Познание мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 10:09, реферат

Краткое описание

В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле, под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком — все общество. Объектом познания, соответственно, является либо познаваемый предмет, либо — в широком смысле — весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом. Также объектом познания может быть и сам человек: практически каждый человек способен делать объектом познания самого себя. В таких случаях говорят, что имеет место самопознание. Самопознание представляет собой и познание себя, и формирование определенного отношения к себе: к своим качествам, состояниям, возможностям, т. е. самооценку.

Содержание

Познание мира. 2
Чувственное и рациональное познание. 2
Интуиция 6
Истина и заблуждение. 7
Критерии истины 8
Научное познание 9

Вложенные файлы: 1 файл

Познание мира.docx

— 34.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Познание  мира. 2

Чувственное и рациональное познание. 2

Интуиция 6

Истина  и заблуждение. 7

Критерии  истины 8

Научное познание 9

  

Познание мира.

Познание можно определить как процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом  — получение нового знания об окружающем мире. Ученые выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, социальное. Ни один из этих видов познавательной деятельности не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны  друг с другом.

В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект  познания и объект познания. В узком  смысле, под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком — все общество. Объектом познания, соответственно, является либо познаваемый предмет, либо — в  широком смысле — весь окружающий мир в тех границах, в которых  с ним взаимодействуют отдельные  люди и общество в целом. Также  объектом познания может быть и сам  человек: практически каждый человек  способен делать объектом познания самого себя. В таких случаях говорят, что имеет место самопознание. Самопознание представляет собой и  познание себя, и формирование определенного  отношения к себе: к своим качествам, состояниям, возможностям, т. е. самооценку. Процесс анализа субъектом своего сознания и своего отношения к  жизни называют рефлексией. Рефлексия  представляет собой не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как  другие знают и понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, эмоциональные  реакции и когнитивные (т. е. связанные  с познанием) представления.

 

Чувственное и рациональное познание.

Существуют две ступени  познавательной деятельности. На первой, которая называется чувственным (или  сенситивным) познанием (от нем. sensitiv —  воспринимаемый чувствами), человек  получает информацию о предметах  и явлениях окружающего мира с  помощью органов чувств. Тремя  основными формами чувственного познания являются: 
а) ощущение, представляющее собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств. Ощущения могут быть зрительные, слуховые, осязательные и т.д.; 
б) восприятие, в процессе которого у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства. Являясь необходимым этапом процесса познания, восприятие всегда в большей или меньшей степени связано с вниманием и обычно имеет определенную эмоциональную окраску; 
в) представление — такая форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств. Представление не имеет непосредственной связи с отражаемым предметом и является продуктом памяти (т. е. способности человека воспроизводить образы предметов, в данный момент на него не действующих). Различают память иконическую (зрениe) и эхоническую (слух). По времени удерживаемой в мозгу информации память подразделяется на долговременную и кратковременную.

Долговременная память обеспечивает продолжительное (часы, годы, а иногда и десятилетия) удержание знаний, умений, навыков и характеризуется  огромным объемом сохраняемой информации. Основным механизмом ввода данных в  долговременную память и их фиксации, как правило, является повторение, которое  осуществляется на уровне памяти кратковременной. Кратковременная память, в свою очередь, обеспечивает оперативное удержание  и преобразование данных, непосредственно  поступающих от органов чувств.

Роль чувственного познания действительности в обеспечении  всего процесса познания велика и проявляется в том, что:

1) органы чувств являются  единственным каналом, который  непосредственно связывает человека с внешним миром;

2) без органов чувств  человек не способен ни к  познанию, ни к мышлению вообще;

3) потеря даже части  органов чувств затрудняет, осложняет  процесс познания, хотя и не  исключает его (это объясняется  взаимной компенсацией одних  органов чувств другими, мобилизацией  резервов в действующих органах  чувств, способностью индивида концентрировать свое внимание и т. п.);

4) органы чувств дают  тот минимум первичной информации, который оказывается необходимым  и достаточным для того, чтобы  познать объекты материального  и духовного мира с многих сторон.

Однако сенситивное познание имеет и некоторые существенные недостатки, важнейшим из которых  является известная физиологическая  ограниченность органов чувств человека: многие объективно существующие предметы (например, атомы) не могут непосредственно  отражаться в органах чувств. Чувственная  картина мира необходима, но она  недостаточна для глубокого, всестороннего  познания мира. Поэтому второй ступенью познавательной деятельности является рациональное познание (от лат. ratio —  разум).

На этом этапе познания, опираясь на данные, полученные в результате непосредственного взаимодействия человека с окружающим миром, с помощью  мышления осуществляется их упорядочение и предпринимается попытка постичь  сущность познаваемых предметов  и явлений. Рациональное познание осуществляется в форме понятия, суждения и умозаключения. 
Понятие представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений. Один и тот же объект может выступать и в форме чувственного представления, и в форме понятия. По степени общности понятия могут быть менее общими, более общими и предельно общими. В научном познании также выделяют понятия частнонаучные, общенаучные и всеобщие, т. е. философские. По отношению к действительности (по глубине ее отражения, осмыслению и направленности) ученые-философы выделяют четыре класса понятий: 
1) понятия, отражающие общее в предметах;

2) понятия, охватывающие существенные признаки предметов;

3) понятия, раскрывающие смысл и значение предметов;

4) понятия-идеи.

Следующей формой рационального  познания является суждение. Суждение представляет собой форму мысли, в которой устанавливается связь  между отдельными понятиями и  с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо. Высказывая суждение, человек пользуется понятиями, которые, в свою очередь, являются элементами суждения. Хотя суждение находит свое выражение только в языке, оно  не зависит от конкретного языка  и может быть выражено различными предложениями одного и того же языка  или разных языков. 
Получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления называется умозаключением. Умозаключения подразделяются на дедуктивные и индуктивные. Название «дедуктивное» происходит от латинского слова deductio (выведение). Дедуктивное умозаключение представляет собой цепь рассуждений, звенья которой (высказывания) связаны отношениями логического следования от общих утверждений к частным. В отличие от них индуктивные умозаключения (от лат. inductio — наведение) располагаются в цепи в последовательности от частных к общим. Посредством дедуктивных умозаключений «выводят» некоторую мысль из других мыслей, в то время как индуктивные умозаключения лишь «наводят» на мысль.

Рациональное познание тесно  связано с отображаемой действительностью, т. е. с чувственным познанием, которое  служит для него основой. Однако, в  отличие от чувственного познания, существующего в сознании в форме  образов, результаты рационального  познания закрепляются в знаковых формах (системах) или в языке. Рациональное познание обладает способностью к отражению  существенного в предметах, в  то время как в результате познания сенситивного существенное в предмете или явлении не отграничивается  от несущественного. При помощи рационального  познания происходит процесс конструирования  понятий-идей, которые затем воплощаются  в реальную действительность.

 
Интуиция

Однако, хотя чувственное  и рациональное познания играют огромную роль в получении нового знания, тем не менее во многих случаях  их бывает недостаточно для решения  каких-либо (и прежде всего научных) проблем. И тогда важную роль в  этом процессе приобретает интуиция. 
Интуиция представляет собой способность человека к постижению истины путем ее прямого усвоения без обоснования с помощью каких-либо доказательств. Интуиция — это специфический познавательный процесс, непосредственно приводящий к новому знанию. Распространенность, всеобщность интуиции подтверждена многочисленными наблюдениями над людьми как в повседневных условиях, так и в нестандартных ситуациях, в которых, обладая ограниченным количеством информации, они осуществляют правильный выбор своих действий, как бы предчувствуя, что нужно поступать именно так, а не иначе.

Интуитивная способность  человека характеризуется следующими чертами: 
1) неожиданностью решения поставленной задачи;

2) неосознанностью путей  и средств ее разрешения;

3) непосредственным характером постижения истины.

У разных людей интуиция может иметь разную степень удаленности  от сознания, быть специфичной по содержанию, характеру результата, глубине проникновения  в сущность явления или процесса. Интуитивная работа мышления происходит в подсознательной сфере, иногда — в состоянии сна. Интуицию не стоит переоценивать, как не стоит  и игнорировать ее роль в процессе познания. Чувственное познание рациональное познание и интуиция — это важные и взаимно дополняющие друг друга  средства познания.

Истина и заблуждение.

Сущностью процесса познания является получение как можно  более объективного, полного и  точного знания об окружающем мире. Различные философские школы  по-разному отвечали на вопрос о  возможности познания мира и получения  истинного знания. Агностики считали, что получить достоверные знания невозможно, эмпирики — что это  можно сделать только при помощи ощущений, а рационалисты утверждали, что критерием истины может быть только разум.

В истории философии существуют различные определения понятия  «истина». Классическим считается определение, согласно которому истина есть соответствие мыслей человека окружающей действительности. В современной науке наиболее часто употребляемым определением является следующее: истина — это  соответствие полученных знаний содержанию объекта познания. 

Характерной чертой истины является наличие в ней объективной  и субъективной стороны.

Объективная сторона показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас не зависит, поскольку  оно существует в объективной  реальности. Объективная сторона  истины является предпосылкой такой  ее черты, как конкретность. Конкретность истины — это зависимость получаемого  знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в  которых они существуют и развиваются.

Субъективная сторона  указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, поскольку при ее получении в  процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в  котором непосредственное участие  принимает сознание последнего. 
Принято выделять истину абсолютную и истину относительную.

Абсолютной истиной называют полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо предмете или явлении. Однако в реальности подобное практически недостижимо. В большинстве случаев мы имеем  дело с относительной истиной (или  истинами), представляющей собой неполное, ограниченное, верное лишь в определенных условиях знание, которым обладает человек (человечество) на данном этапе своего развития.

Практически любая истина по своему содержанию объективна, а по форме — относительна.

Философы выделяют несколько  видов истины: обыденную (повседневную), научную (которая, в свою очередь, подразделяется на истину в области математики, физики, биологии, химии, истории и  т. д.), нравственную, художественную и  др. Иначе говоря, виды истины соответствуют видам знания.

Критерии истины

Движущей силой процесса познания, а также критерием истины является практика. Практика представляет собой активную деятельность человека во взаимодействии с окружающим его  материальным миром. Она характеризуется  следующими чертами:

а) целенаправленностью;

б) предметно-чувственным  характером;

в) преобразованием окружающей действительности.

Целенаправленность проявляется  в создании людьми некоторых идеальных  моделей, которые они впоследствии стремятся воплотить в окружающей действительности. Предметно-чувственный  характер отражает тот факт, что  в процессе практики человек непосредственно  сталкивается с материальными предметами окружающего мира (в отличие, например, от мыслительной, духовной деятельности, в рамках которой такого контакта не происходит). И, как следствие, преобразует, изменяет эти предметы. практики.

Любая практика всегда имеет  социальный (общественный) характер. 
В процессе практики изменяется не только окружающая человека действительность, но и сам индивид. Практика воздействует на его органы чувств, сознание, мышление. Происходит взаимообогащние индивида, общества и природы.

Но практика противоречива  в отношении характера результатов  познания: на ее основе формируются  разного рода заблуждения. Заблуждением называют непреднамеренное несоответствие каких-либо суждений или понятий  познаваемому объекту. Заблуждение  — это ложное знание, принимаемое  за истинное. Роль заблуждений в  познании неоднозначна. С одной стороны, — заблуждение уводит познающего в сторону от истины, мешает познанию. Но с другой стороны, оно может способствовать созданию проблемных ситуаций, служащих толчком для дальнейшего изучения действительности. 
Помимо практики существуют и другие критерии истины, в частности, формально-логический, который применяется в тех условиях, когда нет возможности опереться на практику (например, выявление логических противоречий в математических рассуждениях). 
Процесс открытия истины — долгий процесс. Истины могут формироваться десятилетиями и даже столетиями. Фактически истина есть процесс, она находится в постоянном развитии. Вместе с ней развивается и практика, которая, несмотря ни на что, все-таки остается наиболее надежным критерием установления истины.

Информация о работе Познание мира