Кафедра: Истории
Казахстана и общеобразовательных дисциплин.
Дисциплина: Философия
Государственный
медицинский университет г.Семей
СРС
Тема: «Основные
проблемы философии Индии и Китая».
Выполнила: Камбарова
А.Д.
ОМФ, 2 курс, 213 гр.
Проверила:
2014 год
План:
- Введение
- Философия
Древнего Китая
- Особенности
развития философии Китая
- Философские
школы Древнего Китая
- Философия
Древней Индии
- Онтология
древнеиндийской философии
- Гносеология
философии Древней Индии
- Этапы
развития
- Заключение
- Список
литературы
Введение
- Философия – это сфера не только
рационально-понятийного осмысления первоначал
сущего, но и значительная духовная сила,
оказывающая влияние на мировой процесс.
Она непосредственно участвует в формировании
общественного идеала, основных ценностно-мировоззренческих
и методологических принципов, напоминая
человеку о социально-практической значимости
целостных представлений о мире, ставя
перед мыслящим историческим субъектом
вопрос о нравственных основаниях бытия.
- Философская мысль человечества зарождалась в эпоху, когда на смену родовым отношениям приходили первые
классовые общества и государства. Отдельные философские идеи, обобщавшие многотысячный опыт человечества можно обнаружить в литературных памятниках Древнего Египта, Древнего Вавилона. Наиболее древней является философия, возникшая в странах Древнего
Востока: в Индии и Китае.
Философия Древнего Китая
- Философия Древнего
Китая тесно связана с мифологией. Однако
эта связь имела некоторые особенности,
вытекавшие из специфики мифологии в Китае.
Китайские мифы предстают, прежде всего,
как исторические предания о прошлых династиях,
о “золотом веке”. Они содержат сравнительно
мало материала, отражающего взгляды китайцев
на становление мира и его взаимодействие,
взаимосвязь с человеком. Поэтому натурфилософские
идеи не занимали в китайской философии
главного места. Однако все натурфилософские
учения Древнего Китая, такие, как учения
о “пяти первостихиях”, о “великом пределе”
- тайцзи, о силах Инь и Ян и даже учения о Дао, ведут свое начало от мифологических и примитивно религиозных построений древних китайцев о небе и земле, о “восьми стихиях”.
- Древнекитайская
философия представлена в трудах многих
мыслителей (таких как Конфуций, Мо-цзы, Лао-цзы и других), которые рассматривали мир – человека, его общество и природу – как единого универсума. Труды философов (в основном Конфуция) направляют нас совершать добро и учат нравственности, бескорыстию, справедливости, сдержанности, доброжелательности, любви по отношению к людям. Они хотят построить положительный мир, где царит порядок и тишина. Воспитание
– одно из главных направлений древнекитайской
философии!
В развитии философской мысли
в Древнем Китае выделяют два основных
этапа:
этап зарождения
философских воззрений, который охватывает
период VIII-VI вв. до н. э.
этап расцвета философской
мысли - этап соперничества “100 школ”,
который традиционно относится к VI-III вв.
до н. э.
История становления
и развития философии неразрывно связана
с классовой борьбой в обществе. Поэтому
борьба различных классов в обществе,
противостояние прогрессивных сил реакционным
непосредственно отразилась на развитии
философии и привела к борьбе двух основных
направлений в философии - материалистического
и идеалистического - с той или иной степенью
осознания и глубиной выражения этих направлений.
- Особенность развития
китайской философии связана с тем, что
философия и естествознание существовали
в Китае, как бы отгородившись друг от
друга непроходимой стеной, что нанесло
им непоправимый ущерб. Тем самым естествознание,
презираемое официальной идеологией,
испытывая трудности в развитии, оставалась
уделом одиночек и искателей эликсира
бессмертия. Единственным методологическим
компасом китайских естествоиспытателей
оставались древние наивно материалистические
идеи натурфилософов о пяти первостихиях.
- Обособленность
древней китайской философии от естествознания
и неразработанность вопросов логики является одной из главных причин того, что формирование понятийного аппарата шло весьма медленно. Для большинства китайский философских школ метод логического анализа остался фактически неизвестным.
Школы в китайской философии
В “Ши цзи” (“Исторические
записки”) Сыма Цяня (II-I вв. до н. э.) приводится
первая классификация философских школ
Древнего Китая. Там названо шесть школ:
- “сторонники учения
об инь и ян”
(натурфилософы);
- “школа служилых людей” (конфуцианцы);
- “школа моистов”;
- “школа номиналистов” (софисты);
- “школа законников”
(легистов);
- “школа сторонников
учения о дао и дэ” - даосистов.
Одни школы названы
по характеру общественной деятельности
основателя школы, другие - по имени основателя
учения, третьи - по главным принципам
понятия этого учения.
ДаосизМ
- Основателем даосизма является Лао-цзы. Основным отличительным признаком философии Лао-цзы, характеризующим последователей даосизма, является то, что Дао рассматривается как источник
происхождения всего сущего, как всеобщий закон, управляющий миром, на основе чего и возникла идеологическая система, высшей категорией которого является Дао.
Иероглиф Дао состоит из двух
частей: шоу-голова и цзоу - идти, поэтому основное значение этого иероглифа - дорога, по которой ходят люди, но в дальнейшем этот иероглиф приобрел переносный смысл и стал означать закономерность, закон. Лао-Цзы, приняв Дао за высшую категорию своей философии, придал ей не только смысл всеобщего закона, но и рассматривает ее как источник происхождения мира. Он считал, что Дао
- это "корень неба и земли", "мать
всех вещей", что Дао лежит в основе
мира.
КонфуцианствО
- Теория
познания Конфуция полна противоречий
и в основном дуалистична. Откуда
к человеку приходит знание? Это
первый вопрос, на который любая теория
познания должна прежде всего дать ответ.
Конфуций говорил: "Обладающие знанием
от рождения стоят выше всех; обладающие
знанием благодаря учению следуют за ними;
те, кто приступил к учению, оказавшись
в затруднительном положении, следуют
за ними; те, кто, оказавшись в затруднительном
положении, не учится, стоит ниже всех
среди народа". В приведенной цитате
выражена главная идея теории Конфуция
об источнике познания и общие принципы
теории познания.
Теории
познания Конфуция присущ ярко выраженный
дуализм. С одной стороны, он признает
существование "обладающих знаниями
от рождения", с другой стороны, он не
отрицает, что наряду с "обладающими
знаниями от рождения" имеются противостоящие
им " обладающими знаниями благодаря
учению”. Это - ясно выраженное положение наивного материализма.
МоизМ
- Моисты представляли политическую группу со строгой организацией, носящей характер научного заведения. Они являлись распространителями и практиками моизма, вели скромный образ жизни. Что касается их учения, то оно заключалось в следующем. Моисты в первую очередь правильно определили связь между "как знаем" и "что знаем", заложив этим материалистическую базу под теорию познания. В первой части "Канона" записано: "Знание требует способностей". Другими словами, знания приобретаются благодаря особенностям органов чувств человека. В развитие этой мысли в первой части "Канонических речей" говорится: "Достижение знания означает получение знания благодаря способностям к этому, но (способность) еще не есть само знание. Это подобно тому, что вижу солнце, так как обладаю ясным зрением". Приведенная цитата говорит о том, что каждый человек обладает способностями, позволяющими овладевать знаниями, поэтому у него и возникают знания, и в этом он похож на зрячего, глаза которого позволяют видеть образы. Однако наличие у человека "способностей", позволяющих получать знания, не обязательно приводит к появлению знания и не отвечает на вопрос, как в этом случае появляется знание.
Вывод
Цивилизация старого
Китая уже ушла в прошлое. Но ее мудрость,
вобравшая в себя опыт духовных исканий
и подвижничества сотен поколений, не
умерла и не может умереть. Древнекитайская
философия не потеряла своей жизненности
и сегодня. Заветы древних китайских мудрецов
обращены к каждому, кто желает познать
загадку истоков всего происходящего,
кто не удовлетворяется условностями
цивилизаций, морали, идеологий, но ищет
истинно великое и вечное, кто имеет мужество
отказаться от мелочных приобретений
ради того, чтобы вместить в себя весь
мир.
Китайская философия
внесла смысл в жизнь не только китайского
народа, но и многих народов в мире.
Философия Древней
Индии
Философские идеи в Древней
Индии начинают формироваться приблизительно
в середине первого тысячелетии до нашей
эры. Более ранних примеров человечество
не знает. В наше время они стали известны
благодаря древнеиндийским литературным
памятникам под общим названием “Веды”.
- Индийская
философия отличается поразительной
широтой кругозора, которая свидетельствует
о ее неуклонном стремлении к отысканию
истины. Несмотря на наличие множества
различных школ, взгляды которых весьма
значительно отличаются друг от друга,
каждая школа старалась изучить взгляды
всех других и, прежде чем прийти к тому
или иному заключению, тщательно взвешивала
их аргументы и возражения.
Онтология
индийской философии
Онтология индийской философии
(учение о бытии и небытии) опирается на
закон Риты - космической
эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности.
Бытие и небытие ассоциируется соответственно
с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца).
В свою очередь, Космос живет 100 космических
(8640000000 земных) лет, после чего он умирает
и наступает абсолютное небытие, которое
длится также 100 космических лет — до нового
рождения Брахмы. Вся бесконечная история
— это чередование жизни Космоса (Маха
Манвантара) и Абсолютного Небытия (Маха
Пралайя), которые сменяют друг друга через
каждые 100 космических лет. При каждом
новом рождении Космоса-Брахмы заново
появляется жизнь, но в более совершенной
форме.
Мир взаимосвязан. Любое событие
(поступок человека, явление природы) влияет
на жизнь Космоса. Цель эволюции, развития
— достижение все более совершенного
духа через постоянную смену материальных
форм.
Гносеология
Главной особенностью древнеиндийской
гносеологии (учения о познании)
является не изучение внешних (видимых)
признаков предметов и явлений (что характерно
для европейского типа познания), а изучение
процессов, происходящих в сознании при
соприкосновении с миром предметов и явлений.
В этой связи индийская философия
выделяет три вида сознания: «пракрити»
- материальное сознание, «пуруша» -
чистое сознание (первичная энергия, из
которой возникли Вселенная и люди) и «майя»
- сознание сновидения, мираж. Каждое из данных видов сознания
согласно индийской философии реально
и заслуживает изучения — в отличие от
европейской философии, которая признает
только материальное сознание и длительное
время (до И. Канта) не рассматривала вопросы
подлинного и неподлинного бытия, сущности
и иллюзорности.
Этапы развития
древнеиндийской философии
- Ретроспективный
взгляд на развитие древнеиндийской философии
позволяет выделить три основных этапа,
в течение которых философская мысль претерпела
существенные метаморфозы.
- Ведический
период – 15-16 вв. до нашей эры.
- Эпический
этап – 6-2 вв. до нашей эры.
- Эра
сутр – 2 век до н.э.-7 в. н.э.
Ведический период
- Это
период написания ранних «Вед», характеризующийся
привнесением концепции Дхармы – универсального закона, устанавливающего правила общественной и личной жизни и нацеленного на достижение гармонии и счастья. Веды (дословно знания) – религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после 15 века до нашей эры из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами ариев.
Веды
состояли из нескольких частей. Это «священное писание», религиозные гимны «самхиты». Далее шло описание
ритуалов «брахманы», написанные брахманами
жрецами и используемые ими при отправлении
религиозных культов. Книги лесных отшельников «араньяки» и философские комментарии
к ведам «упанишады». В ведах запечатлены
все знания Ариев того времени о самих
себе и об окружающем мире.
Известны четыре
веды: Ригведа (веда гимнов), Самаведа (веда
напевов, священных мелодий), Яджурведа
(веда жертвенных формул) и Атхарведа (веда
магических заклинаний).