Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 18:33, реферат
Являясь одной из самых «вечных» философских проблем, проблема отчуждения в философии никогда не теряла своей актуальности и значимости. Её постоянное воспроизведение обусловлено как гносеологическими, онтологическими, так и социально-культурными факторами. Уникальность этой проблемы состоит еще и в том, что отчуждение не преодолевается только наукой, оно преодолевается только тогда, когда экзистенциально пережито и осознано в сердце каждого мыслящего человека. Без решения проблемы отчуждения просто невозможно наладить диалог различных культур и показать пути решения конфликтов.
Введение 3
1. Истоки рассмотрения проблемы отчуждения 5
2. Отчуждение Гегеля 7
3. Современный взгляд на проблему отчуждения 18
Заключение 22
Список литературы 23
Таким образом, от решения проблемы отчуждения зависит решение многих социальных и экзистенциальных проблем. Человек, преодолевший стену отчуждения, не будет сеять вокруг себя страх и агрессию, он также никогда не будет приверженцем той или иной секты. Преодоление отчуждения ведет к цельной, тотальной, осмысленной, радостной жизни. Для того чтобы экзистенциально, на «собственной шкуре» увидеть и прочувствовать ментальное отчуждение от самого себя (автора «в себе») другого аспекта себя как «Я-эго», необходимо уединиться. Речь идет не о социальном уединении, речь идет об экзистенциальном, имманентном уединении. Необходимым следствием любого отчуждения является одиночество. Философу необходимо уметь различать два контрастных типа одиночества: путь одинокого волка (человека, который от печали, безысходности, страданий, достиг предела - «завывания волком») и путь одинокого аскета-мудреца (человека, «потерявшего» в своем уединении самого себя). Наиболее эффективным средством, разрушающим стену самоотчуждения, являются используемые мудрецами притчи, подобные той, которую приводим ниже:
- Я хочу пребывать с Богом в молитве, - сказал ученик.
- То, чего ты хочешь, - нелепость, - ответил Мастер.
- Почему?
- Там, где есть ты, нет Бога. Там, где есть Бог, нет тебя. Как же ты можешь быть с Богом?
Позже Мастер сказал:
- Ищи уединения. Когда ты с кем-то, ты не один. Когда ты «с Богом», ты не один. Единственный способ быть с Богом - полностью уединиться. И тогда, надеюсь, будет Бог и не будет тебя14.
Заключение
Таким образом, являясь одной из
самых «вечных» философских проблем,
феномен отчуждения в философии
никогда не терял своей актуальности
и значимости. Постоянное воспроизведение
этого феномена в человеческом обществе
обусловлено как гносеологическ
Истолковывая феномен человека как «персонификацию общественной тотальности», Гегель полагал, что снятие отчуждения, его ликвидация возможны лишь через освоение культуры, образование, последовательную изменчивость духа, его возвышение и самопознание. Вместе с тем Гегель впервые в мировой философии указал, что в основе отчуждения лежит деятельность, отчужденная от сущности личности Гегель сумел показать роль отчужденной деятельности человека в образовании типов личности и социальных групп: раб, например, становился рабом и потому, что вся его деятельность была отчуждена господину. Проблему отчуждения Гегель пытался рассмотреть в контексте объективного исторического развития, однако он не сумел увидеть иных возможностей преодоления отчуждения, кроме снятия его в сознании личности. Таким образом, всеобъемлющая идея отчуждения Гегеля, в конечном счете, сводилась к анализу отчуждения идеи. Тем самым процесс снятия отчуждения, его преодоления протекает в сфере мышления.
Список литературы
9. Послание к евреям святого апостола Павла // Новый завет. - М.: Даниловский благовестник, 2007. - С. 1035-1081.
10. Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла // Новый завет.- М.: Даниловский благовестник, 2007. - С. 808-869.
1 Маркс, К. Соч. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - Т. 1. - М.: Политиздат, 1955. - С. 415.
2 Гегель Г. Работы разных лет: в 2 т. / Г. Гегель. - Т. 2. - М.: Мысль, 1973. С. 85.
3 Лукач Д. Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества. М., 1987. С. 352
4 Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. В 3-х т. Т. 1. Наука логики / Г.В.Ф. Гегель. - М.: Мысль, 1970. - 452 с.
5 Александров А.А. Проблема человека в философии Гегеля / А. А. Александров // Изв. Урал. гос. ун-та. - 2005. - № 34. С. 50
6 Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного / Г.-Г. Гадамер; пер. с нем. М.П. Стафецкой. - М.: Искусство, 1991. С. 267
7 Мотрошилова, Н.В. Социально-исторические корни немецкой классической философии / Н.В. Мотрошилова. - М.: Наука, 1990. С. 23
8 Лосский Н.О. История русской философии / Н.О. Лосский. – М.: Сов. писатель, 1991. С. 183.
9 Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности бога и человека / И.А. Ильин. - СПб.: Наука, 1994. С. 475
10 Горозия В.Е. Проблема отчуждения человека в учении Карла Маркса / В.Е. Горозия // Человек. Государство. Глобализация : сб. филос. ст. / под ред. В.В. Парцвания. - СПб.: Тбилиси, 2005. - Вып. 3. - С. 106
11 Гегель, Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. В 3-х т. Т. 1. Наука логики / Г.В.Ф. Гегель. - М.: Мысль, 1970. С. 173-174
12 Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта / И. А. Ильин. - Минск : Изд-во Белорус. экзархата, 2006. С. 568
13 Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта / И. А. Ильин. - Минск : Изд-во Белорус. экзархата, 2006. С. 569
14 Де Мелло, Э. Одна минута мудрости / Энтони де Мелло. - М.: София, 2006. С. 222.