Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 22:01, реферат
Введение.
Первые попытки человека осмыслить окружающий мир - живую и неживую природу, космическое пространство, наконец, самого себя - относят к тому периоду человеческого существования (предположительно его можно датировать вторым тысячелетием до нашей эры), когда человек в процессе эволюции, прежде всего умственной, начал дифференцировать природу как средство своего обитания, постепенно выделяя себя из нее. Именно вследствие того, что человек стал воспринимать животный и растительный мир, космос как нечто отличное и противостоящее ему, у него стали появляться способности осмысливать действительность, а затем и философствовать, т.е. делать
Введение. 3
1. Причины возникновения и становления философии Востока. 4
2. Становление Древнеиндийской философии. 7
3. Формирование Древнекитайской философии. 11
Заключение. 18
Одним из главных факторов, повлиявших на формирование в Китае самобытной философии, был географический. От всего остального мира Китай был отгорожен с запада горами и пустынями. На востоке находилась заморская Япония, а за ней Тихий океан. Дороги на север и на юг никуда не вели. Лишь в I в. до н.э. китайцы нашли дорогу на запад и установили знаменитый шелковый путь вплоть до Рима.
Сами китайцы называли свою страну Тянься (Поднебесная) или Чжунго (Срединное государство), полагая, что они, китайцы, обитают в центре земли. Они наивно думали, что земля квадратная, а небо круглое. Углы земли небом не покрыты, там нет времен года, там зыбучие пески (действительно, на западе Китай окружен пустынями). Эти географические представления давали китайцам возможность считать себя высшей расой и презирать соседние с ними народы как варваров.
Китайской государство того времени – восточная деспотия с жесткой социальной структурой.
Все отношения между китайцами
были подчинены сложному ритуалу, имеющему
мировоззренческое обосно¬
В Китае, как нигде, был развит культ предков (манизм). Вся жизнь живых проходила как отчет перед духами предков, которым приносились жертвы, первое время даже человеческие (военнопленные, дети-первенцы).
Социальное неравенство
Количество направлений в
Школы древнекитайской философии:
Школа Проблематика
Инь-Ян-цзя (натурфилософская школа) природа, проявление в природе Инь и Ян и их взаимодействие
Кун-цзя (школа Конфуция, конфуцианство) этико-
Мо-цзя (школа Мо, моизм) социально-политическая проблематика
мин-цзя (школа имен, номинализм) проблемы логики и семантики: связь между именами и обозначаемыми объектами или явлениями
фа-цзя (школа закона, легизм) социальные законы и способы управления людьми
дао-цзя (даосизм) онтологическая и гносеологическая проблематика: природа и сущность Дао и Дэ, их проявление в природе и обществе
Наиболее популярными из школ впоследствии стали конфуцианство и даосизм.
Конфуцианство.
Основатель – Кун Фу-цзы (Конфуций) (551-479 гг. до н.э)
Основные труды: «Тринадцатикнижие» (включает 6 книг канона), «Лунь Юй» («Беседы и суждения») – составленные учениками из записей бесед с Конфуцием.
Конфуций полагал, что главный долг мудреца – передавать прошлое культурное наследие. Однако это культурное наследие Конфуций по-своему интерпретировал.
Небо, говорил Конфуций, есть высшая сила: оно следит за справедливостью на земле, стоит на страже социального неравенства. Небо – судьба, рок, дао. Небо управляет нашей жизнью, оно дает нравственные принципы, которым мы должны следовать. Небо хочет, чтобы люди были доброжелательны друг к другу, т.е. назначение человека состоит в служении другим людям.
Проблема взаимоотношения
Теперь же «людей, понимающих мораль, мало», принципам долга не следуют, недоброе не исправляют, учатся ради известности, а не ради самосовершенствования, занимаются обманом, срывают свой гнев на других, устраивают ссоры, не умеют и не хотят исправить свои ошибки.
Вообще, конфуцианство – это, прежде всего, учение о нравственности. Конфуций сформулировал основные этические понятия, которые в целом составляли «правильный путь», т.е. дао:
• «взаимность» (шу) - забота о людях,
• «золотая середина» (чжун юн) - середина в поведении людей между крайностями,
• «человеколюбие» - его основа – жэнъ (почтительность и уважение).
Также Конфуций разработал концепцию «благородного мужа» (цзюнь-цзы – нравственно совершенного человека), который противопоставлялся «низкому человеку» (сяо-жэнь).
Таким образом, управление в обществе должно основываться на нравственном воспитании и примере вышестоящих нижестоящим. Если верхи сле¬дуют «дао», то народ не ропщет. «Если государь должным образом относится к родственникам, в народе процветает человеколюбие. Если государь не забывает о друзьях, в народе нет подлости».
Даосизм.
Основатель – Лао-цзы (букв. «старый учитель») (VI в. до н.э.).
Основной труд – «Дао-дэ-цзин» («Книга о дао и дэ»).
«Дао дэ цзин» и Лао-цзы. «Дао дэ цзин» («Книга о дао и дэ») - выдающееся творение древнекитайской философской мысли, главный труд даосизма. В отличие от всех школ древнекитайской философии даосизм серьезно занимается вопросами объективной картины мира в его абстрактно-философском категориальном аспекте – проблемами бытия, небытия, становления, единого, многого и т.п., делая из этого выводы относительно челове¬ческого общества и человека в его системе.
Центральное место в даосизме занимают проблема Дао как сущности бытия и Дэ как проявления Дао.
В даосизме Дао понимается прежде всего как Великий Путь, которым следует Вселенная, или как Космический Закон, согласно которому идет возникновение, развитие и исчезновение мира. Даосы говорили, что дао – это «мать всех вещей», оно «кажется праотцом всех вещей», оно – «глубочайшие врата рождения», его «можно считать матерью Поднебесной», «дао рождает». Мысль о том, что все сущее находит в дао не только свой источник, но и окончательное завершение, свой конец, также выражена во многих формулировках. Например, «в мире – большое разнообразие вещей, но все они возвращаются к своему началу»; или: «когда дао находится в мире, все сущее вливается в него, подобно тому как горные ручьи текут к рекам и морям».
Но одновременно Дао понимается как субстанция, т.е. основа и носитель Космического Закона: «дао – глубокая основа всех вещей», «внешний вид – это цветок дао».
Даосы выделяли атрибуты Дао – вечность, несотворенность и вездесущность: дао «существует вечно, подобно нескончаемой нити», «великое дао растекается повсюду».
Даосы полагали, что Дао пер¬вично по отношению даже к богу, если бы такой мог существовать. Нередко о Дао говорится как о живом существе, например: «оно совершает подвиги, но славы себе не желает. С любовью воспитывая все существа, оно не считает себя их властелином... Оно становится великим, потому что никогда не считает себя таковым».
Лао-цзы учил, что дао присутствует во всех вещах, а последние состоят из материальных частиц ци («воздух», «эфир»). В то время, когда еще не было «Неба и Земли», дао представляло собой постоянно изменяющееся скопление туманных и неопределенных частиц ци. Из массы невидимых материальных частиц этого ци образовался хаос. Благодаря противоположным силам инь и ян хаос распадается на две огромные массы: положительных частиц ян-ци и отрицательных инь-ци. На этих двух полюсах хаоса образовались Небо и Земля. Последние в своем взаимодействии выделили соответствующие ци. Путем соединения небесных и земных ци появилась жизнь, человек, произошли все вещи на Земле. Такова, исходя из учения дао, общая картина возникновения мира.
Социально-этические взгляды
Заключение.
На Востоке религиозные
Восточная мысль более эмоционально-
Древняя
Индия, Древний Китай - являются
одними из самых больших
При этом
восточная религиозно-
Список литературы: