Основные проблемы русской философии xix века и начала xx века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 18:59, контрольная работа

Краткое описание

Для раскрытия данной темы рассмотрим русскую философию XIX - XX вв. по основным историческим этапам развития, в рамках каждого этапа, выделим видных представителей философических течений того времени, сущность их философических идей и учений, и направления их философских исканий.

Содержание

Введение
1. Славянофильство и западничество
2. Народники и почвенники
3. Философия всеединства
4. Русская религиозная философия конца XIX - начала XX вв
5. Русский марксизм
6.Философия в советской и постсоветской России
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

контр.docx

— 26.64 Кб (Скачать файл)

Идеи В.С. Соловьёва были продолжены соотечественниками: С.Л. Франком, П.А. Флоренским, Л.П. Карсавиным.

4. Русская религиозная  философия конца XIX - начала XX вв

Данный рубеж XIX - XX вв. нередко  называют Серебренным веком русской  культуры, её религиозно - философским  Ренессансом. На это время пришёлся новый рассвет русской литературы, искусства, философии. Интерес к  религии был пробуждением интереса общества к высшим, вечным истинам  и ценностям, к тайне человека.

Своё духовное начало русская  религиозно - философская мысль видела в идеях В.С. Соловьёва, в мировоззренческих  взглядах славянофилов.

Одним из самых загадочных и противоречивых мыслителей этого  времени был В.В. Розанов (1856 - 1919), замечательный мастер слова, оставивший после себя богатое литературное наследие.

Основная творческая мысль  Розанова - глубокое беспокойство, тревога, вызванные переживанием кризиса  культуры и религии и прежде всего  религии христианской, которой приходится довольствоваться <<уголком>> в  современной цивилизации. Кризис христианства мыслитель видел в том, что  оно не находит общего языка с  жизнью, так как зовёт не в земной, а в потусторонний мир. Христианский аскетизм чужд древнейшему светлому чувству плотской любви, радостям материнства.

В.В. Розанов - один из идеологов  религиозного обновления, которое он рассматривал как условие и начало обновления социального. В этом мировом  процессе ведущая, творческая роль отводится  им славянским народом, как не утратившим, не израсходовавшим исторической энергии  жизни, и поэтому, этим народам придётся на себя взять бремя европейской  цивилизации.

 

Наиболее типичный философ  этого периода Н.Я. Бердяев (1874-1948). Он является одним из важнейших представителей русской религиозной философии. Суть философии Бердяева - “познание  смысла бытия через субъекта'', т. е. человека. Исходным пунктом его  философии является превосходство  свободы над бытием. В одном  ряду с ней находятся такие  понятия, как творчество, личность, дух, Бог, Бытие раскрывается в человеке через человека. Он есть микрокосмос, сотворенный по образу и подобию Бога, а потому является существом беспредельным и творческим. Бесконечность связана с божественной стороной в человеке, конечность - с его природной стороной. При этом сам Бог понимается им не как природная сила, а как смысл и истина мира. Поэтому, человек без Бога, по мнению Бердяева, не является существом самодостаточным . Если нет Бога, нет и смысла и высшей правды и цели. Если же человек есть Бог. То это самое безнадежное и ничтожное. Таким образом, Бердяев выступает против такого гуманизма, который превращает в отрицание Бога и самообожествление человека. Для социального переустройства общества, по Бердяеву нужно прежде всего не техническое переустройство, а духовное возрождение. Для России она связано с утверждением “Русской идеи'', взгляды на которую у него во многом совпадали с взглядами Соловьёва. Главной отличительной чертой русской идеи является, согласно по Бердяеву, религиозный мессианизм, пронизывающий всё общество. Суть “ русской идеи'' - осуществление царства божье на земле. Таковы основные положения философии Бердяева. Данное философское направление представляли: Л.И. Шестов, А.И, Ильин, П.С. Мережковский.

 

5.Русский марксизм

 

В 80-90 гг. сопротивление российской духовности «обуржуазиванию» общественной жизни было всё ещё очень сильным. Именно в это время Россия начинает знакомиться с марксизмом. Знаменательно, что русский марксизм -- антипод и критик народничества -- сам если не теоретически, то организационно вырос из народнического подполья, хотя привлёк к себе поначалу и симпатии леволиберальной интеллигенции, увидевшей в философской и экономической теории Маркса высшее достижение социальной мысли своего времени.

 

Крупнейший знаток и теоретик марксизма -- Г.В. Плеханов посвятил большинство  своих трудов историко-философскому, гносеологическому и социологическому аспектам материалистического понимания  истории, справедливо полагая, что  именно в этом теоретическом построении сосредоточено центральное ядро марксистского учения в целом. Научный, материалистический взгляд на историю  должен исключить, по Плеханову, волюнтаризм, субъективизм, как в теории, так  и на практике (в политике). Но именно такая позиция выдающегося мыслителя  подвергалась долгие годы остракизму со стороны официальной большевистской идеологии, а сам он понижен был  ею до ранга лишь «пропагандиста»  марксистской теории.

 

Вслед за Плехановым с критикой идей народничества выступили В. И. Ленин и «легальные марксисты» (Н.А. Бердяев, П.Б. Струве, С.Л. Франк). Настаивая  на единстве «трех составных частей»  марксизма (философии, политической экономии и социально-политической теории), Ленин  считал, вместе с тем, что философские  проблемы приобретают особую актуальность не в годы подъёма, а в период спада  революционного движения, когда перепроверки требуют коренные мировоззренческие  принципы, на которые опирается революционная  партия. Именно в эти годы, последовавшие  после поражения первой русской  революции, выходит книга Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» (1909 г.). В отличие от Плеханова, выступавшего в основном по социально-историческим проблемам марксистской теории, Ленин в своём главном философском сочинении в центр внимания поставил проблемы теории познания, связав их с новыми открытиями в области естествознания. Но даже в этой, казалось бы, весьма отдаленной от политики и социальных отношений сфере культуры Ленин требует видеть столкновение партийных, классовых интересов, оценивая любые проявления идеалистической и религиозной мысли как выражение идеологической, а в конечном счёте -- политической реакции.

 

Однако уже опыт первой русской революции, братоубийственный, кровопролитный, заставил <<легальных  марксистов>> (А.Н. Бердяев, П. Б. Струве, С.Л. Франк и др.) отказаться от марксистского  материализма и атеизма. <<От марксизма  к идеализму>> - так эти мыслители  сами охарактеризовали эволюцию своего мировоззрения. Но в тоже время все  они (в особенности Бердяев) до конца  жизни продолжали ценить Маркса как  великого, гениального мыслителя  и учёного - экономиста, глубоко проникшего в сложную диалектику своего времени, но безосновательно абсолютизировавшего  свои выводы.

 

Между тем, бывшие << легальные  марксисты >> заявили о том, что  идеология зла и классового насилия  для общества гибельна и видели свой долг в том, чтобы убедить в  этом народные массы, уберечь их от соблазна строить своё счастье на несчастье других.

 

6. Философия в советской  и постсоветской России

 

Начиная с 17-х годов XX века и вплоть до конца XX века, весь этот 80-летний этап новейшей российской истории  объединил в себя революцию, войну  с фашизмом, идеологическую монополию  тоталитарной власти, крушение её и  распад СССР.

 

С 20-х г. XX в. и до начала 90-х г. XX в. легальная русская философия  развивалась, главным образом, как  советская философия.

 

В целом советская философия  имела ярко выраженный материалистический характер и развивалась в жёстких  рамках марксисткой философии, что  делало её несколько догматической.

 

Официальной идеологией, был  провозглашен марксизм-ленинизм (в  действительности - сталинизм). Но даже в условиях идеологического пресса и при Сталине и при Брежневе мыслили выдающиеся философы, труды  которых со временем получили мировую  известность и признание.

 

Среди них были и убеждённые марксисты (Б.П.Кедров, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев), и мыслители других мировоззренческих ориентаций. В этот период оригинальные идеи о природе языка и сознания развивали феноменолог Г.Г.Шпет (1879-1940), культуролог и литературовед М.М.Бахтин (1895 - 1974), философ и физик В.В.Налимов (1910 - 1988). Несмотря на репрессии и преследования творил великий русский философ А.Ф.Лосев (1893 - 1988), автор классических трудов в различных областях философского знания. Научным подвигом мыслителя стал его грандиозный труд: 8-томная <<История античной эстетики>>.

Мировое значение русской  философской мысли XX в. ещё предстоит  исследовать и изучить.

Заключение

По своему содержанию русская  философия универсальна, она исследует  различные темы. Нестандартность, противоречивость социального бытия обусловили её особый интерес к социально-политическим проблемам. Причём русская философия  занималась не столько социально-философской  проблематикой вообще, сколько судьбами собственной страны.

Русская философия предстаёт  перед нами в стремлении организовать жизнь на европейский лад и  желания оградить традиционные формы  национальной жизни от иностранного влияния.

В целом русская философия XIX - XX вв. явилась отражением идейных  исканий исторического пути развития России.

В противоборстве идей славянофилов и западников в конечном итоге  победила западная ориентация, но трансформировавшаяся на русской почве в теорию марксизма- ленинизма.


Информация о работе Основные проблемы русской философии xix века и начала xx века