Особенности религиозного мировоззрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 18:44, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы служит выявление особенностей религиозного мировоззрения. Для этого был поставлен ряд задач:
Изучить понятие мировоззрение;
Выявить структуру мировоззрения;
Выявить виды мировоззрения;
Определить особенности религиозного мировоззрения;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………………..3
Мировоззрение и его методологические функции в построении картины мира………………………………………………………………………………………………………………………..5
Структура мировоззрения …………………………………………………………………………………….8
Особенности религиозного мировоззрения ……………………………………………………….11
Заключения……………………………………………………………………………………………………………19
Список использованной литературы……………………………………………………………………20

Вложенные файлы: 1 файл

конроль филос.doc

— 104.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»

ОКТЯБРЬСКИЙ ФИЛИАЛ

 

            

 

 

 

                                             Кафедра гуманитарных, естественнонаучных, математических и       социально-экономических дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Философия»

Тема: Особенности религиозного мировоззрения

 

 

 

 

 

 

                                                                                Выполнил:                                                        

                          _______________                        студент гр. 3БЭЗ-11                                                         

                                 подпись                                        Галиуллина Л. С.

 

 

 

                                                                                 Проверил:

                          _______________                    

                                 подпись                                        Корепанов К. И.

 

 

 

                                                           2012

 

Особенности религиозного мировоззрения

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………………..3

Мировоззрение и его  методологические функции в построении картины мира………………………………………………………………………………………………………………………..5

Структура мировоззрения  …………………………………………………………………………………….8

Особенности религиозного мировоззрения ……………………………………………………….11

Заключения……………………………………………………………………………………………………………19

Список использованной литературы……………………………………………………………………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   Издревле и  по сей день философы  очень   много уделяют вниманию изучению  различных форм мировоззрения, так как, разобравшись в их особенностях, можно проще понимать те или иные поступки, сущность бытия. Человек рождается дважды. В первый раз он приходит в мир как живое существо, а затем, приспосабливаясь к нему и одновременно «приспосабливая» его к себе, он упорядочивает и гармонизирует свою личность, создает себе « карту-схему» действительности, формирует принципы мироздание и принципы жизни, осмысливает окружающее, проясняет и конструирует смысл жизни. Утверждая себя с помощью познавательных способностей, человек вырабатывает интеллектуальное и ценностно-эмоциональное отношение к миру, которое в виде системы взглядов, идеалов,  принципов познания и деятельности составляет мировоззрения.

   Мировоззрение  – система обобщенных взглядов  на мир и местно человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации, мировоззрение – это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание мировоззрение группируется вокруг того или иного решение основного вопроса философии. В качестве субъекта мировоззрения реально выступают группа и личность.  Мировоззрение является ядром общественного и индивидуального сознания.  Выработка мировоззрения – существенный показатель зрелости  и не только личности, но и определенной социальной группы, общественного класса. По своей сущности мировоззрение – общественно-политический феномен, возникший с появлением   человеческого общества.

   Объектом данного  реферата является мировоззрение,  а предметом служит религиозное  мировоззрение.

Целью работы служит выявление  особенностей религиозного мировоззрения. Для этого был поставлен ряд задач:

  • Изучить понятие мировоззрение;
  • Выявить структуру мировоззрения;
  • Выявить виды мировоззрения;
  • Определить особенности религиозного мировоззрения;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мировоззрение и его  методологические функции в построении картины мира.

   Различают понятия  « мировоззрение», «общая картина  мира», « мироощущение», « мировосприятие»,  « миросозерцание», « миропонимание». Между всеми этими понятиями  существует тесная взаимосвязь  и единство. Нередко они употребляются  в качестве синонимов. Вместе с тем между этими понятиями имеются и различия. Общая картина мира -  задача всех областей знания.

   С помощью мировоззрения  человек строит картину мира  определенной эпохи или свою  собственную. Мировоззрение –  это комплексное воззрение о  том, как вести себя в этом мире и по отношению к Пространству, и по отношению ко Времени. Например, мировоззрение западноевропейцев считается активным, рациональным и линейным ( культура мужского типа), а мировоззрение народов Востока – созерцательным, иррациональным и нелинеаризированным ( культура женского типа). Мировоззрение – способ построения картины мира.

   Картина мира  – это обобщенное знание о  строении, устройстве мира, закономерностях  его развития. Картина мира является  исходным пунктом и результатом  деятельности мировоззрения.

   Картина мира  задается человеку ( или сообществу ) извне т. е. внешними условиями  существования )  сразу после  рождения в «свернутом» виде, а затем, в процессе реальной  жизнедеятельности, на основе  получаемого опыта жизни, она дешифруется, корректируется и видоизменяется в соответствии с новыми объективными условиями и субъективными желаниями человека. Картина мира, таким образом, в определенной степени произвольна, а в определенной степени – обусловлена объективными  обстоятельствами.

   Чем система,  шире и глубже мировоззрение,  тем точнее картина мира, тем  успешнее жизнедеятельность   личности или сообщества людей,  потому что точнее и адаптивной  становиться программа человеческой  жизнедеятельности, т.е. её мировоззренческая  стратегия.   Это – основная функция мировоззрения.  Она называется методологической ( метод - способ; логос- учение; функция исполнения ). Поскольку  именно мировоззрение личности или общества  определяет,  какие именно способы будут использоваться для достижения жизненной цели. Дело в том, что  люди, осуществляя любую деятельность, живут  не только в Настоящем (как животные), но, одновременно, и в Прошлом, и в Настоящем, и в Будущем. Поэтому, кроме инстинктов  и безусловных рефлексов, им требуются особые  мыслительные конструкции, позволяющие людям уверенно чувствовать себя и в самооценке, и в своих прогнозах на будущее. Помимо цели, люди обычно руководствуются в своем поведении и более или менее общими установками, общими правильными действиями, запретами, предписаниями и ограничениями. Именно эти общие установки и составляют методологию в широком смысле.

Человек утверждает себя в предметном мире не только с помощью  мышления, но и посредством всех своих познавательных способностей. Целостное осознание и переживание воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятий, представлений и эмоций образуют мироощущение, мировосприятие и миросозерцание.  Миропонимание представляет собой лишь понятийный, интеллектуальный аспект мировоззрения. Для мировоззрения же характерна еще более высокая интеграция знаний, чем в общей картине мира, и наличие не только интеллектуального, но и эмоционально – ценностного отношения человека к миру.

  Мировоззрения у  огромного количества совершенно  разных людей имеет множества общих черт в различных отношениях.

Так, мировоззрение может  быть научным или антинаучным, религиозным  или атеистическим, обыденным или  философским, но она всегда стремится  к целостности и успешности относительно совершенно конкретных обстоятельств.  Однако   достигаются целостность и эта успешность разными способами. Художественное, мифологическое, религиозное мировоззрение формируются при преимущественном значении мироощущения; научное мировоззрения действует в основном на уровне миропонимание; философское осуществляет попытку системно гармонизировать оба уровня; а обыденное мировоззрение – это произвольное смешение мироощущение с миропониманием. 

   Будучи отражением  мира и ценностным отношением  к нему, мировоззрение  играет  и определенную регулятивно – творческую роль, выступая в качестве методологии построения общей картины мира. ни одна конкретная наука сама по себе не есть мировоззрение, хотя каждая из них с необходимостью содержит в себе мировоззренческое начало.

   Понятие мировоззрения  соотноситься с понятием « идеология» , но они не совпадают по своему содержанию; мировоззрение шире идеологии.  Идеология охватывает лишь ту часть мировоззрения, которая ориентирована на социальные явления. Мировоззрения же в целом относиться ко всей объективной действительности и к человеку.

СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

   Будучи важной  составной частью внутреннего  мира человека, мировоззрение имеет  сложную структуру.

   Мировоззрение  человека непременно обнаруживает  себя в различных феноменах  его духовной жизни и поведения: во взглядах, верованиях, убеждения, поступках и т. п.  Но в них самих  следует видеть лишь отдельные проявления более глубоких структур или слоев мировоззрения.

    Основной структурообразующий  элемент мировоззрения – вопросы,  которые возникают перед человеком вместе с началом его сознательной жизни:

- « О сущем» ( что  значить существовать и быть  действительным или реальным);

- « О должном» ( что  обладает высшей ценностью, т.  е. является благом, а что ценностью  не обладает или является «антиценностью»;  к чему в конечном счете следует стремиться и чего избегать) ;

- « О реализации  должного в сущем» ( каким образом,  какими путями можно достичь  должного, короче – как жить  в этом мире, руководствуясь избранными  ценностями).

    Центральная  проблема мировоззрения – вопрос о месте и назначении человека в мире. Хотя и они, в свою очередь, влияют на решение этой проблемы.

  Указанным группам  мировоззренческих проблем- вопросов  соответствует познавательная, ценностная  и программно- поведенческая подсистемы мировоззрения, в которых и происходит формирования взглядов, убеждений, жизненных стратегий.

   Мировоззрения  каждого человека глубоко индивидуально.  Оно несет в себе черты, обусловленные  особенностями исторической эпохи,  в которую живет человек, его  воспитанием и образованием, профессиональной деятельностью. На нем оставляют отпечаток состояние физического и душевного здоровья и многое другое. Различают не только конкретные взгляды, но и сами способы осмысления мировоззренческих проблем, роль логики и образности в построении мировоззрения, степень и характер его эмоциональность.

   Но мировоззрения  людей не только отличаются.  В них много общего. И по  содержанию – есть взгляды,  широко распространенные  и даже  господствующие в обществе или  его отдельных слоях. Например, религиозные воззрения определенного толка. И по способам организации этих взглядов. Например, придание особого значения личному авторитету человека, формулирующему взгляды, или, напротив придание большого значения логической стройности самих взглядов и т. п.

   Наличие общих черт позволяет  рассматривать мировоззрение уже  не отдельного человека, хотя  и он подчас предоставляет   интерес, а тип мировоззрения,  присущий большому числу людей.

   В самом общем виде  и с известной долей условности  все типы мировоззрение  можно разделить на социально- исторические и экзистенциально – личностные.

   Социально – исторические  типы формируются на различных  этапах развития человечества  и отличаются прежде всего  способом, каким мировоззрение становится  доступным людям в различные исторические эпохи.  Важнейшими  социально-историческими типами мировоззрения являются; архаический, или самый древний ( анимизм, тотемизм, фетишизм и т. п.), мифологический, религиозный и философский. Они отличаются не просто разной постановкой мировоззренческих проблем, но и принципиально различными способами их решения.

   Экзистенциально- личностные  типы мировоззрения формируются  на различных стадиях духовного  становления человека и различаются,  главным образом, тем способом, каким индивид усваивает себя  мировоззренческие достижения человечества  и сам продуцирует их. Мировоззрение отдельного человека может формироваться либо стихийно, либо целенаправленно. В последнем случае роль индивида может быть либо, По-преимуществу, пассивной, когда он некритически (догматически)  усваивает готовые взгляды, либо активной, когда он ведет осознанный (интенциональный – намеренный) мировоззренческий поиск. В последнем случае ему необходимо критически отнестись к собственному внутреннему миру и заняться рефлексией, то есть дать себе отчет в том как , какими средствами, на каких соответствует стихийный, догматический и интенционально- рефлексивный типы мировоззрения.

   Также различают обыденное,  религиозное, философское мировоззрения.

  Особенности религиозного мировоззрения.

   В первобытном обществе мифология находилась в тесном взаимодействий с религией, однако, они не были нераздельны.

Религия имеет свою специфику, которая  заключается не в особого типа мировоззрении. Специфика религии  обуславливается тем, что основным элементом религии является культовая система, то есть система обрядовых  действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. Поэтому всякий миф становиться религиозным в той мере, в какой он включается  в культовую систему, выступает в качестве ее содержательной стороны.

   Мировоззренческие конструкции,  включаясь в культовую систему,  приобретают характер вероучения.  Что придает мировоззрению особый  духовно-практический  характер. С  помощью обрядности  религия культивирует человеческие чувства любви.  Доброты, терпимости, долга и т.п., связывая их присутствие со священным, сверхъестественным.

Информация о работе Особенности религиозного мировоззрения