Основные проблемы “философской” антропологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 19:10, реферат

Краткое описание

Философы античности рассматривали человека как образ Космоса, микрокосм. Человеческое и природное знание о которых были весьма фрагментарны, то и дело отождествлялись. Но вот уже платонизм делает существенный шаг в перед в понимании человека. Платонизм понимает человека как комбинацию души и тела. Душа принадлежит к бестелесному миру идей. Человек выступает носителем внеличного духа. Душа принадлежит телу.

Вложенные файлы: 1 файл

Философская антропология.docx

— 28.78 Кб (Скачать файл)

Зависимость удовлетворения потребностей человека и все его жизнедеятельности  от социальных условий жизни находит  свое выражение в интересе. Если потребность ориентирует человека на объект его удовлетворения, то интерес  – на те условия, которые обеспечивают возможности отыскания объекта и определяют способ удовлетворения потребностей. Через интересы осуществляются взаимосвязи между людьми.

Под воздействием интереса человек относится к  объективной действительности как  субъект, ибо эта действительность, оказывая влияние на возможности  удовлетворения его потребностей, вынуждает  к определенному характеру и  виду деятельности, по этому отражение объективной действительности в сознании людей осуществляется не зеркально, через призму их интересов, и как сознание всего отношения к ним.

Осознание людьми отношения к природным  и социальным условиям жизни через  призму интересов находит свое выражение  в целях, которые становятся идеальными побудительными импульсами активной деятельности человека. Целеполагание и реализация целей приобретают значение относительно самостоятельной сферы жизнедеятельности.

Человек – живое, телесное существо, жизнедеятельность  которого представляет собой основанный на материальном производстве осуществляющийся в  системе общественных отношений, процесс  сознательного, целенаправленного, преобразующего воздействия на мир и на самого человека для обеспечения его существования, функционирования, развития.

Человек, индивид, личность. Смысл и назначение человеческого  бытия.

И так, марксистская философия утверждает существование  человека как уникальной материальной реальности. Но вместе с тем в марксисткой философии отмечается, что человечества, как такового не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества фиксируется понятием “индивид”. Индивид – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизиологических и социальных черт человечества.

Понятие “индивид”  в этом случае употребляется в  значении “конкретный человек”. При  таком подходе не принимаются  во внимание как особенности действия различных физико-психологических  факторов, так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Однако полностью игнорировать действие этих факторов не возможно. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности  развития человека на различных уровнях  его индивидуального и исторического  развития в марксисткой философии, на ряду с понятием “индивид” используется понятие “личность”. Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности. Личность же – итог развития индивида, наиболее полное воплощение человеческих качеств.

Каждый индивид  выступает как субъект познавательной и общественно-познавательной деятельности. Процесс формирования – это процесс  перехода человечества о стадии антропогенеза  на стадию социогенеза, когда человек начинает развиваться на основе социальной деятельности и отношений.

Марксистская  философия проводит различия между  индивидом и личностью не только в плане их различного места в  антогенетическом и филогенетическом развитии человека. Она различает индивида и личность, как особые типы социальности человека. Индивид – это массово-видное существо, т.е. человек, который является носителем стереотипов массового сознания, массовой культуры. Человек который не хочет и не может выделятся из общей массы людей, который не имеет своего мнения, своей собственной позиции, который предпочитает в любых условиях действовать как все. Таких людей в избытке формирует тоталитарное общество, хотя и в демократических обществах существует достаточно предпосылок для формирования данного социального типа.

Личность  – это автономный человек, т.е. человек  в определенный степени выступающий  не зависимо от общества, способный  противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с изменением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличия у личности не просто сознания, т.е. мышления и воли, а самосознание, т.е. самоанализа, самооценки, самоконтроля за своим поведением. Самосознание личности по мере своего развития трансформируется в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой основанную на мировоззренческих установках и жизненном опыте готовность к деятельности, к пониманию личностью целей и смысла жизни.

Однако жизненная  позиция сама по себе не реализуется  в практику. Между жизненной позицией и практикой лежит воля. Поэтому  воспитание воли – одно из важнейших  условий формирования личности.

Различие  между индивидом и личностью  определяется мерой реализации ими  их человеческой сущности. Личность –  это полноценный субъект предметно-преобразовательной и культурно-исторической деятельности. Фундаментальное качество человеческой личности – свобода.

Вместе с  тем, в марксистской философии подчеркивается, что абсолютной свободы личности нет и не может быть ни в каком обществе. Условия природного и социального бытия навязывают личности определенные рамки поведения. Личность может обрести относительную свободу, когда она познает условия своего бытия, и овладеть ими.

Со свободой тесно связано ответственность  личности. Если человек не свободен, если он постоянно в своих действиях  детерминирован, предопределен какими-либо материальными и духовными факторами, то он не отвечает за свои действия.

Сопоставление понятий “человек”, и “личность” позволило подойти к одному из фундаментальнейших вопросов философской антропологии – вопросу о смысле человеческого существования. Человек – телесное существо. Природно-биологическая организация человека обусловливает с неизбежностью признания того очевидного факта, что он, как и все живое на Земле, смертен. Но смертен не человек как таковой, не человечество в целом.

Усилия ученых, направленных на продолжение человеческой жизни не снимает вопроса о  смертности человеческого бытия.

Человек –  единственное существо, которое осознает свою смертность. И это осознание  неизбежности смерти ставит перед каждым человеком ряд важных мировоззренческих  вопросов. Первый из них: может быть смерть неизбежна? Может быть существует возможность перерождения в иные формы существования? и т.д. Религии мира дают положительный ответ на эти вопросы и в силу этого пользуются большой популярностью у людей.

Марксистская  философия отрицает какую бы то ни было возможность личного физического бессмертия.

Но не смотря на противоположные исходные установки, религиозные и материалистические учения признают неизбежность прекращения земной формы существования человека. Реальная ограниченность человеческого существования во времени, осознание своей смертности способны претвориться в позицию ответственности за свою жизнь, осмысленное отношение к своему времени. На этой основе формируется ценностная позиция человека. А это означает, что из признания смертности человека ограничено вытекает проблема смысла и цели жизни.

Религиозные учения утверждают, что жизнь на Земле для индивида имеет собственную  ценность и значение. Но главный  смысл земного бытия индивида в том, чтобы подготовить его  к жизни вечной. Поэтому каждый человек должен прожить эту жизнь  так, чтобы обеспечить себе достойное  место в “иной жизни”.

Атеистические концепции утверждают, что смысл  человеческого существования в  самой жизни. Такая философская  позиция имеет свои положительные  черты, ориентируя человека на самоценность его жизни. Но в ней очень слабо отражены содержательные позиции, духовно-нравственные критерии человеческой жизни. Человеку мало просто жить. Ему хочется жить “для кого-то” и “во имя чего-то”. Марксистский подход к человеческой жизни связан с признанием ее самоценности и самоцельности. Он подчеркивает тот факт, что человек живет в обществе среди людей. И в связи с этими людьми заключен его реальный шанс на бессмертие и стимул надежды. В их кругу индивиду дана возможность самоосуществиться, обрести признательность, благодарность, память о себе. Вечно живут в нашей жизни великие ученые, композиторы, ученые, писатели, поэты, борцы за свободу и счастье человечества. Память о них вечна. Но память о себе оставляют не только великие люди. Все хорошее, доброе, нравственное, что создал человек, остается с ближними, не пропадает. Мы продолжаем жить в наших детях, внуках. Человек как личность реализуя в своих деяниях свой творческий потенциал, продолжил жизнь в жизни человечества.

Заключение

Подведем  итоги рассмотрения проблем человека в различных философских направлениях.

Человек и  уникален, и универсален. Человек  – венец природы, которому нет  равных.

Человек –  это соотношение внутреннего  и внешнего, или интернационалистического и экстрналистического. Духовный мир человека – это его внутренняя доминанта, но она символизируется в различных формах его деятельности, в игре, труде, художественном творчестве. В итоге он оказывается существом социальным, общественным.

В человеке есть единство, но он еще и состоит  из частей. Человек биологический, действующий, разумный, чувственный, рациональный, этический – все это объединено в каждой конкретной личности.

Человек –  существо историческое, и в качестве такового он стремится органично  внедриться в будущее. Человек обеспокоен своим будущим, ибо его везде  ожидают кризисы, но и он существо кризисное.


Информация о работе Основные проблемы “философской” антропологии