Познание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 05:11, контрольная работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является исследование проблем теории познания, существовавших на протяжении развития философской мысли.
В связи с поставленной целью можно формулировать следующие задачи исследования:
рассмотреть особенности чувственного, рационального и интуитивного этапов познания
рассмотреть особенности левополушарного и правополушарного типов мышления
разобрать диалектическую связь знания и незнания
вера и убеждение как состояние знания

Содержание

1.Введение.
2.Чувственное, рациональное и интуитивное познание.
3.Два типа мышления: рационально-логическое, дискурсивное (левополушарное) и образное (правополушарное).
4.Знание и незнание, их диалектическая связь.
5.Вера и убеждение как состояние знания.
6.Заключение.
7.Библиографический список.

Вложенные файлы: 1 файл

философия.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

  1. Введение.
  2. Чувственное, рациональное и интуитивное познание.
  3. Два типа мышления: рационально-логическое, дискурсивное (левополушарное) и образное (правополушарное).
  4. Знание и незнание, их диалектическая связь.
  5. Вера и убеждение как состояние знания.
  6. Заключение.
  7. Библиографический список.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблема познания является одной из важнейших в  философии. Как возможно познание мира? Возможно ли оно? Что есть истина? - те вопросы, которые изначально были продиктованы любовью к знанию и до сих пор образуют существо философской проблематики. Эти вопросы философские потому, что заданы в общей форме и являются только обобщенной формулировкой проблем, постоянно встающих перед человеком. Теорию познания в общем виде можно определить как раздел философии, в котором изучаются природа познания, его возможности и границы, отношение знания к реальности, субъекта - к объекту познания, выявляются условия достоверности и истинности знания.

Термин "гносеология" происходит от греческих слов "gnosis" - знание и "logos" - учение, слово и означает учение о знании, несмотря на то, что сам термин "гносеология" введен в философии сравнительно недавно, учение о познании стало разрабатываться со времен Гераклита, Платона, Аристотеля. Актуальность данной темы определяется продолжающейся до сих пор дискуссией о значении эмпирического и теоретического уровней в структуре научного знания.

Целью настоящей  работы является исследование проблем  теории познания, существовавших на протяжении развития философской мысли.

В связи с  поставленной целью можно формулировать  следующие задачи исследования:

  • рассмотреть особенности чувственного, рационального и интуитивного этапов познания
  • рассмотреть особенности левополушарного и правополушарного типов мышления
  • разобрать диалектическую связь знания и незнания
  • вера и убеждение как состояние знания

Чувственное, рациональное и интуитивное  познание.

 

Одним из важнейших  положений гносеологии является то, что познание есть сложный, противоречивый процесс. Сложность в том, что  познание — это многостадийный, многоаспектный, детерминированный различными причинами и условиями, разворачивающийся в пространстве и во времени акт.

Цель познания — знания. Знание - средство преобразования действительности и это система. Знание возникает в процессе познания, а он состоит из форм, этапов, уровней. В теории познания выделяют, как правило, чувственное и рациональное познание, а также рассматривают интуицию как особый момент связи чувственного и рационального.

Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Для него характерны: - непосредственность (прямое воспроизведение объекта); - наглядность и предметность возникающих образов; - воспроизведение объектов на уровне явления, т.е. их внешних сторон и свойств.

Основные формы  чувственного отражения: ощущения, восприятия, представления. Ощущения отражают отдельные свойства и стороны объекта (цвет, запах и т.д.) и сами по себе не дают цельной картины объекта познания. Восприятия - синтез ощущений, при котором формируется целостный образ предмета в единстве его сторон и свойств. И, наконец, наглядное воспроизведение прошлых восприятий с помощью памяти и воображения рождает такую форму образа, как представление. По сравнению с восприятием оно является более обобщенным образом действительности, служит ступенькой, позволяющей перейти к рациональному отражению действительности.

Говоря о  чувственном познании, следует заметить, что социальная детерминация чувственного отражения человека составляет его  специфику по сравнению с чувственным отражением у животных. Эту специфику можно выразить в следующих положениях.

•  Выделяется влияние социальных отношений, общественной и индивидуальной практики на выбор объектов отражения в окружающей действительности.

•  Происходит формирование (под воздействием практики, социально-культурных условий и ценностей) перцептивных установок и ожиданий, регулирующих в ходе восприятия взаимодействие текущих сенсорных данных и прошлого опыта субъекта.

•  Осуществляется взаимодействие прошлой, а также текущей сенсорной информации и культурных наслоений. Исходя из этого можно говорить о том, что непосредственность чувственного отражения - вещь относительная и что необходимо учитывать эту относительность в познавательной и практической деятельности. Таковы в общих чертах формы, особенности и специфика чувственного познания человека.

Рациональное  познание — более сложный, присущий человеку способ отражения действительности посредством мышления. Мышление может быть представлено тремя основными уровнями, которые соответствуют в общем истории его развития: сенсорно-перцептивным; уровнем представлений; вербально-логическим уровнем (уровнем понятийного мышления). Для него характерны: - опора на результаты чувственного отражения, опосредованность чувствами; - абстрактность и обобщенность возникающих образов; - воспроизведение объектов на уровне сущностей, внутренних закономерных связей и отношений. К основным формам рационального познания можно отнести: понятия, суждения, умозаключения, законы, гипотезы, теории.

Понятие – логический образ, воспроизводящий существенные свойства и отношения вещей. С него начинается и им завершается любой цикл осмысления действительности. Возникновение понятия – это всегда скачок от единичного к всеобщему, от конкретного к абстрактному, от явления к сущности.

Суждение – это мысль, связывающая несколько понятий и благодаря этому отражающая отношения между различными вещами и их свойствами. С помощью суждений строятся определения науки, все ее утверждения и отрицания.

Умозаключение представляет собой вывод из нескольких взаимосвязанных суждений нового суждения, нового утверждения или отрицания, нового определения науки. С помощью понятий, суждений и умозаключений выдвигаются и обосновываются гипотезы, формулируются законы, строятся целостные теории – наиболее развитые и глубокие логические образы действительности.

И еще одно важное положение, которое желательно сформулировать при характеристике рационального  познания. Необходимо различать понятия  “мышление” и “интеллект”. Интеллект следует рассматривать как интегральную и высокодифференцированную способность к мышлению, как универсальную тренированность мозга. Это своего рода духовный потенциал личности, где функциональное раскрытие порождает все богатство оттенков и форм человеческого мышления. Под мышлением (умственной активностью), напротив, понимается та конкретная деятельность, которая производится носителем интеллекта.

Интуиция — определяется как способность постижения истины путем ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств. Еще ее определяют как чутье, проницательность, непосредственное познание, основанное на предшествующем опыте и теоретических научных знаниях. В иррациональной философии интуиция — мистическое постижение “истины” без помощи научного опыта и логических умозаключений.

Подсознательный характер интуитивного мышления не означает его отрыва от осознанного мышления. Во-первых, интуитивное мышление совершает свою работу над проблемой не раньше и не позже того, когда над проблемой бьется осознанное мышление. Во-вторых, решения, полученные на интуитивном уровне, дают ответ именно на наиболее трудные задачи, стоящие перед осознанным мышлением, дают конструкциям (моделям) осознанного мышления именно то, чего им не достает.

Завершая разговор о видах познания, следует сказать о том, что выделение в познании чувственного и рационального познания, а также интуиции вовсе не означает, что процесс познания протекает именно в такой последовательности. В реальном познании все сосуществует одномоментно, формы познания в реальном познавательном акте неразделимы. Но тем не менее знание о том, что такое познание, каковы его основные формы, закономерности, безусловно, поможет в осмыслении окружающей нас действительности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Два типа мышления: рационально-логическое, дискурсивное (левополушарное) и образное (правополушарное).

 

Согласно типологии  Юнга люди делятся на 8 психотипов. Четыре из них являются основными: мыслительный, чувствующий, ощущающий и интуитивный. Каждый из них может проявляться путем экстраверсии и интроверсии. В этой типологии есть неточности, неопределенности, хотя Юнг понимает это и предполагает уточнение своей типологии. Из 8 психотипов, первые четыре ассоциируются с известными четырьмя типами, а остальные 4 типа не обладают логическойполнотой:

1. Мыслительный экстравертный  – ассоциируются с сангвиником.

2. Мыслительный интровертный  – ассоциируются с флегматиком.

3. Чувствующий экстравертный  – ассоциируются с холериком.

4. Чувствующий интровертный  – ассоциируются с меланхоликом.

5. Ощущающий экстравертный – одно и то же, неопределенность.

6. Ощущающий интровертный  – противоречие, неопределенность.

7. Интуитивный экстравертный  – противоречие, неопределенность.

8. Интуитивный интровертный  – одно и то же, неопределенность.

Необходимо обратить внимание на то, что в каждом человеке присутствуют все основные свойства, но в различной степени. Психологический тип определяют по преимущественному проявлению одного из свойств. Если в человеке присутствуют два противоположных свойства в одинаковой мере, то ясно, что по этим свойствам невозможно определить его психологический тип, так как не одно из них не проявляется преимущественно. Поэтому психологический тип Юнга «Интуитивный экстравертный» не имеет смысла, так как в нем не проявляется преимущественно какое-либо свойство. Интуиция и экстраверсия являются противоположными свойствами. Интуиция является функцией правого полушария, а экстраверсия – функцией левого полушария. В данном типе эти функции представлены одинаково и, поэтому, получается неопределенность. «Интуитивный экстравертный» звучит как «Право-Лево-полушарный». У интуитивного человека (правополушарного) могут быть экстравертные (левополушарные) фукции, но они не могут быть преимущественными. В противном случае он был бы не правополушарным (интуитивным), а левополушарным (ощущающим, логическим).

Аналогичное суждение справедливо  и для психотипа «Ощущающий интровертный».

Проведенная Юнгом группировка  психотипов на рациональные и иррациональные также не поддается логическому обоснованию. Юнг объединил в одну группу мыслительного и чувствующего, которые противоположны друг другу и назвал их рациональными. По содержанию мыслительный тип действительно является рациональным, так как воспринимает внешний мир реально путем распознавания реальных образов окружающей действительности, является стабильным: вначале думает, потом делает, планирует свои действия, может выработать адекватный прогноз будущего и соответствующие тактику и стратегию. Чувствующий же по содержанию является иррациональным, так как воспринимает реальную действительность искаженно, ирреально, иллюзорно, иррационально. У него повышена чувствительность к внешним и внутренним раздражителям, он является импульсивным, дестабильным: вначале делает, потом думает, не планирует свои действия, а реагирует на раздражители импульсивно, что приводит к неадекватным реакциям. Ирреальное, иррациональное восприятие внешнего мира для него является следствием психологической защиты от реальной действительности, которая невыносима для его психики.

Также нелогично Юнг относит к одной группе ощущающего и интуитивного и называет их иррациональными, хотя они являются противоположностями. На самом деле ощущающий (логический, левополушарный) и интуитивный (правополушарный) не зависят от рациональности или иррациональности. Например, интуиция может служить как рациональному (реалистическому), так и иррациональному (иллюзорному) восприятию окружающего мира вследствие повышения чувствительности к внутренним раздражителям и подмены реальных образов собственными импульсивными воображениями. В то же время известно, что интуитивно человек может воспринять образы реального мира и далее своей логикой расшифровать эти образы, установить связи между ними. На этом основывается реалистическое творчество (научное и художественное). Придание интуиции только иррациональной функции не позволяет отличить реалистическое творчество от иррационального искусства, духовность от безумия, творческих людей от шизоидных психопатов. Может быть, этим и объясняется существующий в психиатрии хаос, не позволяющий отличить людей, создавших духовное наследие человечества от шизофреников.

Следует отметить, что  Юнг в других своих размышлениях об интуиции придает ей как мыслительные, так и чувственные функции и мог бы систематизировать эти знания, но нужно учесть, что во времена Юнга еще не было известно о функциональной асимметрии двух полушарий головного мозга.

Информация о работе Познание