Познание мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 10:09, реферат

Краткое описание

В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле, под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком — все общество. Объектом познания, соответственно, является либо познаваемый предмет, либо — в широком смысле — весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом. Также объектом познания может быть и сам человек: практически каждый человек способен делать объектом познания самого себя. В таких случаях говорят, что имеет место самопознание. Самопознание представляет собой и познание себя, и формирование определенного отношения к себе: к своим качествам, состояниям, возможностям, т. е. самооценку.

Содержание

Познание мира. 2
Чувственное и рациональное познание. 2
Интуиция 6
Истина и заблуждение. 7
Критерии истины 8
Научное познание 9

Вложенные файлы: 1 файл

Познание мира.docx

— 34.50 Кб (Скачать файл)

Научное познание

Сегодня наука является основной формой человеческого познания. В  основе научного познания лежит сложный  творческий процесс мыслительной и  предметно-практическрй деятельности ученого. Общие правила данного  процесса, которые иногда называют методом Декарта, можно сформулировать следующим образом:

1) ничего нельзя принимать  за истинное, пока оно не представляется  ясным и отчетливым;

2) трудные вопросы необходимо  делить на столько частей, сколько  нужно для разрешения;

3) начинать исследование  надо с самых простых и удобных  для познания вещей и постепенно  переходить к познанию вещей  трудных и сложных;

4) ученый должен останавливаться  на всех подробностях, на все  обращать внимание: он должен  быть уверен, что ничего не  пропустил.

Выделяют два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Главной задачей эмпирического  уровня научного познания является описание предметов и явлений, а основной формой получаемого знания — эмпирический (научный) факт. На теоретическом уровне происходит объяснение изучаемых явлений, а получаемое знание фиксируется  в форме законов, принципов и  научных теорий, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов.

Основными принципами научного познания являются: 
1. Принцип причинности.

Содержание этого принципа может быть передано известным высказыванием  древнегреческого философа Демокрита: «Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании в силу необходимости». Принцип причинности означает, что  возникновение любых материальных объектов и систем имеет некоторые  основания в предшествующих состояниях материи: эти основания называются причинами, а вызываемые ими изменения  — следствиями. Все в мире связано  друг с другом причинно-следственными  связями, и задача науки — установить эти связи.

2 Принцип истинности научного  знания Истиной называется соответствие  полученных знании содержанию  объекта познания. Истина проверяется  (доказывается) практикой. Если научная  теория подтверждена практикой,  следовательно ее можно признать истинной.

3. Принцип относительности  научного знания.

Согласно этому принципу любое научное знание всегда относительно и ограничено познавательными возможностями  людей в данный момент времени. Поэтому  задача ученого состоит не только в том, чтобы познать истину, но и в том, чтобы установить границы  соответствия полученного им знания действительности — так называемый интервал адекватности,

Основными методами, используемыми  в процессе — эмпирического познания, являются метод наблюдения, метод  эмпирического описания и метод  эксперимента.

Наблюдение представляет собой целенаправленное изучение отдельных  предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних  свойствах и признаках изучаемого объекта. Наблюдение опирается на такие  формы чувственного познания, как  ощущение, восприятие, представление. Итогом наблюдения является эмпирическое описание, в процессе которого полученные сведения фиксируются с помощью  средств языка либо в других знаковых формах. Особое место среди вышеперечисленных  методов занимает метод эксперимента. Экспериментом называется такой  метод изучения явлений, который  осуществляется в строго определенных условиях, причем последние могут  при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания (ученым).

Сущностью метода гипотезы является выдвижение и обоснование  некоторых предположений, с помощью  которых можно дать объяснение тем  эмпирическим фактам, которые не укладываются в рамки прежних объяснений. Целью  проверки гипотезы является формулирование законов, принципов или теорий, объясняющих  явления окружающего мира. Такие  гипотезы называются объяснительными. Наряду с ними существуют так называемые экзистенциальные гипотезы, представляющие собой предположения о существовании  таких явлений, которые еще неизвестны науке, но, возможно, вскоре будут открыты (примером такой гипотезы может служить  предположение о существовании  еще не открытых элементов периодической  таблицы Д. И. Менделеева).

На основе проверки гипотез  происходит построение научных теорий. Научной теорией называется логически  непротиворечивое описание явлений  окружающего мира, которое выражено особой системой понятий. Любая научная  теория помимо описательной функции  выполняет еще и функцию прогностическую: она помогает определить направление  дальнейшего развития общества, происходящих в нем явлений и процессов.

 


Информация о работе Познание мира