Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 17:08, реферат
При характеристике особенностей развития философии в России необходимо, прежде всего, учитывать условия ее существования, которые по сравнению с западноевропейскими были крайне неблагоприятными. В то время когда в университетах Германии свои философские системы излагал Кант, Шеллинг, Гегель и другие мыслители, в России преподавание философии находилось под строжайшим государственным контролем, не допускавшем никакого философского свободомыслия по чисто политическим мотивам.
Введение………………………………………………………………………
Общая характеристика философии России 19-20 веков…………………
Определение русской идеи в философии России 19-20 вв………………
Характерные черты российской философии………………………………
Заключение………………………………………………………………….
Спор славянофилов с западничеством 19 век разрешил в пользу последних. Причем проиграли не только славянофилы (в середине века),проиграли и народники (к концу столетия): Россия пошла тогда по западному, т.е.капиталистическому пути развития. Однако был ли этот приговор окончательным?
Российский
«эксперимент», основанный на западноевропейской
модели прогресса, потерпел тяжелое, жестокое
поражение. И не потому, что это был эксперимент
антизападный а, напротив, потому, что
экспериментаторы не посчитались с их
предостережениями, истребили, уничтожили
святая святых народного уклада и народного
духа России — общину, артель, назвав это
— по страшной иронии истории — «великим
переломом», по сравнению с которым «перелом»,
пережитый страной в эпоху Петра, был не
более чем легкой коррекцией ее естественного
развития. Сегодня приходится лишь поражаться
прозорливости тех русских мыслителей
19 в. (Достоевский, В. Соловьев), которые
отказывались видеть существенное различие
между «социализмом», готовившимся русскими
«бесами»,и той самой буржуазностью, которой
«социалисты» объявили перманентную гражданскую
войну, стоившей народу десятки миллионов
человеческих жизней.
Такова была
цена победы «научных» идей западничества
над ненаучной, утопической идеей их оппонентов!
Но в середине прошлого века спор идеологий
еще почти не касался политических проблем
— он удерживался в рамках отвлеченной
теории. У славянофилов несогласие с западниками
не столько осмысливалось, сколько почувствовалось,
переживалось в религиозной форме.
Антиномию веры и знания, известную и для
философии Запада, в
российском варианте стремится разрешить
философия всеединства, основателем и
самым крупным представителем которой
выступал В.С. Соловьев. Гносеологическим
аспектом идеи всеединства стала соловьевская
теория цельного знания, которую философ
противопоставлял как рационализму западников,
так и иррационализму славянофилов. Это
была идея сверхрационализма: «Цельность
знания» в философии В. Соловьева — это
не «теоретический» и не «практический»
разум немецкой классики. И даже не их
единство. Это — другое.
«Цельность» у русского философа — эта такая характеристика и свойство человеческой души, которые самым существенным образом отличают человека — высшее и совершеннейшее творение природы — от всех других, даже по-своему смышленых животных.
Цельность —
это не результат сложения, интеграции
разобщенных, разошедшихся далеко друг
от друга в широком поле культуры форм
и образований духа (науки, философии,
искусства и т. п.),хотя и предполагает
последнее. Цельность сознанию может придать
лишь особое его состояние и вектор, не
совпадающие ни с одной из знаменитых
кантовских
«способностей души» (познания, желания,
чувства удовольствия).
В 80-90 гг. сопротивление
российской духовности «обуржуазиванию»
общественной жизни было все еще очень
сильным. Именно в это время Россия начинает
знакомиться с марксизмом. Знаменательно,
что русский марксизм — антипод и критик
народничества — сам если не теоретически,
то организационно вырос из народнического
подполья, хотя привлек к себе поначалу
и симпатии леволиберальной интеллигенции,
увидевшей в философской и экономической
теории Маркса высшее достижение социальной
мысли своего времени.
Крупнейший
знаток и теоретик марксизма — Г.В. Плеханов
посвятил большинство своих трудов историко-философскому,
гносеологическому и социологическому
аспектам материалистического понимания
истории, справедливо полагая, что именно
в этом теоретическом построении сосредоточено
центральное ядро марксистского учения
в целом. Научный, материалистический
взгляд на историю должен исключить, по
Плеханову, волюнтаризм, субъективизм,
как в теории, так и на практике (в политике).
Но именно такая позиция выдающегося мыслителя
подвергалась долгие годы остракизму
со стороны официальной большевистской
идеологии, а (ам он понижен был ею до ранга
лишь «пропагандиста» марксистской теории.
Вслед за Плехановым с критикой идей народничества
выступили В. И. Ленин и «легальные марксисты»
(Н.А. Бердяев, П.Б. Струве, С.Л. Франк). Настаивая
на единстве «трех составных частей» марксизма
(философии, политической экономии и социально-политической
теории), Ленин считал, вместе с тем, что
философские проблемы приобретают особую
актуальность не в годы подъема, а в период
спада революционного движения, когда
перепроверки требуют коренные мировоззренческие
принципы, па которые опирается революционная
партия.
Именно
в эти годы, последовавшие после поражения
первой русской революции, выходит книга
Ленина «Материализм и эмпириокритицизм»
(1909 г.). В отличие от Плеханова, выступавшего
в основном но социально-
историческим проблемам марксистской
теории, Ленин в своем главном философском
сочинении в центр внимания поставил проблемы
теории познания, связав их с новыми открытиями
в области естествознания. Но даже в этой,
казалось бы, весьма отдаленной от политики
и социальных отношений сфере культуры
Ленин требует видеть столкновение партийных,
классовых интересов, оценивая любые проявления
идеалистической и религиозной мысли
как выражение идеологической, а в конечном
счете — политической реакции.
"Легальные
марксисты", выступая в конце 90-х гг.
тоже с критикой народничества, разошлись
с Плехановым (тем более с Лениным) уже
в начале900-х гг. (т.е. еще до революции 1905
г.) — своим неприятием насильственных
средств борьбы, а в теории — неприятием
подавления личности обществом, несогласием
с идеями «воинствующего» материализма
и атеизма. Подобные разногласия не отменяют,
однако, одного важного вывода. Ни романтический
(отрицающий капитализм), ни реалистический
взгляд на будущее (принимающий капитализм
как данность) не был ни тогда, ни после
в русской культуре апологетикой новоявленного
мира делячества и грубоэгоистического
расчета - признанных и почитаемых добродетелей
западной цивилизации. Антибуржуазный
в целом дух русской классической философии
и «золотого» и «серебряного» веков не
означал и не означает, конечно, ее социалистического
характера в марксистском, тем более марксистско-большевистском
смысле. «Русский социализм» Герцена и
анархизм Бакунина не столько социалистичны,
сколько антибуржуазны.
Заключение
В целом русская
философия 19 - начала 20 века явилась отражением
идейных исканий исторического пути развития
России.
В противоборстве идей славянофилов и
западников в конечном итоге победила
западная ориентация, но трансформировавшаяся
на русской почве в теорию марксизма -
ленинизма.
В русской философии ХIХ-ХХ веков можно различить три этапа.
Первый - с начала ХIХ века до его середины, когда философское творчество было нацелено главным образом на то, чтобы уяснить свои собственные задачи, свой самостоятельный путь. Это деятельность П.Я.Чаадаева, западников и славянофилов.
Второй этап - с середины до конца ХIХ века. Здесь появляется целый спектр философских направлений: религиозная философия Вл. Соловьева; материализм М.А. Бакунина, Н.Г. Чернышевского, Д.И. Писарева и др.; позитивистская школа Н.К. Михайловского, П.Л. Лаврова, К.Д. Кавелина и др.; так называемые младшие славянофилы Н.Я. Данилевский, Н.Н. Страхов, К.Н. Леонтьев; персонализм А.А. Козлова, Л.М. Лопатина; неокантианство А.И. Введенского и И.И. Лапшина. Особой строкой необходимо отметить творчество Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого, космическую философию Н.Ф. Федорова.
С начала ХХ века начинается третий этап русской философии. От Соловьева берут исток течение религиозно-философской мысли, включающее такие имена, как Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, а также философские идеи поэтов-символистов А. Белого, В. Мережковского, В. Иванова. Особняком стоят сложные и противоречивые фигуры В.В. Розанова и Л. Шестова. Из новейших русских религиозных философов можно назвать И.А. Ильина, В.В. Зеньковского, Г.В. Флоровского.
Список используемой литературы
Информация о работе Особенности развития русской философии XIX века