Познание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 21:30, контрольная работа

Краткое описание

1. Эволюция форм познавательной деятельности человека.
Под методологией познавательной деятельности обычно понимают систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология как общая теория метода исторически сформировалась в связи с необходимостью обобщения и дальнейшей разработки всех методов и приемов познавательного процесса. В этом смысле она оказалась тесно связанной с опорными философскими принципами, прямо и косвенно положенными в основу указанного анализа. В связи с этим у разных групп деятелей науки в разные исторические периоды можно увидеть разные методологические установки, принципы и нормы подхода к объектам науки.

Вложенные файлы: 1 файл

философия.doc

— 40.62 Кб (Скачать файл)

Тема 12. Познание

1. Эволюция форм  познавательной деятельности человека.

Под методологией познавательной деятельности обычно понимают систему принципов  и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология  как общая теория метода исторически  сформировалась в связи с необходимостью обобщения и дальнейшей разработки всех методов и приемов познавательного  процесса. В этом смысле она оказалась  тесно связанной с опорными философскими принципами, прямо и косвенно положенными  в основу указанного анализа. В связи  с этим у разных групп деятелей науки в разные исторические периоды  можно увидеть разные методологические установки, принципы и нормы подхода  к объектам науки.

Исторически первоначально проблемы методологии и логики познавательной деятельности человека разрабатывались  в рамках философии: диалектический метод Сократа и Платона, индуктивный  метод Ф. Бэкона, рационалистический метод Р. Декарта, антитетический метод  Фихте, диалектический метод Гегеля и К. Маркса, феноменологический метод  Э. Гуссерля и т.д. Это проистекает из того, что методология познавательной деятельности человека изначально всегда была тесно связана с философией, особенно с такими ее разделами, как гносеология (теория познания), онтология (теория бытия) и логика.

Методология познавательной деятельности человека в известном смысле "уже" теории познания, так как последняя  не ограничивается исследованием форм и методов познания, а изучает  проблемы природы познания, отношение  знания и реальности, субъекта и  объекта познания, возможности и  границы познания, критерии его истинности.

С другой стороны, методология и  логика познавательной деятельности человека несколько "шире" гносеологии, так  как ее интересуют не только методы познания, принятые в науке, но и  особенности процесса человеческого  познания вообще, осуществляющегося  в разных формах и в различных  сферах человеческой деятельности.

Следует подчеркнуть, что методология  познавательной деятельности человека наиболее тесно смыкается с так  называемой формальной логикой, которая  главное внимание направляет на прояснение структуры готового, оформившегося  знания, на описание его формальных связей и элементов на языке символов и формул при отвлечении от конкретного  содержания высказываний и умозаключений.

Можно отметить, что логическое исследование науки – это средства современной формальной (математической или символической) логики, которые используются для анализа научного языка, выявления логической структуры научных теорий и их компонентов (определений, классификаций, понятий, законов и т.п.), изучения возможностей научного знания.

Начиная с Нового времени (XVI-XVII вв.) методологические идеи разрабатываются не только в философии, но и в рамках возникающих и бурно развивающихся частных наук – механики, физики, химии, истории и др. Методологическая составляющая постепенно становится необходимым компонентом каждой конкретной науки, хотя этот факт и не всегда осознавался и признавался рядом деятелей науки.

Характерной чертой современной науки  является комплексное изучение как  закономерностей развития и строения знания в наиболее общей – логико-философской форме, так и закономерностей развития конкретных направлений и ветвей науки. В рамках конкретных научных направлений происходит осмысление и изучение методов и форм научного познания. В самой науке все более четко выделяются два взаимосвязанных направления: исследование свойств объектов и изучение способов и форм научного познания.

Особенно активно второе направление  разрабатывается в рамках таких  зрелых наук как физика, биология, химия.

Эмпирической базой разработки методологии и логики познавательной деятельности является история человека, но взятая не сама по себе, а в широком  философском, социокультурном контексте, то есть в системе культуры в его целостности.

В современной науке принято  различать общую и частную  методологию.

В первой анализируются методы, общие  для многих наук, или для всей науки как особой системы знания, во второй – для отдельных групп наук. Фактически можно говорить о многоуровневой методологии науки, где каждый уровень обладает относительной автономией и не выводится прямо из других уровней. В основе классификации уровней методологии лежит диалектика единичного, особенного и всеобщего, где на уровне единичного фиксируются многообразные методы частных наук и отдельных дисциплин, на уровне особенного – междисциплинарные и общенаучные методы, а уровень всеобщего занимают философские методы.

Многоуровневость методологии приводит к тому, что исследователь, как правило, в процессе своей профессиональной деятельности сталкивается с исключительно сложными и противоречивыми познавательными конструкциями и ситуациями. Поэтому не случайно в литературе отмечается тенденция усиления методологических изысканий, проводимых внутри самой науки.

На этом основании в науковедении выделяют внутрифилософскую и собственно профессиональную методологию, и датируют период обособления методологии и приобретения ею самостоятельного статуса примерно 50-60-ми годами XX века. Самостоятельный современный статус методологии объясняется во многом тем, что она включает в себя многообразные процессы моделирования реальности, в связи с чем на нее возлагается сложнейшая задача изучить образцы всех видов, типов, форм, способов и стилей мышления.

 

 

2. Чувственное,  рациональное, интуитивное познание.

Чувственное познание

К формам чувственного познания относят  три основных типа наглядных образов: 1) ощущения, 2) восприятия, 3) представления.

Ощущение – отражение отдельного свойства объекта, возникающее при его воздействии на органы чувств.

Прикоснувшись рукой к предмету, мы можем сказать, что ощутили, например, что-то твердое и гладкое. Это  – осязательное ощущение. Психологи насчитывают около 20 различных видов ощущений, отражающих воздействия внешней и внутренней среды на организм человека. К внешним ощущениям относятся зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, температурные и др., к внутренним – чувство голода, жажды, болевые ощущения от внутренних органов и пр.

Вся исходная информация о мире поступает  в человеческое сознание через ощущения. Конечно, человеческие органы чувств способны уловить далеко не все свойства действительности. Но с помощью приборов человек расширяет свои природные возможности и делает доступным для своих органов чувств то, что непосредственно он ощущать не может. Поэтому наличие границ чувствительности не является непреодолимой преградой для познания мира.

Восприятие – целостное отражение объектов при их воздействии на органы чувств.

Восприятие является результатом  сложной психической деятельности, синтезирующей различные ощущения в одно целое (правда, некоторые психологи  резонно отмечают, что между ощущением  и восприятием не удается провести четкой границы). Восприятие имеет осмысленный характер: воспринимая какой-то объект, человек улавливает при этом его сходство с другими объектами, узнает его, относит его к определенному классу или виду. На содержании наших восприятий сказываются наши интересы, чувства, настроения, желания, имеющийся опыт.

Представление – наглядный образ объекта, не воздействующего в данный момент на органы чувств.

Содержание представлений формируется  на основе прошлых восприятий. Но представления  опираются не только на воспоминание, но и на воображение. Сила воображения  позволяет человеку создавать в  уме новые образы, способные значительно  отличаться от всего виденного ранее. Однако материалом для создания новых  образов всегда служат чувственные  данные, взятые из прошлых восприятий.

Представление о крылатом коне Пегасе – продукт фантазии, ему не соответствует никакой объект действительности. Однако Пегас «сконструирован» из образов, источником которых являются восприятия реальных лошадей и крыльев.

Представления отличаются от восприятий меньшей степенью ясности и отчетливости. Вместе с тем они имеют более  обобщенный характер. В формировании представлений возрастает роль знаний, мотивации, опыта, осмысления и истолкования их содержания.

Известно, что свидетели происшествия или преступления могут очень  сильно расходиться в своих показаниях. Их представления о случившемся  во многом зависят от того, как они  его понимают и осмысливают. Люди могут, сами не осознавая того, «домысливать»  недостаточно ясно увиденные или  забытые подробности, опираясь на свои соображения и воображение.

По собственному опыту каждый знает, что какое-либо представление, возникающее  в сознании, нередко вызывает появление  других представлений, затем третьих  и т. д. Образуются целые комбинации образов, связанных друг с другом. Такие комбинации называются ассоциациями.

Ассоциация – связь между образами, при которой возникновение одних из них влечет за собой появление других.

Существуют психологические закономерности, обусловливающие ассоциативный  переход от одних образов к  другим. Наиболее часто складываются ассоциации по смежности, по сходству и по контрасту. Если какие-то объекты  постоянно воспринимаются нами вместе, то и представления о них сопутствуют  друг другу (ассоциация по смежности). Когда представление о некотором  объекте ассоциируется с представлениями  о других объектах, обладающих аналогичными признаками, речь идет об ассоциации по сходству, в противоположном случае – об ассоциации по контрасту.

Формы рационального познания

Рациональное познание осуществляется с помощью логического мышления (которое называют также рациональным, абстрактным, дискурсивным и т. п.). С  его помощью человек выходит  далеко за пределы непосредственного  чувственного опыта и получает возможность  познать то, что нельзя не только ощутить и воспринять, но даже и  представить.

Например, можно мыслить о бесконечности, многомерном пространстве, непрерывных  функциях, не имеющих производной  ни в одной точке и т. д., но нельзя наглядно представить, как «выглядят» эти предметы мысли: они по природе  своей ненаглядны (являются «ненаглядными  объектами»); их можно лишь обозначить условными символами.

Основными формами логического  мышления являются: 1) понятие, 2) суждение, 3) умозаключение.

Слово «понятие» происходит от глагола  «понимать». В понятиях выражается понимание сущности предметов, достигнутое  на определенном уровне их познания.

Понятие – это мысль о предмете, выделяющая в нем существенные признаки.

Понятия имеют содержание и объем. Содержание понятия -- это признаки, которые в нем мыслятся. Давая определение понятия, необходимо указать существенные признаки предмета, необходимые и достаточные для отличия его от всех других. Объем понятия – это совокупность предметов, обладающих этими признаками. Различают понятия единичные, объем которых состоит из одного предмета («Африка», «первый космонавт», «Солнце»), и общие, объем которых может включать в себя множество предметов («город», «космонавт», «звезда»).

Понятие -- это элементарная «клеточка» логического мышления. Но отдельными, изолированными друг от друга понятиями люди никогда не мыслят. В мыслительных процессах понятия употребляются в составе суждений. Отношение понятия и суждения подобно отношению слова и предложения. Предложение складывается из слов. Но говорим мы обычно не отдельными словами, а целыми предложениями. И точно так же мыслим мы не отдельными понятиями, а целыми суждениями.

Суждение – это мысль, в которой о каком-либо предмете что-то утверждается или отрицается.

Суждения могут быть простые  и сложные (состоящие из соединения простых). Структура простого суждения выражается формулой S – Р, где S есть субъект суждения – понятие о предмете, о котором идет речь; Р есть предикат суждения – понятие, выражающее то, что о предмете утверждается или отрицается; а символом «--» обозначена логическая связка, которая характеризует отношение между S и Р и может быть либо утвердительной (если предикат приписывается субъекту), либо отрицательной (в противоположном случае). Например, в суждении «Земля не является центром Солнечной системы» субъект – «Земля», предикат – «центр Солнечной системы», а «не является» – связка (отрицательная). В русском языке обычно утвердительная связка явно не формулируется, а лишь подразумевается (например, в суждении «собака – друг человека» подразумевается утвердительная связка).

Многие из суждений выражают знания, приобретенные путем непосредственных наблюдений над действительностью («Эта роза красная»). Но значительная часть суждений, особенно в науке, выводится по определенным правилам из ранее полученных знаний с помощью  различного рода умозаключений.

Умозаключение – это логическое рассуждение, посредством которого из одних суждений выводятся другие суждения.

Рассмотрим логическую структуру  умозаключений.

Приведены умозаключения «а» и  «Ь», соответственно обозначенные буквами  «А» и «В».

(a) Ртуть – жидкость

Информация о работе Познание