Платон жизнь и творчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 16:17, реферат

Краткое описание

Платон — древнегреческий философ, родоначальник одного из главных направлений в античной философии. Родился в 88-ю олимпиаду, седьмого фаргелиона в Афинах между 430 и 427 гг. до рождества Христова. Его родители, Аристон и Периктиона, принадлежали к древним знатным родам[2]. По отцу Платон был не просто высокого происхождения, но отдаленным потомком последнего античного царя Кодра.

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 29.57 Кб (Скачать файл)

1. ПЛАТОН. ЖИЗНЬ  И ТВОРЧЕСТВО

Платон —  древнегреческий философ, родоначальник  одного из главных направлений в  античной философии. Родился в 88-ю  олимпиаду, седьмого фаргелиона в Афинах между 430 и 427 гг. до рождества Христова. Его родители, Аристон и Периктиона, принадлежали к древним знатным родам[2]. По отцу Платон был не просто высокого происхождения, но отдаленным потомком последнего античного царя Кодра. Мать Платона происходила по прямой линии от брата знаменитого афинского законодателя первой половины VI века до н.э. 
Солона, тоже родовитого аристократа, одного из «семи мудрецов».

Вначале он был  назван по имени своего деда Аристоклом и прозван 
Платоном – “широкий” — за крепкое сложение. Родители Платона, имевшие значительный достаток, дали сыну хорошее образование в соответствии с античными представлениями об идеальном человеке, соединяющем в себе внешнюю физическую красоту и внутреннее нравственное благородство[3]. По всем принятым в то время предметам обучения (гимнастика, музыка, грамматика и риторика) он имел лучших наставников.

Платон был  отличным гимнастом и, кроме этого, отличался в таких видах спорта, как борьба и верховая езда. Есть сведения, что за успехи в борьбе он получил первую премию на Истмийских, а, возможно, также и на Пифийских состязаниях[4]. Также Платон учился музыке и живописи, очень серьезно увлекался поэзией, он добился успеха буквально во всех существовавших тогда поэтических жанрах. Платону приписывали произведения эпического стиля и лирику (дифирамбы и элегические стихотворения); он писал трагедии.

Общественная  среда Афин и всей Греции в эпоху  юности Платона разделялась на три  главные партии: консерваторов, требовавших  безотчетной верности отеческим  преданиям; софистов, возводивших в  принцип умственную анархию; и третью партию, представлявшуюся одним человеком, Сократом, учившим сознательной, отчетливой вере в безусловное добро[5]. Между  двумя первыми партиями — представителями  мнимой веры и мнимой свободы мышления, 
Сократ был единственным вполне сознательным носителем глубокого и искреннего религиозно-нравственного настроения и серьезного философского интереса. “Вся сила Сократовой мысли состояла в простом и неоспоримом утверждении, что жизненная задача должна решаться по существу, согласно с тем, что само по себе хорошо или безусловно желательно для всех, а не по каким-нибудь внешним соображениям частным или общественным”[6]. Сократ не выработал цельной философской системы. Он ничего не писал; жил в Афинах, разговаривая на площади, допрашивая всех, добиваясь истины[7]. Главная его задача состояла в выяснении противоречий, которые заключались в учении 
Софистов. Таким образом, у лучших умов молодого поколения того периода не могло быть вопроса, за кем идти: “ – в сократовском учении, словно в едином потоке, слились идеи, занимавшие воображение молодых отпрысков знатных афинских родов”[8]. Простой образ жизни, который вел философ, его пренебрежение земными благами и материальным благополучием стали примером практического воплощения идеала философского образа жизни, противопоставляемого стремлению к наживе, свойственному как основной массе демоса, так и платным учителям мудрости – софистам[9].

К моменту встречи  с Сократом в 407 г. до н.э. Платон - весьма талантливый молодой человек, впитавший  в себя все последние достижения тогдашней цивилизации. “Он –  премированный гимнаст, борец и  наездник. Он – музыкант и живописец. Он – поэт, т.е. эпик, лирик и драматург. Он общается с модными тогда философами-софистами, старательно изучает Героклита, 
Парменида, пифагорейцев, Демокрита и многому у них учится”[10].

Знакомство с  Сократом наложило неизгладимый отпечаток  на образ жизни и мыслей Платона. Сократ оказал на него такое сильнейшее воздействие, что после знакомства Платон уничтожил свои поэтические  произведения и всю жизнь посвятил философии[11].

Сократ оказал огромное влияние на формирование всего  мировоззрения 
Платона, с которым он общался в течение многих лет (407-399 гг. до н.э.)[12]. “Платон полностью воспринял сократовское понимание справедливости, добродетели, и знания как абсолютных истин, сопричастных божественной природе мира и высшему божественному разуму, по сравнению с которым человеческий разум является по существу ничем. Подобно учителю, он отвергал также софистическое противопоставление природы и закона[13]. Кроме того, Сократ является центральным персонажем, формирующим позицию автора, практически во всех (за исключением ‘Законов’) диалогов Платона, 
“выстроенных на основе сократического метода экспликации содержания понятий”[14].

Платон находился  в ряду близких учеников Сократа. А.А. Горелов считает, что “Платон  представлял главную линию учеников Сократа, и он существенно расширил и обосновал основные положения  философии своего учителя”[15]. Детские  годы и юность Платона приходятся на период 
Пелопонесской войны (431-404 гг. до н.э.), до основания потрясшей афинский демократический строй[16]. Два события во многом определили не только отношение Платона к Афинской демократии, но и общую направленность политической мысли философа. Этими событиями являлись установление “тирании тридцати” в 404 г. до н.э. и последовавшая вскоре после её падения казнь его учителя Сократа в 399 г. до н.э.

Молодой Платон хотел посвятить себя практической государственной деятельности, но, увидев потом необузданное правление  тридцати тиранов, совершенно оставил  свое желание. Когда же иго тирании  было свергнуто, - в 
Платоне снова пробудилось было стремление к государственной службе, но в это время пришлось ему познать на опыте до какой степени афинское правление уродливо, законы неправосудны, народ развратен и своеволен[17].

После переворота 404 г. до н.э., через несколько лет  власть тридцати тиранов пала, в  Греции снова воцарилась демократия, но её “золотой век” так и не вернулся[18]. Вновь пришедшие к власти демократы  привлекли Сократа к суду и  казнили его, еще более укрепив  у Платона уверенность в том, что 
“государство – уже не управлялось в соответствии с отеческими обычаями и нравами“, а описанные законы и обычаи стали портиться и ослабевать[19].

Во время суда над Сократом Платон был из числа  его учеников, предложивших за него денежное поручительство. После приговора  он заболел и не присутствовал  при последней беседе в темнице[20].

Гибель учителя  была для Платона тяжелым ударом как в смысле личной утраты, так и в смысле осознания факта отторжения современниками своего мудреца[21]. Достаточно было одной поразительной катастрофы Сократа, чтобы в высокой душе Платона убить всякое сочувствие к официальному служению обществу. После смерти Сократа Платон вместе с другими учениками казненного философа покинул Афины и переселился в Мегару, откуда предпринимает свои первые путешествия в Кирену к математику Феодору и в Египет – предполагаемый очаг всякой мудрости. В 388 г. до н.э. он посетил Нижнюю 
Италию и Сицилию, сначала для ближайшего знакомства с пифагорейцами, а затем ради опыта создать образцовое государство через подчинение своему влиянию сиракузского тирана Дионисия (Старшего). Принятый сперва хорошо, 
Платон скоро отсылается с бесчестием и продается в рабство, из которого счастливо освобождается. Вернувшись в Афины (386 г. до н.э.), Платон приобрел рощу в зеленой окраине города, носившей имя героя Академа, и основал здесь знаменитую Академию, которой руководил до конца жизни[22]. 
Академия, основанная Платоном, существовала после него около 1000 лет – вплоть до “закрытия” её императором Юстинианом в 525 г. н.э. Здесь сохранились все предания о Платоне, и ей мы обязаны тем, что имеем подлинные сочинения философа. “Наряду с философией он преподавал также и математику и принадлежал к первым её знатокам своего времени; кроме диалогического преподавания, он читал и связные лекции”[23]. Данный период его жизни был всецело посвящен им научной и философской деятельности. 
Преподавательская деятельность Платона прерывалась два раза. В 366 и 361- 
360 гг. до н.э., с вышеуказанной целью, Платоном были предприняты еще две поездки в Сиракузы ко двору нового тирана Дионисия (младшего) – “две новые самоотверженные попытки воплощения в жизнь своих идей, и хотя они кончились столь же неудачно и едва не стоили Платону жизни, настойчивость его может рассматриваться как пример высокого служения идеалу и веры в социальный потенциал философского знания”[24]. В 360 г. до н.э. Платон вернулся в 
Афины и не расставался с Академией вплоть до самой своей смерти, наступившей в 347 г. до н.э.

Восторженные  последователи философии Платона  прозвали его божественным; некоторые  современники смотрели на него как  на старого болтуна; знаменитейший  из его учеников – Аристотель, разошедшись  с учителем, держался о нём среднего мнения. Сочинения Платона очень неравны между собою по достоинству; некоторые из них дают основания как для самой высокой, так и для самой низкой оценки, предшествовать которой должно решение вопроса о подлинности и хронологии сочинений Платона. Этот вопрос, породивший большое количество литературы в XIX в. (особенно в Германии), ставился еще в древности[25]. “Литературная деятельность Платона продолжалась в течение полувека. Платон – первый философ, все сочинения которого (или почти все) дошли до нас”[26]. Корпус сочинений Платона, дошедших в рукописях, включает 34 диалога, “Апологию Сократа” и 13 писем, а также “Определения”, в античности приписывавшиеся Спевсиппу, и 7 не подлинных диалогов.

Воззрения Платона  заметно изменялись на протяжении его  долгого жизненного пути. Так, в его ранних диалогах, называемых “сократическими” 
(“Апология Сократа”, “Протагор”, “Критон” и др.), в целом доминируют взгляды, метод подход Сократа – рационализм. Собственно платоновское учение об идеях появляется в более поздних диалогах (“Государство”, “Политик”, 
“Софист”, “Парменид” и др.). Заметным влиянием пифагорейской цифровой мистики и религиозно-мифологических верований отличен последний труд 
Платона – “Законы”[27].

“Свои философские  и общественно – политические взгляды Платон изложил в произведениях, имеющих форму диалогов, где одним  из собеседников обычно выступает Сократ”[28].

Манера Платона  писать диалогами “есть единственная в своем роде; никогда ни прежде, ни после него ни один философ не достигал ничего подобного”[29]. 
“Диалоги Платона полны живого драматического движения; широко и свободно набросанные, выразительные по краскам и живописному изображению характеров, они блещут героиней, насмешкой, дышат вдохновением и страстью”[30].

Многогранность  дарования Платона удивительна. “В нем не только философ сочетается с ученым. В свой черед философ  и ученый неотделимы в нем от художника: поэта, драматурга”[31]. 

Учение  Платона - истоки объективно-идеалистического подхода в психологии

   Платон (428/427-348/347 до н.э.) - ученик Сократа. Он создал в Афинах свой "научно-учебный  центр", названный Академией, у  входа в который было написано: "Не знающий геометрии, да не войдет сюда". Геометрические фигуры, общие понятия, математические формулы, логические конструкции - все это особые умопостигаемые объекты, наделенные, в отличие от калейдоскопа чувственных впечатлений (изменчивых, ненадежных, у каждого разных), незыблемостью и обязательностью для любого индивидуума. Возведя эти объекты в особую действительность, чуждую чувственному земному миру, Платон увидел в них сферу вечных идеальных форм, скрытых за небосводом в виде особого нетленного царства идеи. В философском плане Платон - основатель объективного идеализма, в свете идей которого он рассматривает и все психологические проблемы. 
          Основной постулат учения Платона - это признание в качестве истинного бытия не материального мира, а мира идей и утверждение первичности идей и вторичности, производности предметного мира. Так, задавая вопрос о причине существования прекрасных единичных конкретных вещей, он говорит, что она - в идее прекрасного, являющейся тем общим и нетленным, что обнимает собой красоту всего единичного, видимого, преходящего, выступает источником и образцом для всех проявлений материального мира. Такова же природа других идей. Таким образом, утверждается онтологический характер идей, указывается, что за каждым явлением предметно-материального мира стоит идея как первичная, порождающая их причина. 
          Платон наряду с реальностью материального мира выделяет вторую реальность - надматериальную, идеальную, метафизическую. Он доказывает, что в основе поведения человека лежит не предметная детерминация (воздействие вещей), а этическая, целевая, когда человек руководствуется в своем поведении нормой, образцом, целью, идеей. Этот вид воздействия называется телеологией.

  • Выделяются основные характеристики идей:
    • 1) под идеями понимается не взгляды, мысли, понятия, не субъективные продукты мыслительной деятельности человека; идеи - это истинное бытие, сущность, модель, парадигма вещей;
    • 2) идеи безотносительны к человеку, его мышлению, наоборот, идеи предписаны человеку с непреложностью;
    • 3) идеи вечны, неизменны, постоянны, лишены временных характеристик, выключены из потока преобразования, качественного изменения, как обычные вещи материального мира;
    • 4) идеи - это без-образная, бестелесная сущность, не выражаемая в категориях числа, пространства и времени; они оторваны Платоном от их чувственной основы, противопоставлены материальному миру и превращены в самостоятельные сущности, независимые как от материальных объектов, так и от человека;
    • 5) будучи бестелесными, идеи чувственно не воспринимаются, но являются умопостигаемыми;
    • 6) идеи образуют целостную, иерархически построенную систему, где низшие идеи подчиняются высшим, вплоть до идеи "блага", "единого".

   Исходя  из такого понимания, Платон рисует строение мира, состоящее из бытия (мир идей); небытия (материальный мир, созданный Богом из 4-х стихий - воды, земли, воздуха и огня) и мира чувственных вещей (результата проникновения бытия в небытие). Отсюда очевидно, что все вещи причастны, с одной стороны, к идеям, являясь их искаженными подобиями, тенями, с другой стороны - к небытию, материи, ибо они ею наполнены. Окружающий нас мир - это мир тусклых, искаженных, призрачных образов или теней бессмертных идей. 
          Высшая идея - идея "блага" - составляет мировую душу. Вторая мировая душа - зла. Эти две идеи дают начало всему. Кроме них, есть души звезд, планет, людей, животных. Душа призвана властвовать и управлять телом; она имеет активную функцию.

  • Душа и тело находятся в состоянии антагонизма, дуалистически противопоставлены друг другу:
    • душа вечна, бессмертна; тело бренно;
    • душа дает телу жизнь, она - активное начало; тело пассивно, инертно;
    • душа не зависит от тела - после смерти тела она переселяется в другие тела;
    • душа - источник добра в человеке, тело - прибежище зла;
    • попадая в тело, душа умерщвляется (но не становится смертной).

Информация о работе Платон жизнь и творчество