Познание и интуиция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2014 в 14:53, контрольная работа

Краткое описание

Проблема познания является одной из важнейших, которыми занимается философия, наряду с такими проблемами, как сущность бытия, человека и общества. Ее решение находится в тесной связи, а зачастую и в прямой зависимости от того, как решаются проблемы бытия.
Вспомним древнегреческого философа-материалиста Демокрита. Все вещи состоят из мельчайших неделимых частиц-атомов. И душа тоже состоит из атомов. От вещей отделяются тончайшие оболочки - эйдосы. Эйдос Демокрита- это материальная форма вещи. Попадая в человека через глаза, эйдосы отпечатываются на душе как печать на мягком воске. Итак, два процесса определяют познание: истечение эйдосов и их впечатывание в душу.

Содержание

Введение 3
1 Познание как предмет философского анализа 4
1.1 Сущность и смысл познания 4
1.2 Виды познания 8
2 Структура знания 9
2.1 Чувственное и рациональное познание 9
2.2 Понятие как основная форма рационального познания 14
3 Интуиция 17
3.1 Интуиция как способ и форма познания 17
Заключение 22
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Котр.Познание и интуиция-20.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

         3) Практическое знание. Если главной фигурой научного познания является ученый, то для практического познания – инженер или промышленный управляющий. Цель ученого – открытие закономерности, общего принципа, "узнавание" новых идеи. Цель инженера – создание новой вещи на основе уже известных, зафиксированных принципов. У ученых вечный зуд понять что-то, что до сих пор было не понятно. Инженеры же хотят создать то, чего еще никогда не было.

          4)Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой – в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире. Восприятие художественного образа влечет за собой огромное расширение человеческого опыта, охватывающего собой и сферу настоящего, и сферу прошлого, а иногда – и будущего. [1, с.453]

       

             2 Структура знания

             2.1 Чувственное  познание  и его элементы

 

             Большинство философских  систем, сложившихся  в Новое время, выделяли  два основных этапа: чувственное  и рациональное  познание. Их роль  и значение в процессе  познания  определялись в зависимости от позиции того или иного философа. Рационалисты, например Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант и Гегель, были  склонны  приписывать решающее значение  рациональному познанию, не отрицая значения чувственного познания в качестве механизма  связи разума с материальным миром. Сторонники эмпиризма, напротив, признавали чувственное восприятие  главным и даже  единственным источником наших знаний. В интеллекте нет ничего такого, утверждал Гоббс, чего бы не было в чувственном восприятии. Но если все знания, размышляли рационалисты, формируются лишь, на основе чувственного восприятия с помощью особых правил или принципов, то оттуда берутся сами эти правила или принципы, ведь их нельзя воспринять с помощью органов чувств. Спор этот и в наши дни не утратил своей остроты. Он приобрел особое значение в связи с развитием исследований по созданию «искусственного  интеллекта».

        В философии Нового времени  под рациональностью, как правило, понималась особая, универсальная, всеобщая и необходимая логическая система, совокупность особых правил, определяющая способность человеческого ума постигать мир и создавать истинные знания. Декарту, Спинозе и Лейбницу она представлялась особой врожденной способностью.

         Рационалисты XVII и XVIII веков отвечали на эти вопросы так: в человеческой душе помимо разумного начала существует еще начало эмоциональное и волевое. Эмоции, которые называли также аффектами, или «страстями души»: гнев, радость, тоска, веселье, любовь, ненависть, симпатии и антипатии и т.д, могут заставлять человека сознательно или  бессознательно отказаться от разумных доказательств, от требований логики рассуждений и привести к искажению  истины в угоду чувству, подчинить разум « страстям души».Воля в зависимости от поставленных  целей может содействовать разуму и рациональным действиям , не может вступить с ним в конфликт, и это создает возможность нерациональных действий и поступков. Верны  ли эти рассуждения? Для того чтобы  ответить  на этот вопрос, посмотрим, как в действительности происходит процесс познания.

            Прежде  всего  необходимо  рассмотреть  познавательную  деятельность   на той  ее ступени, когда она  непосредственно включена – в  качестве важнейшего аспекта - в процесс практического  использования и преобразования материальных предметов или социальных институтов, то есть конкретных явлений окружающего  мира. Начать  с этой формы  познавательной  деятельности, необходимо потому, что   она действительно является  начальным этапом познания. Она, во-первых, является начальным  этапом  в историческом  смысле :  разделение физического  и умственного труда и выделение  последнего  в особый тип деятельности- сравнительно поздний этап   истории, которому  предшествует  длительный  период  развития познавательного опыта людей в процессе  совокупной , еще не расчлененной  практической  деятельности. Во-вторых, такая  деятельность  является  начальной  в том смысле, что на ее основе, именно благодаря  ей, осуществляется контакт  человека с миром материальных объектов. Она- предпосылка, без которой другие  формы познавательной деятельности не могут существовать.

         Для этого необходима форма  деятельности, которая называется чувственной   деятельностью или чувственным  познанием. Она связана  с функционированием  органов  чувств, нервной системы мозга, благодаря чему возникают  ощущение  и восприятие. Ощущение  может рассматриваться как простейший и исходный элемент чувственного сознания  вообще.

        Естественно- научный подход  к изучению  ощущений характеризуется  также  тем, что человеческая чувствительность, то есть  способность человека реагировать на воздействие внешнего  мира, рассматривается в тесной связи с эволюцией природы. При этом устанавливается, что способность человека  реагировать на воздействие  внешнего мира, рассматривается   в тесной связи с эволюцией  природы. При этом устанавливается, что способность отражения в разной степени присуща всем живым существам, а в зачаточной форме свойственна вообще всей природе.

         Ощущение  выступает субъективным, идеальным образом предмета, поскольку отражает, преломляет воздействие предмета  через «призму»  человеческого сознания. Так, болевые  ощущения  обязательно порождаются каким-либо существующим  вне сознания человека предметом или каким-либо объективным раздражителем. Мы ощущаем боль от  ожога прежде всего потому, что на кожу подействовал огонь, раскаленный предмет. Но в самом огне, в самом горячем предмете, разумеется, нет боли; боль есть особый ответ нашего организма. Боль- ощущение человеческого существа, которое имеет своим следствием определенное состояние его психики, эмоций, определенную ответную реакцию, определенное действие.

          Весьма важно то, что уже в ощущении начинает отражаться  объективная связь ощущающего субъекта (его органов, процессов, совершающихся в его организме, в его мозгу, в его психике) с теми вполне определенными явлениями и процессами окружающего мира, с которыми практически взаимодействует данный субъект. Ощущение, таким образом, стоит у истоков отражения и фиксирования объективной системы отношений, в которые реально вступает и реально включен человек. Так,  мы знаем, что предмет определенным образом расположен в пространстве относительно воспринимающего субъекта, и ощущение строго зависит от этого «взаимного» пространственного расположения, пространственного отношения предмета и субъекта: качество, форма, интенсивность зрительного и слухового ощущения, обоняния  зависят от близости или дальности предмета, от того, каким образом, какой стороной он «обращен» к воспринимающему человеку и т.п. Ощущения одновременно  зависят и от состояния органов чувств и всего  организма(так, у дальтоников иные зрительные  ощущения, чем у обычных людей, у больного человека- иные обонятельные и вкусовые ощущения, чем у здорового , и т.п.). Но, несмотря на эту весьма сложную двойную зависимость ощущения и от объекта, и от субъекта, в процессе функционирования сознания у человека выработалась способность оценивать и повседневно использовать объективную информацию, поставляемую ощущениями и другими компонентами чувственного опыта; по интенсивности ощущения мы более или менее определенно судим о том, насколько нагретым или охлажденным является  предмет, как далеко он  расположен от нас, насколько интенсивен реальный источник звука и т.п.

          Можно  сделать вывод, что  ощущения дают  нам первую, самую элементарную  форму образного отражения предмета. Что означает тот  факт, что ощущения дают образ? Образ является идеальной формой отображения предмета или явления в их непосредственно наблюдаемой целостной форме. Специфическое свойство человеческого чувственного познания связано с тем, что отдельные, конкретные  ощущения, являясь  составными элементами чувственного отражения, реально, на деле, не существуют обособленно друг от друга:  они не существуют вне целостного образного отражения того или иного предмета или явления. Например, когда мы смотрим на дом, мы видим его как целое, хотя отдельное и конкретное зрительное ощущение показывает нам часть дома, часть его крыши и т.п. При этом зрительные ощущения неотделимы от слуховых и т.д.(разумеется , при условии нормального функционирования органов чувств).Книга лежит на столе, я ее реально вижу как целое, хотя конкретное, отдельное ощущение непосредственно «показывает» мне лишь часть обложки, если книга закрыта, две страницы, если она открыта.

        Чувственная  деятельность  человека уже на ранних этапах развития человеческого общества  привела к возникновению формы целостного восприятия предмета, к закреплению и сохранению особой « способности» образа- «представлять», «давать» объективный  предмет как нечто целое.

         Восприятие - целостный образ материального предмета, данного посредством наблюдения. Достаточно простого размышления, чтобы увидеть, что восприятие отнюдь не является механическим «суммированием» ощущений. Восприятие зарождается и существует как форма такого активного синтеза  разнообразных проявлений предмета, которая неразрывно связана с другими актами познавательной и практической деятельности, предшествующими данному конкретному наблюдению. Именно  поэтому процесс восприятия - процесс активный и по-своему творческий.

          В обычном употреблении слово «чувство» имеет еще одно значение: им обозначают такие весьма важные и типичные для человека эмоции(переживания, страсти), как гнев, страх, любовь, ненависть, симпатия, антипатия, удовольствие, неудовольствие. Эмоции- комплексная и довольно сложная форма человеческой чувственности. Для теории познания  важно подчеркнуть, что эмоции, подобно всем другим элементам чувственности, с одной стороны, заключают в себе аспекты  объективного отражения реальных связей, в которые включен человек; с другой - они фиксируют объективное отношение человека к миру.

        Таким образом, гносеология прежде всего подчеркивает  объективную обусловленность эмоций, страстей человека, причем в данном  случае особую роль играют вполне конкретные обстоятельства: реальные, исторические, социально-групповые факторы, а также многие  обстоятельства, относящиеся к конкретному контексту человеческого общения. Далее, гносеология исследует особенность субъективного момента, заключенного в эмоциях. Эмоции могут существовать в виде непосредственных, очень быстрых и полубессознательных реакций индивида; они могут выступать и в виде очень сложных чувственных образований, весьма развитых, воспитанных всем богатством человеческой культуры, то есть в виде подлинно человеческих чувств. Эмоции являются активным, четким выражением отношения  человека к тому или иному явлению. Такое  отношение   всегда в явной или скрытой форме содержит в себе момент оценки и связано с применением понятий подобных понятием «хорошее»,»доброе», « злое», «справедливое» или « несправедливое», «красивое» и т.д. Такие понятия в современной  литературе часто именуются ценностями, ценностными понятиями.

          Итак, главные  элементы чувственной  деятельности  и чувственного познания- ощущения, восприятия, представления, эмоции. На деле чувственное познание есть сложное синтетическое единство перечисленных выше элементов и форм, которые в то же время неразрывно связаны с формами мыслительной деятельности.[5,с.455]

 

            2.2 Понятие  как основная форма рационального познания

 

            В ходе физического воздействия  на конкретные предметы и явления, в ходе их использования и  преобразования, в процессе создания  и изменения общественных отношений  человечество приобретает многообразные  знания об отношениях. Выявляются отношения между различными свойствами объектов и процессов, между различными свойствами объектов  и т.д. Отношения вещей, явлений , процессов   многообразны и соответственно многоразличны знания об отношениях. Это могут быть, например, знания об отношениях между свойствами железа, из которого делается топор, и дерева, которое топор может разрубить. Но это могут быть и более сложные знания отношений между массой  и ускорением тела, отношений между элементарными частицами внутри атома и т.п.

        Поскольку  знание направлено на выявление  отношений между свойствами предметов, между самими предметами и  процессами, в которые они включены, данные отношения становятся  объектами познания.

         Уже в  обыденной  практической жизни мы постоянно имеем дело с отдельными конкретными предметами, которые существуют реально и могут быть непосредственно восприняты  при помощи зрения слуха, осязания. Но при этом мы обязательно выявляем отношение к ним, что, например, видно в следующих простейших фразах: «Это дом», « этот дом красив» и т.д. Слово «дом» может быть отнесено ко всем весьма непохожим друг на друга зданиям, служащим человеку в качестве жилья.

           Данные  слова уже выражают и отражают  отношения между конкретными предметами и явлениями, причем отражают их в обобщенной форме. Когда мы их употребляем, мы имеем в виду некоторые определенные общие свойства, характерные признаки различных предметов и явлений, во многих других измерениях весьма отличных друг от друга. Именно объективная  общность  свойств становится главным объектом познания. При этом процесс познания развертывается следующим образом: прежде всего мы опираемся  на изучение реальных, конкретных предметов как материальных объектов, их действительных, объективно существующих качеств и признаков.

          Человек  при помощи  своей мысли выделяет, как бы обособляет  от целостных  конкретных предметов такие отношения, которые объективно, сами по себе, и в качестве каких-то особых  предметов не существуют. Но они оказываются важными для жизни и деятельности человека и человечества, а поэтому становятся специальными объектами его познавательной деятельности. Эти объекты, выделенные и познанные человеком, выражаются и фиксируются в словах- понятиях, подобных словам « дом», « человек» и т.д.               

Информация о работе Познание и интуиция