Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 13:56, контрольная работа
Философия является одной из основных и древних форм мировоззрения. Со временем ее роль не уменьшается, а, наоборот, возрастает. Слово философия греческого происхождения (phileo – любить, sophia – мудрость), что буквально означает любовь к мудрости.
Основная функция религии состоит в том, чтобы дать человеку силы противостоять злу и несправедливости, дает надежду на спасение в «иной жизни» как воздаяние за поведение в этой жизни. Отсюда следует другая функция – нравственно-социальная; религия призвана сеять в душах людей покой, мир, любовь, она регулирует формы поведения и общения. Учитывая, что религия дает ценностные мировоззренческие ориентиры, определенные объяснения природы, общества человека, мира в целом, следует выделить и мировоззренческую функцию. Религия способствует в известной степени сохранению и развитию культуры, способствует единению, общению людей в любви и добре.
В атмосферу религиозного мира оказывается вовлеченным весь индивид со всеми духовными потребностями.
Натуралистская форма мировоззрения стала формироваться еще в первой половине XIX в., когда появились негативные стороны натурфилософии, отрицательно влиявшие на естествознание и мышление ученых-натуралистов. Натурфилософские размышления стали все больше оказывать отрицательное воздействие на развитии науки. Одной из важнейших специфических сторон такой формы мировоззрения являлись негативное отношение к философии и стремление решать мировоззренческие вопросы посредством обращения к естественнонаучным понятиям и принципам. Формирование такого «научного» мировоззрения чаще всего происходило на фоне крупных естественнонаучных достижений и демонстрации эффективности теоретических и эмпирических понятий, которые при этом вырабатывались.
Натуралистское мировоззрение есть представление о мире и об отношении человека к миру с точки зрения понятий, принципов какой-то одной частной науки или системы понятий ряда таких наук.
Натуралистское мировоззрение базируется на частнонаучной картине мира, оно есть та же частнонаучная картина мира (биологическая, физическая или в целом естественнонаучная), но абсолютизированная в своей мировоззренческой значимости, неправомерно распространенная на всю доступную человеческому взору действительность и используемая для решения мировоззренческих проблем.
На протяжении всей истории существования человечества философия складывается как устойчивая форма общественного сознания, рассматривающая мировоззренческие вопросы.
Соотношение
философии и мировоззрения
Философия – мировоззренческая форма сознания. Однако не всякое мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть достаточно связные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом.
В массовом сознании философия нередко представляется чем-то весьма далеким от реальной жизни. Туманное рассуждение, истинность которого нельзя ни доказать, ни отвергнуть. Подобному мнению, однако, противоречит тот факт, что в культурном, цивилизованном обществе каждый мыслящий человек, хотя бы «немножко» - философ, даже если он и не подозревает об этом.
Философская мысль есть мысль о вечном, но это не значит, что сама философия вне истории. Как и всякое теоретическое знание, философское знание развивается, обогащается все новым и новым содержанием, новыми открытиями.
Научно-теоретическое знание составляет лишь одну сторону идейного содержания философии. Другую, безусловно доминирующую, ведущую его сторону, образует совсем иной компонент сознания – духовно-практический. Именно он выражает смысло-жизненный, ценностно-ориентирующий, т.е. мировоззренческий, тип философского сознания в целом.
Отношение
человека к миру – вечный предмет
философии. Вместе с тем предмет
философии исторически
Сокровенная цель философии – вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.
В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Философия как единое цельное мировоззрение есть далеко не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества.
Философия является одной из основных форм общественного сознания, системой наиболее общих понятий о мире и о месте человека в нем.
2.Специфика философских проблем.
В обыденном сознании в течение многих веков существовало, да нередко встречается и в наши дни представление о том, будто философия не имеет собственных реальных проблем.
В
современной философии
Основная проблема мировоззрения – отношение человека к миру в целом.
Несмотря на то, что состав проблем и их выражение у философов разных эпох и народов различен, в них в той или иной мере есть и общее, и уже одно это обстоятельство говорит о том, что они не случайны, а порождены какими-то глубокими причинами.
Важным источником мировоззрения и проблем, связанных с ним, является бытие индивида, осмысление им своего существования, перспектив своего бытия.
Истоки
мировоззрения не замыкаются на индивидуальных
потребностях души. Если каждый сознательный
индивид стремится иметь
Развитие
общественных, гуманитарных наук рождает
большое количество мировоззренческих
проблем. Они неразрывно связаны
с социальным бытием человека, с
осмыслением этого бытия и
человеческой деятельности. Таковы проблемы
соотношения духовного и
Широким источником философских проблем является естествознание и научно-технический прогресс. В науках о природе коренятся в конечном счете проблемы первоосновы мира, бесконечности пространства, проблемы субъектно-объектных отношений при познании микромира и т.п.
Таким образом, главные истоки проблем мировоззрения:
Проблемы философского мировоззрения являются порождением многообразных потребностей человека и детерминируются многообразной его деятельностью. Фактически любая сфера деятельности человека есть источник проблем мировоззрения. Философские проблемы возникли в прошлом, рождаются они и сейчас, особенно в социальной сфере. Много новых проблем, связанных с перспективами человеческой цивилизации, требуют своего глубокого осмысления со стороны философов.
Как и в частных науках проблема философии есть логическая форма познания. Понятие «проблема» родственно понятию «вопрос», точнее, проблема есть разновидность вопроса.
Проблема – это вопрос, являющийся органической частью поисковой познавательной ситуации, когда имеют место поиски новых явлений, процессов, структур, законов, новой информации. Проблема философии, как и в частных науках, организует познавательную деятельность, направляет исследование.
Проблемы бывают реальные и мнимые, вечные и преходящие, существенные и несущественные и т.п.
Несмотря на общность проблем философии и проблем частных наук, они имеют между собой существенные различия.
В ряду характерных признаков проблем философского мировоззрения на первом месте стоит их функция выражать и представлять специфический предмет философии. Все философские проблемы спроецированы на предмет философии, его отражают и его спецификой обусловлены. Своеобразие этих проблем – это прежде всего своеобразие предмета философии.
Все общее в системе «мир – человек», составляющее предмет философского познания, и является предметным основанием проблем философии. Проблемы философского мировоззрения охватывают мир в целом, жизнь человека в целом, отношение человека к миру в целом. Более широких проблем, чем в мировоззрении, не бывает. Понятия матери, пространства, времени, движения, причины, возможности, необходимости и т.п. – предельные. Предельная широта философских проблем и понятий связана с их фундаментальностью для общего понимания мира, жизни, отношения человека к миру.
Все множества проблем философского мировоззрения может быть сведено в пять больших групп:
Основная
проблема философии фиксирует
Но
как бы ни была велика роль основного
вопроса философии в
Следующая
особенность проблем
В мировоззренческом знании преобладают проблемы «вечные», постоянные для всех времен. Это проблема «мир в целом», проблема человека, смысла жизни, свободы, взаимоотношения философии и культуры, философии и естествознания и др. Философия, «постоянно касается таких вечных вопросов человеческой мысли, по отношению к которым никогда не может быть сказано последнее слово». Человеческая мысль постоянно переосмысливает их в свете нового опыта, новых знаний, применительно к уникальной конкретной ситуации. Философские проблемы «вечны» в том смысле, что они, всегда сохраняют свои значения: в каждую эпоху постановка этих проблем означает не просто продолжение традиции, но и выявление новой перспективы.
Вечность проблем философии не означает принципиальной нерешимости. Они решаемы, но только для каждого этапа развития общества и науки и в той степени, в какой это возможно при том или ином уровне научного знания, уровне развития общества, да и в зависимости от способностей самих философов.
Специфика
проблем философии состоит
Специфика проблем философии не исключает, а предполагает их связь с проблемами частных наук.
Информация о работе Отношение "мир - человек" как проблема философии