Позитивизм о соотношении философии и науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 19:42, контрольная работа

Краткое описание

Динамичный 19 век, как видим, ломал многие привычные представления людей. Все это обостряло интерес к чисто человеческим формам жизни, о которых рациональная философия умалчивала. Течения, составившие содержание неклассической философии, а именно- экзистенциализм, идеи А. Шопенгауэра, “философия жизни”, прагматизм да и позитивизм, несмотря на его приверженность науке, опыту, полезности,. и т.д. в сущности являются иррационалистическими. Уход от разума, его отрицание как духовной ценности есть существенная черта неклассической философии.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...2


Позитивизм о соотношении философии и науки

1.1. Предпосылки и условия возникновения позитивистски
ориентированной философии………………………………………………..…3
1.2. Исходные принципы и особенности “первого позитивизма”
(О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль)……………………………………………4-6
2.Материалистическая диалектика (К.Маркс, Ф.Энгельс)………………..….7
3. «Философия жизни» – объяснение мира через человека
(А.Шопенгауэр, Ф. Ницше)…………………………………………………..8-13

Заключение…………………………………………………………………...….14
Список используемой литературы…………………………………………..…15

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная философия.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

    Шопенгауэр утверждает, что всё вокруг нас носит следы безотрадности; всё приятное перемешано с неприятным; всякое наслаждение разрушает самоё себя, всякое облегчение ведёт к новым тяготам. Отсюда следует, что мы должны быть несчастны, чтобы быть счастливыми, более того, мы не можем не быть несчастными, и причиной этого является сам человек, его воля. Оптимизм рисует нам жизнь в виде некоего подарка, но если бы мы знали заранее, что это за подарок, мы бы от него отказались. В самом деле, нужда, лишения, скорби венчаются смертью; в этом видели цель жизни древнеиндийские брахманы (Шопенгауэр ссылается на Веды и Упанишады). В смерти мы боимся потерять тело, а оно и есть сама воля.

    Но  воля объективируется через муки рождения и горечь смерти, и это  устойчивая объективация. В этом состоит бессмертие во времени: в смерти гибнет интеллект, воля же смерти не подлежит. Так считал Шопенгауэр.

    Его вселенский пессимизм находился  в резком контрасте с умонастроением философии Просвещения и классической немецкой философии. Что же касается простых людей, то они привыкли руководствоваться формулой древнегреческого философа Эпикура: “Смерть нисколько нас не касается: пока мы есть, нет смерти, а когда есть смерть, нет нас”. Но отдадим должное Шопенгауэру: он показывает нам мир не одноцветным, а скорее двуцветным, то есть более реальным и тем подводит нас к мысли о том, что же является высшей ценностью жизни. Наслаждение, удача, счастье сами по себе, или всё, что им предшествует тоже ценно для нас? А может быть это и есть сама жизнь?

    Шопенгауэр  положил начало процессу утверждения  волевого компонента в европейской  философии в противовес сугубо рациональному  подходу, сводящему человека до положения  мыслящего орудия. Его идеи о первичности  воли поддержали и развили А. Бергсон, У. Джемс, Д. Дьюи, Фр. Ницше и др. Они были положены в основу “философии жизни”.

    Едва  ли не самым парадоксальным и вместе с тем известным представителем философии жизни был Фридрих  Ницше (1844-1900). Своими оригинальными  трудами, среди которых наибольшую известность имеют “По ту сторону добра и зла”, “Так говорил Заратустра”, “Антихрист” и др., он создал себе репутацию мыслителя, совершившего глубокие прозрения в тех сферах философии и культуры, где всё казалось яcным и устоявшимся. Он подверг тотальной критике традиционные ценности европейской культуры и прежде всего христианскую религию и рациональное мышление. Ницше ясно показал, что всё богатство живого мира не может быть осмыслено и освоено в существующей системе культурных ценностей, и что жизнь как таковая далеко не понята нами, а если и понята, то однобоко и превратно.

    В основе мировоззрения Ницше лежит  не Библия (её от отвергает) и не рациональная философия (её он критикует и игнорирует), а природный инстинкт, выраженный в стремлении всего живого к господству и власти. Следуя за А. Шопенгауэром в оценке мировой воли в качестве первообразующего принципа бытия, Ницше модифицирует этот принцип в волю к власти. Отсюда последовал вывод о безосновности традиционно понимаемой сущности вещей, ибо таковая связывается с причинностью. Но причинность мы выдумали сами, тогда как в сущности вещей есть только воля, сильная или слабая.

    Жизнь, по Ницше, определяется законом подчинения слабого сильному, и в этом состоит  предельно широкий принцип бытия. Господство проявляется в экономических, политических, социальных, межличностных и даже интимных отношениях; им наполнено реальное содержание человеческой истории. Оно наблюдается и в природе. Его можно скрывать, ему можно противодействовать как принципу, но его невозможно перечеркнуть. В этом Нищие усматривает лицемерие христианской морали — она – “ великая обольстительница”, — и всей европейской культуры.

    Воля  к власти как принцип раскалывает  общество на рабов (слабых) и господ (сильных); отсюда две морали: аристократическая  и мораль толпы, народа, массы. Последняя культивируется Христианством и гуманистической европейской культурой и поэтому отвергается Ницше.

    Воля  к власти рассматривается Ницше  как проявление инстинкта свободы. Но к свободе, как и к господству, воспитывает война. Ницше цитирует Гераклита, его “Война — отец всего”. На войне мужские боевые качества господствуют и подавляют все другие — инстинкт к счастью, миру, покою, состраданию и т. п. Мирная жизнь убивает волю к власти, делает из человека слабую личность и превращает ее в стадное животное. В частности такое понятие как “совесть” делает человека рабом стадного инстинкта, с позиции христианской морали моральный означает неэгоистичный, но это, считает Ницше, есть предрассудок. Это касается и таких понятий как “хороший”, “истинный” — в контексте позитивистской философии они означают “целесообразный”, “полезный” и т. п.

    Если  философы эпохи разума видели в истории  человечества прогресс, т. е. возвышение общества от низших, примитивных форм жизни к высшим формам, то Ницше  видел в истории ослабление воли к жизни и деградацию природного начала в человеке и у народов. Поэтому он был противником прогресса, выступал против идей социализма и разного рода проектов преобразования общества. Прогрессом, с его точки зрения, было бы воспитание новой господствующей касты для Европы, состоящей из малочисленных, но более сильных человеческих экземпляров. Они бы составили расу господ и завоевателей, расу арийцев.

    Работы  Ницше несут на себе печать иррационализма и нетрадиционности. Они написаны в форме притч, афоризмов и т. п. и требуют при чтении значительных усилий воображения и воли. Но сам Ницше говорил что они написаны не для всех.

    Ницше был одним из самых образованных людей XIX в., но в силу присущего ему  гения он сам поставил себя вне  общества (о его жизни можно прочитать в книге: Даниэль Галеви. Жизнь Фридриха Ницше Рига. 1991). Роль Ницше в европейской истории и культуре значительна. Его идеи были активно использованы в фашистской Германии для пропаганды войны и расизма. Не были они чужды и революционерам в России и в других странах. Это, однако, не главное; всё это происходило помимо воли самого Ницше. Главное в другом: своим творчеством он сделал предостережение относительно неизбежных, но уродливых форм развития западной цивилизации; он предупредил нас о грядущем отчуждении в сфере европейской культуры, о её глубинном перерождении, о омассовлении и примитивизации духовной жизни. Ницше — один из предшественников философии экзистенциализма. 
 

  Заключение

    К середине XIX века становится все более очевидным, что развитие просвещения, прогресс знания и науки не являются панацеей, средством для решения "вечных" проблем общественного развития, сосуществуют с ростом насилия, преступности, распространением различных предрассудков и ложных мифов. Поэтому оптимизм философов Просвещения "знание — сила" сменяется различными противоположными оценками и выводами, затрагивающими широкий спектр антропологических проблем. Необходимо также отметить, что тенденции к ограничению теоретического разума отчетливо проявлялись в недрах самой классической философии. Так, например, Кант, сдерживая "бег горячего коня Просвещения", отказывал разуму возможности в познании "вещи в себе". Фихте исходил из приоритета практического (нравственного) разума над теоретическим. Шеллинг провозглашал высшей способностью разума не рационально-теоретическое мышление, а интуицию. Таким образом, возникновение неклассической философии в самых различных ее формах имело как внутренние (имманентные), так и внешние предпосылки и причины своего возникновения.

    Итак, в рамках неклассической философии  были сформулированы идеи, “приземлившие” философию И. Канта и Гегеля. Стройные формы её (систематичность, концептуальность, язык, логика, диалектика и т. п.) были отвергнуты или перестали быть обязательными. В философию пришли нерациональные способы познания и выражения мысли. Неклассическая философия как бы вернула человеку человеческое — волю, субъективные переживания, интуицию, мистическую веру, комплексное восприятие жизни. Она предопределила основные направление философии XX ст. в лице экзистенциализма, феноменологии, персонализма, герменевтики, отчасти психоанализа, идею благоговения перед жизнью А. Швейцера и др.

    Общее умонастроение неклассической философии  подчёркивает несовершенство научно-технического прогресса как идеологии и высвечивает проблему человеческой личности как главную цель философии нашего столетия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы

  1. Быховский Б. Э. Шопенгауэр. М., 1975.
  2. Бергсон А. Творческая эволюция. М. -СПб. 1914.
  3. Быховский Б. Э. Кьеркегор. М., 1972.
  4. Галеви Даниэль. Жизнь Фридриха Ницше. Рига. 1991.
  5. Дильтей В. Наброски к критике исторического разума // Вопросы философии. 1988. № 4.
  6. Джемс. Зависимость веры от воли. СПб., 1904.
  7. Джемс. Прагматизм. СПб.,. 1910.
  8. Джемс. Вселенная с плюралистической точки зрения. М., 1911.
  9. Дильтей. Описательная психология. Спб. 1996.
  10. Existentialism. Kierkegaard. From: Stumpt S. E. Socrates to Sartre: a history of philosophy. 1 ed. N. Y. 1988. p.p. 474 — 483
  11. Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993.
  12. Конт О. Курс позитивной философии.
  13. Лев Шестов. Добро в учении гр. Толстого и Ф. Ницше // Вопросы философии. 1990. № 7.
  14. Мах Э. Анализ ощущений и отношение физического к психическому. —М., 1907.
  15. Мах. Э. Познание и заблуждение. М., 1909.
  16. Ницше Фр. Сочинения в 2 т. Т. 1, Т. 2. М.: 1990.
  17. Планк М. Единство физической картины мира. СПб., 1910.
  18. Риккерт Генрих. Философия жизни. Птбг. 1922.
  19. Рассел. История западной философии. М., 1959.
  20. Современная западная философия. Словарь. М. 1991.
  21. Холтон Д. Эйнштейн о физической реальности. — Эйнштейновский сборник 1969 — 1970 гг. М., 1970. с.209.
  22. Шестов Л. Киргегард и экзистенциальная философия (Глас вопиющего в пустыне). М., 1992.
  23. Шопенгауэр А. Избранные произведения. М., 1992.
  24. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М.,. 1992.
  25. Шопенгауэр А. Мир как водя и представление. Т. 1. М., 1993.

Информация о работе Позитивизм о соотношении философии и науки