Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 09:41, контрольная работа
Теоретические воззрения Цицерона в области государства и права находятся под заметным влиянием древнегреческой мысли, и, прежде всего учений Платона, Аристотеля, Полибия и стоиков. Вместе с тем это "иноземное" влияние Цицерон как патриот Рима и практический политик стремился соединить и согласовать с собственно римскими традициями в области государственно-правовой практики и политико-правовой мысли, с самобытной историей римского государства и права, с реальной обстановкой и актуальными задачами современной ему социальной и политической действительности.
Введение
1. Учение Цицерона о государстве
1.1 Возникновение государства
1.2 Формы государственного устройства
2. Аспекты государственного устройства Рима по Цицерону
2.1 Политическая позиция Цицерона
2.2 Отношение Цицерона к рабству
2.3 Характеристика государственного деятеля
3. Истинный закон по Цицерону
3.1 Естественное право
3.2 Формулировка законов
Заключение
Список использованных источников и литературы:
2.3 Характеристика
Мудрый
государственный деятель, согласно
Цицерону, должен видеть и предугадывать
пути и повороты в делах государства,
чтобы воспрепятствовать
Лицо, ведающее делами государства, должно быть мудрым, справедливым, воздержанным и красноречивым. Оно должно, кроме того, быть сведущим в учениях о государстве и "владеть основами права, без знания которых никто не может быть справедлив".
В том
крайнем случае, когда под вопрос
поставлено само благополучие государства
как общего дела народа, с согласия
последнего истинный государственный
деятель, по Цицерону, должен "как
диктатор установить в государстве
порядок". Здесь политик выступает
не в своих корыстных целях, а
в общих интересах как
Обязанности идеального гражданина, согласно Цицерону, обусловлены необходимостью следования таким добродетелям, как познание истины, справедливость, величие духа и благопристойность. Гражданин не только не должен сам вредить другим, нарушать чужую собственность или совершать иные несправедливости, но, кроме того, обязан оказывать помощь потерпевшим несправедливость и трудиться для общего блага.
3. Истинный закон по Цицерону
Цицерон
дает следующее развернутое
Этот "истинный
закон" — один и тот же везде
и всегда, и "на все народы в
любое время будет
Всякого,
кто, презрев человеческую природу,
своевольно не покоряется данному закону,
Цицерон характеризует как
Естественное право, согласно Цицерону, возникло "раньше, чем какой бы то ни было писаный закон, вернее, раньше, чем какое-либо государство вообще было основано". Само государство (как "общий правопорядок") с его установлениями и законами является по своей сущности воплощением того, что по природе есть справедливость и право.
Отсюда вытекает требование, чтобы человеческие установления (политические учреждения, писаные законы и т.д.) соответствовали справедливости и праву, ибо последние не зависят от мнения и усмотрения людей.
Соответствие или несоответствие человеческих законов природе (и естественному праву) выступает как критерий и мерило их справедливости или несправедливости. В качестве примера законов, противоречащих справедливости и праву, Цицерон указывал, в частности, на законы тридцати тиранов, правивших в Афинах в 404—403 гг. до н. э., а также на римский закон 82 г. до н. э., согласно которому одобрялись все действия Суллы как консула и проконсула и ему предоставлялись неограниченные полномочия, включая право жизни и смерти по отношению к римским гражданам. Подобные несправедливые законы, как и многие другие "пагубные постановления народов", по словам
Цицерона, "заслуживают названия закона не больше, чем решения, с общего согласия принятые разбойниками".
Законы, принимаемые в том или ином государстве, должны, кроме того, соответствовать установленному в нем строю, традициям и обычаям предков. Важное значение Цицерон придавал введению к закону, поскольку "закону свойственно также и стремление кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами". Цель такой преамбулы — укрепить божественный авторитет закона и использовать страх божьей кары в интересах исполнения людьми своего долга и предотвращения правонарушений.
Свои
общие представления о
Ряд важных положений о правовой регламентации государственной деятельности высказан Цицероном в проекте закона о магистратах. Так, он отмечал, что империй (полномочия должностных лиц) должен быть законным. В общем, виде им формулируется и следующий правовой принцип: "Под действие закона должны подпадать все".
В учении Цицерона о праве наряду с отличием естественного права от писаного содержится деление самого писаного права на частное и публичное право. Так называемое право народов трактуется им как частью положительное право разных народов и частью как естественное право международного общения (т. е. как естественное международное право). Он формулирует существенный принцип международного права о необходимости соблюдения обязательств, налагаемых международными договорами. Проводя различие между справедливыми и несправедливыми войнами, он считал несправедливой и нечестивой всякую войну, которая "не была возвещена и объявлена". Война характеризуется им как вынужденный акт, допустимый лишь в случае безуспешности мирных переговоров. В качестве причины справедливой войны им указывается необходимость защиты государства, в качестве цели — установление мира. Цицерон выступал за гуманное обращение с пленными и побежденными.
Отдавая должное этим исторически прогрессивным идеям Цицерона в области международного права, следует вместе с тем отметить его в целом одобрительное отношение к завоевательным войнам римской державы и ее претензиям на мировую гегемонию.
Творческое
наследие Цицерона, в том числе
и его учение о государстве
и праве, оказало большое влияние
на всю последующую человеческую
культуру. Его труды находились в
центре внимания римских (стоики, юристы,
историки) и христианских (Лактанций,
Августин и др.) авторов. Пристальный
интерес к его идеям проявляли
мыслители эпохи Возрождения, а
затем и французские
В истории политической и правовой мысли наибольшее внимание многочисленных авторов привлекали, в частности, положения Цицерона о формах государства, о смешанном правлении, о государстве как деле народа и правовом сообществе, о естественном праве, о гражданине как субъекте права и государства (Ф. Аквинский, Г. Греции, Ш. Л. Монтескье и др.). Суждения Цицерона по этому кругу проблем находятся в поле внимания многочисленных современных интерпретаторов.