Понятие и специфика науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 19:51, реферат

Краткое описание

Различают субъект познания и объект познания. Можно сказать, что подлинным субъектом познания в каждую эпоху является человечество, а отдельный человек выступает в роли субъекта познания как его представитель. Сказать, что объектом познания является природа, значит сказать и мало, и много. Это мало, поскольку объектом познания является не только природа, но и общество, больше того, сам человек и его сознание. Но это и много, так как в каждую историческую эпоху объект познания конкретен, он включает лишь часть, лишь определенные фрагменты природных и социальных процессов. Так, растения и животные всегда состояли из клеток, а объектом познания клетка стала лишь в XIX веке.

Содержание

Введение 3
Специфика науки 5
Взаимосвязь науки и философии 8
2.1. Уровни научного познания 11
. Методы научного познания 13
Заключение 16
Список использованной литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 37.33 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ОБЩЕНАУЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

Кафедра философии

 

 

 

РЕФЕРАТ

по философии на тему:

 

Понятие и специфика науки.

 

 

Выполнил:  студент  1 курса

факультета АТС

группы 

                                                                (ФИО)

 

 

 

 

Проверил:

д.ф.н., доцент кафедры 

Шафиков Мунир Тагдилович

(степень, звание, ФИО)

 

 

 

«___»_____________201__ г.

 

 

 

 

 

 

УФА-2012

 

Рег. № _________

Оглавление

Введение                                                                                                                   3          

    1. Специфика науки                                                                                    5
    2. Взаимосвязь науки и философии                                                          8             

2.1.    Уровни научного познания                                                                   11

    1. .    Методы научного познания                                                                  13

Заключение                                                                                                      16

Список использованной литературы                                                             18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Наука – это и итог познания мира, система проверенных на практике достоверных знаний и в то же время особая область деятельности, духовного производства, производства новых знаний со своими методами, формами, инструментами познания, с целой системой организаций и учреждений.

Во-первых, под наукой имеют  в виду особый вид человеческой деятельности (познавательной), результатом которой  выступает истинное знание.

Различают субъект познания и объект познания. Можно сказать, что подлинным субъектом познания в каждую эпоху является человечество, а отдельный человек выступает  в роли субъекта познания как его  представитель. Сказать, что объектом познания является природа, значит сказать и мало, и много. Это мало, поскольку объектом познания является не только природа, но и общество, больше того, сам человек и его сознание. Но это и много, так как в каждую историческую эпоху объект познания конкретен, он включает лишь часть, лишь определенные фрагменты природных и социальных процессов. Так, растения и животные всегда состояли из клеток, а объектом познания клетка стала лишь в XIX веке. С одной стороны, объектом познания становятся те природные и социальные явления, которые так или иначе вовлечены в круг практической деятельности общества и в силу этого стали предметом его познавательного интереса. С другой стороны, те или иные явления превращаются в составляющие объекта познания в меру достигнутого к данному времени уровня знаний.

Во-вторых, под научным  знанием понимают результат познавательной деятельности. Оно подвергается формализации, т.е. выражается в символах. Научное  знание представляет собой систему. Признаком научности является логическая непротиворечивость элементов. Научное  знание не апеллирует к человеческим чувствам и является истинным по объективным причинам. Содержание такого знания не может зависеть от человеческого к нему отношения.

Цель науки – получение  знаний об объективном и субъективном мире и получение объективной  истины.

В-третьих, наука выступает  элементом культуры и как социальный институт. Как элемент культуры она  представляет собой продукт духовной жизнедеятельности человека, воплощение его творческого порыва. В этом отношении наука является таким  же детищем человека, как религия, философия, искусство, мораль, право  и т.паранаука  Роль и место науки как социального института отчетливо видны в ее социальных функциях. Главные из них - культурно-мировоззренческая функция, функция непосредственной производительной силы, функция социальная.

Первая из них характеризует  роль науки как важнейшего элемента духовной жизни и культуры, играющего  особую роль в формировании мировоззрения, широкого научного взгляда на окружающий мир.

Вторая функция с особенной  силой обнаружила свое действие в  наши дни, в обстановке углубляющейся  НТР, когда синтез науки, техники  и производства стал реальностью.

Наконец, роль науки как  социальной силы отчетливо проявляется  в том, что в современных условиях научные знания и научные методы находят все более широкое  применение при решении широкомасштабных проблем социального развития, его  программирования и т. д. В настоящий  период особое место науке принадлежит  в решении глобальных проблем  современности - экологической, проблемы ресурсов, продовольствия, проблемы войны  и мира и т. д.

 

    1. Специфика науки.

Познавательное отношение  человека к миру осуществляется в  различных формах - в форме обыденного познания, познания художественного, религиозного, наконец, в форме научного познания. Первые три области познания рассматриваются  в отличие от науки как вненаучные формы.

Научное познание выросло  из познания обыденного, но в настоящее  время эти две формы познания довольно далеко отстоят друг от друга. В чем их главные различия?

1. У науки свой, особый  набор объектов познания в  отличие от познания обыденного. Наука ориентирована в конечном счете на познание сущности предметов и процессов, что вовсе не свойственно обыденному познанию.

2. Научное познание требует  выработки особых языков науки.

3. В отличие от обыденного  познания научное вырабатывает  свои методы и формы, свой  инструментарий исследования.

4. Для научного познания  характерна планомерность, системность,  логическая организованность, обоснованность  результатов исследования.

5. Наконец, отличны в  науке и обыденном познании  и способы обоснования истинности  знаний.

Специфика научного познания имеет заключается в нескольких особенностях.

1) Объектом научного познания  является тот или иной фрагмент  действительности. Причём, чем более  глубоким становится исследование, тем «меньшим» оказывается выделяемый  фрагмент. По этой причине наука,  всё более углубляясь в изучение  свойств действительности, делится  внутри себя на относительно  самостоятельные дисциплины. Так, к примеру, физика – наука, изучающая природные взаимосвязи, подразделяется на механику, термодинамику, электродинамику и т.д.; в свою очередь, механика тоже подразделяется на кинематику, статику, динамику, теорию упругости и т.д.; и внутри этих подразделов тоже имеются свои деления. Поэтому в этом смысле можно сказать, что наука «фрагментарна» (специализирована).

2) Другая примечательная  особенность научного познания  состоит в том, что её результаты  фиксируются в виде «закона», представляющего собой наивысшую  форму знания. Поэтому можно сказать,  что научное знание имеет универсальное  значение.

3) В научном знании  имеют значимость и сохраняются  лишь те моменты, которые соответствуют  объекту исследования, «субъективное»  же по возможности исключается  из него. Поэтому в этом смысле  можно ещё сказать, что наука  объективна.

4) Следующую особенность  научного познания можно обозначить  как систематичность. Наука не  является бессвязным набором  частей. Напротив, множество понятий,  суждений и умозаключений образуют  некую целостную структуру, поскольку  описание и объяснение, соответствующее  предмету, строится на основе  единых строго сформулированных  принципов. Кроме того, каждая  отдельная научная дисциплина  стремится «согласовать» (сделать  непротиворечивыми) знания, полученные  её, со всеми знаниями, полученными  в других научных дисциплинах. 

5) Далее, следует отметить, что научное познание выстраивается  на основе эмпирических данных, – через наблюдение, эксперимент  и измерение, – и его результаты, выраженные в виде гипотезы, закона  или теории, всякий раз проходят  стадию эмпирического подтверждения. Это – эмпиричность науки.    

6) Важно отметить и  то, что выводы научного познания  строятся на основе «рациональных»  процедур – логических правил, обеспечивающих достоверность и  согласованность приобретённых  знаний. Вместе с тем, в науке  созидающая роль такой духовной  способности человека как разум  проявляется и в её самокритичности.  Наука всегда готова поставить  под сомнение даже самые основополагающие свои результаты. Поэтому можно ещё добавить, что наука рациональна и самокритична.

7) Отметим и такую особенность  научного познания, как  его  «незавершенность». Научное знание  безгранично растёт, и, тем не  менее, абсолютная истина в  науке, скорее всего, не достижима.  Ситуация, когда науке нечего  исследовать, кажется не только  в перспективе удалённой от  настоящего положения дел, но  и в корне противоречивой.

8) Кроме того, для науки  характерна кумуллятивность – преемственность знаний (новые знания всякий раз соотносятся со всем комплексом уже полученных знаний; старые открытия в научном познании никогда не пропадают бесследно).

9) Для науки также характерны  свой особенный язык понятий,  свои особенные методы и средства  исследований (и, в частности,  техническая аппаратура – ускорители, телескопы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Взаимосвязь науки и философии.

Философия на протяжении всего  своего развития была связана с наукой, хотя сам характер этой связи, а точнее, соотношение философии и науки  с течением времени менялось.

На начальном этапе  философия была единственной наукой и включала в себя всю совокупность знаний. Так было в философии древнего мира и в период средневековья. В  дальнейшем развертывается процесс  специализации и дифференциации научных знаний и их отмежевания  от философии. Этот процесс интенсивно идет, начиная с XV-ХVI вв. и достигает  верхнего предела в ХVII-ХVIII вв.

На этом втором этапе конкретно-научное  знание носило преимущественно эмпирический, опытный характер, а теоретические  обобщения делала философия, притом чисто умозрительным путем. При  этом достигались нередко и положительные  результаты.

Наконец, в третий период, начало которого относится к ХIХ в., наука частично перенимает у философии и теоретическое обобщение своих результатов. Универсальную, философскую картину мира философия может теперь строить лишь вместе с наукой, на основе обобщения конкретно-научных знаний.

Философское мировоззрение  может быть и научным, и ненаучным.

Научное философское мировоззрение  в большей мере формирует и  представляет учения философского материализма, начиная с наивного материализма древних через материалистические учения ХVII-ХVIII вв. к диалектическому материализму. Существенным приобретением материализма на этом этапе его развития явилась диалектика, которая, в отличие от метафизики, рассматривает мир и отражающее его мышление во взаимодействии и развитии. Диалектика уже потому обогатила материализм, что материализм берет мир таким, каков он есть, а мир развивается, он диалектичен и в силу этого без диалектики не может быть понят.

Философия и наука тесно  взаимосвязаны. С развитием науки, как правило, происходит прогресс философии: с каждым делающим эпоху открытием в естествознании, как отмечал еще Ф. Энгельс, материализм должен менять свою форму. Но нельзя видеть и обратных токов от философии к науке. Достаточно указать на идеи атомизма Демокрита, оставившие неизгладимый след в развитии науки.

Философия и наука рождаются  в рамках конкретных типов культуры, взаимно влияют друг на друга, решая  при этом каждая свои задачи и взаимодействуя в ходе их решения.

Философия намечает пути разрешения противоречий на стыках наук. Она также  призвана решать и такую задачу, как уяснение самых общих оснований  культуры вообще и науки, в частности. Философия выступает как мыслительный инструмент, она вырабатывает принципы, категории, методы познания, которые  активно применяются в конкретных науках.

В философии, таким образом, отрабатываются общемировоззренческие  и теоретико-познавательные основы науки, обосновываются ее ценностные аспекты. Полезна или вредна наука? Ответ на этот вопрос и подобные ему помогает в наши дни найти именно философия.

Сегодня необходим свободный  обмен мыслями, мнениями как условие  нормального развития философской  мысли. Научная философия обязана  стоять на точке зрения непредвзятого  исследования, а философ должен быть не только идеологом, но и человеком  науки. Философия научна постольку, поскольку она связывается с  действительностью через конкретно-научные  знания. Философия научна не в том  смысле, что она за ученых решает их задачи, а в том, что она выступает  как теоретическое обобщение  человеческой истории, как научное  обоснование современной и будущей  деятельности людей.

Это верно для всех сфер жизни - для анализа познавательных проблем, где исходное - изучение истории  познания, истории науки; для анализа  техники и технической деятельности - обобщение истории развития техники. Аналогичный подход характерен для философии и в сфере политики, морали, религии и т. д. Философский анализ, таким образом, строится на базе строго научного исследования реальных исторических связей.

Информация о работе Понятие и специфика науки