Отчуждение Гегеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 18:33, реферат

Краткое описание

Являясь одной из самых «вечных» философских проблем, проблема отчуждения в философии никогда не теряла своей актуальности и значимости. Её постоянное воспроизведение обусловлено как гносеологическими, онтологическими, так и социально-культурными факторами. Уникальность этой проблемы состоит еще и в том, что отчуждение не преодолевается только наукой, оно преодолевается только тогда, когда экзистенциально пережито и осознано в сердце каждого мыслящего человека. Без решения проблемы отчуждения просто невозможно наладить диалог различных культур и показать пути решения конфликтов.

Содержание

Введение 3
1. Истоки рассмотрения проблемы отчуждения 5
2. Отчуждение Гегеля 7
3. Современный взгляд на проблему отчуждения 18
Заключение 22
Список литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

Отчуждение Гегеля.docx

— 47.53 Кб (Скачать файл)

Таким образом, от решения проблемы отчуждения зависит решение многих социальных и экзистенциальных проблем. Человек, преодолевший стену отчуждения, не будет сеять вокруг себя страх  и агрессию, он также никогда не будет приверженцем той или иной секты. Преодоление отчуждения ведет  к цельной, тотальной, осмысленной, радостной жизни. Для того чтобы  экзистенциально, на «собственной шкуре» увидеть и прочувствовать ментальное отчуждение от самого себя (автора «в себе») другого аспекта себя как «Я-эго», необходимо уединиться. Речь идет не о социальном уединении, речь идет об экзистенциальном, имманентном уединении. Необходимым следствием любого отчуждения является одиночество. Философу необходимо уметь различать два контрастных типа одиночества: путь одинокого волка (человека, который от печали, безысходности, страданий, достиг предела - «завывания волком») и путь одинокого аскета-мудреца (человека, «потерявшего» в своем уединении самого себя). Наиболее эффективным средством, разрушающим стену самоотчуждения, являются используемые мудрецами притчи, подобные той, которую приводим ниже:

- Я хочу пребывать с Богом в молитве, - сказал ученик.

- То, чего ты хочешь, - нелепость, - ответил Мастер.

- Почему?

- Там, где есть ты, нет Бога. Там, где есть Бог, нет тебя. Как же ты можешь быть с Богом?

Позже Мастер сказал:

- Ищи уединения. Когда ты с кем-то, ты не один. Когда ты «с Богом», ты не один. Единственный способ быть с Богом - полностью уединиться. И тогда, надеюсь, будет Бог и не будет тебя14.

 

Заключение

Таким образом, являясь одной из самых «вечных» философских проблем, феномен отчуждения в философии  никогда не терял своей актуальности и значимости. Постоянное воспроизведение  этого феномена в человеческом обществе обусловлено как гносеологическими, онтологическими, так и социально-культурными факторами. Уникальность этой проблемы состоит ещё и в том, что отчуждение не преодолевается только наукой, оно преодолевается только тогда, когда будет экзистенциально пережито и осознано в сердце каждого мыслящего человека. Без разрешения проблем, связанных с отчуждением человека от самого себя и общества, просто невозможно наладить диалог различных культур и показать пути решения межличностных конфликтов.

Истолковывая феномен человека как «персонификацию общественной тотальности», Гегель полагал, что снятие отчуждения, его ликвидация возможны лишь через освоение культуры, образование, последовательную изменчивость духа, его возвышение и самопознание. Вместе с тем Гегель впервые в мировой философии указал, что в основе отчуждения лежит деятельность, отчужденная от сущности личности Гегель сумел показать роль отчужденной деятельности человека в образовании типов личности и социальных групп: раб, например, становился рабом и потому, что вся его деятельность была отчуждена господину. Проблему отчуждения Гегель пытался рассмотреть в контексте объективного исторического развития, однако он не сумел увидеть иных возможностей преодоления отчуждения, кроме снятия его в сознании личности. Таким образом, всеобъемлющая идея отчуждения Гегеля, в конечном счете, сводилась к анализу отчуждения идеи. Тем самым процесс снятия отчуждения, его преодоления протекает в сфере мышления.

 

Список литературы

  1. Александров А.А. Проблема человека в философии Гегеля / А. А. Александров // Изв. Урал. гос. ун-та. - 2005. - № 34. - С. 49-55.
  2. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного / Г.-Г. Гадамер; пер. с нем. М.П. Стафецкой. - М.: Искусство, 1991. - 367 с.
  3. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. В 3-х т. Т. 1. Наука логики / Г.В.Ф. Гегель. - М.: Мысль, 1970. - 452 с.
  4. Де Мелло, Э. Одна минута мудрости / Энтони де Мелло. - М.: София, 2006.
  5. Горозия В.Е. Проблема отчуждения человека в учении Карла Маркса / В.Е. Горозия // Человек. Государство. Глобализация : сб. филос. ст. / под ред. В.В. Парцвания. - СПб.: Тбилиси, 2005. - Вып. 3. - С. 98-118.
  6. Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта / И. А. Ильин. - Минск : Изд-во Белорус. экзархата, 2006. - 591 с.
  7. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности бога и человека / И.А. Ильин. - СПб.: Наука, 1994. - 541 с.
  8. Лосский Н.О. История русской философии / Н.О. Лосский. – М.: Сов. писатель, 1991. - 480 с.
  9. Маркс, К. Соч. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - Т. 1. - .: Политиздат, 1955.
  10. Мотрошилова, Н.В. Социально-исторические корни немецкой классической философии / Н.В. Мотрошилова. - М.: Наука, 1990. - 205 с.

9. Послание к евреям святого апостола Павла // Новый завет. - М.: Даниловский благовестник, 2007. - С. 1035-1081.

10. Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла // Новый завет.- М.: Даниловский благовестник, 2007. - С. 808-869.

1 Маркс, К. Соч. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - Т. 1. - М.: Политиздат, 1955. - С. 415.

2 Гегель Г. Работы разных лет: в 2 т. / Г. Гегель. - Т. 2. - М.: Мысль, 1973. С. 85.

3 Лукач Д. Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества. М., 1987. С. 352

4 Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. В 3-х т. Т. 1. Наука логики / Г.В.Ф. Гегель. - М.: Мысль, 1970. - 452 с.

5 Александров А.А. Проблема человека в философии Гегеля / А. А. Александров // Изв. Урал. гос. ун-та. - 2005. - № 34. С. 50

6 Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного / Г.-Г. Гадамер; пер. с нем. М.П. Стафецкой. - М.: Искусство, 1991. С. 267

7 Мотрошилова, Н.В. Социально-исторические корни немецкой классической философии / Н.В. Мотрошилова. - М.: Наука, 1990. С. 23

8 Лосский Н.О. История русской философии / Н.О. Лосский. – М.: Сов. писатель, 1991. С. 183.

9 Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности бога и человека / И.А. Ильин. - СПб.: Наука, 1994. С. 475

10 Горозия В.Е. Проблема отчуждения человека в учении Карла Маркса / В.Е. Горозия // Человек. Государство. Глобализация : сб. филос. ст. / под ред. В.В. Парцвания. - СПб.: Тбилиси, 2005. - Вып. 3. - С. 106

11 Гегель, Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. В 3-х т. Т. 1. Наука логики / Г.В.Ф. Гегель. - М.: Мысль, 1970. С. 173-174

12 Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта / И. А. Ильин. - Минск : Изд-во Белорус. экзархата, 2006. С. 568

13 Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта / И. А. Ильин. - Минск : Изд-во Белорус. экзархата, 2006. С. 569

14 Де Мелло, Э. Одна минута мудрости / Энтони де Мелло. - М.: София, 2006. С. 222.






Информация о работе Отчуждение Гегеля