Основная функция религии
состоит в том, чтобы помочь
человеку преодолевать исторически-
изменчивые, переходящие, относительные
аспекты его бытия и возвысить человека
до чего-то абсолютного, вечного. В духовно-нравственной
сфере это проявляется в придании нормам,
ценностям и идеалам характер абсолютного,
неизменного.
Таким образом, религия
придает смысл и значение, а значит
и устойчивость человеческому бытию, помогает
ему преодолевать житейские трудности.
В рамках любой религии
есть системность (система ответов
на вопрос). Но философию формулирует
свои выводы в рациональной
форме. А в религии – акцент
на веру. Религия предполагает готовые
ответы на вопросы.
Религиозная доктрина не
терпит критики. Любая религия
предполагает человеку идеалы
и сопровождается обрядами и
ритуалами (конкретными действиями).
Каждое развитое религиозное
учение содержит отпечатки выраженной
системности. Религиозное мировоззрение
также характеризуется следующими чертами:
- Символизм (каждое значимое явление в природе или истории рассматривается как проявления Божественной воли), через символ осуществляется и естественным мирами;
- Носит ценностный характер отношения к действительности (действительность – это пространственно-временная протяженность борьбы добра со злом);
- Время так же связано со Священной историей (время до и после Рождества Христова);
- Откровения признается за слово Божье и это ведет к абсолютизации слова (логоса), логос становиться образом Бога.
Мифологическое
сознание исторически предшествует
религиозному. Религиозное мировоззрение
более системно, чем мифологическое,
оно более совершенно в логическом плане. Системность
религиозного сознание предполагает его
логическую упорядоченность, а преемственность
с мифологическим сознанием обеспечивается
за счет использования в качестве основной
лексической единицы образа.
Религиозное мировоззрение « работает» на двух уровнях:
на теоретико-идеологическом (в форме
теологии, философии, этики, социальной
доктрины церкви), т. е. на уровне миропонимания,
и общественно-психологическом, т.е. уровне
мироощущения. На обеих уровнях религиозность
характеризуется прежде всего верой
в сверхъестественной (сверхприродное),
верой в чудо. Чудо противоречит закону.
Законом называют неизменность в изменениях,
непременную однородность действия всех
однородных вещей. Чудо противоречит самой
сущности закона: Христос шел по воде,
аки по суши и сие чудо есть. Мифологические
представления не имеют представления
о чуде: для них естественно самое противоестественное.
Религиозное мировоззрение
уже различает естественное
и противоестественное, уже
имеет ограничения. Религиозная картина мира гораздо
контрастнее, чем мифологическая, богаче
красками.
Она намного
критичнее мифологической, и
менее самонадеянна. Однако всё,
выявленное миропониманием непонятное,
противоречащее рассудку, религиозное
мировоззрение объясняет универсальной силой, способной
нарушить естественный ход вещей и гармонизировать
любой хаос.
Вера в эту
внешнюю сверхсилу и является
основой религиозности. Религиозная
философия, так же как и теология,
исходить из тезиса о наличии
в мире некой идеальной сверхсилы, способной по
своему произволу манипулировать и природой,
и судьбами людей. При этом и религиозная
философия, и теология, обосновывают и
доказывают теоретическими средствами
и необходимость Веры, и наличие идеальной
сверхсилы - Бога.
Религиозное мировоззрение
и религиозная философия являются
разновидностью идеализма, т.е.
такого направления в развитии
общественного сознания, в котором
исходной субстанцией, т.е. основанием
мира, выступает Дух, идея. Разновидностями
идеализма являются субъективизм, мистицизм и др. Противоположностью
религиозного мировоззрения является
атеистическое мировоззрения.
Первым историческим
типом мировоззрения было мифологическое,
вторым историческим типом мировоззрения
была религия. Религиозное мировоззрение обладала многими общими чертами
с предшествующим ему мифологическим
мировоззрением, но имела и свои особенности.
Прежде всего, религиозное мировоззрение
отличается от мифологического по способу
духовного освоения действительности.
Мифологические образы и представления
были многофункциональны: в них в еще не
развитой форме переплеталось познавательное,
художественное и оценочное освоение
действительности, что создавало предпосылку
для возникновения на их основе не только
религии, но и различных видов литературы
и искусства. Религиозные образы и представления
выполняют лишь одну функцию – оценочно-регулятивную.
Неотъемлемой
чертой религиозных мифов и
представлений является их догматизм.
Возникнув, религия сохраняет
известный запас представлений
на протяжении нескольких веков.
Религиозные образы
многозначны: они допускают различные
их истолкования, в том числе
абсолютно противоположные. Поэтому
на основе одной системы религиозных
догм складывается всегда множество
различных направлений, например в христианстве: католицизм, православие,
протестантизм.
Еще одной особенностью
религиозных образов и предоставлений
является то, что в них скрыта
иррациональность, которая подлежит
восприятию только верой, а
не разумом. Последний вскрывает
смысл образа, но не опровергает и не разрушает его.
Это особенность религиозного образа
лежит в основе признания приоритета религиозной
веры над разумом.
Центральное
место в любом религиозном
мировоззрении занимает всегда
образ или идея Бога. Бог здесь
рассматривается в качестве первоначала и первоосновы
всего существующего. Причем это уже не
генетическое первоначало, как в мифологии,
а первоначало – созидающее, творящее,
производящее.
Следующая особенность
религиозно - мировоззренческого способа освоения
действительности – универсализация
духовно-волевой связи, представление
о которой постепенно вытесняет мифологические
представления о всеобщей родственной
связи. С точки зрения религиозного мировоззрения
все существующее и происходящее в мире
зависит от воли и желания бога. Всем в
мире правит божественное или устанавливаемый
и контролируемый высшим существом моральный
закон.
Для религии
характерно признание примата
духовного над телесным, чего
нет в мифологии. Отношение
к действительности, определяемое
религиозным мировоззрением, существенно отличается
от иллюзорно – праксеологического способа
действий, связанных с мифологическим
мировоззрением. Это пассивное отношение
к действительности. Доминирующее положение
в религии занимают умилостивительные
действия (почитание различных предметов,
наделенных сверхъестественными свойствами,
молитвы, жертвоприношения и другие действия).
Таким образом,
религиозное мировоззрение –
это способ освоения действительности
через её удвоение на естественную,
земную, посюстороннюю и сверхъестественную, небесную, потустороннюю.
Религиозное мировоззрение прошло длительный
путь развития, от первобытных до современных
( национальных и мировых).
Возникновение
религиозного мировоззрения было
шагом вперед на пути развития
человеческого самосознания. В религии постигалось
единство между разными родами и племенами,
на основе которых создавались новые общности
– народности и нации. Мировые религии,
например христианство, поднимались даже
до осознания общности и провозглашения
равенства перед Богом всех людей. В то
же время каждая из них подчеркивала особое
положение своих последователей.
Историческое
значение религии состояло в
том, что она и в рабовладельческом,
и в феодальном обществах содействовала
становлению и укреплению новых
общественных отношений и формированию сильных
централизованных государств. Между тем
в истории случались религиозные войны.
Нельзя однозначно
оценить и культурное значение
религии. С одной стороны, она,
несомненно, способствовала распространению образования и культуры. В храмах накапливались
и сохранялись разнообразные знания. Именно
с религией связаны выдающиеся достижения
в архитектуре, живописи, музыке и хоровом
искусстве. При храмах создавались первые
учебные заведения, например братские
школы на Украине и Белоруссии. Большое
познавательное и воспитательное значение
имело и имеет чтение священных книг. В
то же время мы знаем о массовым уничтожении
христианами памятников языческой культуры,
об инквизиции, которая уничтожила сотни
тысяч людей.
В наше время религия продолжает оставаться одним
из наиболее распространенных мировоззрений,
которое занимает значительное место
в жизни любого общества. И мифология,
и религия возникли из практического отношения
человеку к миру и были направлены на преодоление
чуждости, враждебности внешнего мира.
хотя в них и наметились основные мировоззренческие
проблемы, однако они не смогли обеспечить
осознание человеком всей сложности его
социального бытия.
Религиозное и
светское мировоззрения объясняют
источник морали в соответствии с собственными системами
ценностей. Особенностью религиозной
морали является ориентация на две группы
ценностей: земные (подчиненные) и небесные
(господствующие). Так, библейский декалог
(десять слов, заповедей) разделяется на
четыре определяющих принципа отношений
человека с Богом и последующие производные,
регламентирующие отношения между людьми.
Норма религиозной
морали освещают социальные и
этнические нравственные кодексы
в сложном, зачастую противоречивом сочетании. В религиозной марали закреплена
и простейшие нормы нравственности, размышления
над «вечными» моральными проблемами.
В религиозных формах отразился многовековый
опыт нравственной культуры человечества.
Сильными сторонами религиозной морали
и этики являются такие особенности религиозного
мировоззрения, как внешняя простота ответов
на сложные нравственные проблемы, четкие
ориентиры и доступные образцы нравственного
поведения, а так же постановка и обеспечение
проблемы нравственной ответственности
(Бог все видит). С другой стороны, как свидетельствует
история культуры, эти же стороны религиозной
морали в состоянии вдохнуть жизнь в такие
ориентации, как буквализм, пассивность,
нетерпимость, делегирование личной нравственной
ответственности религиозным лидерам
и организациям. Религиозная мораль, этика
была и остается, пожалуй, самой сильной
стороной религиозного мировоззрения.
Французский мыслитель XVII века П. Бейль
первым высказал предположение о возможности
безрелигиозного общества, в котором обеспечивается
нравственность благодаря отсутствию
суеверия. Реальный атеизм XX века, естественно,
вызывает активность теологов и в сфере
религиозно-нравственной жизни. Основной
мотив – сведение глобальных проблем
человечества к следствию духовно-нравственного
кризиса секулярного (безрелигиозного)
общества. Но была ли высоконравственной
и бескризисной жизнь общества до XX века?
Есть аргументированные ответы скептиков
на этот вопрос, однако позитивное мышление
перспективнее. Религиозное и светское
мировоззрения могут взаимодействовать
в утверждении приоритета гуманистически
ориентированной духовности и таким образом
преодоления идеологии неоправданного
аскетизма, так и материального потребительства.
Истина, Благо,
Красота являются вершинами ценностей
философских систем со времени
их возникновения. Истинное нравственно и прекрасно,
ложное – безнравственно и безобразно,
утверждают многие мыслители. Что есть
красота? Религиозные философы и теологи
отдают приоритет религиозному, а в искусстве
видят начало Бога и путь к Богу. Общее
искусства и религии в их ценностной природе,
в соединении рационального и эмоционально-фантастического
элементов. Важнейшая сторона эстетического
он утверждает свои сущностные силы. Религиозное
искусство видит в свершениях человека
направляющее воздействие божественного
провидения. Принято различать религиозное
искусство в узком и широком смысле. В
первом варианте это искусство, являющееся
частью культа, во втором – в некультовое
искусство, имеющее религиозную направленность.
Культовое искусство официально признано
церковью как творчество в соответствии
с канонами конфессии. Внекультовое религиозное
искусство не имеет такого высокого статуса
и не ориентировано на требование культа.
В нем больше возможности для творческого
выражения религиозно- духовного мира
художника. Религиозное искусство всегда
связано с определенным религиозным
направлением (конфессия), имеет национально-региональные
особенности. Художественное начало относительно
самостоятельно по отношению к культовому.
Многие памятники художественной культуры,
созданные на темы и сюжеты разных религий,
вошли в бесценную сокровищницу культуры.
Они в архитектуре, изобразительном искусстве,
музыке, пении, орнаменте и т.д. в каждой
религии уникальный ансамбль из произведений
этих видов искусства обеспечивает эстетико-психологическую
сторону культовой деятельности.
Религиозное искусство
многофункционально. Канон, замысел
и его реализация зависят от
контекста эпохи. Соответственно,
произведение религиозного искусства
несет информацию о социокультурной
ситуации времени и личным идеалом. Художественный образ
при восприятии произведения искусства
становится достоянием внутреннего мира
личности.
В отечественном
искусстве последних десятилетий
развиваются художественно - эстетические
подходы к религиозным образам
и сюжетам, запрещенные или ограниченные в
первые десятилетия советского общества
согласно нормам воинствующего атеизма.
Светские эстетика и искусство, неуклонно
развивающиеся в этнических культурах
уходящего тысячелетия, остаются преобладающей
тенденцией в мировоззренческих ориентациях
постсоветского общества.
Заключение
В заключении
стоит отметить, что мировоззрение
есть общее понимание мира, человека,
общества, определяющее социально-политическую,
философскую, религиозную, нравственную, эстетическую,
научно-теоретическую ориентацию человека.