Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 22:01, реферат
Введение.
Первые попытки человека осмыслить окружающий мир - живую и неживую природу, космическое пространство, наконец, самого себя - относят к тому периоду человеческого существования (предположительно его можно датировать вторым тысячелетием до нашей эры), когда человек в процессе эволюции, прежде всего умственной, начал дифференцировать природу как средство своего обитания, постепенно выделяя себя из нее. Именно вследствие того, что человек стал воспринимать животный и растительный мир, космос как нечто отличное и противостоящее ему, у него стали появляться способности осмысливать действительность, а затем и философствовать, т.е. делать
Введение. 3
1. Причины возникновения и становления философии Востока. 4
2. Становление Древнеиндийской философии. 7
3. Формирование Древнекитайской философии. 11
Заключение. 18
Нижегородский институт менеджмента и бизнеса
Кафедра Философии и социальных наук
РЕФЕРАТ
по философии на тему:
Особенности философии Древнего Востока
Выполнила студентка 5 курса
ФЭФ поток 37 у
специальность финансы и кредит
Проверила: Шестакова Л. А.______
2012 г.
План:
Введение. 3
1. Причины возникновения и становления философии Востока. 4
2. Становление Древнеиндийской философии. 7
3. Формирование Древнекитайской философии. 11
Заключение. 18
Введение.
Первые попытки
человека осмыслить окружающий
мир - живую и неживую природу,
космическое пространство, наконец,
самого себя - относят к тому
периоду человеческого
Термин «восточная философия» условен,
он употребляется западными
Философская мысль
человечества зарождалась в
Философия начала формироваться в первой половине первого тысячелетия до нашей эры (VII–VI вв. до н.э.) одновременно в Греции, Индии и Китае. К числу причин, приведших к подобному интеллектуальному расцвету – рождению философии, ученые относят следующие:
• скачок в развитии производительных сил,
• появление товарно-денежных отношений,
• перестройка родовой организации общества,
• возникновение первых государств,
• рост оппозиции традиционной религии,
• критика нормативных нравственных установок и представлений,
• усиление критического духа и рост научных знаний (характерный для древнегреческой философии).
Безусловно, процесс развития философии
происходил в различных странах
не одинаково. К примеру, в Индии
философия формировалась
Китайская философия зародилась в период борьбы царств, на которые распалась империя Чжоу, новое сословие населения пыталось реализовать принципы справедливого мироустройства, выступая за отмену наследования государственных должностей и за равные возможности для всех образованных китайцев, независимо от их происхождения. Несмотря на то, что китайская философия также не смогла полностью дистанцироваться от мифологического мышления, все же ее характер определяется исследователями в большей степени как нравственно-практический, нежели религиозный.
Существуют общие
При всей специфике индийской и китайской предфилософии, обусловленной культурным фоном и различием в языках у обоих народов, в целом она обусловлена общекультурными закономерностями.
Предфилософия начинается в родовом обществе коллективными формами сознания. Каждый этап ее развития сопровождается качественными изменениями самосознания: дорефлективное родовое сознание сменяется послеродовыми мировоззренческими нравственными исканиями мудреца. В классовом обществе с государственным устройством предфилософия сменяется философским познавательным творчеством, первой философией. Понятийные образы предфилософии попадают в философскую разработку и выливаются в абстрактную всеобщность. При этом философия сохраняет в своем арсенале понятийный образ первопредка, хотя и трансформирует его, придавая ему другие значения.
Первая философия закладывает
прочные основания
Общность генезиса не исключала своеобразия путей формирования систематизированного философского знания. Если в Индии многочисленные философские школы так или иначе соотносились главным образом с брахманизмом и буддизмом, то в Китае - преимущественно с конфуцианством. В Индии размежевание на отдельные школы не привело к официальному признанию приоритета какого-либо одного из философских направлений, а в Китае конфуцианство во II в. до н.э. добилось официального статуса государственной идеологии, сумев сохранить его до начала ХХ в.
Индийская культура является одной из самых древних в истории человеческой цивилизации. В ее рамках была создана оригинальная философия, оказавшая большое влияние на творчество крупнейших мыслителей Нового и новейшего времени. В истории древнеиндийской философии обычно выделяют три периода: ведический (1-я пол. I тыс. до н.э), эпический (2-я пол. I тыс. до н.э.) и классический (с I тыс. н.э.). В ведический период были созданы тексты Вед, в которых изложено мифологическое мировоззрение родового общества. Заключительным этапом эволюции Вед считаются Упанишады, явившиеся переходной формой от мифологии к философии в древнеиндийском обществе.
В эпоху перехода от родового общества к раннеклассовому происходило формирование различных школ и направлений древнеиндийской философии. В зависимости от отношения к Ведам философские школы подразделяются на ортодоксальные (веданта, санкхья, ньяя, вайшешика), признающие авторитет Вед и неортодоксальные (джайнизм, буддизм, локаята-чарвака), отвергающие авторитет Вед.
Философия возникла в Индии в середине I тысячелетия до н.э. На формирование аутентичного мировоззрения индийцев повлияли природные факторы:
• географическое местоположение: с одной стороны Индия была окружена Гималайскими горами, с других сторон – морем, что долгое время оберегало эту местность от вторжений;
• теплый климат способствовал формированию пищевого изобилия и не стимулировал подготовку индийцев к холодным периодам года, по причине отсутствия последних.
К мировоззренческим истокам
Индийцы разделяли священные тексты на два вида:
• шрути (санскр. śruti – услышанное) – это священное знание, дарованное людям богами;
• смрити (санскр. smŗti – запомненное) – это тоже «богооткровенные книги», основанные на авторитете шрути и представлявшие собой комментарии и истолкования этих священных текстов.
Одной из самых важных ведических книг является Ригведа. Уже в ней содержатся основные философские понятия и идеи, развитые в последующих древнеиндийских философских системах – даршанах (cанскр. darśana – видение, учение). Так, например, встречается в этой книге несколько космогонических концепций, послуживших основой для дальнейших рассуждений древнеиндийских мыслителей об устройстве и развитии мира.
Все, что есть в мире, контролируется, управляется и направляется Брахмой. Сотворив мир, Брахма удалился отдыхать в тени шелковичного дерева. Этот отдых называется «день Брахмы» и длится миллиарды лет. После «дня Брахмы» наступит «ночь Брахмы», т.е. мир вернется в изначальное состояние, пока не наступит новое рождение Брахмы из золотого яйца.
В дальнейшем в ряде древнеиндийских философских учений Брахман рассматривается как объективное духовное начало мира и соотносится с Áтманом. Понятие Атман первоначально употребляется в значении «тело», затем – как субъективное психическое начало, «душа», а позже – отождествляется с Брахманом и рассматривается как всеобщая основа и первопричина мира.
Еще одна версия сотворения мира основана на истории Пуруши. Пурýша – в мифологическом плане выступает как первочеловек, зародившийся из хаоса; принесение его в жертву привело к возникновению мира.
В последующем в философии под пурушей стали понимать безличное духовное начало, пронизывающее весь мир.
Существовала еще одна космогоническая концепция, согласно которой все сущее (сат) появляется из несущего (асат), а над ними возвышается некое третье начало.
В данной версии космогонии все боги тварны, они выполняют свое предназначение и не ведают всех тайн бытия. Лишь загадочное третье начало – «Нечто Одно» – существующее до бытия и небытия, возможно, владеет тайной мира, истинным знанием.
Таким образом, в Упанишадах обозначается высшая цель человеческой жизни – слияние с атманом-брахманом еще при жизни, освобождение от сансары и достижение «мира Брахмана» после смерти. Для того, чтобы идти по этому пути, необходимо отречься от мира, от учености, от каких-либо привязанностей и исполнять три заповеди Праджапати:
• подавляй страсти,
• подавай бедным,
• будь сострадателен к ближнему.
Исходной мировоззренческой
Становление индийской филсофии делят на несколько периодов:
- ведийский период (1500 год до н. э. - 600 год до н. э.) возникновение ведических книг;
- эпический период (600 год до
н. э. - 200 год н. э.) формируются
Упанишады, возникают
- период сутр (от 200 года н. э.)
происходит обобщение
- схоластический период (также
II в. н.э.) период творчества
Наиболее распространенный термин древнеиндийской философии, эквивалентный древнегреческому термину «философия» – это понятие «даршана». Оно весьма многозначно и употребляется в следующих смыслах: «познание», «мнение», «восприятие», «видение», «учение», «система» и др.
В качестве основных философских школ древней Индии принято выделять 9 даршан, разделяя их на две группы – ортодоксальные (признающие авторитет священных ведических книг) и неортодоксальные (не признающие авторитета вед).
В развитии философии Древнего Китая выделяют два основных этапа:
1) этап зарождения философских воззрений, охватывающий VIII - VI вв. до н.э.
2) этап расцвета философской
мысли, который относят к VI
- III вв. до н.э. и называют «золотым
веком китайской философии». Именно
на второй этап падает