Позитивизм о соотношении философии и науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 19:42, контрольная работа

Краткое описание

Динамичный 19 век, как видим, ломал многие привычные представления людей. Все это обостряло интерес к чисто человеческим формам жизни, о которых рациональная философия умалчивала. Течения, составившие содержание неклассической философии, а именно- экзистенциализм, идеи А. Шопенгауэра, “философия жизни”, прагматизм да и позитивизм, несмотря на его приверженность науке, опыту, полезности,. и т.д. в сущности являются иррационалистическими. Уход от разума, его отрицание как духовной ценности есть существенная черта неклассической философии.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...2


Позитивизм о соотношении философии и науки

1.1. Предпосылки и условия возникновения позитивистски
ориентированной философии………………………………………………..…3
1.2. Исходные принципы и особенности “первого позитивизма”
(О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль)……………………………………………4-6
2.Материалистическая диалектика (К.Маркс, Ф.Энгельс)………………..….7
3. «Философия жизни» – объяснение мира через человека
(А.Шопенгауэр, Ф. Ницше)…………………………………………………..8-13

Заключение…………………………………………………………………...….14
Список используемой литературы…………………………………………..…15

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная философия.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)
 

    Содержание 
 

Введение………………………………………………………………………...2 
 

   
  1. Позитивизм  о соотношении философии и  науки
 

1.1. Предпосылки  и условия возникновения позитивистски 

ориентированной философии………………………………………………..…3

1.2. Исходные  принципы и особенности “первого  позитивизма”

(О. Конт, Г.  Спенсер, Дж. Милль)……………………………………………4-6 

2.Материалистическая  диалектика (К.Маркс, Ф.Энгельс)………………..….7 

   3. «Философия  жизни» – объяснение  мира через человека 

   (А.Шопенгауэр, Ф. Ницше)…………………………………………………..8-13 
 

Заключение…………………………………………………………………...….14 

Список используемой литературы…………………………………………..…15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Период  в истории западноевропейской философии  с середины XIX до середины XX веков  принято называть неклассическим. Развитие философских идей этого времени  происходило в общем контексте осмысления и переинтерпретации достижений классики.

    Под неклассической философией принято  понимать совокупность разрозненных философских  течений, возникших в Западной Европе в 19 ст. вне пределов немецкой классической философии. С крахом Наполеоновской Франции в начале 19 ст. были посрамлены высокие идеалы эпохи Просвещения (разума); в 30-40-е г. г. в Германии и Франции резко обострилась классовая борьба, обозначившая непримиримые позиции в обществе. Этот раскол усугубился к концу 19 ст. и вылился в попытку коренного переустройства самих основ экономической и общественной жизни (Парижская Коммуна в 1871 г.). Франко- Прусская война 1870- 1871г. г. вынесла свой приговор духовным ценностям эпохи разума. Прогрессистские иллюзии относительно будущего золотого века были развеяны.

    Другим  фактором, оттеснившим немецкую классическую философию, стала революция в  естествознании и промышленная революция. Триумф химии, создание теории сохранения энергии, открытие Фарадеем электро-магнитной  индукции, Ампером- теории магнетизма; к концу 19 в. открытие радиоактивности, рентгеновских лучей и др. не могли остаться незамеченными общественным сознанием. Мир менялся на глазах: первая железная дорога, первый автомобиль, первые опыты воздухоплавания, электрический телеграф и электрическая лампочка, затем- телефон, радиосвязь и многое другое. Техника агрессивно вторгалась в духовную жизнь, завоевывая в ней ведущие позиции.

    Обращает  на себя внимание и такое обстоятельство, как демографический взрыв, происшедший на Европейском континенте. Если в период с 6 в по 1800 г. население Европы не смогло превысить 180млн. человек, то начиная с 1800г. по 1914г. оно достигло 460 млн., то есть выросло более, чем в 2, 5 раза. Классическая философия уже не могла пользоваться успехом за пределами университетских кафедр.

    Динамичный 19 век, как видим, ломал многие привычные  представления людей. Все это  обостряло интерес к чисто  человеческим формам жизни, о которых  рациональная философия умалчивала. Течения, составившие содержание неклассической философии, а именно- экзистенциализм, идеи А. Шопенгауэра, “философия жизни”, прагматизм да и позитивизм, несмотря на его приверженность науке, опыту, полезности,. и т.д. в сущности являются иррационалистическими. Уход от разума, его отрицание как духовной ценности есть существенная черта неклассической философии.

    Неклассическая  философия знаменовала собой  большее внимание к человеку, попытку  увидеть его во всей сложности  его многогранной натуры. В этом состоит ее гуманистическое содержание. 
 

1.Позитивизм о соотношении философии и науки. 

1.1. Предпосылки и условия возникновения позитивистски ориентированной философии.

    Философы  и ученые Нового времени верили в  совершенствование разума через  прогресс науки. Знание и рациональное познание провозглашалось решающей силой, способной разрешить все проблемы, возникающие перед человеком и человечеством. Чтобы выполнить возлагаемые на него грандиозные задачи, знание, по их мнению, должно быть ясным, отчетливым, доказательным, преодолевающим сомнения. Социальные идеалы Просвещения, требующие разумного, основанного на науке преобразования общественных отношений по нормам истины и справедливости, укрепляли такое отношение к науке.

    Но  к середине 19 века начала развеиваться пелена иллюзий: наука, превратившись в специализированную высокопрофессиональную деятельность, породив мощную технику, не оправдала возложенных на нее наивных ожиданий. Стать универсальным средством общественного прогресса ей не удалось. Разочарованные этим интеллектуалы объясняли это наличием в науке метафизической компоненты, роднящей ее с религией. Им казалось, что научные абстракции также оторваны от реальности, как и религиозные догмы, что научные споры также непонятны и схоластичны, как теологические диспуты, что претензии науки на объективность оправданны лишь с точки зрения не замечающих в собственной предвзятости ученых.

    Классическая  философия, философские системы, основаны на спекулятивном типе построения знаний, т. е. на выведении его без обращения  к практике, при помощи рефлексии оказалась неспособной решить философские проблемы, выдвигавшиеся развитием науки 19 века.

    Становление дисциплинарной структуры науки, институциональная  профессионализация научной деятельности сделали настоятельной задачу осмысления сущности научно познавательной деятельности, критической оценки предпосылок и процедур научной деятельности, протекающей в разных когнитивных и социокультурных условиях; значения и роли мировоззренческих и философских идей и представления в развитии научных исследований.

    Происходит осознание недостаточности и ограниченности умозрительных, спекулятивных рассуждений (исходящих из чистой силы ума) классической натурфилософии и метафизики, которая на место реальных связей часто ставила вымышленные. Это дало основание определенной группе мыслителей высказать идею, что эра метафизики окончилась, и началась эра положительного знания, эра позитивной философии. Наука стремилась отказаться от навязывания ей априорных, оторванных от реальности схем и гипотез, поскольку они уже оказывали тормозящее влияние на развитие естествознания. Натурфилософии как “науке наук” приходит конец. 

1.2. Исходные принципы и особенности “первого позитивизма” (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль)

    В результате распада натурфилософии формируется особое направление  в развитии философской мысли 19 в. — позитивизм (от латинского positivus — положительный). Основные идеи этого направления представлены впервые в трудах Огюста Конта (1798 — 1857), Герберта Спенсера (1820 — 1903), Джона Стюарта Милля (1806 — 1873). Позитивизм претендовал на звание принципиально новой, “неметафизической” (позитивной) философии, построенной по подобию эмпирических наук и являющейся их методологией. Утверждая, что наука все еще недостаточно научна, в ней слишком много умозрительных, спекулятивных компонентов, позитивизм ставил задачу “очищения” ее от метафизики.

    В 40-е годы XIX века Огюст Конт, родоначальник  позитивизма, выступил с критикой гегелевской  метафизики (сверхопытности, умозрения) исторического процесса и сформулировал  задачу социального познания: сделать учение об обществе (“социологию” — термин впервые ввел О. Конт) такой же “положительной”, “позитивной” наукой, как и естественнонаучные дисциплины — математика, механика, — с использованием “точных”, математически — экспериментальных методов и без всяких сверхопытных гипотез.

    Переход от метафизики к позитивному знанию О. Кант обосновал анализом различных  этапов, которые проходит человечество в своем стремлении познать мир, в своем умственном развитии. С  его точки зрения, “человеческий  разум”, в силу своей природы, в каждом из своих исследований пользуется тремя методами мышления, характер которых существенно различен и даже прямо противоположен- теологическим, метафизическим, позитивным. Следовательно, существуют три исторические стадии развития знания и три общих системы воззрений на мир.

    На  теологической стадии духовного  развития человек стремиться объяснить  все явления вмешательством сверхъестественных сил, понимаемых по аналогии с ним  самим: богов, духов, душ, ангелов, героев...

    Метафизическое исследование тоже стремится достигнуть исчерпывающего абсолютного знания о мире, но только через ссылку на различные придуманные первосущности и первопричины, якобы скрывающиеся позади мира явлений, позади всего того, что мы воспринимаем в опыте. Так, Фалес видел первопричину в воде, Анаксимандр — апейроне, Гераклит — огне, Платон — идее, Декарт — субстанции, Лейбниц — монаде, Гегель — абсолютном духе, материалисты — материи и т. п.

    Метафизическое  мышление, по мнению Конта, способствует тому, что мысль приобретает большую широту и незаметно подготавливается к истинно научной работе. Но коренная ошибка этого мышления в том, что, как и теологическое мышление, оно стремится узнать абсолютные начала и причины всего. Но это невозможно, у нас нет средств выйти за пределы опыта. И поскольку это невозможно, метафизика предается необузданным и бесплодным фантазиям. Эти бесплодные и безнадежные попытки познать абсолютную природу и сущность всех вещей человечество должно оставить (Конт считал, что он считает безусловно недопустимым и бессмысленным искание так называемых причин, как первичных так и конечных) и устремиться по пути накопления положительного знания, получаемого частными науками.

    На  третьей, позитивной стадии познания, утверждал Конт, “человеческий ум признает невозможность приобрести абсолютное знание, отказывается от исследования происхождения и цели вселенной и знания внутренних причин явлений для того, чтобы заняться... открытием их законов, т. е. неизменных отношений последовательности и сходства явлений” (без анализа вопроса об их сущности и природе). Наука и ее законы могут отвечать только на “как”, но не “почему”, как считал Конт.

    В гносеологическом плане это означает, что наука должна ограничиться описанием  внешних сторон объектов, их явлений  и отбросить умозрение как средство получения знаний и метафизику как учение о сущности. Науки должны наблюдать и описывать то, что открывается в опыте, формировать эмпирические законы. Эти законы служат для описания фактов и имеют значение только для явлений (феномен) (Конт отрицает понятие “сущность”, “причинность”, считая их пережитками донаучных представлений и заменяя их представлением о постоянной последовательности явлений). “Мы не знаем ни сущности, ни даже действительного способа возникновения ни одного факта: мы знаем только отношения последовательности или сходства фактов друг с другом”, — утверждал Дж. Миль. Но и это знание относительно, а не абсолютно, поскольку опыт не имеет никаких окончательных границ, а может расширяться беспредельно.

    В центре внимания позитивистов оказались по преимуществу проблемы, связанные с изучением индуктивно — логических и психологических процедур опытного познания.

    Проблему, утверждения, понятия, которые не могут  быть ни разрешены, ни проверены посредством  опыта, позитивизм объявил ложными или лишенные смысла. Исследователь может “придумывать только такие гипотезы, считал О. Конт, которые по самой природе допускали хотя бы более или менее отдаленную, но всегда до очевидности неизбежную положительную проверку.

    Отсюда  — отрицание познавательной ценности традиционных философских (метафизических) исследований и утверждений. Что задачами философии являются систематизация и обобщения специально — научного эмпирического знания и поиск универсального метода познания. Правда, в задаче такого обобщения Конт видит и нечто специфичное, свойственное только философии — исследование связей и отношений между конкретными науками.

    Конт  впервые предлагает объективные  принципы классификации наук в зависимости  от их предмета и содержания. (О. Конт отвергает принципы классификации наук, предложенные Ф. Бэконом. Бэкон классифицировал науки в зависимости от различных познавательных способностей человека — рассудок, память, воображение). В системе классификации Конта выделяют следующие науки — математика, астрономия, физика, химия, физиология, социальная физика (социология), мораль, которые размещаются в этой системе по принципу движения от простого к сложному, от абстрактного к конкретному, от древнего к новому. Г. Спенсер развивает эту систему классификации, выделяя абстрактные (логика и математика), абстрактно — конкретные (механика, физика, химия) и конкретные науки (астрономия, геология, биология, психология, социология и т.д.). Абстрактные науки изучают формы, в которых явления предстают перед наблюдателем, а абстрактно — конкретные – изучают сами явления в их элементах и в целом.

    В это время были заложены основные идеи позитивистского направления  в философии. К этим исходным идеям  относятся:

    полная  элиминация (устранение) традиционных философских проблем, которые неразрешимы из-за ограниченности человеческого разума;

    поиск универсального метода получения достоверного знания и универсального языка науки;

    гносеологический  феноменализм – сведение научных  знаний к совокупности чувствительных данных и полное устранение “ненаблюдаемого” из науки;

Информация о работе Позитивизм о соотношении философии и науки