Особенности религиозного мировоззрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 18:44, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы служит выявление особенностей религиозного мировоззрения. Для этого был поставлен ряд задач:
Изучить понятие мировоззрение;
Выявить структуру мировоззрения;
Выявить виды мировоззрения;
Определить особенности религиозного мировоззрения;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………………..3
Мировоззрение и его методологические функции в построении картины мира………………………………………………………………………………………………………………………..5
Структура мировоззрения …………………………………………………………………………………….8
Особенности религиозного мировоззрения ……………………………………………………….11
Заключения……………………………………………………………………………………………………………19
Список использованной литературы……………………………………………………………………20

Вложенные файлы: 1 файл

конроль филос.doc

— 104.50 Кб (Скачать файл)

    Основная функция религии  состоит в том, чтобы помочь  человеку преодолевать исторически-  изменчивые, переходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. В духовно-нравственной сфере это проявляется в придании нормам, ценностям и идеалам характер абсолютного, неизменного.

   Таким образом, религия  придает смысл и значение, а значит и устойчивость человеческому бытию, помогает ему преодолевать житейские трудности.

   В рамках любой религии  есть системность (система ответов  на вопрос). Но философию формулирует  свои выводы в рациональной  форме.  А в религии – акцент  на веру.  Религия предполагает готовые ответы на вопросы.

   Религиозная доктрина не  терпит критики.  Любая религия  предполагает человеку идеалы  и сопровождается обрядами и  ритуалами  (конкретными действиями).  Каждое развитое  религиозное  учение содержит отпечатки выраженной системности. Религиозное мировоззрение также характеризуется следующими чертами:

  1. Символизм (каждое значимое явление в природе или истории рассматривается как проявления Божественной воли), через символ осуществляется и естественным мирами;
  2. Носит ценностный характер отношения к действительности (действительность – это пространственно-временная протяженность борьбы добра со злом);
  3. Время так же связано со Священной  историей (время до и после Рождества Христова);
  4. Откровения признается за слово Божье и это ведет к абсолютизации слова (логоса), логос становиться образом  Бога.

    Мифологическое  сознание исторически предшествует  религиозному. Религиозное мировоззрение  более системно, чем мифологическое, оно более совершенно в логическом плане. Системность религиозного сознание предполагает его логическую упорядоченность, а преемственность с мифологическим сознанием обеспечивается за счет использования в качестве основной лексической единицы образа.

   Религиозное мировоззрение « работает» на двух уровнях: на теоретико-идеологическом (в форме теологии, философии, этики, социальной доктрины церкви), т. е. на уровне миропонимания, и общественно-психологическом, т.е. уровне мироощущения.  На обеих уровнях религиозность характеризуется  прежде всего верой в сверхъестественной (сверхприродное), верой в чудо. Чудо противоречит закону. Законом называют неизменность в изменениях, непременную однородность действия всех однородных вещей. Чудо противоречит самой сущности закона: Христос шел по воде, аки по суши  и сие чудо есть. Мифологические представления не имеют представления о чуде: для них естественно самое противоестественное.

   Религиозное мировоззрение  уже различает  естественное  и  противоестественное,  уже  имеет ограничения.  Религиозная картина мира гораздо контрастнее, чем мифологическая, богаче красками.

   Она намного  критичнее мифологической,  и  менее самонадеянна.  Однако всё,  выявленное миропониманием непонятное, противоречащее рассудку, религиозное  мировоззрение объясняет универсальной силой, способной нарушить естественный ход вещей и гармонизировать любой хаос.

   Вера в эту  внешнюю сверхсилу  и является  основой религиозности. Религиозная  философия, так же как и теология, исходить из тезиса о наличии  в мире некой идеальной сверхсилы,  способной по своему произволу манипулировать и природой, и судьбами людей. При этом и религиозная философия, и теология, обосновывают и доказывают теоретическими средствами и необходимость Веры, и наличие идеальной сверхсилы - Бога.

   Религиозное мировоззрение  и религиозная философия являются  разновидностью идеализма, т.е.  такого направления в развитии  общественного сознания, в котором  исходной субстанцией, т.е. основанием  мира, выступает Дух, идея. Разновидностями  идеализма являются субъективизм, мистицизм и др.  Противоположностью  религиозного мировоззрения является атеистическое мировоззрения.

   Первым историческим  типом мировоззрения было мифологическое, вторым историческим типом мировоззрения  была религия. Религиозное мировоззрение обладала многими общими чертами с предшествующим  ему мифологическим мировоззрением, но имела и свои особенности. Прежде всего, религиозное мировоззрение отличается от мифологического по способу духовного  освоения действительности. Мифологические образы и представления были многофункциональны: в них в еще не развитой форме переплеталось познавательное, художественное и оценочное освоение действительности, что создавало предпосылку для возникновения на их основе не только религии, но и различных видов литературы и искусства. Религиозные образы и представления выполняют лишь одну функцию – оценочно-регулятивную.

   Неотъемлемой  чертой религиозных мифов и  представлений является их догматизм.  Возникнув, религия сохраняет  известный запас представлений  на протяжении нескольких веков.

   Религиозные образы  многозначны: они допускают различные  их истолкования, в том числе  абсолютно противоположные. Поэтому  на основе одной системы религиозных  догм складывается всегда множество  различных направлений, например в христианстве: католицизм, православие, протестантизм.

   Еще одной особенностью  религиозных образов и предоставлений  является то, что в них скрыта  иррациональность, которая подлежит  восприятию только верой, а  не разумом. Последний вскрывает  смысл образа, но не опровергает и не разрушает его. Это особенность религиозного образа лежит в основе признания приоритета религиозной веры над разумом.

   Центральное   место в любом религиозном  мировоззрении занимает всегда  образ или идея Бога. Бог здесь  рассматривается в качестве первоначала и первоосновы всего существующего. Причем это уже не генетическое первоначало, как в мифологии, а первоначало – созидающее, творящее, производящее.

Следующая особенность  религиозно - мировоззренческого способа освоения действительности – универсализация духовно-волевой связи, представление о которой постепенно вытесняет мифологические представления о всеобщей родственной связи. С точки зрения религиозного мировоззрения все существующее и происходящее в мире зависит от воли и желания бога. Всем в мире правит божественное или устанавливаемый и контролируемый высшим существом моральный закон.

   Для религии  характерно признание примата  духовного над телесным, чего  нет в мифологии. Отношение  к действительности, определяемое  религиозным мировоззрением, существенно отличается от иллюзорно – праксеологического способа действий, связанных с мифологическим мировоззрением.  Это пассивное отношение к действительности. Доминирующее положение в религии занимают умилостивительные действия (почитание различных предметов, наделенных сверхъестественными свойствами, молитвы, жертвоприношения и другие действия). 

   Таким образом,  религиозное мировоззрение –  это способ освоения действительности  через её удвоение на естественную, земную, посюстороннюю и сверхъестественную, небесную, потустороннюю. Религиозное мировоззрение прошло длительный путь развития, от первобытных до современных ( национальных и мировых).

   Возникновение  религиозного мировоззрения было  шагом вперед на пути развития  человеческого самосознания. В религии постигалось единство между разными родами и племенами, на основе которых создавались новые общности – народности и нации. Мировые религии, например христианство, поднимались даже до осознания общности и провозглашения равенства перед Богом всех людей. В то же время каждая из них подчеркивала особое положение своих последователей.

   Историческое  значение религии состояло в  том, что она и в рабовладельческом,  и в феодальном обществах содействовала  становлению и укреплению новых  общественных отношений и формированию сильных централизованных государств. Между тем в истории случались религиозные войны.

   Нельзя однозначно  оценить и культурное значение  религии. С одной стороны, она,  несомненно, способствовала распространению образования и культуры. В храмах накапливались и сохранялись разнообразные знания. Именно с религией связаны выдающиеся достижения в архитектуре, живописи, музыке и хоровом искусстве. При храмах создавались первые учебные заведения, например братские школы на Украине и Белоруссии. Большое познавательное и воспитательное значение имело и имеет чтение священных книг. В то же время мы знаем о массовым уничтожении христианами памятников языческой культуры, об инквизиции, которая уничтожила сотни тысяч людей.

   В наше время религия продолжает оставаться одним из наиболее распространенных  мировоззрений, которое занимает значительное место в жизни любого общества. И мифология, и религия возникли из практического отношения человеку к миру и были направлены на преодоление чуждости, враждебности внешнего мира. хотя в них и наметились основные мировоззренческие проблемы, однако они не смогли обеспечить осознание человеком всей сложности его социального бытия.

   Религиозное и  светское мировоззрения объясняют  источник морали в соответствии с собственными системами ценностей. Особенностью религиозной морали является ориентация на две группы ценностей: земные (подчиненные) и небесные (господствующие). Так, библейский декалог (десять слов, заповедей) разделяется на четыре определяющих  принципа отношений человека с Богом и последующие производные, регламентирующие отношения между людьми.

   Норма религиозной  морали освещают социальные и  этнические нравственные кодексы  в сложном, зачастую противоречивом  сочетании. В религиозной марали закреплена и простейшие нормы нравственности, размышления над «вечными» моральными проблемами. В религиозных формах отразился многовековый опыт нравственной культуры человечества. Сильными сторонами религиозной морали и этики являются такие особенности религиозного мировоззрения, как внешняя простота ответов на сложные нравственные проблемы, четкие ориентиры и доступные образцы нравственного поведения, а так же постановка и обеспечение проблемы нравственной ответственности (Бог все видит). С другой стороны, как свидетельствует история культуры, эти же стороны религиозной морали в состоянии вдохнуть жизнь в такие ориентации, как буквализм, пассивность, нетерпимость, делегирование личной нравственной ответственности религиозным лидерам и организациям. Религиозная мораль, этика была и остается, пожалуй, самой сильной стороной религиозного мировоззрения. Французский мыслитель XVII века П. Бейль первым высказал предположение о возможности безрелигиозного общества, в котором обеспечивается нравственность благодаря отсутствию суеверия. Реальный атеизм XX века, естественно, вызывает активность теологов и в сфере религиозно-нравственной жизни. Основной мотив – сведение глобальных проблем человечества к следствию духовно-нравственного кризиса секулярного  (безрелигиозного) общества. Но была ли высоконравственной и бескризисной жизнь общества до XX века? Есть аргументированные ответы скептиков на этот вопрос, однако позитивное мышление перспективнее. Религиозное и светское мировоззрения могут взаимодействовать в утверждении приоритета гуманистически ориентированной духовности и таким образом преодоления идеологии неоправданного аскетизма, так и материального потребительства.

   Истина, Благо,  Красота являются вершинами ценностей  философских систем со времени  их возникновения. Истинное нравственно и прекрасно, ложное – безнравственно и безобразно, утверждают многие мыслители. Что есть красота? Религиозные философы и теологи отдают приоритет религиозному, а в искусстве видят начало Бога и путь к Богу. Общее искусства и религии в их ценностной природе, в соединении рационального и эмоционально-фантастического элементов. Важнейшая сторона эстетического он утверждает свои сущностные силы. Религиозное искусство видит в свершениях человека направляющее воздействие божественного провидения. Принято различать религиозное искусство в узком и широком смысле. В первом варианте это искусство, являющееся частью культа, во втором – в некультовое искусство, имеющее религиозную направленность. Культовое искусство официально признано церковью как творчество в соответствии с канонами конфессии. Внекультовое религиозное  искусство не имеет такого высокого статуса и не ориентировано на требование культа. В нем больше возможности для творческого выражения религиозно- духовного мира художника. Религиозное искусство всегда связано с определенным  религиозным направлением (конфессия), имеет национально-региональные особенности. Художественное начало относительно самостоятельно по отношению к культовому. Многие памятники художественной культуры, созданные на темы и сюжеты разных религий, вошли в бесценную сокровищницу культуры. Они в архитектуре, изобразительном искусстве, музыке, пении, орнаменте и т.д. в каждой религии уникальный ансамбль из произведений этих видов искусства обеспечивает эстетико-психологическую сторону культовой деятельности.

   Религиозное искусство  многофункционально. Канон, замысел  и его реализация зависят от  контекста эпохи. Соответственно, произведение религиозного искусства  несет информацию о социокультурной  ситуации времени и личным идеалом. Художественный образ при восприятии произведения искусства становится достоянием внутреннего мира личности.

   В отечественном  искусстве последних десятилетий  развиваются художественно - эстетические  подходы к религиозным образам  и сюжетам, запрещенные или ограниченные в первые десятилетия советского общества согласно нормам воинствующего атеизма. Светские эстетика и искусство, неуклонно развивающиеся в этнических культурах уходящего тысячелетия, остаются преобладающей тенденцией в мировоззренческих ориентациях постсоветского общества.

                                                   Заключение

      В заключении  стоит отметить, что мировоззрение  есть общее понимание мира, человека, общества, определяющее социально-политическую, философскую, религиозную, нравственную, эстетическую, научно-теоретическую ориентацию человека. 

Информация о работе Особенности религиозного мировоззрения