Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2014 в 14:53, контрольная работа
Проблема познания является одной из важнейших, которыми занимается философия, наряду с такими проблемами, как сущность бытия, человека и общества. Ее решение находится в тесной связи, а зачастую и в прямой зависимости от того, как решаются проблемы бытия.
Вспомним древнегреческого философа-материалиста Демокрита. Все вещи состоят из мельчайших неделимых частиц-атомов. И душа тоже состоит из атомов. От вещей отделяются тончайшие оболочки - эйдосы. Эйдос Демокрита- это материальная форма вещи. Попадая в человека через глаза, эйдосы отпечатываются на душе как печать на мягком воске. Итак, два процесса определяют познание: истечение эйдосов и их впечатывание в душу.
Введение 3
1 Познание как предмет философского анализа 4
1.1 Сущность и смысл познания 4
1.2 Виды познания 8
2 Структура знания 9
2.1 Чувственное и рациональное познание 9
2.2 Понятие как основная форма рационального познания 14
3 Интуиция 17
3.1 Интуиция как способ и форма познания 17
Заключение 22
Список использованных источников
БГОУ ВПО «БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
И УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»
Кафедра политологии, социологии и философии
080100.62 Экономика (бакалавриат)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФИЛОСОФИИ
№ 72 « Познание и интуиция»
Преподаватель_________________
Подпись/ Дата/ Расшифровка подписи/
Студент второе высшее _______ _______ Хафизова Э.И
Код(номер) группы/ Подпись / Дата/ Расшифровка подписи/
Введение
1 Познание как предмет
1.1 Сущность и смысл познания
1.2 Виды познания
2 Структура знания
2.1 Чувственное и рациональное познание 9
2.2 Понятие как основная форма рационального познания 14
3 Интуиция
3.1 Интуиция как способ и форма познания
Заключение
Список использованных источников
Проблема познания является одной из важнейших, которыми занимается философия, наряду с такими проблемами, как сущность бытия, человека и общества. Ее решение находится в тесной связи, а зачастую и в прямой зависимости от того, как решаются проблемы бытия.
Вспомним
древнегреческого философа-
Без рассмотрения теории познания немыслима ни одна философская система. Это, кроме всего прочего, диктуется властной силой связи философии с конкретными науками, на которые она опиралась и ныне опирается в своем развитии. Это нужно, прежде всего, для развития теоретических разделов любой науки, но в то же время необходимо и для прогресса самой философской культуры, а в конечном счете для удовлетворения неисчислимого множества жизненных вопросов общества. Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Процесс овладения тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего великую гордость человечества.
В процессе
познания наряду с
Интуиция – это не только постижение истины, но чувство и понимание, что это именно истина. Интуиция - это эмоционально насыщенное понимание сути проблемы и ее решения, когда ученый врастает в проблему и сливается с ней до такой степени, что уже и во сне она преследует его и властно требует ответа.
Целью данной работы является рассмотрение понятий познание и интуиция с точки зрения философской мысли, дать развернутое объяснение, а также выявить их взаимосвязь.
Для достижения поставленной цели мы решали следующие задачи:
- изучить познание как предмет философского анализа;
- исследовать структуру знания;
- изучить связь интуиции и познания, а также рассмотреть интуицию как знание.
Актуальность темы контрольной работы обусловлена ролью интуиции в познании. Трудно найти область знания, в которой интуиция не играла бы решающей роли. Интуиция является основным элементом, неизменно присутствующем в любом познавательном акте.
1 Познание
как предмет философского
1.1 Сущность и смысл познания
Все люди от природы стремятся к знанию. Все, что простирается перед нами и происходит в нас, познается посредством наших чувственных впечатлений и размышления, опыта и теории. Ощущения, восприятия представление и мышление, степень их адекватности тому, что познается, отграничение истинного знания от иллюзорного, правды от заблуждения и лжи – все это с древнейших времен тщательно исследовалось в контексте разных проблем философии, но, прежде всего ее раздела, как теория познания. Теория познания есть общая теория, уясняющая саму природу познавательной деятельности человека, в какой бы области науки, искусства или житейской практики оно ни осуществлялось.
Термин «знание»обычно употребляется в трех основных смыслах :
1) способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности, как
что-либо сделать, осуществить;
2) любая познавательно значимая (в частности ,адекватная) информация;
3) особая познавательная единица, гносеологическая форма отношения человека к действительности, существующая наряду и во взаимосвязи со « своим другим»- с практическим отношением.
Второй и третий аспекты и есть предмет рассмотрения гносеологии(теории познания) и эпистемологии-теории научного познания.
Познание - обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение, совершенствование и воспроизводство. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире.
Знание, являющееся результатом познавательной деятельности человека, может быть понято как основа идеального плана деятельности. Именно реализация идеальных планов деятельности и позволяет провести мост между сознанием и действительностью, знанием и бытием.[2, с.6]
Функционирование
знания в качестве основы
идеального плана деятельности
обеспечивает возможность
Будучи поначалу вплетено в ткань реальной человеческой жизни, познание на определенном этапе развития общества обособляется в специализированное духовное производство. Особой формой духовного производства (наряду с искусством и др.) является научно-теоретическая деятельность, построение особой научной картины мира, отличающейся от картины мира, данной в обыденном сознании. Познавательная деятельность человека, вплетенная в ткань его реальной жизни, всегда неразрывно связана с работой его сознании, с эмоциями, волей, памятью, она предполагает также убежденность, веру, ошибки, иллюзии, заблуждения. Однако суть познавательного отношения человека к миру, несмотря на все эти сопровождающие познавательные факторы, состоит в достижении адекватного воспроизведения действительности, без которого невозможны реальная ориентация человека в мире и успешное преобразование этого мира.
Однако
сущность познавательного
Теория познания исторически развивалась во взаимодействии с наукой. Одни ученые исследуют объективную реальность, а другие – саму реальность исследования. К примеру, Г. Галилей специально занимался вопросами теории познания, а Р. Декарт, Г. Лейбниц, И.В. Гете и др. были одновременно и учеными, и философами.
Теория познания иначе называется гносеологией, или эпистемологией. В русском языке термин "знание", равно как и "познание", несет два основных значения: во-первых, знание как данность, добытый факт, во-вторых, процесс узнавания, добычи знания в первом смысле. Все же в узком смысле задачей гносеологии является скорее исследование природы "готового" знания, чем методов его получения. Таким образом, гносеология – это знание о знании. По мнению Лосского, мы должны строить философскую теорию знания "не опираясь ни на какие другие теории, т.е. не пользуясь утверждениями других наук", тот, кто хочет произвести этот анализ, не опираясь ни на какие теории, не имеет права даже и определять какое-либо знание, например, не имеет права подходить к своему исследованию с мыслью, что "знание есть мысленное воспроизведение действительности" и т.п., при этом можно, конечно, "воспользоваться трудами других наук и их анализом мирового целого, но только как материалом, а вовсе не как основою для теории знания". Ибо "нет такого знания, нет такого утверждения, которое не заключало бы в себе продуктов наших (каких-либо) теорий знания". [4, с.380]
При соединении с методологией задача гносеологии – осмыслить, что действительно есть знание и каким образом оно достигается. Познание предполагает творческое к себе отношение, придумывания хитрых приемов экспериментирования, изощренных методов наблюдения, чтобы как можно эффективнее вторгнуться мыслью в то, что "лежит и ждет", когда его найдут.
На современном уровне теория познания являет собой результат обобщения всей истории развития познания мира. Она исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнения) к постижению их сущности (истинного знания), а в связи с этим рассматривает вопрос о путях достижения истины, о ее критериях. Но человек не мог бы познать истинное как истинное, если бы не делал ошибок, поэтому теория познания исследует также и то, как человек впадает в заблуждения и каким образом преодолевает их. Но самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии был и остается вопрос о том, какой практический, жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе. Знать означает в самом широком смысле владеть и уметь. Знание есть связующая нить между природой, человеческим духом и практической деятельностью.
1.2 Виды познания
Говоря о знании "вообще", следует обсудить чрезвычайное разнообразие видов или характеров единого по существу знания. Тип знания тесно связан с особенностями познающего субъекта.
Имеет смысл разграничить "пассивное" знание читателя художественного произведения или студента, записывающего лекцию, от знания авторского, знания творца – будто ученый, художник или религиозный подвижник. "Авторское" знание наиболее ярко различается по типу, прежде всего по характеру личной склонности. Впрочем, для выдающихся творческих личностей характерна и гармония познавательных способностей.
1)Житейское познание и знание основывается, прежде всего на наблюдении и смекалке, оно носит эмпирический характер и лучше согласовывается с обще признанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями. Эта форма знания развивается и обогащается по мере прогресса научного и художественного познания; она тесно связана с «языком» человеческой культуры в целом ,которая складывается на основе серьезной теоретической работы в процессе всемирно-исторического человеческого развития.
2) Научные знания предполагают и объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки. Житейское познание констатирует, да и то весьма поверхностно, как протекает то или иное событие. Научное познание отвечает на вопросы не только как, но и почему оно протекает именно таким образом. Научное знание не терпит без доказательности: то или иное утверждение становится научным лишь тогда когда оно обосновано. Сущность научного знания заключается в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным - общее, и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений.