Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 10:09, реферат
В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле, под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком — все общество. Объектом познания, соответственно, является либо познаваемый предмет, либо — в широком смысле — весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом. Также объектом познания может быть и сам человек: практически каждый человек способен делать объектом познания самого себя. В таких случаях говорят, что имеет место самопознание. Самопознание представляет собой и познание себя, и формирование определенного отношения к себе: к своим качествам, состояниям, возможностям, т. е. самооценку.
Познание мира. 2
Чувственное и рациональное познание. 2
Интуиция 6
Истина и заблуждение. 7
Критерии истины 8
Научное познание 9
Сегодня наука является основной формой человеческого познания. В основе научного познания лежит сложный творческий процесс мыслительной и предметно-практическрй деятельности ученого. Общие правила данного процесса, которые иногда называют методом Декарта, можно сформулировать следующим образом:
1) ничего нельзя принимать за истинное, пока оно не представляется ясным и отчетливым;
2) трудные вопросы необходимо делить на столько частей, сколько нужно для разрешения;
3) начинать исследование
надо с самых простых и
4) ученый должен останавливаться на всех подробностях, на все обращать внимание: он должен быть уверен, что ничего не пропустил.
Выделяют два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Главной задачей эмпирического уровня научного познания является описание предметов и явлений, а основной формой получаемого знания — эмпирический (научный) факт. На теоретическом уровне происходит объяснение изучаемых явлений, а получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов.
Основными принципами научного
познания являются:
1. Принцип причинности.
Содержание этого принципа
может быть передано известным высказыванием
древнегреческого философа Демокрита:
«Ни одна вещь не возникает беспричинно,
но все возникает на каком-нибудь
основании в силу необходимости».
Принцип причинности означает, что
возникновение любых
2 Принцип истинности научного
знания Истиной называется
3. Принцип относительности научного знания.
Согласно этому принципу любое научное знание всегда относительно и ограничено познавательными возможностями людей в данный момент времени. Поэтому задача ученого состоит не только в том, чтобы познать истину, но и в том, чтобы установить границы соответствия полученного им знания действительности — так называемый интервал адекватности,
Основными методами, используемыми в процессе — эмпирического познания, являются метод наблюдения, метод эмпирического описания и метод эксперимента.
Наблюдение представляет
собой целенаправленное изучение отдельных
предметов и явлений, в ходе которого
происходит получение знания о внешних
свойствах и признаках
Сущностью метода гипотезы
является выдвижение и обоснование
некоторых предположений, с помощью
которых можно дать объяснение тем
эмпирическим фактам, которые не укладываются
в рамки прежних объяснений. Целью
проверки гипотезы является формулирование
законов, принципов или теорий, объясняющих
явления окружающего мира. Такие
гипотезы называются объяснительными.
Наряду с ними существуют так называемые
экзистенциальные гипотезы, представляющие
собой предположения о
На основе проверки гипотез
происходит построение научных теорий.
Научной теорией называется логически
непротиворечивое описание явлений
окружающего мира, которое выражено
особой системой понятий. Любая научная
теория помимо описательной функции
выполняет еще и функцию