Основные направления и школы древнеиндийской философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 15:53, контрольная работа

Краткое описание

Переход от мифа к философии подготовили следующие факторы социального, экономического и духовного характера:
переход от бронзы к железу;
развитие аграрного и промышленного производства;
разложение первобытнообщинного строя и возникновение государственных структур и правовых норм регулирования общественной жизни;
постепенное накопление элементов научного знания, которое все больше использовалось в практической жизни людей и способствовало развитию их мировоззрения.

Содержание

Введение……………………….....…………………………………...………...3

1. Основные направления и школы древнеиндийской философии ...........……4
2. Основные школы и направления древнекитайской философии ……………9
3. Объясните, в противоречиях между какими школами и направлениями развивалась Восточная философия …………………………………………….12

Заключение…………………………………………………………………….13

Список использованной литературы…………………………….…………..14

Вложенные файлы: 1 файл

Кр философия.docx

— 37.06 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 Содержание:

 

    Введение……………………….....…………………………………...………...3

 

1. Основные направления и школы древнеиндийской философии ...........……4

2. Основные школы и направления древнекитайской философии ……………9

3. Объясните, в противоречиях между какими школами и направлениями развивалась Восточная философия …………………………………………….12

 

    Заключение…………………………………………………………………….13

 

    Список использованной литературы…………………………….…………..14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Философия в собственном  смысле возникла в VI в. до н.э. В это время в государствах Древнего Востока (прежде всего в Индии и Китае) и Древней Греции происходит переход от мифологического мировоззрения к понятийно-философскому мышлению.

Мифологическое  сознание характеризуется синкретичностью. В нем все находится в единстве и нерасчлененности: правда и вымысел, субъект и объект, человек и природа. Вместе с тем оно носит антропоморфный характер. В мифе человек не выделяет себя из мира, более того, он очеловечивает мир и природу, объясняет его происхождение и существование по аналогии с самим собой.

В отличие от мифа, философия основывается на разуме, логике, понятийном освоении мира. Хотя на первых порах философия еще очень тесно связана с мифом, так как сама философия зарождается в лоне мифологии.

Переход от мифа к философии  подготовили следующие факторы  социального, экономического и духовного  характера:

  • переход от бронзы к железу;
  • развитие аграрного и промышленного производства;
  • разложение первобытнообщинного строя и возникновение государственных структур и правовых норм регулирования общественной жизни;
  • постепенное накопление элементов научного знания, которое все больше использовалось в практической жизни людей и способствовало развитию их мировоззрения.

Эти, общие для всего  Древнего мира предпосылки, дали импульс  различным направлениям восточной  философии.

1. Основные направления  и школы древнеиндийской философии

Брахманизм – это учение брахманов (священников, жрецов), основанное на Ведах (священные книги или божественные откровения, наподобие Библии). Подлинными знатоками и толкователями Вед и считались брахманы.

Самую древнюю часть Вед  составляют четыре санхиты (сборника). Далее следуют:

  • Брахманы (ритуальные тексты) – комментарии к текстам Вед;
  • Араньяки – «лесная книга», повествующая о жертвоприношениях.

Заключительная часть  Вед – упанишады1 – содержит трактаты религиозно-философского характера, и именно они имеют для философии первостепенное значение.

В упанишадах развивается  тематика Вед:

  • идея единства всего сущего,
  • космологическая тематика,
  • поиск причинно-следственных связей и т.д.

В упанишадах основное внимание уделяется внутренней стороне бытия  и явлений. При этом главное внимание уделено человеку, его познанию и, прежде всего, нравственному совершенствованию.

В качестве первоосновы бытия  в упанишадах выступает Брахман – универсальная, безличная мировая душа, духовное начало, из которого возникает весь мир. Брахман тождествен и вместе с тем противопоставляется Атману – индивидуальной душе, субъективному духовному началу, «Я».

С этим связано и учение о Сансаре (круговороте жизни) и Карме (законе воздаяния) в упанишадах. В учении о Сансаре человеческая жизнь понимается как определенная форма бесконечного перерождения. Будущее человека – результат тех дел и поступков, которые человек совершал в предшествующих жизнях. Только тот, кто вел благопристойный образ жизни, может рассчитывать на то, чтобы родиться в будущей жизни в качестве представителя высшей Варны (сословия).

Поэтому важнейшая задача человека – освобождение (Мокша) его от «мира объектов и страстей», постоянное нравственное совершенствование.

Философия эпического периода

В это время эпические  поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата» служат средством выражения героического и божественного в человеческих отношениях. В этот период идеи Упанишад подвергаются большой критике. Интуиция уступает место исследованию, религия – философии.

Неортодоксальные  школы в Древней и Средневековой  Индии

Чарвака – это материалистическое учение, которое отрицает концепцию Брахмана, Атмана, Сансары и Кармы. Основа всего сущего здесь выступает материя в виде четырех первоэлементов: земли, воды, огня и воздуха. Согласно данному учению, материя может мыслить.

Онтологической сущности этого учения соответствует и теория познания, основа которой – чувственное восприятие мира – истинно лишь то, что воспринимается чувствами.

В основе этической концепции  чарваков лежит неограниченное наслаждение – гедонизм. Эта теория утверждает эгоизм и проповедует земные человеческие желания, отрицая нравственные ценности.

Джайнизм. В центре джайнизма находится бытие личности. С точки зрения джайнизма, сущность личности дуалистическая: духовная (джива) и материальная (аджива), связующее звено между которыми – Карма. Карма понимается здесь как тонкая материя, которая соединяет грубую материю с душой и тем самым создает личность.

Джайнизм признает два  вида познания: несовершенное, основанное на опыте и разуме, и совершенное, основанное на интуиции и постигающее истину путем прямого ее усмотрения.

Характерной особенностью джайнизма является разработка правил и норм поведения человека и требование их неукоснительного соблюдения.

Правильная жизнь человека связывается с аскетическим поведением, которое ведет к освобождению души от Сансары.

Буддизм. Основатель буддизма Гаутама (Будда), который после многих лет аскезы пришел к пониманию правильного жизненного пути, отвергающего крайности.

В основе буддизма – «четыре  благородные истины»:

  • существование человека от рождения до смерти неразрывно связано со страданием;
  • существует причина страдания, которой является жажда (стремление к жизни), ведущая через радости и страсти к перерождению;
  • существует освобождение от страдания;
  • существует путь, ведущий к освобождению от страданий, который отвергает как жизнь, посвященную только чувственным наслаждениям, так и путь аскезы и самоистязания.

Важнейшая концепция буддизма – концепция терпимости (толерантности) и относительности, согласно которой дело заключается в непричинении вреда окружающим.

В буддизме устанавливается  практика медитации – углубленной психической сосредоточенности и отрешенности от внешних объектов и внутренних переживаний. Ее цель – просветление, или состояние нирваны.

В системе буддизма определяющим является принцип абсолютной автономии  личности, ее независимости от среды. Все связи человека с реальным миром, в том числе и социальным, буддизм рассматривает как отрицательные  и вредные для человека.

Ортодоксальные  школы в индийской философии

Философское учение «Бхагавадгиты». Оно опирается на авторитет Вед. «Бхагавадгита» в переводе означает песнь бога Кришны, она составляет часть шестой книги «Махабхараты» и часто называется просто «Гита».

Согласно «Гите», вечно  изменяющаяся природная, материальная реальность не является первичной реальностью. Первичное, вечное и неизменное бытие – это высший Брахман.

«Бхагавадгита» обращает внимание на нравственные проблемы и  отличается эмоциональным характером. Для обретения внутренней нравственной свободы индивиду необходимо отрешиться от внешних, чувственных притязаний и соблазнов. В связи с этим в книге развивается учение о йоге – комплексе приемов, благодаря которым достигается особое состояние духа, психического равновесия.

«Гита» положила начало новому направлению религиозной мысли  – индуизму.

 

Философские системы индуизма

Веданта (завершение Вед) признает Брахмана как абсолютную духовную сущность мира. Выход из сансары заключается в познании той истины, что окружающий человека мир, – это иллюзорный мир, а подлинной неизменной реальностью является Брахман. Главный путь к достижению этого истинного знания – соблюдение нравственных норм и медитация, (интенсивное размышление над проблемами Вед).

Миманса (размышление, исследование ведийского текста о жертвоприношениях) тесно связывается с дхармой – идеей долга, исполнение которого предполагает жертвоприношение, что ведет к прекращению перерождений.

Санкхья (число, перечисление) выражает точку зрения, согласно которой первопричиной мира является материя, природа (пракрити). Здесь признается и существование абсолютной души (пуруши), благодаря которой и существуют вещи. При соединении пракрити и пуруши возникают исходные принципы мира, как материальные, так и духовные.

Йога (напряжение, глубокое размышление, созерцание) направлена на практическое психологическое обучение. Этические нормы йоги связаны с формированием высоконравственной личности.

Вайшешика содержит ярко выраженные материалистические моменты. Согласно ей мир состоим из атомов, однако движущей силой его развития является бог, который действует в соответствии с законом Кармы.

Ньяя (логика, правило) – это учение о формах мышления. В этой системе главное состоит в исследовании метафизических проблем при помощи логики. Освобождение понимается как прекращение воздействия отрицательных факторов страдания.

 

2. Основные школы  и направления древнекитайской  философии

Китайская философия зародилась в XVIII–XII вв. до н.э. Свое развитие древнекитайское философское мышление получило в учении о пяти стихиях. Оно изложено в «Книге истории», написанной в начале I тыс. до н.э. Согласно данному учению, весь материальный мир состоит из пяти стихий или первоэлементов: воды, огня, дерева, металла, земли.

Конфуцианство (школа служилых людей) – одно из наиболее важных направлений развития китайской философии. Основателем является Конфуций (551–479 до н.э.). Главный источник его учения – книга «Лунь юй» («Беседы и суждения»). Она содержит высказывания и беседы с учениками, зафиксированные его последователями.

Небо для Конфуция –  высшая духовная определяющая власть и сила. Недаром Конфуций изрек следующую фразу: «Кто провинился перед Небом, тому будет некому молиться»2.

Конфуций рассматривает  Небо прежде всего в связи с человеком. В центре его учения – человек, его умственное и нравственное развитие и поведение, поэтому главное внимание Конфуций уделяет вопросам воспитания идеального человека (цзюнь-цзы). Сам человек рассматривается им в качестве человека-функции, подчиненного обществу.

В основе всех общественных и нравственных норм поведения и  воспитания у Конфуция находится религиозный ритуал.

Даосизм – важнейшая философская школа в Китае, возникшая во второй половине I тыс. до н.э. Его основателем считается Лао-цзы, хотя важнейшим представителем был Чжуан-цзы.

В центре внимания даосизма находится Дао (путь, дорога) – невидимый всеобщий естественный закон природы, человеческого общества, поведения и мышления отдельного индивида. Дао управляет материальным миром и неотделим от него.

Дао характеризуется следующим образом:

  • Дао – пусто и одновременно неисчерпаемо;
  • оно бездействует, но тем самым делает все;
  • покоится и одновременно движется;
  • оно само для себя начало, но у него нет ни начала, ни конца.

В даосизме небо, как и  все остальное, зависит от воли Дао – «человек зависит от земли, земля – от неба, небо – от Дао, а Дао – от самого себя».

Одна из главных категорий  даосизма – бездействие. Соблюдая закон Дао, человек может бездействовать. Главный принцип поведения личности – это сохранение «меры вещей». Тот, кто стремится манипулировать миром, обречен на неудачу и гибель.

Школа моистов получила свое название по имени ее основателя Мо-цзы (Мо Ди) (ок. 475-395 до н.э.). Эта школа была похожа на строгую военизированную организацию, ее члены неукоснительно соблюдали приказы главы.

Названия глав трактата «Мо-цзы» отражают основные положения концепции философа: «почитание мудрости», «почитание единства», «всеобщая любовь», «об экономии в расходах», «отрицание музыки и увеселений», «отрицание воли Неба» и т.д. Основные идеи философии моизма – это всеобщая любовь, долг, преуспеваемость и взаимная польза (выгода). Мо-цзы утверждает единство человеколюбия и долга с приносимой ими выгодой. Главное внимание Мо-цзы уделял социальной этике, которая посредством строгой организации связывается у него с деспотической властью главы государства.

Информация о работе Основные направления и школы древнеиндийской философии