Основные проблемы русской философии xix века и начала xx века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 18:59, контрольная работа

Краткое описание

Для раскрытия данной темы рассмотрим русскую философию XIX - XX вв. по основным историческим этапам развития, в рамках каждого этапа, выделим видных представителей философических течений того времени, сущность их философических идей и учений, и направления их философских исканий.

Содержание

Введение
1. Славянофильство и западничество
2. Народники и почвенники
3. Философия всеединства
4. Русская религиозная философия конца XIX - начала XX вв
5. Русский марксизм
6.Философия в советской и постсоветской России
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

контр.docx

— 26.64 Кб (Скачать файл)

 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ XIX ВЕКА И НАЧАЛА XX ВЕКА

План

Введение

1. Славянофильство и западничество

2. Народники и почвенники

3. Философия всеединства

4. Русская религиозная  философия конца XIX - начала XX вв

5. Русский марксизм

6.Философия в советской  и постсоветской России

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В становлении и формировании духовной культуры человека философия  всегда играла особую роль, связанную  с её многовековым опытом критически - рефлексивного размышления над  глубинными ценностями и жизненными ориентациями. Во все времена и  эпохи философы брали на себя функцию  прояснения проблем бытия человека, ставя вопрос о том, что такое  человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как вести  себя в периоды кризисов культуры.

 

Философия представляет собой  выражение духовного опыта нации, её интеллектуального потенциала, воплощающегося в разнообразии творений культуры. Синтез философского и исторического  знания, ставящей своей целью не описание исторических фактов и событий, а раскрытие их внутреннего смысла.

Русская философия сравнительно молодая. Она впитала в себя лучшие философские традиции европейской  и мировой философии. В своём  содержании она обращается и ко всему  миру, и к отдельному человеку и  направлена как на изменение и  совершенствование мира (что свойственно  западноевропейской традиции), так  и самого человека (что свойственно  восточной традиции). Вместе с тем  это очень самобытная философия, включающая в себя весь драматизм  исторического развития философских  идей, противостояние мнений, школ и  направлений. Тут соседствуют и  вступают между собой в диалог западники и славянофилы, консерватизм и революционный демократизм, материализм  и идеализм, религиозная философия  и атеизм. Из её истории, и её целостного содержания, нельзя исключать никакие  фрагменты - это ведёт лишь к обеднению  её содержания.

Русская философия развивалась  в сотворчестве, но и в определённой <<оппозиции>> к философии Запада.

Русские философы не приняли  идеал потребительства, сытого благополучия, как не приняли они позитивистски - рационалистической модели человека, противопоставив всему этому свой взгляд, своё видение реальности.

Центральной идеей русской  философии был поиск и обоснование  особого места, и роли России в  общей жизни и судьбе человечества. И это важно для понимания  русской философии, которая действительно  обладает своими особенными чертами, как  раз благодаря своеобразию исторического  развития.

Всё вышесказанное, не вызывает сомнения в актуальности данной темы и необходимости её исследования. Для раскрытия данной темы рассмотрим русскую философию XIX - XX вв. по основным историческим этапам развития, в рамках каждого этапа, выделим видных представителей философических течений того времени, сущность их философических идей и  учений, и направления их философских  исканий.

1. Славянофильство и западничество

XIX и XX века - это была  эпоха пробуждения в России  самостоятельной философской мысли,  возникновение новых течений  в философии, демонстрируя предельное  многообразие подходов к проблеме  человека. На протяжении столетий  менялись духовные установки  и господствующие мировоззренческие  течения. Однако тема человека  оставалась неизменной, она служила  фундаментом для самых разных  теоретических исканий.

Панорама концепций человека, созданных в этих веках, обширна. В неё входят представители различных  философских направлений.

Так, русская философия  предстаёт перед нами как история  борьбы двух противоположных направлений: стремления организовать жизнь на европейский  лад и желания оградить традиционные формы национальной жизни от иностранного влияния, в результате которого возникли два философско-идеологические направления: славянофильство и западничество.

Начало самостоятельной  философской мысли в России связано  со славянофильством. Основатели данного  течения, А.С.Хомяков (1804 - 1861) и И.В.Киреевский (1806 - 1856). Свой способ философствования, предполагающий единство ума, воли и  чувства, они открыто противопоставляли, западному, односторонне - рационалистическому. Духовной основой славянофильства  было православное христианство, с  позиции которого они критиковали  материализм и классический идеализм Канта и Гегеля. Славянофилы выдвинули  оригинальное учение о соборности, объединении людей на основе высших духовных, религиозных ценностей - любви  и свободы.

Славянофилы видели неизлечимый  порок Запада в классовой борьбе, эгоизме, погоне за материальными ценностями. Самобытность России они связывали  с отсутствием в её истории  классовых непримиримых противоречий, в организации народной жизни  славян на основе крестьянской поземельной  общины. Эти идеи, нашли поддержку  и сочувствие у последующих поколений  русских религиозных философов (Н.Ф.Фёдоров, Вл. Соловьёв, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков и др.).

Другое направление, противоположное  славянофилам, отстаивали в спорах западники, считавшие, что Россия должна и может прийти тот же самый  этап развития, что и Запад. Благо  для России - освоить западные ценности и стать нормальной цивилизованной страной. Основоположником западничества следует признать русского мыслителя П.Я.Чаадаева (1794 - 1856), автора знаменитых <<Философических писем>>, в которых он высказывал много горьких истин о культурной и социально - исторической отсталости России.

Видными представителями  западников являлись Ф.И. Герцен, Н.П. Огарёв, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский.

 

Широк был спектр философских  воззрений видных представителей западничества. Чаадаев находился под влиянием позднего Шеллинга, его <<философии  откровения>>. Взгляды Белинского и Герцена совершили сложную  эволюцию - от идеализма (гегельянства) к антропологическому материализму, когда они признали себя учениками  и последователями Фейербаха.

Спор славянофилов с западничеством XIX век разрешил в пользу последних. Однако проиграли не только славянофилы (в середине века), проиграли и  народники (к концу столетия): Россия пошла тогда по западному пути, т.е. капиталистическому пути развития.

 

2. Народники и почвенники

В России направление народничество  выросло из учения А.И. Герцена о <<русском>>, т. е. крестьянском социализме. Капитализм народниками осуждался  и оценивался как реакционное, попятное движение в социально - экономическом  и культурном отношениях.

 

Основными выразителями этого  мировоззрения были М.К.Михайловский, П.Л.Лавров, П.А.Ткачев, М.А.Бакунин.

Так же как и Герцен, на `' русский социализм'' и революционное  преобразование общества ориентировался Н.Г. Чернышевский (1828-1889). Он выражал  интересы угнетенного крестьянства и рассматривал народные массы как  главную движущую силу истории и  являясь оптимистом он верил в  прогресс человечества. Свою философскую  концепцию Чернышевский сознательно  ставил на службу революционной демократии. В области философии он стоял  на позиции материализма, полагая, что  природа существует вне сознания, подчеркивал неуничтожимость материи.

 

Идеи Чернышевского были им сформированы и положены в основу идеологического течения, как народничество. Чернышевского считают родоначальником  этого течения. Народничество пропагандировало и отстаивало “российский” (некапиталистический) путь развития к социализму. Экономической  и нравственно духовной основой  русского, или крестьянского, социализма признавалась сельская община. Основной чертой идеологии народничества  было желание прийти к социализму, минуя капитализм.

Продолжателями славянофильства  в 60-70 гг. Х1Х века явились почвенники. Главная идея их философских исканий - “национальная почва” как основа развития России. Всех почвенников  объединял религиозный характер их мировоззрения. Собственно << национальной почвой >> для них явились идеалы и ценности православия. Основные представители этого направления - А.А.Григорьев, Н.Н.Страхов, Ф.Н.Достоевский.

 

Наиболее глубоким мыслителем и главным выразителем идей почвенников  был Ф.М. Достоевский (1821-1881) , хотя он и не является философом и не создавал чисто философских произведений его философия - это философия  переживаний поступков, мыслей созданных  им литературных героев. Причём произведения его настолько философичны, что  часто не вписываются в рамки  литературно - художественного жанра.

Одна из главных проблем, которая пугает Достоевского, - можно  ли оправдать мир и действие людей  даже во имя светлого будущего, если оно будет построено на слезинке хотя бы одного ребенка. Его ответ  тут однозначен - ни какая высокая  цель, не может оправдать насилие  и страдание невинного ребенка. Таким образом, примирить Бога и  Мир, им созданный оказалось Достоевскому не под силу. Высшее национальное предназначение России Достоевский увидел в христианском примирении народов.

В России Достоевский оказал большое влияние на все последующие  развития религиозной философии.

 

3. Философия всеединства

Корни философической идеи всеединства  уходят в глубь веков - к античности и Возрождению. В русской духовности идея этого направления возрождена и развита была В.С. Соловьёвым (1853 - 1900). В.С. Соловьёв крупнейший русский, религиозный, христианский философ, заложивший основу религиозной русской философии, основоположник всеединстве и цельности  знаний. Философия В.С. Соловьёва  в значительной мере определяет собой  весь дух и облик религиозной  философской традиции.

 

Соловьёв В.С. попытался  создать целостную мировоззренческую  систему, которая связала бы воедино  запросы религиозной и социальной жизни человека. Основой такого мировоззрения, по замыслам Соловьёва, должно стать  христианство. Религиозные мыслители  до и после Соловьёва не раз  высказывали эту идею, но они, говоря о христианстве, как основой мировоззрения, подразумевали какую-то одну христианскую концессию: православие, католицизм или  протестантизм.

Особенность подхода Соловьёва  заключается в том, что он ратовал  за объединение всех христианских концессий. Поэтому его учение носит не узко направленный, а межконцессиальный характер. Другой важной особенностью Соловьёва является то, что он попытался включить христианское мировоззрение новейшие достижения естествознания, истории и философии, создать синтез религии и науки.

Центральная идея философии  Соловьёва - идея всеединства. При разработке этой идеи он отталкивался от славянофильской  идеи соборности, но придаёт ей всеохватывающее  значение.

Антиномию веры и знания, известную и для философии  Запада, в российском варианте стремится  разрешить философия всеединства, представителем которой выступал В.С. Соловьёв. Гносеологическим аспектом идеи всеединства стала соловьёвская теория цельного знания, которую философ противопоставлял как рационализму западников, так и иррационализму славянофилов. Это была идея сверхрационализма. «Цельность знания» в философии В. Соловьёва -- это не «теоретический» и не «практический» разум немецкой классики. И даже не их единство. Это -- другое. «Цельность» у русского философа -- эта такая характеристика и свойство человеческой души, которые самым существенным образом отличают человека -- высшее и совершеннейшее творение природы -- от всех других, даже по-своему смышлёных животных. Цельность -- это не результат сложения, интеграции разобщенных, разошедшихся далеко друг от друг в широком поле культуры форм и образований духа (науки, философии, искусства и т. п.), хотя и предполагает последнее. Цельность сознанию может придать лишь особое его состояние и вектор, не совпадающие ни с одной из знаменитых кантовских «способностей души» (познания, желания, чувства удовольствия).

Соловьёв был сторонником  диалектического подхода к действительности. По его мнению, действительное нельзя рассматривать в застывших формах. Самый общий признак всего  живущего состоит в последовательности изменений. Для того чтобы обосновать непрерывную динамику бытия, он наряду с активными идеями, вводит такое  активное начало как мировая душа, она выступает субъектом всех изменений в мире. Но она действует  не самостоятельно, деятельность её нуждается  в божественном импульсе. Этот импульс  проявляется в том, что Бог  даёт мировой душе идею всеединства  как определяющую форму всей её деятельности.

 

Эта вечная идея в системе  Соловьёва получила название Софии - мудрости. София - ключевое понятие  системы Соловьёва. Поэтому его  учение носит также название софилогия. Понятие Софии вводится Соловьёвым для того, чтобы заявить, что мир - это не только творение Бога. Основой и существом мира является “ душа мира'' - София, которую следует рассматривать как связующее звено между творцом и творением, придающее общность Богу, миру и человечеству.

 

Механизм сближения Бога, мира и человечества раскрывается в  философском учении Соловьёва через  концепцию богочеловека. Реальным и  совершенным воплощением богочеловечества, по Соловьёву, выступает Иисус Христос, являющийся, согласно христианскому  догмату и полным Богом, и полным человеком. Его образ служит не только идеалом, к которому должен стремиться каждый индивид, но и высшей целью  развития всего исторического развития исторического процесса.

 

На этой цели базируется история, София Соловьёва. Целью и смыслом  всего исторического процесса является одухотворение человечества, соединение человека с богом, воплощение богочеловечества.

 

Философия нравственности у  Соловьева переходит в философию  любви. По сравнению с высшей любовью  всё является второстепенным, поэтому  только любовь нуждается в бессмертии. Через божественную любовь происходит утверждение отдельной индивидуальности.

 

Соловьёв внёс значительный вклад в развитие такого феномена национального самосознания, как  “ русская идея”. О “русской идее”, как об идее, в которой  выразилась самобытность русской философской  мысли, а самобытность видится им в Христианстве. Соловьёв приходит к выводу, что русская идея и  долг России заключается в осуществлении (по аналогии с божественной) социальной Троицы - органического единства церкви, государства и общества. Христианская Россия, подражая самому Христу, должна подчинить “Вселенской церкви''. В таком образе “русской идеи'' Соловьёв хорошо соединил то содержание, которое  было выработано в рамках этой концепции  на протяжении всей истории России, а именно: идея `' Святой Руси'' (концепция  Москва-Третий Рим `'), идея `'Великой  Руси'' связанная с реформами Петра  Великого) и идея `'Свободной Руси'' (начало которой положили декабристы).

Информация о работе Основные проблемы русской философии xix века и начала xx века