12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Западная философия XX века реферат.docx

— 41.52 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3

  1. Характеристика западной философии ХХ века…………………4
  2. Основные направления западной философии ХХ века…………6
    1. Философия жизни: экзистенциализм……………………...6
    2. Фрейдизм………………………………………………...….10
    3. Неофрейдизм………………………………………………..12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Философия ХХ века представляет собой логическое продолжение предшествующего  развития философской мысли. Традиционные философские проблемы, приоритеты, принципы переосмысляются с особенностями  современной эпохи.

Многовариантность и противоречивость общественной жизни осмысливается  философами в виде множества концепций, учений, школ, которые взаимодействуют  друг с другом и предлагают различные  варианты решений социальных проблем.

В философии ХХ века преобладала  неклассическая трактовка философской  проблематики. Наука уже не рассматривается  как лекарство от всех бед и  средство решения социальных проблем, а философия всё больше внимания уделяет проблемам человеческого  бытия.

Философия XX в. представляет собой множество самых различных направлений философствования, многие из которых пришли из прошлого столетия и продолжают жить и развиваться в соответствии с современными реалиями. Среди всего этого многообразия существуют разные мировые школы, есть узкие, частые направления, но они все в совокупности продолжают мировую историю философии, которая основывается на традициях, совершенствуется и никогда не останавливается в своем развитии.

Философские школы и направления отражают ряд общих характерных признаков развития человечества, присущих ХХ веку:

  • всё больше внимания уделяется человеку как главному предмету изучения философии;
  • глобальные проблемы человечества;
  • представление человечества как единого целого во взаимодействии с природой;
  • вечный поиск человеком смысла и основ жизни;
  • и многие другие проблемы.

Цель данной работы состоит  в изучении основных направлений западной философии в ХХ веке, связанных с человеком, его жизнью и внутренним миром.

Для достижения поставленной цели требуется выполнить следующие  задачи:

  • изучить характеристику и особенности западной философии в ХХ столетии;
  • изучить основные направления западной философии ХХ века, такие как экзистенциализм, фрейдизм и неофрейдизм.

1. Характеристика  западной философии ХХ века

В целом в течение XX в. философия  приобретает многие специфические  черты и особенности, наиболее важные и существенные из которых можно  свести к трем: новые отношения  с наукой; тенденция к преодолению  метафизики; лингвистический поворот.

Отношения философии с наукой вообще и с естествознанием в особенности  всегда имели важное и во многом определяющее значение. В течение  долгой истории эти отношения  претерпели глубокую эволюцию. До эпохи  Нового времени наука существовала и развивалась внутри философии, а обе они находились в тесном единстве с религией и искусством. С наступлением Нового времени ситуация резко меняется. Наука четко обособляется от религии и искусства и начинает существовать в чистом виде. В ней  формируются ученые современного типа. Не случайно это столетие стало веком первой научной революции.

По числу философских  школ и течений XX век значительно  превосходит предшествующее столетие, хотя некоторые из них - неокантианство, неогегельянство, философия жизни, персонализм - возникли еще в XIX в. В XX в. к ним добавились прагматизм, феноменология, экзистенциализм, герменевтика, франкфуртская школа, аналитическая  философия, неопозитивизм, философия  науки, структурализм, постмодернизм. Для преобладающей части названных  течений отношение к науке  проявляется как сциентизм или  антисциентизм, т. е. либо всяческое  возвышение роли и значения науки, либо, напротив, критика и отрицание  ее роли и значения.

Западная  философия XX века отличается исключительным многообразием. В 20-е – 40-е годы наблюдается расцвет неореализма и прагматизма, а затем их закат. Развивается неофрейдизм, неопозитивизм, экзистенциализм, феноменология, томизм. Далее 40-е – 60-е годы характеризуются самоопределением таких школ, как лингвистическая философия, критический рационализм, франкфуртская школа, а так же структурализм, герменевтика, аналитическая философия, философия языка – это уже происходит в 60-е – 80-е годы. В 80-е – 90-е годы развивается постструктурализм, философия постмодерна, деконструкции.

В современной философии  ярко выражено стремление приблизиться к отдельному живому человеку. ХХ век  прошел под знаком своеобразного  «антропологического бума» в  философии.

Повышается роль философской  работы над формами, структурами  человеческой культуры (текстами, знаково-символическими образованиями и т.д.)

Одной из особенностей философской  эволюции ХХ века явилось то, что  установка на господство человека над  природой постепенно сменяется на сознательное оберегание природы человеком.

Философская мысль занята поиском оснований человеческого  и природного бытия, что осуществляется в двух взаимосвязанных направлениях. Для первого направления характерно осознание всеобщих предельных оснований, универсальных для всей культуры и природы. Особенностью второго  направления является выработка  новых областей философствования, таких  как философия культуры, философия  техники, философия хозяйства, философия  права и т.д. Эти новые области  философствования занимают всё больше места в системе философского знания и играют возрастающую роль в развитии самой философии на различных её иерархических уровнях.

Из отличительных черт философии ХХ века наиболее важными  являются следующие: идеальный мир, создаваемый философией ХХ века, является результатом деятельности различных  народов, принадлежащих к разным культурам. Это придает ему разнохарактерность, многосторонность.

Таким образом, философия  ХХ века характеризуется наличием самых  разных философских течений и  школ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Философия жизни: экзистенциализм.

Экзистенциализм – своеобразная философия, не умещающаяся в рамки традиционных представлений. Ее специфичность обусловлена  особым интересом к так называемым индивидуальным смысло-жизненным вопросам, первое место среди которых занимают проблемы человеческого существования, судьбы личности в современном мире. В рамках самих же вопросов внимание экзистенциалистов направлено на осмысление вины и ответственности, решения  и выбора, отношения человека к  своему призванию и долгу, наконец, к смерти. Лишь в той мере, насколько  эти вопросы соприкасались с  проблематикой науки, морали, религии, философии истории, последние представляли интерес для экзистенциалистов.

Экзистенциализм представлен в современной философии  многочисленными учениями и школами.

По  геосоциокультурному признаку все  эти учения и школы можно классифицировать как немецкий, французский, русский, японский и другие экзистенциализмы. По решению одного из важных мировоззренческих  вопросов - отношение к сверхъестественному, выделяются религиозная и секулярная формы экзистенциализма.

Экзистенциализм сформировался в Западной Европе в период между двумя мировыми войнами. Он опирается на антрополого-персоналистскую  традицию, которая берет свое начало от Сократа и софистов. Наибольшее влияние на идеи экзистенциализма оказали  работы датского религиозного философа середины XIX в. С. Кьеркегора (1813-1855) и  немецкого философа начала XX в. Э. Гуссерля (1856-1938). Непосредственными родоначальниками экзистенциализма являются немецкие философы Мартин Хайдеггер (1889-1976), К. Ясперс (1883-1969); французские философы и писатели Жан-Поль Сартр (1905-1980), Габриэль Марсель (1889-1973), Альберт Камю (1913 - 1960).

Условно экзистенциализм подразделяют на религиозный (Н. Бердяев, Л. Шестов К. Ясперс, Г. Марсель,) и атеистический (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю, М. Мерло-Понти, С. де Бовуар). Принадлежностью философа к тому или другому направлению  определяется и форма его философствования. Религиозный экзистенциализм, исходя из признания реальности трансцендентного, оперирует символическими и даже мифопоэтическими образами. Ведь трансцендентное  не поддается познанию и на него можно лишь намекнуть. Атеистический  атеизм, напротив, ставит цель раскрыть иллюзорность трансценденции и потому ему свойственна аналитическая  и критическая направленность.

В трудах экзистенциалистов отсутствует  движение от простейших определений  предмета к всестороннему и глубокому  раскрытию его сути. Объединяющая их основа имеет сюжетно-тематический характер. В своих философских  конструкциях экзистенциалисты используют причудливые категории, с трудом переводимые на устоявшийся язык традиционной философии.

Экзистенциализм характеризуется в отечественной  литературе как философское выражение  глубоких потрясений, постигших западноевропейскую цивилизацию в современную эпоху. У поколения западной интеллигенции, пережившей первую мировую войну, обманчивую стабилизацию 20 - 30-х годов, приход фашизма, гитлеровскую оккупацию, эта философия  вызвала интерес прежде всего  потому, что она обратилась к проблеме критических и кризисных ситуаций, в которые зачастую попадает человек  в период жестоких исторических испытаний. Экзистенциализму даже был приклеен ярлык "философии кризиса".

Экзистенциализм, действительно, отталкивается от наиболее типичных форм радикального разочарования  в истории, которые приводят к  истолкованию современного общества как  периода кризиса цивилизации, кризиса  разума и кризиса гуманности. Но экзистенциализм не выступает в  качестве защитника и оправдателя  этого кризиса. Напротив, он протестует против капитуляции личности перед  этим кризисом. Экзистенциалисты считают, что катастрофические события новейшей истории обнаружили неустойчивость, хрупкость не только индивидуального, но и всякого человеческого бытия. Индивиду, чтобы устоять в этом мире, необходимо, прежде всего, разобраться  со своим собственным внутренним миром, оценить свои возможности  и способности. На передний план они  выдвинули проблему человека. Крупный  французский философ-персоналист  Э. Мунъе (1905-1950) в книге "Введение в экзистенциализмы" так характеризует  это течение: "Наиболее общим образом - это мышление можно было бы охарактеризовать как реакцию философии человека против крайностей философии идей или  философии вещей".

Первоочередной интерес экзистенциалистов  сконцентрирован на познании состояния  человека, выражающегося в его  переживаниях. В соответствии с их представлениями, люди переживают чувство  постоянного беспокойства, заброшенности, одиночества, в силу чего они вынуждены  философствовать и лишь поэтому  остаются человеческими существами. Способность к философствованию сохраняет «бытийственность», позволяет  противостоять натиску внешних  сил. В содействии этому противостоянию проявляется функция философии. Именно философии доступно постижение внутреннего переживания человеческого  существования, поскольку оно ускользает от прагматически настроенной науки.

Экзистенциализм сосредоточивает свое внимание на духовной выдержке человека перед лицом враждебного  ему мира. Его представители отказываются превращать человека в инструмент, которым можно манипулировать: в  инструмент познания или производства.

Способность человека творить самого себя и мир  других людей, выбирать образ будущего мира является, с точки зрения экзистенциализма, следствием фундаментальной характеристики человеческого существования - его  свободы. Человек - это свобода. Экзистенциалисты подчеркивают, что человек свободен совершенно, независимо от реальных возможностей существования его целей. Свобода  человека сохраняется в любой  обстановке и выражается в возможности  выбирать, делать выбор. Речь идет не о  выборе возможностей для действия, а выражении своего отношения  к данной ситуации. Таким образом, свобода в экзистенциализме - это, прежде всего, свобода сознания, свобода  выбора духовно-нравственной позиции  индивида.

Следует признать сильную сторону в постановке проблемы свободы у экзистенциалистов. Она заключается в стремлении подчеркнуть, что деятельность людей  направляется, главным образом, не внешними обстоятельствами, а внутренними  побуждениями, что каждый человек  в тех или иных обстоятельствах  мысленно реагирует не одинаково. От каждого человека зависит очень  многое, и не надо, в случае отрицательного развития событий, ссылаться на "обстоятельства". Люди обладают значительной свободой в определении целей своей  деятельности. В каждый конкретно-исторический момент их существует не одна, а несколько  возможностей. При наличии реальных возможностей развития события не менее  важно и то, что люди свободны в выборе средств для достижения поставленных целей. А цели и средства, воплощенные в действия, уже создают  определенную ситуацию, которая сама начинает оказывать влияние.

Слабость  же экзистенциалистского подхода состоит  в неумении или нежелании увязать  субъективные цели и намерения людей, субъективную позицию с внешними историческими детерминантами, с  тем фактом, что каждый человек, рождаясь на свет, застает готовым, сложившимся  определенный уровень материальной и духовной культуры, систему социальных институтов и т. д. Он включен в  это и ему приходится действовать  в тех рамках, которые они диктуют.

Информация о работе Основные направления западной философии ХХ века