Познание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 21:30, контрольная работа

Краткое описание

1. Эволюция форм познавательной деятельности человека.
Под методологией познавательной деятельности обычно понимают систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология как общая теория метода исторически сформировалась в связи с необходимостью обобщения и дальнейшей разработки всех методов и приемов познавательного процесса. В этом смысле она оказалась тесно связанной с опорными философскими принципами, прямо и косвенно положенными в основу указанного анализа. В связи с этим у разных групп деятелей науки в разные исторические периоды можно увидеть разные методологические установки, принципы и нормы подхода к объектам науки.

Вложенные файлы: 1 файл

философия.doc

— 40.62 Кб (Скачать файл)

Обыденное сознание мыслит истину как  достигнутый результат познания. Но система научных знаний – не склад исчерпывающей информации о бытии, а бесконечный процесс, как бы движение по лестнице, восходящей от низших ступеней ограниченного, приблизительного к все более всеобъемлющему и глубокому постижению сути вещей. Таким образом, истина – это единство процесса и результата.

Истина исторична. И в этом смысле она – "дитя эпохи". Любой объект познания неисчерпаем, он постоянно изменяется, обладает множеством свойств и связан бесчисленными нитями взаимоотношений с окружающим миром. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития науки, историческими уровнями жизни общества. Научные знания, в том числе и самые достоверные, точные, носят относительный характер. Относительность знаний заключается в их неполноте и вероятностном характере.

Истина относительна, ибо она  отражает объект не полностью, не целиком, не исчерпывающим образом, а в  известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются и  развиваются. Относительная истина есть верное, но ограниченно знание о чем-либо.

Что касается абсолютных истин, то они  остаются истинами совершенно независимо от того, кто и когда это утверждает. Абсолютная истина – это такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а лишь обогащается и подтверждается.

Процесс развития науки можно представить  в виде ряда последовательных приближений  к абсолютной истине, каждое из которых  точнее, чем предыдущие. Один из основных принципов диалектического подхода  к познанию – конкретность истины. Конкретность – это свойство истины, основанное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, существенных свойств, тенденций его развития. Суждение, верно отражающее объект в данных условиях, становится ложным по отношению к тому же объекту в иных обстоятельствах.

Что дает людям гарантию истинности их знаний, служит основанием для того, чтобы отличить истину от заблуждения  и ошибок? Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц предлагали в качестве критерия истины ясность и отчетливость мыслимого. Ясно то, что открыто для наблюдающего разума и с очевидностью признается таковым, не возбуждая сомнений. Пример такой истины – "квадрат имеет четыре стороны". Выдвигался и такой критерий истины: истинно то, что соответствует мнению большинства. Разумеется, и в этом есть свой резон: если многие убеждены в достоверности тех или иных принципов, то это само по себе может служить важной гарантией против заблуждения. Однако еще Р. Декарт заметил, что вопрос об истинности не решается большинством голосов.

В некоторых философских системах существует и такой критерий истины, как принцип прагматизма. Истиной  прагматизм признает то, что лучше  всего "работает " на нас, что лучше  всего подходит к каждой части  жизни и соединимо со всей совокупностью  нашего опыта, причем ничего не должно быть упущено. Если религиозные идеи выполняют эти условия, если, в  частности, окажется, что понятие  о Боге удовлетворяет им, то на каком  основании прагматизм будет отрицать бытие Божие?

  

4. Практика и  ее роль в познании.

В качестве критерия истины практика работает не только непосредственно, но и в опосредованной форме. Конечно, нельзя забывать, что практика не может  полностью подтвердить или опровергнуть какое бы то ни было представление, знание. Практика – "хитрая особа": она не только подтверждает истину и разоблачает заблуждение, но и хранит молчание относительно того, что находится за пределами ее исторически ограниченных возможностей. Однако сама практика постоянно совершенствуется, развивается и углубляется, причем на основе развития именно научного познания. Практика многогранна – от эмпирического жизненного опыта до строжайшего научного эксперимента. В истории философии сформировалось и такое течение, представители которого то сомневались, то отрицали познаваемость мира – агностицизм. Его представители не отрицали сам процесс познания, но они считали, что он ограничен познавательными возможностями человека.

Что же такое познание?

1. Познание – это особый вид отражательной деятельности человека.

2. Познание – есть духовная сторона практической деятельности человека.

3. Познание – высший уровень информации, достигаемый человеком целенаправленно.

4. Познание – это социальный заказ в виде актуальных потребностей общества (в средние века на познание огромное влияние оказывала церковь, в ХХ веке – это потребность изучения космоса).

Познание возможно только при опоре на так называемый интеллектуальный фонд, под которым подразумеваются  совокупные знания человечества, методы познания и т.д. Важно опираться  на уже достигнутое.

Познавательный процесс  возможен лишь при помощи языка, как  инструмента общения.

Огромную роль в познании играет идеология, т.е. оценка конкретных общественных явлений с позиций  различных социальных групп и  слоев общества (частная собственность  для одних – благо, для других - зло).

На познание активно влияет чувственность, весь эмоциональный  мир человека.

Познание – это всегда творческий процесс, а его главным критерием являются новизна и общественная значимость полученных результатов. Большую роль в творчестве играет интуиция, как тип мышления.

О состоянии познания и  практики:

В философии под практикой  принято понимать деятельность человека, направленную на преобразование окружающего  мира. Основной формой практики является труд.

Практика – это чувственно предметная деятельность людей, их воздействие на тот или иной объект с целью его преобразования для удовлетворения исторически сложившихся потребностей2. По отношению к познанию практика выполняет троякую роль:

Роль практики в процессе познания:

Практика – источник, основа, движение, сила познания. Запросы практики вызывали к жизни познавательные потребности и задачи человека. Практика стимулирует развитие новых отраслей познания.

Практика – цель познания. Знания, получаемые людьми, предназначены для использования их в жизни.

Практика – критерий истинности человеческих знаний. Но этот способ проверки истинности знаний не универсален, т.к. не все можно проверить практически, поэтому наука использует логические доказательства.

Познание развивается, т.к. у общества появляются новые потребности. Познание есть переход от улавливания  внешних свойств к изучению внутренних связей: от живого содержания к абстрактному мышлению.

Первая ступень познания представляет собой чувственное  познание (эмпирическое). Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение – отражение отдельных признаков и свойств предметов (температура).

Восприятие – целостный образ предмета или явления.

Представление – сохранение образов предметов в памяти.

Эмпирическое познание всегда субъективно, что порождает много  суждений и оценок одного и того же явления. Однако именно этот вид  познания осуществляет связь человека с внешним миром, при этом, имеет  свои пределы.

Вторая ступень познания – рациональное или теоретическое познание. Формы логического познания – понятие, суждение, умозаключение.

Понятие отражает общие принципы и свойства предметов.

Суждение – связь понятий, с помощью которой отражаются зависимости между вещами. Умозаключение – связь между несколькими суждениями. Рациональное познание позволяет человеку постигнуть внутреннее в вещах – их структуру, сущность, законы.

Это касается, прежде всего, познания социальных явлений.

Обе ситуации познания тесно  связаны между собой.

Процессу познания присущи  некоторые противоречия:

1. Противоречие между  субъектом и объектом. Оно представляет  собой несоответствие между потребностями  человека в практическом преобразовании  мира и недостаточных знаниях  о нем.

2. Иногда познанию присуще  противоречие между данными органов  чувств и мысленным отражением  внешнего мира.

3. Противоречие между  сложившейся теорией и сложившимися  новыми научными фактами.

 

 

Список используемой литературы

  1. Спиркин А.Г., Философия: – Учебник. 2-е изд. – М: Гардарики, 2004.
  2. Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов: Учебное пособие. Изд. 2-е – Ростов-на-Дону: "Феникс", 2003.
  3. Голубинцев, В.О. Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. / Ростов-на-Дону.: Феникс, 2004.

Информация о работе Познание