Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 18:59, контрольная работа
Для раскрытия данной темы рассмотрим русскую философию XIX - XX вв. по основным историческим этапам развития, в рамках каждого этапа, выделим видных представителей философических течений того времени, сущность их философических идей и учений, и направления их философских исканий.
Введение
1. Славянофильство и западничество
2. Народники и почвенники
3. Философия всеединства
4. Русская религиозная философия конца XIX - начала XX вв
5. Русский марксизм
6.Философия в советской и постсоветской России
Заключение
Список использованной литературы
Идеи В.С. Соловьёва были продолжены соотечественниками: С.Л. Франком, П.А. Флоренским, Л.П. Карсавиным.
4. Русская религиозная философия конца XIX - начала XX вв
Данный рубеж XIX - XX вв. нередко
называют Серебренным веком русской
культуры, её религиозно - философским
Ренессансом. На это время пришёлся
новый рассвет русской
Своё духовное начало русская религиозно - философская мысль видела в идеях В.С. Соловьёва, в мировоззренческих взглядах славянофилов.
Одним из самых загадочных и противоречивых мыслителей этого времени был В.В. Розанов (1856 - 1919), замечательный мастер слова, оставивший после себя богатое литературное наследие.
Основная творческая мысль Розанова - глубокое беспокойство, тревога, вызванные переживанием кризиса культуры и религии и прежде всего религии христианской, которой приходится довольствоваться <<уголком>> в современной цивилизации. Кризис христианства мыслитель видел в том, что оно не находит общего языка с жизнью, так как зовёт не в земной, а в потусторонний мир. Христианский аскетизм чужд древнейшему светлому чувству плотской любви, радостям материнства.
В.В. Розанов - один из идеологов религиозного обновления, которое он рассматривал как условие и начало обновления социального. В этом мировом процессе ведущая, творческая роль отводится им славянским народом, как не утратившим, не израсходовавшим исторической энергии жизни, и поэтому, этим народам придётся на себя взять бремя европейской цивилизации.
Наиболее типичный философ этого периода Н.Я. Бердяев (1874-1948). Он является одним из важнейших представителей русской религиозной философии. Суть философии Бердяева - “познание смысла бытия через субъекта'', т. е. человека. Исходным пунктом его философии является превосходство свободы над бытием. В одном ряду с ней находятся такие понятия, как творчество, личность, дух, Бог, Бытие раскрывается в человеке через человека. Он есть микрокосмос, сотворенный по образу и подобию Бога, а потому является существом беспредельным и творческим. Бесконечность связана с божественной стороной в человеке, конечность - с его природной стороной. При этом сам Бог понимается им не как природная сила, а как смысл и истина мира. Поэтому, человек без Бога, по мнению Бердяева, не является существом самодостаточным . Если нет Бога, нет и смысла и высшей правды и цели. Если же человек есть Бог. То это самое безнадежное и ничтожное. Таким образом, Бердяев выступает против такого гуманизма, который превращает в отрицание Бога и самообожествление человека. Для социального переустройства общества, по Бердяеву нужно прежде всего не техническое переустройство, а духовное возрождение. Для России она связано с утверждением “Русской идеи'', взгляды на которую у него во многом совпадали с взглядами Соловьёва. Главной отличительной чертой русской идеи является, согласно по Бердяеву, религиозный мессианизм, пронизывающий всё общество. Суть “ русской идеи'' - осуществление царства божье на земле. Таковы основные положения философии Бердяева. Данное философское направление представляли: Л.И. Шестов, А.И, Ильин, П.С. Мережковский.
5.Русский марксизм
В 80-90 гг. сопротивление российской духовности «обуржуазиванию» общественной жизни было всё ещё очень сильным. Именно в это время Россия начинает знакомиться с марксизмом. Знаменательно, что русский марксизм -- антипод и критик народничества -- сам если не теоретически, то организационно вырос из народнического подполья, хотя привлёк к себе поначалу и симпатии леволиберальной интеллигенции, увидевшей в философской и экономической теории Маркса высшее достижение социальной мысли своего времени.
Крупнейший знаток и теоретик
марксизма -- Г.В. Плеханов посвятил большинство
своих трудов историко-философскому,
гносеологическому и
Вслед за Плехановым с критикой
идей народничества выступили В.
И. Ленин и «легальные марксисты»
(Н.А. Бердяев, П.Б. Струве, С.Л. Франк). Настаивая
на единстве «трех составных частей»
марксизма (философии, политической экономии
и социально-политической теории), Ленин
считал, вместе с тем, что философские
проблемы приобретают особую актуальность
не в годы подъёма, а в период спада
революционного движения, когда перепроверки
требуют коренные мировоззренческие
принципы, на которые опирается
Однако уже опыт первой
русской революции, братоубийственный,
кровопролитный, заставил <<легальных
марксистов>> (А.Н. Бердяев, П. Б. Струве,
С.Л. Франк и др.) отказаться от марксистского
материализма и атеизма. <<От марксизма
к идеализму>> - так эти мыслители
сами охарактеризовали эволюцию своего
мировоззрения. Но в тоже время все
они (в особенности Бердяев) до конца
жизни продолжали ценить Маркса как
великого, гениального мыслителя
и учёного - экономиста, глубоко проникшего
в сложную диалектику своего времени,
но безосновательно
Между тем, бывшие << легальные марксисты >> заявили о том, что идеология зла и классового насилия для общества гибельна и видели свой долг в том, чтобы убедить в этом народные массы, уберечь их от соблазна строить своё счастье на несчастье других.
6. Философия в советской и постсоветской России
Начиная с 17-х годов XX века и вплоть до конца XX века, весь этот 80-летний этап новейшей российской истории объединил в себя революцию, войну с фашизмом, идеологическую монополию тоталитарной власти, крушение её и распад СССР.
С 20-х г. XX в. и до начала 90-х г. XX в. легальная русская философия развивалась, главным образом, как советская философия.
В целом советская философия имела ярко выраженный материалистический характер и развивалась в жёстких рамках марксисткой философии, что делало её несколько догматической.
Официальной идеологией, был провозглашен марксизм-ленинизм (в действительности - сталинизм). Но даже в условиях идеологического пресса и при Сталине и при Брежневе мыслили выдающиеся философы, труды которых со временем получили мировую известность и признание.
Среди них были и убеждённые марксисты (Б.П.Кедров, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев), и мыслители других мировоззренческих ориентаций. В этот период оригинальные идеи о природе языка и сознания развивали феноменолог Г.Г.Шпет (1879-1940), культуролог и литературовед М.М.Бахтин (1895 - 1974), философ и физик В.В.Налимов (1910 - 1988). Несмотря на репрессии и преследования творил великий русский философ А.Ф.Лосев (1893 - 1988), автор классических трудов в различных областях философского знания. Научным подвигом мыслителя стал его грандиозный труд: 8-томная <<История античной эстетики>>.
Мировое значение русской философской мысли XX в. ещё предстоит исследовать и изучить.
Заключение
По своему содержанию русская
философия универсальна, она исследует
различные темы. Нестандартность, противоречивость
социального бытия обусловили её
особый интерес к социально-
Русская философия предстаёт перед нами в стремлении организовать жизнь на европейский лад и желания оградить традиционные формы национальной жизни от иностранного влияния.
В целом русская философия XIX - XX вв. явилась отражением идейных исканий исторического пути развития России.
В противоборстве идей славянофилов и западников в конечном итоге победила западная ориентация, но трансформировавшаяся на русской почве в теорию марксизма- ленинизма.
Информация о работе Основные проблемы русской философии xix века и начала xx века