Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 17:08, реферат
При характеристике особенностей развития философии в России необходимо, прежде всего, учитывать условия ее существования, которые по сравнению с западноевропейскими были крайне неблагоприятными. В то время когда в университетах Германии свои философские системы излагал Кант, Шеллинг, Гегель и другие мыслители, в России преподавание философии находилось под строжайшим государственным контролем, не допускавшем никакого философского свободомыслия по чисто политическим мотивам.
Введение………………………………………………………………………
Общая характеристика философии России 19-20 веков…………………
Определение русской идеи в философии России 19-20 вв………………
Характерные черты российской философии………………………………
Заключение………………………………………………………………….
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Братский Государственный Университет»
Кафедра философии
РЕФЕРАТ
На тему: «Особенности развития русской философии XIX века»
Выполнила:
Студен группы
Руководитель:
Доцент
Братск 2011
Содержание
Введение
При характеристике особенностей развития философии в России необходимо, прежде всего, учитывать условия ее существования, которые по сравнению с западноевропейскими были крайне неблагоприятными. В то время когда в университетах Германии свои философские системы излагал Кант, Шеллинг, Гегель и другие мыслители, в России преподавание философии находилось под строжайшим государственным контролем, не допускавшем никакого философского свободомыслия по чисто политическим мотивам. Отношение государственной власти к философии наглядно выражено в известном высказывании попечителя учебных заведений князя Ширинского-Шихматова "Польза философии не доказана, а вред возможен".
С одной стороны, становление русской философии происходило в ходе поисков и ответов на те вопросы, которые ставила сама российская действительность, поэтому трудно найти в истории русской философии мыслителя, который бы занимался чистым теоретизмом и не откликался бы на животрепещущие проблемы.
С другой стороны
- эти же условия привели к такому
ненормальному для самой
При характеристике
особенностей русской философии
нужно учитывать также
С содержательной стороны русская философия также имеет свои особенности. Основной темой, определившей специфику русской философии, стала тема России, постижение смысла ее существования в истории. Другой ведущей темой стала тема самого человека, его судьбы и смысла жизни.
Общая характеристика философии России 19-20 веков
С давних времен, с самого своего становления
Россия зарекомендовала себя, как страна
необычная, не похожая на других, а потому
непонятная и вместе с тем чрезвычайно
притягательная.
Тютчев сказал в свое время про Россию:
Умом России не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
Эти строки, безусловно,
актуальны и по сей день. Россия – страна,
не подпадающая ни под какие мерки, шаблоны
и законы логики. Но Россия, ее характер
– это характер ее народа, характер сложный
и весьма противоречивый.
19 и 20 век - это
была эпоха пробуждения в России самостоятельной
философской мысли, возникновение новых
течений в философии демонстрируя предельное
многообразие подходов к проблеме человека.
На протяжении столетий менялись духовные
установки и господствующие мировоззренческие
течения. Однако тема человека оставалась
неизменной, она служила фундаментом для
самых разных теоретических исканий.
Панорама концепций человека, созданных
в этих веках, обширна. В нее входят представители
различных философских направлений.
Так, русская философия предстает перед нами как история борьбы двух противоположных направлений: стремления организовать жизнь на европейский лад и желания оградить традиционные формы национальной жизни от иностранного влияния, в результате которого возникли две идейные программы: западничество и славянофильство.
Западничество
и славянофильство составляет главный
фокус, вокруг которого и по отношению
к которому оформился идеологический
горизонт эпохи сыгравший решающую роль
в формировании русского национального
самосознания и определяющий дальнейшие
судьбы русской философии.
К философскому направлению “ Западники
“ принадлежали великие личности:
П. Я. Чаадаев (1794-1856 гг.) и Н. В. Станкевич
(1813 1840гг.) которые считали, что Россия
должна учиться у Запада и пройти тот же
путь развития, которым шла и идет Западная
Европа. Истинная религия - католицизм.
Герцен Александр (1812-1870) Существует единство
бытия и мышления, жизни и идеала (стремился
найти и сформулировать новый метод познания).
Форма движения к
новому миру -соединение философии с жизнью,
науки с массами; тогда начнется пора
"сознательного деяния" (это характеристика
сущности человека, возвышающегося над
неосмысленным существованием и над бесстрастным
занятием наукой). Природа - первичный
живой процесс, а диалектика -познание
и логика - ее отражение и продолжение.
Белинский (1811-1848) Духовная природа человека
отлична от его физической природы, но
неотделима от нее; духовное есть деятельность
физического. Источник исторического
прогресса - сознание, выдвигающее новые
идеалы. Национальное - выражение и развитие
общечеловеческого: человечество вне
национальностей - лишь логическая абстракция.
Славянофилы не правы, противопоставляя
Россию и Западную Европу.
Чернышевский (1828-1889) Природа человека
находится не внутри индивида, а в его
единстве с природными и социальными силами.
История циклична. Она состоит из закономерных
восходящих и нисходящих фаз развития
в революциях нового времени. На историю
влияют силы "зла", т.е. отрицательные
качества людей на правящих постах.
К философскому направлению “Славянофилы”
принадлежали :
И. В. Киреевский (1806- 1856) и А. С. Хомяков
(1804-1860) Стремились обосновать необходимость
особого пути развития России. Считали,
что русские могут рассчитывать на прогресс,
т.к. истинной религией является православие,
а основа общественной жизни это религия
народа, определяющая характер его мышления.
В. С. Соловьев (1853-1900) Представил следующую картину мира: существует один божественный мир в трех главных сферах (субстанции, умственной чувственной), человек - акт божественного творения, проявление того, что уже есть.
Иванов - Разумнин
(1868-1912) «Человек - это божья тварь, если
человек гордится собой, то это приводит
к падению морали» Считал, что Россия движется
к страшной катастрофе, отвергая совершенствование
личности.
Н. А. Бердяев (1874-1948) Существует 2 вида свободы:
иррациональная
(первоначальная, хаос) и разумная (свобода
в боге), преодоление зла соединение с
Богом, возникновение богочеловека.
Определение русской идеи в философии России 19-20 вв.
Русская философия
19-20 вв. отличается тем, что философские
воззрения этого периода строились как
раз на самобытности России и как один
из критериев этой самобытности, её религиозность
и это не случайность. Философский процесс
в России, не есть отдельный автономный
процесс, а один из аспектов существования
российской культуры, поэтому духовным
истоком цельного процесса является Православие,
во всей совокупности своих сторон: как
вера и как Церковь, как учение и как институт,
как жизненный и духовный уклад.
Русская философия
сравнительно молодая. Она впитала в себя
лучшие философские традиции европейской
и мировой философии. В своем содержании
она обращается и ко всему миру, и к отдельному
человеку и направлена как на изменение
и совершенствование мира (что свойственно
западноевропейской традиции), так и самого
человека (что свойственно восточной традиции).
Вместе с тем это
очень самобытная философия, включающая
в себя весь драматизм исторического развития
философских идей, противостояние мнений,
школ и направлений. Тут соседствуют и
вступают между собой в диалог западники
и славянофилы, консерватизм и революционный
демократизм, материализм и идеализм,
религиозная философия и атеизм. Из её
истории и ее целостного содержания нельзя
исключать никакие фрагменты - это ведет
лишь к обеднению её содержания.
Русская философия
- это неотъемлемая часть мировой культуры.
В этом её значение, как для философского
познания, так и для общекультурного развития.
Философия есть не только продукт деятельности
чистого разума не только итог изысканий
узкого круга специалистов. Она представляет
собой выражение духовного опыта нации,
ее интеллектуального потенциала, воплощающегося
в разнообразии творений культуры. Синтез
философского и исторического знания,
ставящей своей целью не описание исторических
фактов и событий, а раскрытие их внутреннего
смысла. Центральной идеей русской философии
был поиск и обоснование особого места,
и роли России в общей жизни и судьбе человечества.
И это важно для понимания русской философии,
которая действительно обладает своими
особенными чертами, как раз благодаря
своеобразию исторического развития.
Итак, в русской
философии мысль сформировалась в русле
так называемой ''Русской идеи''. Идея особой
судьбы и предназначения России.
Сформировалась она в 16 веке и явилась
первым идеологическим оформлением национального
самосознания русского народа. В дальнейшем
Русская идея разрабатывалась в периоде
отечественной философии 19 начала 20вв.
Её основоположниками в этот период являются
П.Л.Чаадаев, Ф.М.Достоевский, В.С.Бердяев.
Доминирующий мотив ''Русской идеи'' - признание
ее глубинным выражением идеи всечеловеческой,
объединяющей народы мира в единое целое.
Русская идея
есть идея о том, что именно России суждено
стать во главе движения к общечеловеческой
цивилизации на основе христианства.
В целом русская философия 19 - начала 20
века явилась отражением идейных исканий
исторического пути развития России.
В противоборстве идей славянофилов и
западников в конечном итоге победила
западная ориентация, но трансформировавшаяся
на русской почве в теорию марксизма- ленинизма.
Характерные черты российской философии
Русская философия
— сравнительно позднее образование нашей
национальной культуры, хотя предпосылки
ее далеко уходят в глубь национальной
истории.
Однако предпосылки еще не само явление,
они лишь подготавливают рождение и развитие.
Само же явление начинается с обретения
формы, адекватной своему содержанию.
Если руководствоваться таким критерием,
философия в России начинается не в11 и
даже не в 18 в., а только в 19 столетии (в
полную силу — во второй его половине).
Но это было поистине великое начало, ибо
связано его с именами Ф. М. Достоевского,
Л. Н. Толстого, Вл. Соловьева.
В их лице и в их
творчестве философское самосознание
народа заявило о себе «на весь мир» —
уже не как подражание Западу (византийцам,
французам, немцам), а как совершенно самостоятельный
голос, вносящий свою тему и свою собственную
тональность в многоликий диагноз культур,
в сложную духовную полифонию человеческой
цивилизации.
Как и для Запада,
для России XIX век — это век классики. Русская
философская классика XIX в., как наша классическая
литература, несли миру глубоко выстраданную
опытом поколений истину: нет и не может
быть такой цели, ради которой была бы
допустима жертва хотя бы в одну человеческую
жизнь, в одну каплю крови, в одну детскую
слезинку.
Русская философия
— это философия предупреждения. Ее лейтмотив
-нравственное вето на любой «прогресс»,
любой социальный проект, если они рассчитаны
на принуждение, насилие над личностью.
Запад России или Россия Западу? Какие
ценности возобладают в мире
-материально-вещественные или незримые,
духовные? В 40-50 гг. 19 века эти вопросы размежевали
русскую общественную и философскую мысль
на два направления: славянофильство и
западничество.
Лидеры славянофильства
— А.С. Хомяков, И.В. Киреевский — выступили
с обоснованием самобытного пути исторического
развития России, не только отличного,
но и в чем-то противоположного западноевропейскому.
Плоды цивилизации в Европе, считали они,
в общечеловеческом измерении оборачиваются
скорее потерями, чем приобретениями,
ибо они оплачены очень тяжелой ценой
— потерей целостности человеческой личности,
превращением человека из «образа и подобия
божьего» в простую статистическую единицу
буржуазного рынка. Что же можно противопоставить
этому? Земельную общину и артель. А с ними
— истины и заветы православия. Такие
идеи, возражали славянофилам западники
(А.И. Герцен, Т. Н. Грановский, В.П. Боткин),
не реалистичны, ибо Россия уже с петровских
времен необратимо «привязана» к
Западу. Но если даже эти идеи были и «безумны»,
то в России всегда ценилось «безумство
храбрых».
Информация о работе Особенности развития русской философии XIX века