Понятие и специфика науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 19:51, реферат

Краткое описание

Различают субъект познания и объект познания. Можно сказать, что подлинным субъектом познания в каждую эпоху является человечество, а отдельный человек выступает в роли субъекта познания как его представитель. Сказать, что объектом познания является природа, значит сказать и мало, и много. Это мало, поскольку объектом познания является не только природа, но и общество, больше того, сам человек и его сознание. Но это и много, так как в каждую историческую эпоху объект познания конкретен, он включает лишь часть, лишь определенные фрагменты природных и социальных процессов. Так, растения и животные всегда состояли из клеток, а объектом познания клетка стала лишь в XIX веке.

Содержание

Введение 3
Специфика науки 5
Взаимосвязь науки и философии 8
2.1. Уровни научного познания 11
. Методы научного познания 13
Заключение 16
Список использованной литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 37.33 Кб (Скачать файл)

Сегодня особое значение приобретают  исследования всемирно-исторических противоречий - человек и природа, природа и  общество, общество и личность, решение  собственно человеческих, гуманитарных, технических проблем в увязке с проблемами судеб цивилизации, с разрешением целого комплекса  глобальных проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Уровни научного познания.

Научное знание также как  и сам процесс его получения  характеризуются системностью и  структурированностью. В структуре  научного знания принято выделять эмпирический и теоретический уровни. Исследования, с помощью которых получают знания получили разделение на эмпирический и теоретический этапы научного исследования.

Можно выделить несколько  оснований для выделения этих этапов в науке. Эмпирический и теоретический  этапы и уровни в научном исследовании можно разделить по используемым методам и формам познания, по характеру  и типу получаемого знания, по направленности исследования, по познавательным функциям и ряду других признаков.

 Главная познавательная задача эмпирического этапа – это описание явлений; в то время как, для теоретического главным является объяснение изучаемых явлений. Различие между двумя уровнями познания наиболее четко видно в характере получаемых научных результатов. Эмпирический уровень характеризуется получением знаний в результате непосредственного контакта с живой реальностью в наблюдении или эксперименте. На этом уровне появляются знания об определенных событиях, определяются свойства каких-либо объектов или процессов, описываются отношения – все это дает возможность определить эмпирические закономерности. Научный факт – основная форма знания, полученная на эмпирическом уровне.

 На теоретическом уровне  полученные знания образуют законы, принципы и научные теории, содержание  которых раскрывает сущность  изучаемых явлений. Теория, представляющая  этот уровень, стремится объяснить  объективную реальность (главная  задача теории заключается в  том, чтобы описать, систематизировать  и объяснить все множество  данных эмпирического уровня).

Однако теория строится таким  образом, что она описывает непосредственно  не окружающую действительность, а  идеальные объекты.

 Методы, используемые  при получении этих типов знаний, так же отличаются. На эмпирическом  этапе познания в основном  используются наблюдение, эксперимент,  измерение. На теоретическом этане познания основными являются анализ и синтез, идеализация, индукция и дедукция, аналогия, гипотеза и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Методы научного познания.

Наблюдение - это преднамеренное и целенаправленное восприятие явлений  и процессов без прямого вмешательства  в их течение, подчиненное задачам  научного исследования. Основные требования к научному наблюдению следующие:

1) однозначность цели, замысла;

2) системность в методах  наблюдения;

3) объективность;

4) возможность контроля  либо путем повторного наблюдения, либо с помощью эксперимента.

Наблюдение используется, как правило, там, где вмешательство  в исследуемый процесс нежелательно либо невозможно.

Важное место в процессе наблюдения (как и эксперимента) занимает операция измерения. Измерение - есть определение отношения одной (измеряемой) величины к другой, принятой за эталон.

Эксперимент  в отличие  от наблюдения - это метод познания, при котором явления изучаются  в контролируемых и управляемых  условиях.

Эксперимент, как правило, осуществляется на основе теории или  гипотезы, определяющих постановку задачи и интерпретацию результатов.

Преимущества эксперимента в сравнении с наблюдением  состоят в том, во-первых, что оказывается  возможным изучать явление, так  сказать, в "чистом виде", во-вторых, могут варьироваться условия  протекания процесса, в-третьих, сам  эксперимент может многократно  повторяться.

Анализ процесс мысленного, а нередко и реального расчленения  предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения). Процедурой, обратной анализу, является синтез. Синтез - это  соединение выделенных в ходе анализа  сторон предмета в единое целое.

Абстрагирование – это  переход (восхождение) от чувственно воспринимаемых конкретных объектов к абстрактным  представлениям о них. В ходе этой процедуры исследователь отвлекается от менее существенных сторон объекта и одновременно выявляет более существенные стороны объекта.

Идеализация – это особый вид абстрагирования, который представляет собой мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследований.

Идеализация очень важна  при построении мысленных экспериментов.

Значительная роль в обобщении  результатов наблюдения и экспериментов  принадлежит индукции (от лат. inductio - наведение), особому виду обобщения данных опыта. При индукции мысль исследователя движется от частного (частных факторов) к общему. Различают популярную и научную, полную и неполную индукцию. Противоположностью индукции является дедукция, движение мысли от общего к частному. В отличие от индукции, с которой дедукция тесно связана, она в основном используется на теоретическом уровне познания.

Аналогия — подобие, равенство отношений; сходство предметов (явлений, процессов) в каких-либо свойствах, а также познание путём сравнения. Между сравниваемыми вещами должно иметься как различие, так и подобие; то, что является основой сравнения, должно быть более знакомым, чем то, что подлежит сравнению. Различие и подобие вещей должны существовать в единстве (метафизическая аналогия) или по крайней мере не должны быть разделяемы (физическая аналогия). В т. н. атрибутивной аналогии то, что является основанием подобия двух вещей, переносится с первого члена аналогии на второй (когда, напр., по аналогии с человеческим телом поступки, поведение человека рассматривают как «здоровые»). В т. н. пропорциональной аналогии каждый из членов аналогии содержит нечто, в чём он в одно и то же время подобен и не подобен другому.

Гипотеза – это предположение, вводимое в качестве предварительного условного объяснения некоторого явления. Гипотеза, по сути своей, является формой вероятного знания. Гипотеза - научно обоснованное предположение, исходящее из фактов, умозаключение, имеющее своим назначением решить научную проблему и носящее вероятностный характер. Не вдаваясь в подробности, укажем на признаки плодотворности гипотезы. Прежде всего качество гипотезы определяется мерой ее способности охватить как исследуемый круг явлений, так и другие, в том числе и вновь открываемые явления. Сила гипотезы измеряется и тем, насколько она способна предсказывать новые факты. Наконец, гипотеза должна отвечать требованию принципиальной проверимости, верифицируемости. Гипотеза проходит через стадию эмпирического подтверждения или опровержения. Эмпирическая проверка гипотезы чаще всего осуществляется через сопоставление следствий, выводимых из гипотезы, с результатами наблюдений, экспериментов, измерений. Иногда возможны прямые эмпирические проверки гипотезы. Такая возможность имеет место, когда гипотеза указывает на существование нового объекта (звезды, планеты, элементарной частицы) или нового явления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Наука нуждается в поддержке  общества. Если в обществе фундаментальные  ценности окажутся несовместимыми со специфическими ценностями науки, то социальный институт науки, пожалуй, не сможет существовать. Однако надо заметить, что полного  соответствия между ценностями науки  и ценностями общества никогда и  не было. Так, например, когда-то господствовавшие в обществе ценности долгое время  препятствовали использованию такого важного средства изучения анатомии человека, как вскрытие трупов.

20 век стал веком победившей  научной революции. НТП ускорился  во всех развитых странах. К  концу 20 века развились высокие  технологии, продолжился переход  к информационной экономике. Все  это произошло благодаря развитию  науки и техники. Это имело  несколько следствий. Во-первых, увеличились требования к работникам. От них стали требоваться большие  знания, а также понимание новых  технологических процессов. Во-вторых, увеличилась доля работников  умственного труда, научных работников, то   есть людей, работа которых  требует глубоких научных знаний. В-третьих, вызванный НТП рост  благосостояния и решение   многих насущных проблем общества  породили веру широких   масс в способность науки решать проблемы человечества и повышать качество жизни. Эта новая вера нашла свое  отражение во многих областях культуры и общественной мысли. Такие достижения как освоение космоса, создание                           атомной энергетики, первые успехи в области робототехники породили веру в неизбежность научно-технического и общественного прогресса, вызвали надежду скорого решения и таких проблем   как   голод,   болезни  и  т.д.                                    

     И на сегодняшний  день мы можем сказать, что  наука в современном обществе  играет важную роль во многих  отраслях и сферах жизни людей.  Несомненно, уровень развитости  науки может служить одним  из основных показателей развития  общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития  государства.

Возрастающая роль  науки  в общественной жизни породила её особый статус в современной культуре и новые   черты её взаимодействия с различными слоями общественного  сознания. В этой связи остро  ставится проблема особенностей научного познания  и его соотношения  с другими формами познавательной деятельности (искусством, обыденным  сознанием и т. д.).

     Эта проблема, будучи философской, по своему  характеру, в то же время  имеет большую практическую значимость. Осмысление специфики науки является  необходимой предпосылкой внедрения  научных методов в управление  культурными процессами.  Оно  необходимо  и для построения  теории управления самой наукой  в условиях НТР, поскольку выяснение  закономерностей  научного  познания  требует анализа его социальной  обусловленности и его взаимодействия  с различными феноменами духовной и материальной культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Спиркин А.Г. Философия:  Учебник, 2-е изд., М.: Гардарики, 2006,736 с.

2. Ильин В. В. Теория  познания. Введение. Общие проблемы. М., 1994.

3. Поппер К. Логика и  рост научного знания. - М.: Наука, 1993.

4.Канке В.А. Основы философии:  Учебник для студентов средних  специальных учебных заведений,  М.: Логос; КноРус, 2000 - 228 с.

5. Кочергин А. Н. Методы  и формы научного познания. М., 1990.

6. Введение в философию  т.2 М.: 1990г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Понятие и специфика науки