Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 13:56, контрольная работа
Философия является одной из основных и древних форм мировоззрения. Со временем ее роль не уменьшается, а, наоборот, возрастает. Слово философия греческого происхождения (phileo – любить, sophia – мудрость), что буквально означает любовь к мудрости.
Нередко считают, что определенные проблемы едины и для частных наук и для философии, только исследуются ими с разных сторон.
В философии проблема происхождения жизни имеет предельно широкий смысл: она рассматривается в отношении к материи в целом. Если мир бесконечен в пространстве и во времени, если сохраняемость и неуничтожимость материи, ее атрибутов и модусов понимать не только количественно, но и качественно, то следует признать, что мир никогда не был и не может быть свободен от своего противоположения – духа (сознания), как и вообще от органической формы движения материи.
Проблема происхождения жизни, фактически распадается на две проблемы. Одна из них касается возможности возникновения жизни на Земле или вне Земли, при наличии в ней мировоззренческого аспекта она все же является в целом естественнонаучной проблемой. Вторая проблема есть проблема качественной неуничтожимости материи, ее атрибутов, модусов, общих генетических отношений форм движения материи, т.е. проблема соотношения духа и материи вообще. Вторая проблема включает в себя мировоззренческий аспект первой, но полностью к нему не сводится; она является специфически философской. Проблемы научно-философского мировоззрения и частных наук не являются идентичными, но, имея общность в постановке и переплетаясь в решении, они остаются, несмотря на это, относительно самостоятельными, разнотипными проблемами.
Философская проблема естествознания всегда связана с поиском решения современной проблемы науки.
Философские
проблемы частной науки – это
такие теоретические
Внутри теоретического естествознания существует определенный слой знания, подвергающийся воздействию со стороны философии и содержащий в себе понятия и идеи философии.
Рассмотрение специфики философских проблем и феномена «философская проблема науки» приводит к выводу, что философское знание по своему характеру неодинаково. Имеется фундаментальный тип знания, направленный на разработку всеобщих мировоззренческих категорий, законов, принципов, на развитие философской теории, и имеется прикладное философское знание, главной задачей которого является помощь частным наукам, а также конкретной практической деятельности людей.
Большая роль проблем в процессе становления и развития философского мировоззрения находит свое отражение в возможности определить само понятие «мировоззрение» через главные вопросы мировоззрения. Философия есть не что иное, как система развернутых ответов на мировоззренческие вопросы. И если сами проблемы своеобразны, то своеобразны и ответы на них.
При
определении специфики
3.Основные разделы философского знания.
Философия формировалась на основе противоречия между мифологическим мировоззрением и зачатками научного знания, требовавшими для своего объяснения не очередных мифов, но обращения к природным, причинным связям. Осмысление принципиальной новой ориентации субъектов познания вело к возникновению в структуре мировоззрения познавательных субъективно-объективных отношений, а рост естественнонаучной информации о природе приводил к вызреванию всеобщих научных идей о мире, постепенно вытеснявших мифологическую картину мира.
История развития философии, если познакомится с ней в плане отношения всеобщего и частнонаучного знания о природе, также свидетельствует о неразрывной связи философии и науки. История показывает, что философия, по крайней мере с онтологической и гносеологической своей стороны, развивалась путем, аналогичным пути естественных наук.
На
стадии зарождения, а затем на протяжении
истории своего развития – философское
знание оказывалось содержательно
переплетенным с
В
содержании философского знания входят
отдельные фундаментальные
Познание обычно сравнивается с практической и ценностно-оценочной деятельностью. Познание – это деятельность по получению, хранению, переработки и систематизации осознанных конкретно-чувственных и понятийных образов деятельности. Знание же – это результат познания.
Та или иная система знания считается научной, или относящейся к сфере науки, если она отвечает определенным критериям.
Критерии научности:
Все отмеченные критерии научности применимы к части содержания философского знания, особенно к онтологии, гносеологии и методологии научного познания, что можно обнаружить фактически во всех философских системах, имеющих соответствующую проблематику.
Философия входит в состав научной сферы знания по крайней мере частью своего содержания и в этом отношении философия есть наука, вид научного знания. Ее предметная специфика как вида научного знания – в предельной обобщенности информации с точки зрения основного вопроса мировоззрения.
Данное положение вытекает из сопоставления философии прежде всего с естественными, а не с общественными науками, а потому надо, видимо, считать, что философия в отмеченных отношениях – естественная наука. Она входит в комплекс природоведческих дисциплин.
Вместе с тем она и обществоведческая дисциплина. Философия изучает также и общество, а в нем – соотношение коллективного сознания и общественного бытия. Философия тесно связана с частными общественными науками – правоведением, экономической наукой, политологией и др., обобщая под определенным углом зрения данные этих наук. Предметно-содержательное взаимопроникновение философии и обществоведческих наук позволяет считать философию также и обществоведческим знанием.
Философия
такая же общественная, как и естественная
наука.
3.2 Философия – идеология.
Когда мы имеем дело с обществоведческой стороной философии, то уже здесь неизбежно касаемся вопроса о ее вненаучном характере – ее связи с идеологией.
Идеология определяется как отражение общественного бытия сквозь призму социально-групповых или классовых интересов. Назначение идеологии в выработке систем ценностей, в обосновании того, что должно быть и чего не должно быть в социальном мире.
Идеология всегда выражает интересы части общества, ее главный принцип - принцип партийности. В содержание идеологии входят система политических идей и программа практических действий.
Заинтересованность одной социальной группы в общей картине мира перекрещивается в ряде моментов с подобной же заинтересованностью других слоев общества. Этого совпадения достаточно, чтобы часть выдать за целое, иллюзию – за реальность. Идеология тип познания, характеризующийся разрушением всеобщего в ситуациях, когда оно не является таковым, а именно в обществе, расколотом на противоположные классы и социальные группы. Идеология в отличие от науки «заземлена» не столько на объекте, сколько на интересах субъекта, взятого на социально-групповом его уровне. Ценность идеологии тем выше, чем полнее и глубже выражает она интересы отдельных социальных групп.
Партийность – это определенность социальной позиции субъекта. Из этого следует, что партийность не есть формальное членство в той или иной партии.
Поскольку
философия оказывается
Относясь к числу наук философия в то же время принадлежит к числу видов идеологии. Она находится в точке пересечения вертикального и горизонтального срезов духовной жизни общества. Специфика философии в горизонтальном ряду не только в ее предметном своеобразии, но и в том, что она идеологична. Специфика ее в вертикальном ряду духовных феноменов – в способах отражения действительности субъектов, в том, что она является видом научного знания. Итак, философия есть одновременно и идеология, и наука.
3.3Философия – гуманитарное знание.
В содержании философского знания можно вычислить также части, или стороны, относящиеся к гуманитарным наукам.
Объектом гуманитарных наук является индивид, точнее, его духовный, внутренний мир, и связанный с ним мир человеческих взаимоотношений и мир духовной культуры общества. К гуманитарным наукам относятся психология, гражданская история, литературоведение, лингвистика и др. Они изучают духовный мир человека через текст. Человек в его человеческой специфике всегда выражает себя (говорит), т.е. создает текст.
Потенциальным текстом является и человеческий поступок.
В гуманитарном познании ученый сталкивается с живым человеческим духом. Жизнь человека наполнена мыслями и переживаниями, ее определяют проекты, планы, ожидания и надежды, успехи и неудачи в их осуществлении. Жизнь личности совершается как бы в точке несовпадения человека с самим собой, на грани, которая отделяет то, что он есть, от того, чем он хочет быть, и которая постоянно преодолевается личностью. Понимание связано с погружением в «мир смыслов» другого индивида, с постижением и истолкованием его мыслей и переживаний. На этот процесс влияют ценностно-мировоззренческие установки исследователя. В понимании познавательное отношение неотделимо от ценностного. Текст и его понимание – специфическая особенность гуманитарного знания.
Гуманитарное знание неотрывно от герменевтики как искусства истолкования текстов, как искусство постижения чужой индивидуальности. С этим связана диалогичность гуманитарного познания.
3.4 Философия – искусство.
Философия как виду знания присущи черты, характерные еще для одного вида познавательной деятельности – художественного освоения действительности т.е. искусства.
Природа
искусства – отражательно-
Искусство
– образное освоение действительности,
здесь превалирует
Искусство направлено на постижение эстетического в самой действительности.
Философия является попыткой из личности познать сущее; личность отражается не только на процессе, но и на самих результатах познания. «Произведение великих философов есть величайшие памятники понимания жизни и понимания мира глубоко думающими личностями в разных эпохах истории человечества. Это живые человеческие документы величайшей важности и получения, но они не могут быть общеобязательны. Они отражают: прежде всего личность в ее глубочайшем размышлении о мире, а личностей может быть бесконечное множество – нет двух тождественных; выработанное свое понимание реальности; таких пониманий может быть по существу не так уж много; они могут быть собраны в небольшое число основных типов.
Информация о работе Отношение "мир - человек" как проблема философии