Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 10:09, реферат
В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле, под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком — все общество. Объектом познания, соответственно, является либо познаваемый предмет, либо — в широком смысле — весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом. Также объектом познания может быть и сам человек: практически каждый человек способен делать объектом познания самого себя. В таких случаях говорят, что имеет место самопознание. Самопознание представляет собой и познание себя, и формирование определенного отношения к себе: к своим качествам, состояниям, возможностям, т. е. самооценку.
Познание мира. 2
Чувственное и рациональное познание. 2
Интуиция 6
Истина и заблуждение. 7
Критерии истины 8
Научное познание 9
Содержание
Познание мира. 2
Чувственное и рациональное познание. 2
Интуиция 6
Истина и заблуждение. 7
Критерии истины 8
Научное познание 9
Познание можно определить
как процесс деятельности человека,
основным содержанием которого является
отражение объективной
В процессе познания всегда
присутствуют две стороны: субъект
познания и объект познания. В узком
смысле, под субъектом познания обычно
подразумевают познающего человека,
наделенного волей и сознанием,
в широком — все общество. Объектом
познания, соответственно, является либо
познаваемый предмет, либо — в
широком смысле — весь окружающий
мир в тех границах, в которых
с ним взаимодействуют
Чувственное и рациональное познание.
Существуют две ступени
познавательной деятельности. На первой,
которая называется чувственным (или
сенситивным) познанием (от нем. sensitiv —
воспринимаемый чувствами), человек
получает информацию о предметах
и явлениях окружающего мира с
помощью органов чувств. Тремя
основными формами чувственного
познания являются:
а) ощущение, представляющее собой отражение
отдельных свойств и качеств предметов
окружающего мира, которые непосредственно
воздействуют на органы чувств. Ощущения
могут быть зрительные, слуховые, осязательные
и т.д.;
б) восприятие, в процессе которого у субъекта
познания формируется целостный образ,
отражающий непосредственно воздействующие
на органы чувств предметы и их свойства.
Являясь необходимым этапом процесса
познания, восприятие всегда в большей
или меньшей степени связано с вниманием
и обычно имеет определенную эмоциональную
окраску;
в) представление — такая форма познания,
при которой чувственное отражение (чувственный
образ) предметов и явлений сохраняется
в сознании, что позволяет воспроизводить
его мысленно даже в том случае, если он
отсутствует и не воздействует на органы
чувств. Представление не имеет непосредственной
связи с отражаемым предметом и является
продуктом памяти (т. е. способности человека
воспроизводить образы предметов, в данный
момент на него не действующих). Различают
память иконическую (зрениe) и эхоническую
(слух). По времени удерживаемой в мозгу
информации память подразделяется на
долговременную и кратковременную.
Долговременная память обеспечивает
продолжительное (часы, годы, а иногда
и десятилетия) удержание знаний,
умений, навыков и характеризуется
огромным объемом сохраняемой
Роль чувственного познания действительности в обеспечении всего процесса познания велика и проявляется в том, что:
1) органы чувств являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним миром;
2) без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению вообще;
3) потеря даже части
органов чувств затрудняет, осложняет
процесс познания, хотя и не
исключает его (это
4) органы чувств дают
тот минимум первичной
Однако сенситивное познание имеет и некоторые существенные недостатки, важнейшим из которых является известная физиологическая ограниченность органов чувств человека: многие объективно существующие предметы (например, атомы) не могут непосредственно отражаться в органах чувств. Чувственная картина мира необходима, но она недостаточна для глубокого, всестороннего познания мира. Поэтому второй ступенью познавательной деятельности является рациональное познание (от лат. ratio — разум).
На этом этапе познания,
опираясь на данные, полученные в результате
непосредственного
Понятие представляет собой форму (вид)
мысли, которая отражает общие и существенные
признаки познаваемых предметов или явлений.
Один и тот же объект может выступать и
в форме чувственного представления, и
в форме понятия. По степени общности понятия
могут быть менее общими, более общими
и предельно общими. В научном познании
также выделяют понятия частнонаучные,
общенаучные и всеобщие, т. е. философские.
По отношению к действительности (по глубине
ее отражения, осмыслению и направленности)
ученые-философы выделяют четыре класса
понятий:
1) понятия, отражающие общее в предметах;
2) понятия, охватывающие существенные признаки предметов;
3) понятия, раскрывающие смысл и значение предметов;
4) понятия-идеи.
Следующей формой рационального
познания является суждение. Суждение
представляет собой форму мысли,
в которой устанавливается
Получение новых суждений на основе уже
имеющихся с помощью использования законов
логического мышления называется умозаключением.
Умозаключения подразделяются на дедуктивные
и индуктивные. Название «дедуктивное»
происходит от латинского слова deductio (выведение).
Дедуктивное умозаключение представляет
собой цепь рассуждений, звенья которой
(высказывания) связаны отношениями логического
следования от общих утверждений к частным.
В отличие от них индуктивные умозаключения
(от лат. inductio — наведение) располагаются
в цепи в последовательности от частных
к общим. Посредством дедуктивных умозаключений
«выводят» некоторую мысль из других мыслей,
в то время как индуктивные умозаключения
лишь «наводят» на мысль.
Рациональное познание тесно связано с отображаемой действительностью, т. е. с чувственным познанием, которое служит для него основой. Однако, в отличие от чувственного познания, существующего в сознании в форме образов, результаты рационального познания закрепляются в знаковых формах (системах) или в языке. Рациональное познание обладает способностью к отражению существенного в предметах, в то время как в результате познания сенситивного существенное в предмете или явлении не отграничивается от несущественного. При помощи рационального познания происходит процесс конструирования понятий-идей, которые затем воплощаются в реальную действительность.
Интуиция
Однако, хотя чувственное
и рациональное познания играют огромную
роль в получении нового знания,
тем не менее во многих случаях
их бывает недостаточно для решения
каких-либо (и прежде всего научных)
проблем. И тогда важную роль в
этом процессе приобретает интуиция.
Интуиция представляет собой способность
человека к постижению истины путем ее
прямого усвоения без обоснования с помощью
каких-либо доказательств. Интуиция —
это специфический познавательный процесс,
непосредственно приводящий к новому
знанию. Распространенность, всеобщность
интуиции подтверждена многочисленными
наблюдениями над людьми как в повседневных
условиях, так и в нестандартных ситуациях,
в которых, обладая ограниченным количеством
информации, они осуществляют правильный
выбор своих действий, как бы предчувствуя,
что нужно поступать именно так, а не иначе.
Интуитивная способность
человека характеризуется следующими
чертами:
1) неожиданностью решения поставленной
задачи;
2) неосознанностью путей и средств ее разрешения;
3) непосредственным характером постижения истины.
У разных людей интуиция может иметь разную степень удаленности от сознания, быть специфичной по содержанию, характеру результата, глубине проникновения в сущность явления или процесса. Интуитивная работа мышления происходит в подсознательной сфере, иногда — в состоянии сна. Интуицию не стоит переоценивать, как не стоит и игнорировать ее роль в процессе познания. Чувственное познание рациональное познание и интуиция — это важные и взаимно дополняющие друг друга средства познания.
Истина и заблуждение.
Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире. Различные философские школы по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира и получения истинного знания. Агностики считали, что получить достоверные знания невозможно, эмпирики — что это можно сделать только при помощи ощущений, а рационалисты утверждали, что критерием истины может быть только разум.
В истории философии существуют
различные определения понятия
«истина». Классическим считается определение,
согласно которому истина есть соответствие
мыслей человека окружающей действительности.
В современной науке наиболее
часто употребляемым
Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной стороны.
Объективная сторона показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас не зависит, поскольку оно существует в объективной реальности. Объективная сторона истины является предпосылкой такой ее черты, как конкретность. Конкретность истины — это зависимость получаемого знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются.
Субъективная сторона
указывает на тот факт, что по
своей форме истина всегда субъективна,
поскольку при ее получении в
процессе познания происходит взаимодействие
объекта и субъекта познания, в
котором непосредственное участие
принимает сознание последнего.
Принято выделять истину абсолютную и
истину относительную.
Абсолютной истиной называют полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо предмете или явлении. Однако в реальности подобное практически недостижимо. В большинстве случаев мы имеем дело с относительной истиной (или истинами), представляющей собой неполное, ограниченное, верное лишь в определенных условиях знание, которым обладает человек (человечество) на данном этапе своего развития.
Практически любая истина по своему содержанию объективна, а по форме — относительна.
Философы выделяют несколько видов истины: обыденную (повседневную), научную (которая, в свою очередь, подразделяется на истину в области математики, физики, биологии, химии, истории и т. д.), нравственную, художественную и др. Иначе говоря, виды истины соответствуют видам знания.
Движущей силой процесса познания, а также критерием истины является практика. Практика представляет собой активную деятельность человека во взаимодействии с окружающим его материальным миром. Она характеризуется следующими чертами:
а) целенаправленностью;
б) предметно-чувственным характером;
в) преобразованием окружающей действительности.
Целенаправленность
Любая практика всегда имеет
социальный (общественный) характер.
В процессе практики изменяется не только
окружающая человека действительность,
но и сам индивид. Практика воздействует
на его органы чувств, сознание, мышление.
Происходит взаимообогащние индивида,
общества и природы.
Но практика противоречива
в отношении характера
Помимо практики существуют и другие критерии
истины, в частности, формально-логический,
который применяется в тех условиях, когда
нет возможности опереться на практику
(например, выявление логических противоречий
в математических рассуждениях).
Процесс открытия истины — долгий процесс.
Истины могут формироваться десятилетиями
и даже столетиями. Фактически истина
есть процесс, она находится в постоянном
развитии. Вместе с ней развивается и практика,
которая, несмотря ни на что, все-таки остается
наиболее надежным критерием установления
истины.