Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 09:41, контрольная работа
Теоретические воззрения Цицерона в области государства и права находятся под заметным влиянием древнегреческой мысли, и, прежде всего учений Платона, Аристотеля, Полибия и стоиков. Вместе с тем это "иноземное" влияние Цицерон как патриот Рима и практический политик стремился соединить и согласовать с собственно римскими традициями в области государственно-правовой практики и политико-правовой мысли, с самобытной историей римского государства и права, с реальной обстановкой и актуальными задачами современной ему социальной и политической действительности.
Введение
1. Учение Цицерона о государстве
1.1 Возникновение государства
1.2 Формы государственного устройства
2. Аспекты государственного устройства Рима по Цицерону
2.1 Политическая позиция Цицерона
2.2 Отношение Цицерона к рабству
2.3 Характеристика государственного деятеля
3. Истинный закон по Цицерону
3.1 Естественное право
3.2 Формулировка законов
Заключение
Список использованных источников и литературы:
Контрольная работа
Дисциплина: История политико-правовых учений
Тема: Политическая и правовая теория Цицерона
Красноярск
2010
Содержание
Введение
1. Учение Цицерона о государстве
1.1 Возникновение государства
1.2 Формы государственного
2. Аспекты государственного
2.1 Политическая позиция Цицерона
2.2 Отношение Цицерона к рабству
2.3 Характеристика
3. Истинный закон по Цицерону
3.1 Естественное право
3.2 Формулировка законов
Заключение
Список использованных источников и литературы:
Марк
Туллий Цицерон - род. в 106 до н. э. — ум.
07.12.43 гг. до н. э. - знаменитый римский
оратор, юрист, учёный, писатель, государственный
деятель и мыслитель. Римский
эдил, претор, консул. Известен тем, что
стремился возродить
Конец жизни и деятельности Цицерона (44—43 гг. до н. э.) прошел в борьбе против новой опасности военной диктатуры и новых триумвиров (Антония, Октавиана и Лепида). В этой борьбе Цицерон, выступавший против диктатуры от имени "всей Италии" и всех сторонников республики, играл, по словам Аппиана, роль "единовластного демагога". После победы триумвиров имя Цицерона было включено в проскрипционные списки лиц, подлежащих смерти без суда. 7 декабря 43 г. до н. э. Цицерон был обезглавлен сторонниками триумвиров.
Трактаты Цицерона "О государстве" и "О законах" крайне ценны как памятник исторический, сохранивший многие важные сведения и подробности, главным образом относительно государственного устройства римской республики.
Цицерон широко известен как знаменитый оратор, - его имя даже стало нарицательным, - значительно менее он известен как политический деятель и почти вовсе неизвестен как философ. Такое распределение "аспектов" его славы не случайно. Как представитель ораторского искусства и римской литературы, он прочно и на века вошел в историю мировой культуры; как политический деятель он имел отношение к такой эпохе и событиям, которые ныне интересуют лишь историков и, наконец, как философ он едва ли может считаться крупным и самостоятельным мыслителем, сказавшим в этой области какое-то новое слово!
Теоретические воззрения Цицерона в области государства и права находятся под заметным влиянием древнегреческой мысли, и, прежде всего учений Платона, Аристотеля, Полибия и стоиков. Вместе с тем это "иноземное" влияние Цицерон как патриот Рима и практический политик стремился соединить и согласовать с собственно римскими традициями в области государственно-правовой практики и политико-правовой мысли, с самобытной историей римского государства и права, с реальной обстановкой и актуальными задачами современной ему социальной и политической действительности. В целом творческое использование идей предшественников в политико-правовом учении Цицерона сочетается с развитием им ряда оригинальных и новых положений в области теории государства и права.
Государство
(respublica) Цицерон определяет как дело,
достояние народа (res populi). При этом
он подчеркивает, что "народ не любое
соединение людей, собранных вместе
каким бы то ни было образом, а соединение
многих людей, связанных между собою
согласием в вопросах права и
общностью интересов". Тем самым
государство в трактовке
Влияние
Аристотеля заметно и в трактовке
- Цицероном роли семьи как первоначальной
ячейки общества, из которой постепенно
и естественным путем возникает
государство. Он отмечал изначальную
связь государства и
Возникновение государства (также и права) не, по мнению и произволу людей, а согласно всеобщим требованиям природы, в том числе и согласно велениям человеческой природы, в трактовке Цицерона означает, что по своей природе и сущности они (государство и право) носят божественный характер и основаны на всеобщем разуме и справедливости.
Разум — высшая и лучшая часть души, "царский империй", обуздывающий все низменные чувства и страсти в человеке (алчность, жажду власти и славы и т. д.), "мятеж души". Поэтому, писал Цицерон, "при господстве мудрости нет места ни для страстей, ни для гнева, ни для необдуманных поступков".
В русле традиций древнегреческой мысли Цицерон уделял большое внимание анализу различных форм государственного устройства, возникновению одних форм из других, "круговороту" этих форм, поискам "наилучшей" формы и т. д.
Критерии различения форм государственного устройства Цицерон усматривал в "характере и воле" тех, кто правит государством. В зависимости от числа правящих он различал три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию). "И вот, когда верховная власть находится в руках у одного человека, мы называем этого одного царем, а такое государственное устройство — царской властью. Когда она находится в руках у выборных, то говорят, что эта гражданская община управляется волей оптиматов. Народной же (ведь ее так и называют) является такая община, в которой все находится в руках народа".
Все эти
простые формы государства не
совершенны и не наилучшие, но они, по
Цицерону, все же терпимы и могут
быть вполне прочны, если только сохраняются
те основы и связи (в том числе
— и правовые), которые впервые
накрепко объединили людей в силу
их общего участия в создании государства.
Каждая из этих форм имеет свои достоинства
и недостатки. В случае если бы предстоял
выбор среди них, предпочтение отдается
царской власти, а на последнее
место ставится демократия. "Благоволением
своим,— пишет Цицерон, — нас
привлекают к себе цари, мудростью
— оптиматы, свободой — народы".
Перечисленные достоинства
Основной
порок простых форм государства
состоит, согласно Цицерону, в том, что
все они неизбежно, в силу присущей
им односторонности и
Как путь
к смешанной форме правления
Цицерон трактовал эволюцию римской
государственности от первоначальной
царской власти к сенатской республике.
При этом аналогию царской власти
он видел в полномочиях
Достоинства государственного устройства Рима — это по оценке Цицерона, плод многовекового опыта всего римского народа, а не создание отдельного одаренного лица, от которого обязательно что-то ускользает. В отличие от Рима в других государствах формы правления создавали на основе своих законов и установлений отдельные лица (например, Минос — на Крите; Ликург — в Спарте; Тесей, Драконт, Солон, Клисфен, Деметрий Фалерский — в Афинах и т. д.).
Свою концепцию наилучшей (смешанной) формы государства, в отличие от платоновских проектов идеального государства, Цицерон считал реально осуществимой, подразумевая при этом практику римской республиканской государственности в лучшую пору ее существования ("при предках").
Правда,
Цицерон отдавал себе отчет в
том, что реальность восхваляемого
им римского смешанного государственного
строя — скорее в прошлом, чем
в настоящем. Отсюда и его многочисленные
апелляции к этому прошлому. Во
времена Цицерона римская республика
переживала тяжелый кризис и доживала
свои последние дни. Политический строй
Рима двигался к установлению единоличной
власти, к принципату и монархии.
Концепция же Цицерона о смешанном
правлении и вообще его суждения
о государстве как деле народа
явно расходились с современными
ему социально-политическими
В своем творчестве и в своей практической политической деятельности (в качестве квестора, сенатора, эдила, претора и консула) Цицерон последовательно выступал за строй сенатской республики, против полновластия отдельных лиц, в том числе и против режима личной военной диктатуры.
С позиции
"истинного популяра" и борца
за "всеобщее согласие" и благо
государства он атаковал своих политических
противников, в частности таких
лжепопуляров, по его оценке, как
Рулл, Катилина, Клодий. В конце 50-х
гг. Цицерон выступал против всевластия
триумвиров (Помпея, Цезаря и Красса)
и возможной военной диктатуры.
В 40-х гг. установление режима личной
власти Цезаря он расценил как "ночь
республики", "утрату свободы в
государстве" и тиранию. Убийство
Цезаря (44 г. до н. э.) он встретил с радостью.
С учетом специфики практической
политики и ее особой логики следует
все, же признать, что в своей деятельности
Цицерон в целом оставался, верен
основным идеям и принципам той
теоретической концепции
При этом, разумеется, имелись в виду интересы свободных сословий и граждан римской республики, но вовсе не рабов.
Рабство,
по Цицерону, "справедливо потому,
что таким людям рабское
Хотя характеристика раба как "наемника" выгодно отличается от распространенных в то время представлений о рабе как "говорящем орудии", однако в целом суждения Цицерона по этой проблеме заметно расходятся с его общими положениями о том, что по природе "все мы подобны и равны друг другу", что между людьми никакого различия нет, что человек — "гражданин всего мира, как бы единого града" и т. д. Много внимания в творчестве Цицерона уделено восхвалению добродетелей истинного государственного деятеля и идеального гражданина. В этой связи он критиковал представления эпикурейцев и ряда стоиков о том, что мудрому человеку не следует принимать на себя бразды правления и вообще активно участвовать в общественной и политической жизни. Считая управление государством сочетанием науки и искусства, требующим не только знаний и добродетелей, но и умения практически их применять в интересах общего блага, Цицерон отмечал, что "сама природа" влечет лучших людей к тому, чтобы "сделать жизнь людей более безопасной и более богатой". Он советовал изучать науки о государстве и праве как "такие науки, которые могут сделать нас полезными государству", усматривая в этом служении государству "самую славную задачу мудрости и величайшее проявление доблести и ее обязанность".