Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 14:45, контрольная работа
Западноевропейская средневековая цивилизация, будучи формой господства феодальных отношений и культурных ценностей, простирается, по мнению отечественных историков, вовсе не до конца XV века, а как минимум до середины XVII и имеет следующее внутреннее членение: 1. Конец V – середина XI века – эпоха складывания феодализма; 2. Середина XI – конец XV века – эпоха расцвета феодального строя; 3.
Значительное место
в культуре XVI века принадлежит также
натурфилософии. Натурфилософия – органическая
часть средневековой науки, представлявшая
ее “опытную” сторону в противовес спекулятивно-умозрительной,
воплощенной в классической схоластике.
Однако в эпоху зрелого Средневековья
натурфилософия, основанная на пантеистических,
гилозоистических и магических представлениях,
вела если не “подпольное”, то, во всяком
случае, периферийное существование и
лишь в XVI веке с необычайной настойчивостью”
выдвинулась на авансцену, оказавшись
естественной реакцией на отвлеченно-схоластическое
знание, ибо в многовековой тяжбе “опыта”
и “умозрения”, при отсутствии предпосылок
для возникновения экспериментально-
В XVI веке она взяла своеобразный реванш, и реванш этот был тем более ощутим, что ученый оккультизм натурфилософов оказался глубоко созвучен магическим представлениям, лежавшим в основе средневековой народной культуры.
Такие представления были массовыми представлениями в XVI столетии. Именно они объясняют, в частности, небывалый до того расцвет всяческого ведовства, многочисленные процессы над ведьмами, возвышение астрологии и алхимии, этого интеллектуализированного варианта магии, и громадную популярность, которой пользовалась в народе полулегендарная фигура колдуна Фауста, или влияние на умы, оказанное такими деятелями, как Агриппа Неттесгеймский, Парацельс и им подобные. В этом отношении XVI век вполне можно было бы назвать эпохой Магии и Натурфилософии.
Быстрое и уверенное развитие средневековой светской культуры во многом было возможно потому, что она опиралась на солидную научную, философскую и литературную традицию античности. С античностью европейская средневековая цивилизация была связана исконно, во многом вышла из нее и никогда с ней не порывала. Однако классическое Средневековье усваивало из античности лишь то, что могло быть непосредственно приспособлено к его запросам. В целом же языческая культура древних оставалась для средневековых людей чужой, а во многом и чуждой – именно в меру своего языческого характера.
Касательно философских
взглядов, то в средние века выделяются
несколько точек зрения. Одним
из характерных представителей ренессансной
философии был Николай
Совпадение противоположностей
является важнейшим методологическим
принципом философии Николая
Кузанского, что делает его одним
из родоначальников
Рассуждение Николая
Кузанского помогает понять связь между
философской категорией единого
и космологическим
Характерная для Николая
Кузанского тенденция мыслить высшее
начало бытия как тождество
Эту тенденцию еще
более углубил Джордано Бруно (1548-1600),
создав последовательно
Отождествляя космос с бесконечным божеством, Бруно получает и бесконечный космос. Снимая, далее, границу между творцом и творением, Бруно разрушает и традиционную противоположность формы - как начала неделимого, а потому активного и творческого, с одной стороны, и материи как начала беспредельного, а потому пассивного, с другой. Бруно, таким образом, не только передает самой природе то, что в средние века приписывалось богу, а именно активный, творческий импульс. Он идет значительно дальше, отнимая у формы и передавая материи то начало жизни и движения, которое со времен Платона и Аристотеля считалось присущим именно форме. Природа, согласно Бруно, есть "бог в вещах".
Пантеизм Бруно прокладывал путь к материалистическому пониманию природы. Неудивительно, что учение Бруно было осуждено церковью как еретическое. Инквизиция требовала, чтобы итальянский философ отрекся от своего учения. Однако Бруно предпочел смерть отречению, и в 1600 году был сожжен на костре.
Новое соотношение между материей и формой, новое понимание материи свидетельствует о том, что в XVI веке сформировалось сознание, существенно отличное от античного. Если для древнегреческого философа предел выше беспредельного, завершенное и целое прекраснее незавершенного, то для философа эпохи Возрождения возможность богаче актуальности, движение и становление предпочтительнее неподвижно-неизменного бытия. И не случайно в этот период особо притягательным оказывается понятие бесконечного: парадоксы актуальной бесконечности играют роль своего рода метода не только у Николая Кузанского и Джордано Бруно, но и у таких выдающихся ученых конца XVI-начала XVII века, как Галилей и Кавальери.
Таким образом, в средние века происходит симбиоз научного познания и философских представлений об устройстве мира. Продолжается процесс развития естествознания, обретая все более выраженные формы в различных направлениях науки, культуры и искусства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Средние века – “нормальная”, полноценная эпоха в развитии человеческой цивилизации. Она знала напряженные социальные и мировоззренческие противоречия и конфликты, борьбу консервативных и новаторских тенденций, церковный догматизм, фанатизм, ереси, религиозное свободомыслие, народные движения и т. п. Вместе с тем она выдвинула выдающихся мыслителей, поэтов, художников, выработала самостоятельные и оригинальные представления об истине, добре и красоте, она обосновала ценности, утверждавшие коренную причастность индивида к сверхличным идеалам, к человеческому роду, ко всему мирозданию в целом. И надо прямо сказать, что эти ценности и поныне небезуспешно спорят с индивидуалистическими ценностями новоевропейской цивилизации, возвышающей отдельную личность, ищущей ее основания в ее внутренней субъективности, но вместе с тем предоставлявшей эту личность ее собственной одинокой судьбе.
Список использованной литературы