Особенности философии Древнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 22:01, реферат

Краткое описание

Введение.
Первые попытки человека осмыслить окружающий мир - живую и неживую природу, космическое пространство, наконец, самого себя - относят к тому периоду человеческого существования (предположительно его можно датировать вторым тысячелетием до нашей эры), когда человек в процессе эволюции, прежде всего умственной, начал дифференцировать природу как средство своего обитания, постепенно выделяя себя из нее. Именно вследствие того, что человек стал воспринимать животный и растительный мир, космос как нечто отличное и противостоящее ему, у него стали появляться способности осмысливать действительность, а затем и философствовать, т.е. делать

Содержание

Введение. 3
1. Причины возникновения и становления философии Востока. 4
2. Становление Древнеиндийской философии. 7
3. Формирование Древнекитайской философии. 11
Заключение. 18

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 33.18 Кб (Скачать файл)

Нижегородский институт менеджмента и бизнеса

Кафедра Философии  и социальных наук

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по философии  на тему:

Особенности философии Древнего Востока

 

 

 

 

Выполнила студентка 5 курса

ФЭФ поток 37 у 

специальность финансы и кредит

 

Проверила:  Шестакова Л. А.______

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012 г.

План:

Введение. 3

1. Причины возникновения и становления философии Востока. 4

2. Становление Древнеиндийской философии. 7

3. Формирование Древнекитайской философии. 11

Заключение. 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

      Первые попытки  человека осмыслить окружающий  мир - живую и неживую природу,  космическое пространство, наконец,  самого себя - относят к тому  периоду человеческого существования  (предположительно его можно датировать  вторым тысячелетием до нашей  эры), когда человек в процессе  эволюции, прежде всего умственной, начал дифференцировать природу  как средство своего обитания, постепенно выделяя себя из  нее. Именно вследствие того, что  человек стал воспринимать животный  и растительный мир, космос  как нечто отличное и противостоящее  ему, у него стали появляться  способности осмысливать действительность, а затем и философствовать,  т.е. делать умозаключения, выводы  и выдвигать идеи об окружающем  его мире.

Термин «восточная философия» условен, он употребляется западными мыслителями  для обозначения философских  мировоззрений, отличных от мировоззрения, оформившегося в западной культуре. Однако в этом понятии не отражается вся уникальность философских идей, выкристаллизовавшихся на обширной территории к востоку от Греции в  различных природных, культурных, политических, исторических условиях.

     Философская мысль  человечества зарождалась в эпоху,  когда на смену родовым отношениям  приходили первые классовые общества  и государства. Отдельные философские  идеи, обобщавшие многотысячный  опыт человечества, можно обнаружить  в литературных памятниках Древнего  Египта, Древнего Вавилона. Наиболее  древней является философия, возникшая  в Индии и Китае.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Причины возникновения и становления философии Востока.

 Философия начала формироваться в первой половине первого тысячелетия до нашей эры (VII–VI вв. до н.э.) одновременно в Греции, Индии и Китае. К числу причин, приведших к подобному интеллектуальному расцвету – рождению философии, ученые относят следующие:

• скачок в развитии производительных сил,

• появление товарно-денежных отношений,

• перестройка родовой организации общества,

• возникновение первых государств,

• рост оппозиции традиционной религии,

• критика нормативных нравственных установок и представлений,

• усиление критического духа и рост научных знаний (характерный для древнегреческой философии).

Безусловно, процесс развития философии  происходил в различных странах  не одинаково. К примеру, в Индии  философия формировалась благодаря  противостоянию кшатриев (воинов) и  брахмáнов (жрецов). А поскольку власть брахманов опиралась не на физическую силу, а на силу слова – мифологическое мировоззрение, то и борьба приняла мировоззренческий характер. В свою очередь, и роль вайшьев (крестьян, ремесленников) – основного сословия Индии – в формировании нового представления о мире была незначительна, в отличие от Греции, в которой формирование философии было тесно связано с городским демосом. Все это обусловило специфический характер древнеиндийской философии, которая сохранила связь с мифолого-религиозным мировоззрением.

Китайская философия зародилась в  период борьбы царств, на которые распалась  империя Чжоу, новое сословие населения  пыталось реализовать принципы справедливого  мироустройства, выступая за  отмену наследования государственных должностей и за равные возможности для всех образованных китайцев, независимо от их происхождения. Несмотря на то, что  китайская философия также не смогла полностью дистанцироваться от мифологического мышления, все  же ее характер определяется исследователями в большей степени как нравственно-практический, нежели религиозный.

Существуют общие закономерности развития древнеиндийской и древнекитайской  философии. Во-первых, самосознание древних  индийцев и древних китайцев конструируется по типу родовых связей. Род объективирует  свое сознание в природе, но себя из нее не выделяет. Такое соотношение  природы, человека и сознания в первоначальной или первой индийской и китайской  философии реализуется в мировоззренческих  концепциях о духовном и телесном единстве человека и природы. Во-вторых, род выступает движущим основанием структурно-функциональных трансформаций  родового сознания. Геометрия и стереометрия космического времени, пространства и  пластики сознания древних индийцев и китайцев содержат в себе возможность  числовой абстракции философской категории, которая затем проявляется в  философских учениях. В-третьих, телесно-духовные оппозиции категорий верха и  низа предваряют активную познавательную работу мышления во всех сферах возникающей  философии. Выбор предфилософского типа фиксации сознания - мифа, ритуала или табу - в качестве исходной основы и философского направления диктуется не произволом философа, а его социальными условиями и классовыми интересами. В частности, у китайцев даосизм избирает миф, конфуцианство - ритуал, легизм - табу; у индийцев веданта избирает миф, миманса - ритуал и т.д.

При всей специфике индийской и  китайской предфилософии, обусловленной культурным фоном и различием в языках у обоих народов, в целом она обусловлена общекультурными закономерностями.

Предфилософия начинается в родовом обществе коллективными формами сознания. Каждый этап ее развития сопровождается качественными изменениями самосознания: дорефлективное родовое сознание сменяется послеродовыми мировоззренческими нравственными исканиями мудреца. В классовом обществе с государственным устройством предфилософия сменяется философским познавательным творчеством, первой философией. Понятийные образы предфилософии попадают в философскую разработку и выливаются в абстрактную всеобщность. При этом философия сохраняет в своем арсенале понятийный образ первопредка, хотя и трансформирует его, придавая ему другие значения.

Первая философия закладывает  прочные основания традиционализма  в сознании. Тем самым она начинает обслуживать устойчивые социально-экономические  системы, сохранившиеся в Индии  и Китае вплоть до ХХ в. На каждом историческом этапе развития индийского и китайского обществ духовная древность тесно соседствовала с современностью.

Общность генезиса не исключала  своеобразия путей формирования систематизированного философского знания. Если в Индии многочисленные философские  школы так или иначе соотносились главным образом с брахманизмом и буддизмом, то в Китае - преимущественно с конфуцианством. В Индии размежевание на отдельные школы не привело к официальному признанию приоритета какого-либо одного из философских направлений, а в Китае конфуцианство во II в. до н.э. добилось официального статуса государственной идеологии, сумев сохранить его до начала ХХ в.

 

  1. Становление Древнеиндийской философии.

Индийская культура является одной  из самых древних в истории  человеческой цивилизации. В ее рамках была создана оригинальная философия, оказавшая большое влияние на творчество крупнейших мыслителей Нового и новейшего времени. В истории древнеиндийской философии обычно выделяют три периода: ведический (1-я пол. I тыс. до н.э), эпический (2-я пол. I тыс. до н.э.) и классический (с I тыс. н.э.). В ведический период были созданы тексты Вед, в которых изложено мифологическое мировоззрение родового общества. Заключительным этапом эволюции Вед считаются Упанишады, явившиеся переходной формой от мифологии к философии в древнеиндийском обществе.

В эпоху перехода от родового общества к раннеклассовому происходило формирование различных школ и направлений древнеиндийской философии. В зависимости от отношения к Ведам философские школы подразделяются на ортодоксальные (веданта, санкхья, ньяя, вайшешика), признающие авторитет Вед и неортодоксальные (джайнизм, буддизм, локаята-чарвака), отвергающие авторитет Вед.

Философия возникла в Индии в  середине I тысячелетия до н.э. На формирование аутентичного мировоззрения индийцев повлияли природные факторы:

• географическое местоположение: с одной стороны Индия была окружена Гималайскими горами, с других сторон – морем, что долгое время оберегало эту местность от вторжений;

• теплый климат способствовал формированию пищевого изобилия и не стимулировал подготовку индийцев к холодным периодам года, по причине отсутствия последних.

К мировоззренческим истокам древнеиндийской  философии относят священные  книги – веды и упанишады.

Индийцы разделяли священные тексты на два вида:

• шрути (санскр. śruti – услышанное) – это священное знание, дарованное людям богами;

• смрити (санскр. smŗti – запомненное) – это тоже «богооткровенные книги», основанные на авторитете шрути и представлявшие собой комментарии и истолкования этих священных текстов.

 

Одной из самых важных ведических книг является Ригведа. Уже в ней содержатся основные философские понятия и идеи, развитые в последующих древнеиндийских философских системах – даршанах (cанскр. darśana – видение, учение). Так, например, встречается в этой книге несколько космогонических концепций, послуживших основой для дальнейших рассуждений древнеиндийских мыслителей об устройстве и развитии мира.

Все, что есть в мире, контролируется, управляется и направляется Брахмой. Сотворив мир, Брахма удалился отдыхать в тени шелковичного дерева. Этот отдых  называется «день Брахмы» и длится миллиарды лет. После «дня Брахмы»  наступит «ночь Брахмы», т.е. мир  вернется в изначальное состояние, пока не наступит новое рождение Брахмы из золотого яйца.

В дальнейшем в ряде древнеиндийских  философских учений Брахман рассматривается  как объективное духовное начало мира и соотносится с Áтманом. Понятие Атман первоначально употребляется в значении «тело», затем – как субъективное психическое начало, «душа», а позже – отождествляется с Брахманом и рассматривается как всеобщая основа и первопричина мира.

Еще одна версия сотворения мира основана на истории Пуруши. Пурýша – в мифологическом плане выступает как первочеловек, зародившийся из хаоса; принесение его в жертву привело к возникновению мира.

В последующем в философии под  пурушей стали понимать безличное духовное начало, пронизывающее весь мир.

Существовала еще одна космогоническая  концепция, согласно которой все  сущее (сат) появляется из несущего (асат), а над ними возвышается некое третье начало.

В данной версии космогонии все боги тварны, они выполняют свое предназначение и не ведают всех тайн бытия. Лишь загадочное третье начало – «Нечто Одно» – существующее  до бытия и небытия, возможно, владеет тайной мира, истинным знанием.

Таким образом, в Упанишадах обозначается высшая цель человеческой жизни –  слияние с атманом-брахманом еще при жизни, освобождение от сансары и достижение «мира Брахмана» после смерти. Для того, чтобы идти по этому пути, необходимо отречься от мира, от учености, от каких-либо привязанностей и исполнять три заповеди Праджапати:

• подавляй страсти,

• подавай бедным,

• будь сострадателен к ближнему.

 

Исходной мировоззренческой основой  для развития философии в Индии  был ведический брахманизм, на основе которого стал развиваться индуизм. В индуизме вызревают и начинают наполняться содержанием понятия (карма, дхарма, мокша, сансара, Брахман, Атман), ставшие впоследствии основными  философскими категориями.

 Становление индийской филсофии делят на несколько периодов:

- ведийский период (1500 год до  н. э. - 600 год до н. э.) возникновение  ведических книг;

- эпический период (600 год до  н. э. - 200 год н. э.) формируются  Упанишады, возникают религиозные  системы буддизма, вишнуизма и даршаны (школы индийской философии);

- период сутр (от 200 года н. э.) происходит обобщение философского  материала в форме сутр (букв. «нить» – произведение, написанное ритмизированной прозой в виде двустиший) и комментариев к ним; оформляется философская система санкхьи, йоги, мимансы, веданты, вайшешики, ньяи;

- схоластический период (также  II в. н.э.) период творчества комментаторов  философских школ и систем: Шанкара, Рамануджа и др.

Наиболее распространенный термин древнеиндийской философии, эквивалентный  древнегреческому термину «философия»  – это понятие «даршана». Оно весьма многозначно и употребляется в следующих смыслах: «познание», «мнение», «восприятие», «видение», «учение», «система» и др.

В качестве основных философских школ древней Индии принято выделять 9 даршан, разделяя их на две группы – ортодоксальные (признающие авторитет священных ведических книг) и неортодоксальные (не признающие авторитета вед).

 

  1. Формирование Древнекитайской философии.

      В развитии философии  Древнего Китая выделяют два  основных этапа:

1) этап зарождения философских  воззрений, охватывающий VIII - VI вв. до  н.э. 

2) этап расцвета философской  мысли, который относят к VI - III вв. до н.э. и называют «золотым  веком китайской философии». Именно  на второй этап падает формирование  китайских философских школ. В  это время зарождаются те проблемы, те понятия и категории, которые  затем становятся традиционными  для всей последующей истории  китайской философии вплоть до  новейшего времени.

Информация о работе Особенности философии Древнего Востока