Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 16:17, реферат
Платон — древнегреческий философ, родоначальник одного из главных направлений в античной философии. Родился в 88-ю олимпиаду, седьмого фаргелиона в Афинах между 430 и 427 гг. до рождества Христова. Его родители, Аристон и Периктиона, принадлежали к древним знатным родам[2]. По отцу Платон был не просто высокого происхождения, но отдаленным потомком последнего античного царя Кодра.
Отсюда вытекают этические постулаты Платона - бегство от тела (душа должна бежать от тела, убивать в себе все чувственное, телесное и через разрыв с телесным восходить в мир идей, богов) и бегство от мира (душа должна стремиться уйти от чувственного мира в мир богов).
Тем
самым Платон доказывает независимость
души от тела. Тело для души - только
временное прибежище. Основная обитель
ее - мир идей. Строение души - троично,
т.е. состоит из 3-х частей: 1) высшая разумная
часть; 2) низшая благородная часть, или
"пылкая" (аффективные состояния
и стремления); 3) нижняя вожделеющая часть
души (потребности, влечения, страсти).
Они представлены в 3-х классах общества,
каждому из которых соответствуют определенные
добродетели.
Платон дает классификации индивидуальных
характеров, характеров народов, форм
правления. Люди и народы различаются
по преобладанию у них определенных частей
души. У греков, например, благородная
душа, а у народов Востока - вожделеющая.
Платон утверждает, что единственный путь
совершенствования души - через знания.
Индивидуальная душа не продуцирует знания.
Они существуют независимо от вещей и
людей. Душа должна лишь приобщиться к
идеям мирового разума. Как? Посредством
акта припоминания своего прошлого. То
есть получение знание тождественно его
припоминанию. Это "знание-воспоминание"
- "анамнезис". Оно отлично от "мнемы"
- памяти чувственных вещей, воздействующих
на человека.
Путь припоминания следующий. Пребывая
в мире идей, душа получает знания, но когда
она поселяется в душе, эти знания забываются.
И ее задача - припомнить их. Телесные органы
- помеха в постижении истины; они отвлекают
душу от познавательной деятельности:
душа мыслит лучше, если ее не тревожат
ни зрение, ни слух, ни удовольствия. Органы
чувств не дают человеку знаний. Истины
доступны только разуму, который "оживляет"
в памяти идеи. Чувственные ощущения играют
только роль побудителей, они будят разум,
а он, будучи высшей частью души, активизируется,
начинает размышлять, ведет с собой активный
внутренний диалог и извлекает идею из
глубин души.
Доказательства наличия
анамнеза. 1) Раб, отвечая на вопросы,
приходит к решению геометрической задачи,
хотя он никогда не учился. Это происходит
потому, что знания, идеи заложены в его
душе изначально и он, пробуждая душу,
извлекает их. 2) В чувственном мире нет
абсолютных квадратов, треугольников,
равных вещей, а мы называем вещи равными,
квадратными, треугольными. Опоры на чувственный
опыт здесь нет, значит, эти идеи заложены
в душе и пробуждаются при соприкосновении
с чувственным миром.
Он считает, что можно говорить о следующих уровнях познания - 1) ощущение как толчок, пробуждающий душу, но не дающий знаний; 2) чувственная ступень (не истинное, а ложное знание), включающее: а) "тени вещей" и б) "сами вещи"; 3) интеллектуальное познание (истинное), включающее: а) опосредованное знание и б) непосредственное созерцание идей (см. миф о пещере в Диалоге "Государство").